Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста
картотека (подготовительная группа)

Картотека родвижных игр для детей старшего дошкольного возраста. Основная цель - развитие внимания, произвольности и регуляторной сферы детей. Игры предназначены для подгрупповой работы.

Источники:

А.Н. Веракса, М.Ф. Гууторова. Практический психолог в детском саду.

М.А. Панфилова. Игротерапия общения.

В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова. Нейропсихологические занятия с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Катротека подвижных игр

Подготовила: Педагог-психолог

ГБОУ Школа 2083 ДОП «Росинка»

Бабенко С.В.

«Рады приветствовать всех-всех-всех»

Цели и задачи:

- развитие произвольности и самоконтроля,

- развитие внимания,  

- развитие коммуникативных навыков, умение работать в паре, эффективно взаимодействовать,

- развитие ориентации в собственном теле,

- развитие моторной координации.

Ход игры: Дети свободно передвигаются по комнате пока звучит бубен. Когда бубен останавливается, психолог произносит какой частью тела дети должны поздороваться.  Затем дети должны найти себе пару и успеть  «поздороваться» предложенными частями теля за то время, пока психолог произносит волшебные слова «Рады приветствовать всх-всех-всех». Это условие обсуждается заранее.  

        Предлагается здороваться сначала частями тела без указания право-лево: локтями, коленями, пяточками, мысочками, пальчиками (можно указывать какими пальцами), спиной  и т.д. Затем можно добавлять к парным частям тела ориентацию право/лево (поздоровайтесь правыми руками и т.д.)

        Затем, когда дети освоят игру, можно усложнять инструкцию. Здороваться разными частями тела (поздоровайтесь коленом и мысочком и т.д.) Дети должны быстро договориться кто чем будет здороваться.

        

Ищем пару (носки).

Цели и задачи:

- развитие произвольной регуляции, самоконтроля,

- развитие внимания,

- развитие коммуникативных навыков, способности взаимодействовать (умение принимать решения, ответственность, умение уступать).

Оборудование: заранее подготовленные парные шаблоны носков (или перчаток, варежек, ботинок) с нарисованными на них геометрическими фигурами в определенной последовательности у каждой пары носочков, цветные  карандаши (три карандаша  на пару), музыкальное сопровождение.

Ход игры: детям раздают по одному носочку и просят найти пару каждому. Рисунок на двух носочках из одной пары одинаковый.

        После того, как пары все найдены, детям даются цветные карандаши (по три карандаша на двоих), чтобы они раскрасили свою пару носочков одинаково. Как им захочется, произвольно. Главное условие, чтобы оба носочка были одинаковыми.

        

        

Магнит.

        Цели и задачи:

- развитие внимания,

- произвольности и самоконтроля,

- коррекция тревожности, замкнутости.

Оборудование: Легкая веселая музыка или бубен.

        Ход игры: дети под музыку (под бубен) произвольно двигаются по залу. Когда музыка (бубен) перестает играть, психолог называет имя одного из детей, который становится магнитом и притягивает к себе остальных участников. Все остальные дети должны быстро подойти к названному ребенку и встать вокруг него.

Светофорчик.

        Цели и задачи:

- развитие произвольной регуляции,

- развитие самоконтроля,

- развитие внимания,

- развитие зрительного восприятия,

- развитие координации движений.

        Ход игры: Дети выстраиваются в шеренгу лицом к психологу. Перед ними выкладываются карточки трех цветов. Заранее обсуждается какое движение закрепляется за каким цветом. Психолог показывает один из цветов детям (или, немного усложненный вариант игры -  кладет на одну из карточек какой-либо небольшой предмет (каштан, геометрическую фигуру и т.д.), обозначая свой выбор цвета). Дети должны выполнить движение, соответствующее цвету.

        Игра также многофункциональна. К движениям можно добавить слова, либо совсем заменить словами или фразами.

Внимательное зеркало.

Цели и задачи:

- развитие произвольности и самоконтроля,

- развитие внимания,

- развитие зрительно-моторной координации,

- развитие оптико-пространственной ориентации.

Ход игры: Психолог показывает разные движения. Дети должны их повторять, если к показу добавлено слово «пожалуйста», и, если движение не является запретным. О том, какое движение является запретным, договариваются заранее.  Вместо запретного движения дети стоят и не двигаются.

Не зевай.

Цели и задачи:

-развитие внимания,

- развитие произвольности, самоконтроля,

- развитие зрительно-двигательного,  двигательной памяти,

- развитие моторной ловкости и  координации.

Ход игры: дети идут по кругу. По сигналу (например, остановившемуся   бубну и т.д.) все останавливаются, выполняют заранее показанное движение или серию движений (или заранее заданную последовательность = движение + слово -  для детей, которые справляются с более легким вариантом игры). Затем поворачиваются кругом и продолжают движение.

Найди и собери… фрукты, овощи (одна рука на двоих).

Цели и задачи:

- развитие коммуникативных навыков, навыков эффективного взаимодействия.

-развитие внимания,

- развитие произвольности, самоконтроля.

- развитие пространственной ориентации, зрительного восприятия, закрепление  речевого материала (в зависимости от дидактического материала и цели игры)

Ход игры: игра по парам. Дети берутся за руки. Одному из детей (в каждой паре) дается корзинка. Таким образом в паре на двоих у детей остается только одна свободная рука. Детей просят собрать в корзинку, например, только овощи. Можно собирать только фрукты, только буквы или цифры, только гласные или согласные буквы, только домашних или диких животных, только птиц, изображения только живых или неживых предметов. Также можно предлагать собирать только правильные цифры (или буквы), для этого необходимо подготовить вырезанные плоскостные символы цифр или букв в правильном положении и в зеркальном отображении («Я» и «R»).

