Воспитание межнациональной толерантности в условиях детского сада
статья
В данной статье описывается процесс воспитания у дошкольников толерантности и уважения к людям разных национальностей через приобщение их к культурному наследию разных народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.24
ВОСПИТАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Л.Н.Жукова
МБДОУ Выездновский детский сад 1, воспитатель
Россия, 607247, Нижегородская область, Арзамасский район, р. п. Выездное, ул. Сельхозтехника
Тел.: 883(147)-5-17-83, e-mail: ljxtymrffkbyf@mail.ru
Аннотация. В данной статье описывается процесс воспитания у дошкольников толерантности и уважения к людям разных национальностей через приобщение их к культурному наследию разных народов.
Ключевые слова: духовные ценности, фольклор, художественные промыслы, народные праздники, народные подвижные игры, традиции народов, народная игрушка.
Как и для большинства районов России важной особенностью нашего края является этническое многообразие, многообразие национальных культур. В течение долгого времени на основе сплетения культур разных народов складывалось определенное мировоззрение, прививались определенные духовные ценности. А сегодня общество при развитии благ цивилизации, достижений научно-технического прогресса все больше забывает о гармонии, единодушии и единомыслии, объединяемых общей исторической судьбой, и даже о духовно-нравственных качествах, таких, как справедливость, честность, совесть, воля, личное достоинство, вера, добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
В современных семьях в воспитании детей доминируют материальные ценности над духовными, поэтому у детей формируется ошибочное суждение о доброте, сострадании, благородстве, бескорыстности, справедливости, состояние духовно-нравственного мира общества и семьи, безусловно, отражаются на духовно-нравственном воспитании современных детей. Воспитание малыша с раннего возраста превращается в подготовку к учебе в школе и в выполнении некоторых жизненной целей. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, народную культуру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.
В сельской местности родители, в силу своей занятости, отдают детей в детский сад с 1,5 лет, а то и раньше, поэтому именно воспитатели должны сыграть ведущую роль в приобщении детей к культуре и традициям русского народа.
Дошкольники все больше времени проводят перед экранами телевизора, играют на планшете, где герои мультфильмов, игр, сказок не всегда отличаются душевной и нравственной чистотой. А ведь дети нуждаются во внимательных родителях, которые умеют своих детей чувствовать, понимать, и делать то, что необходимо для их развития. Ведь человек начинается с детства. Под влиянием всех этих факторов растет циничность, агрессивность, жестокость в подростковой и молодежной среде, неуважительное отношение к представителям другой культуры к их обычаям, нравам. Поэтому очень важно сформировать у ребенка дошкольного возраста представление о доброте, умение анализировать поступки, бережно и с любовью относиться к своей семье, друзьям, другим людям, животным. Ведь недаром В.А. Сухомлинский говорил, что «…от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш…» [2,с.6]. А чтобы дети полюбили свою родину, выросли уверенными в себе людьми, достойными и сильными, надо сформировать их знания о прошлом страны, своей семьи, ее корнях.
В наше время все чаще рядом с русскими проживают курды, мордва, цыгане, чуваши и другие национальности. Дети других национальностей так же посещают детские сады и школы. Поэтому в образовательный процесс необходимо включать фольклор разных народов мира, чтобы дошкольники не забывали свои традиции и знакомились с другими. Сюда могут входить сказки разных народов мира, поговорки, пословицы, песни, танцы, игры, которые так нравятся всем детям и сближают их. В устном творчестве как нигде отражена народная мудрость, жизнь и быт людей. При сравнении пословиц разных народов дети узнают, что они равноценно оценивают моральные качества человека, воспитывают трудолюбие. Через ознакомление дошкольников с произведениями художественной литературы национальных поэтов и писателей, дети знакомятся с традициями, бытом, кухней разных народов мира, начинается знакомство детей с профессиями разных народов мира: пекарь, сапожник, гончар, чабан и т.д.
Очень важно сформировать у дошкольников знания по истории родного края, приобщить к культурному наследию разных народов, народному фольклору, познакомить с художественным промыслом, с национальными костюмами, национально-культурными традициями. Средствами воспитания толерантного поведения у дошкольников является всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в условиях создания атмосферы добра и взаимопонимания, концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством стран мира [1,с.52]. Неизгладимое впечатление даёт детям знакомство с особенностями жизни народов других национальностей. Детям нравится участвовать в народных праздниках, играх, развлечениях. С вдохновением и активностью дошкольники вместе со взрослыми готовятся и принимают участие в таких праздниках как «Осенняя ярмарка», «Новый год», «Рождество», «Святки», «Масленица», «Пасха», «Троица». В нашем детском саду особое место занимает русский фольклор, который используется почти во всех сценариях программных праздников. Игры, сказки, песни, пословицы, скороговорки, частушки, заклички - все это очень нравится детям. Они с удовольствием поют русские народные песни, исполняют танцы разных славянских народов.
Для того что бы начать воспитание межнациональной толерантности и культуры межнационального общения необходимо создать определенные условия:
1. Наличие предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса;
2. Наличие программно-методической и художественной литературы.
Для начала нужно создать предметно-развивающую среду, соответствующую возрастным особенностям детей. В зоне книги необходимо оформить мини-библиотеку со сказками разных народов мира, с множеством различных красочных иллюстраций, с помощью которых дошкольники знакомятся с национальными костюмами, домашней утварью, событиями жизни, блюдами разных народов. Совместно с родителями можно создать альбомы «Национальные костюмы народов мира», «Национальные блюда народов мира».
Уголок ряженья занимает важное место в игровой деятельности дошкольников. В нем могут находиться различные национальные костюмы, либо костюмы с элементами, например, народной вышивки; шапочки для инсценировок сказок, кукольные театры.
Можно создать в группе мини-музей, в котором будут собраны предметы домашнего обихода разных национальностей. В музее дошкольники могут проводить экскурсии для детей для других групп. Тем самым они не только познакомятся сами, но и познакомят других детей с творчеством и традициями разных народов.
В зоне творчества можно создать уголок народного творчества, где представить предметы и игрушки декоративно-прикладного искусства (матрешки, куклы из мочала, дымковские игрушки, гжель, хохломская роспись, альбомы с разными видами росписей), народные музыкальные инструменты, альбомы о них, карточки с их изображением. Детям очень нравится рассматривать предметы декоративно-прикладного искусства, они используют их в качестве образца, чтобы сравнивать свои успехи в росписи и лепке. Также все эти предметы используются в образовательном процессе во время занятий по знакомству с тем или иным промыслом.
Важно познакомить воспитанников с играмиразныхнародовмирадляформированиялиберальныхвзаимоотношений детей, навыков уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур детей дошкольного возраста. Главная их задача - развивать интерес к занятиям физической культурой, приобщать детей к традициям других национальных культур. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Во время игры обогащается духовный внутренний мир ребенка. У него формируется постоянное, неравнодушное, уважительное отношение не только к культуре родной страны, но и культуре других стран; складывается фундамент знаний для развития патриотических чувств. В содержание занятий по физической культуре можно включить следующие виды подвижных игр народов мира:
- казахские народные игры: «Конное состязание», «Ак каскыр — байланганкаскыр» (Белый лютый – серый лютый), «Ястребы и ласточки», «Платок с узелком», «Балапандар»,«Куле салу», «Айголек», «Байга»,«Бурук-теппек», «Сбей шапку»;
-украинские народные игры: «Колдун», «Хлебец», «Перепелочка», «Мак», «Иголочка-ниточка», «Волк и козлята»;
- белорусские народные игры: «Прела – горела», «Заяц – месяц», «Ежик и мыши», «Иванка», «Ленок», «Заплетись, плетень», «Лиски»;
- узбекские народные игры: «Белый тополь, зеленый тополь», «Чай-чай», «Пастухи козы», «Медведи и пчелы»;
-русские народные игры: «Сорока», «Лошадка», «Перегонка», «Клецки»,«Пень», «Хлопанье и хлопушка», «Голубь», «Волк и гуси», «Гори, гори ясно», «Серый волк», «Мышка», «Шнур»,«Верёвочка», «Рыбка», «Волчок»;
-башкирские народные игры: «Медный пень», «Липкие пеньки», «Стрелок», «Юрта»;
- бурятские народные игры: «Табун», «Иголка, нитка и узелок», «Волк и ягнята»;
-молдаванские народные игры: «Лошадки», «Овцы и волк», «Пастух и стадо», «Барашек», «Яблоко»;
-якутские народные игры: «Волк и жеребята», «Ястреб и утки», «Игра в мяч», «Перетягивание на палках», «Игра с перетягиванием», «Сокол и лиса»;
-азербайджанские народные игры: «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек», «Чья шеренга победит», «Палочка-выручалочка», «День и ночь», «Дети и петух».
Разучивать игру той или иной народности нужноначинать только после знакомства с ее традициями, особенностями жизненного уклада.
Работа строится на основе принципа интеграции образовательных областей, и проводится не только в сотрудничестве с воспитателями, но и другими специалистами ДОУ.
Чтобы дети были всесторонне развиты, родители тоже должны обогащать знания детей традициями своего рода, не забывать о своих корнях. Для родителей в нашей группе можно использовать рубрику «Традиции народов мира», где вывешивается информация о традициях народов, проживающих на одной территории с Россиянами, а также о том, как в доступной и понятной форме донести ее для детей, заинтересовать их.Нужно приглашать родителей принять участие в организации народных праздников, в изготовлении атрибутов к ним.
Важно сотрудничество детского сада с домом культуры, где работают интересные, увлеченные творчеством люди, которые рады поделиться с ребятами своим умением, фантазией. Воспитанники могут посещать, например, кружок изготовления кукол из мочала, где с огромным удовольствием будут плести различных куколок, которых потом можно подарить своим родственникам, друзьям, и, конечно же, играть в них самим. Играть такой куклой – одно удовольствие, ведь она изготовлена своими руками, а уж, если наделить ее какой-либо национальностью, дать кукле имя и сшить костюм, тут уж поневоле, кукла «оживет», и в игре разные народности будут ходить друг к другу в гости и пить чай. Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка – кукла – является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена детской любовью к ней, детской игрой. Игрушка каждого народа имеет свои педагогические, художественные и технические традиции, простые и ясные. Эти традиции носят с одной стороны черты интернациональные, с другой - черты, определяемые национальным своеобразием культуры, быта, педагогики того или иного народа.
Постижение детьми своеобразия и красоты, гармонии культуры разных народов совершенствует у них эстетический вкус, воспитывает волю, мужество, толерантность.
Очень важно, чтобы дети не растеряли те знания и умения, что приобрели в стенах детского сада, и продолжали пополнять свой багаж знаний и в школе и других учебных заведениях. Русские люди всегда были миролюбивыми, не оставляли в беде другие народы, не забывали традиции, корни русскоязычного населения и хочется, чтобы воспитанники детских садов – наше будущее молодое поколение – жили в мире с другими национальностями.
Литература:
- Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. - №11. –с. 51-54.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1973 – 144 с.
EDUCATION OF INTERNATIONAL TOLERANCE IN THE CONDITIONS OF KINDERGARTEN
L.N. Zhukova
Abstract. This article describes the process of educationof tolerance in preschool children and respect for people of different nationalities by introducing them to the cultural heritage of different nations.
Keywords:spiritual values, folklore, arts and crafts, folk festivals, folk games, traditions of the peoples, folk toy.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание одаренных детей в условиях детского сада
Вопросы одаренности личности были актуальны во все времена, а в настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности....
Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада
Курсовая работа на тему: Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада...
Перспективный план по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада» на 2018-2019 учебный год
Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада необходимо. Оно обеспечит овладение детьми культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщи...
«Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада
Продолжать развивать умение идентифицировать себя с представителями своего пола; сформировывать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности. Продолжать развивать умения соот...
Перспективный план по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада» на 2020-2021 учебный год.
Самообразование воспитателя.Тема: «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада»...
Воспитание одаренных детей в условиях детского сада.
Воспитание одаренных детей в условиях детского сада....
Консультация для педагогов "Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада"
Консультация "Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада"...