Роль семьи в выявлении одаренных дошкольников
статья по теме

Ольга Гибадулловна Газиева

Материал Международной научно-практической конференции 25 марта 2011 г. г.Бирск Р.Б.  Москва 2011 г.

Одаренные дети как интеллектуально-творческий , инновационный потенциал общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gazieva_o.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Газиева О.Г.

                            МАДОУ  детский сад №36 «Аленький цветочек»

                   комбинированного вида г.Белебея

                                            муниципального района   Белебеевский район РБ

     

Помощь   родителям в  выявлении  одаренных детей

Чаще всего родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как каждый ребенок проявляет свои способности по-своему, а иногда  их вовсе не проявляют. Часто одаренность ребенка остается не замеченной в семьях. Что заставляет родителей увидеть в малыше талант? Наиболее часто родители отличают раннюю речь, употребление сложных слов, а также  ранее освоение счета или чтения. Часто родители  задают вопрос, как выявить личную одаренность? В какой области   ребенок  более способен?

   В первую очередь обращаем внимание родителей на черты одаренного ребенка:

  1. Ребенок концентрируется на одном занятии в течение  нескольких часов подряд и возвращается к нему в течении нескольких дней.  Появляется стремление – доводить все до полного совершенства.
  2. Ребенок стремится к новизне, имеется страсть исследовать окружающую среду, как правило, ребенок почти во всех начинаниях добивается успеха.
  3. Ребенок  видит неожиданные непривычные связи между событиями, связи и отношения между предметами и явлениями.
  4. У ребенка развито чувство юмора – они очень много  видят, их воображение богатое и поэтому могут обнаружить вокруг себя много смешного и несуразного.

         В своей работе  мы используем стандартизированную Тест-анкету для обследования предрасположенности ребенка к различным видам человеческой деятельности, разработанную специалистами в области детской психологии А.да Ханом и Г.Кафам, которая широко применяется в США и мало известна у нас.  Система обследования ориентированна на выявление  способностей  ребенка  с 5 лет. Преимущество этой системы перед другими: она достаточно проста и может проводиться не только профессиональными психологами, но и воспитателями, учителями и  родителями.  (5)

  Оцениваются  восемь  сфер человеческой деятельности -  такие способности ребенка как:

  1. Технические способности
  2. Музыкальные способности
  3.  Способность к научной работе
  4. Артистический талант
  5. Интеллектуальные способности
  6. Спортивный талант
  7. Литературное дарование
  8. Художественные способности

Информация, полученная в ходе обследования, помогает выяснить, к каким видам деятельности  предрасположен ребенок.  Родителям необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести «Скрытый образ жизни». Поэтому чтобы отследить динамику развития ребенка, мы рекомендуем, диагностику  повторить неоднократно /через год/.

Мы  говорим  родителям об  их  главной роли в воспитании способных детей, которая заключается:

  1. Родители должны позаботиться о том, чтобы ум одаренного ребенка всегда имел достаточно разнообразную пищу для своей работы. Необходимо представлять ребенку неограниченные возможности для добровольной, самостоятельной умственной деятельности, и неограниченное удовлетворение всех его запросов, направленных на развитие ума. Старайтесь отвечать на все его вопросы, выслушивайте все его рассказы.
  2. Проявляйте интерес к результатам его творчества и внимательно их оценивайте, выражая при этом как свое восхищение, так и критические замечания ( и то и другое в сдержанной форме)
  3. Поощряйте ребенка к умственной активности собственными вопросами и советами, участвуйте в совместных занятиях. Располагайтесь с собственной работой вблизи ребенка с тем, чтобы он мог время от времени обратиться к вам за советом или с просьбой взглянуть на результат своих занятий. При этом ребенок должен чувствовать  и меру необходимости своей просьбы, стараться не слишком часто отвлекать внимание родителей. Это будет вырабатывать у ребенка и привычку быть максимально самостоятельным в своих умственных действиях.

  Успех к ребенку придет, если родители постараются создать ребенку все возможности для образования, оказать необходимую помощь и эмоциональную поддержку.

Литература:

  1. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. – Киев, 1992г.
  2. Мелхорн Х.Г. Гениями не рождаются   М., 1989г.
  3. Р.В. Овчарова  Справочная книга школьного психолога М.Просвещение 1996 г.
  4. Система работы с одаренными детьми.   часть 1-2.  Бирск 1993 г.
  5. Журнал «Обруч» №1  1999 год / стр 11-13/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста

В Российской педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (не...

"Роль семьи в развитии одаренности ребенка"

Ключевые слова: одаренность, способности, задатки, семейное воспитание....

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии одаренности ребенка»

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии одаренности ребенка»...

Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста

в статье рассказывается о разнообразных способов развития одаренности...

Выявление одаренных дошкольников

В статье описываются современные тенденции выявления, диагностики одаренных детей дошкольного возраста....