Найди пару (шапка и шарф)

Цели и задачи:

-развитие внимания,

- развитие произвольности, самоконтроля,

- развитие зрительного восприятия,

- развитие мышления,

- закрепление речевого материала (в зависимости от задач игры),

- развитие коммуникативных навыков.

        Ход игры: детям раздается по одной карточке с изображением шапки или шарфа. Дети должны сравнивать полученные карточки и подобрать к своему предмету (шапке или шарфу) другой предмет такого же цвета, чтобы получился комплект. Затем дети с найденными комплектами встают в обруч (один обруч – один комплект).

Два магнита.

Цели и задачи:

-развитие внимания,

- развитие произвольности, самоконтроля,

- развитие пространственной ориентации,

- развитие слуховой памяти,

- закрепление речевого материала (в зависимости от задач игры).

Оборудование: бубен, вырезанные плоскостные символы цифр «1» и «2».

Ход игры: Дети рассчитываются на 1-й – 2-й. Запоминают свой номер. Затем свободно передвигаются по комнате под звучание бубна. Как только бубен останавливается, дети должны собраться в круг вокруг цифры, которую называли во время расчета. Цифры раскладываются заранее на полу.

Игра многофункциональна. Можно закреплять различный речевой материал. Например, лексические темы, дифференциацию гласных и согласных и т.д.

Горная тропинка.

Цели и задачи:

-развитие внимания,

- развитие произвольности, самоконтроля,

- развитие пространственной ориентации.

- развитие воображения,

- развитие познавательной сферы (в зависимости от целей игры),

- профилактика тревожности.

Оборудование: длинная лента, бубен.

        Ход игры: дети медленно идут по тропинке из лент, выложенных на полу (ленты положить замкнутым кругом) и представляют, что они идут по узенькой горной тропинке. Дети идут пока звучит бубен. Как только бубен замолкает, психолог произносит одно из двух заранее оговоренных слов. Если звучит слово «камень», дети должны прыгнуть внутрь круга. Если звучит слово «обвал», то дети должны прыгнуть наружу круга.

        Игру можно модифицировать, исходя из  задач, которые ставит педагог-психолог. Например, можно закреплять лексические темы. Дети будут идти по ленточке, как по тропинке в огороде, и прыгать в нужную сторону, услышав, например, название фрукта или овоща (либо домашнего или дикого животного, либо гласный или согласный звук и т.д.).

Узнай и назови (рисунки на спине)

Цели и задачи:

-развитие произвольности, самоконтроля,

- развитие внимания,

-развитие памяти (двигательной, тактильной),

- развитие навыка перевода информации из тактильной модальности в образную, зрительно-двигательную,

- развитие воображения,

- развитие тактильного восприятия.

        Ход игры: дети выстраиваются в шеренгу друг за другом. Ведущий рисует пальцем на спине у последнего в шеренге ребенка контур предмета (геометрическую фигуру, или букву гласную/согласную, или цифру). Тема обсуждается заранее. Ребенок, у которого на спине рисовали, передает – рисует на спине впереди стоящего тот же предмет, который по его мнению нарисовали у него на спине, и т.д. Все дети выполняют задание молча. Когда у всех детей отображен предмет на спине, дети поворачиваются лицом к ведущему и по команде: Раз, два, три – говори», хором произносят нарисованный предмет. Затем обсуждается со всеми участками совпал ли предмет, который был нарисован с их представлениями.

Жучки гуляют.

Цели и задачи:

-развитие произвольности, самоконтроля,

- развитие внимания,

- развитие слухового восприятия,

- ориентации в схеме тела, пространственной ориентации,

- развитие тактильного восприятия.

        Ход игры: каждому ребенку в правую руку (или левую) дается игрушечный жучок. Дети гуляют с жучками по комнате, выполняя при этом задания психолога. Жучка нужно постоянно держать в одной руке на протяжении всей игры. Необходимо жучка сажать на разные части тела: правое колено, левое плечо, голова и т.д. Затем дети садятся на пол и отпускают жучка погулять справа от себя, слева от себя. Психолог в ходе игры задает вопросы: «где находится твой жучок сейчас, где он сидит?»

Постройте матрешек по росту

Цели и задачи:

-развитие произвольности, самоконтроля,

- развитие внимания,

- развитие зрительного восприятия,

- оптико-пространственной ориентации,

-мышления.

        Ход игры: Каждому ребенку дается картинка с изображением матрешки. Матрешки все разных размеров. Дети должны договориться и построиться так, чтобы все матрешки были выстроены по росту от самой большой к самой маленькой (или наоборот).

Найди пару (шапка и шарф).

Цели и задачи:

-развитие произвольности, самоконтроля,

- развитие внимания,

- развитие зрительного восприятия,

- оптико-пространственной ориентации,

-мышления,

- развитие коммуникативных навыков

        Ход игры: детям раздается по одной карточке с изображением шапки или шарфа. Ребята должны сравнить полученные карточки и подобрать к своему предмету (шапке или шарфу) другой предмет (соответственно шапку или шарф) такого же цвета. Затем дети с найденными комплектами встают в обруч (один обруч – один комплект).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия Русские народные подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

Упражнять детей в ходьбе,  беге по кругу, взявшись за руки, бегать с высоким подниманием колен; развивать координацию движений рук и ног с дыханием; формировать правильную осанку; продолжат...

Картотека "Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста"

Картотека "Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста"Составитель: Тюленева Любовь Витальевна, воспитатель, высшая категория, МАУДО «Детский сад №6», Тюменская область, г. Ялуторовск...

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста.

«Гор«Горелки», «Весёлые ребята», «Космонавты» и т.д....

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

В данной таблице собраны подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста и распределены по темам недель....

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста.

Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой ...