Конспект занятия "Птицы"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Невзорова Наталья Викторовна

Конспект открытого занятия "Птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ptitsy2.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 «Жар - птица»

Конспект познавательного открытого занятия

в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

«Птицы»

Составила:

воспитатель

Невзорова Н.В.

2019 г.

«Птицы»

Цель: Закреплять и расширять представление детей о птицах.

Задачи:

Обучающие:

- систематизировать знания о перелетных и знакомых зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц.

Развивающие:

-  развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;

- закреплять умения самостоятельно проводить опыты, устанавливать причинно-следственные связи,  делать выводы, поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться, уважительно относиться к высказываниям других детей.

- активизировать словарь детей (перелётные, зимующие, насекомоядные, зерноядные, водоплавающие, клином, шеренгой, дугой), умения правильно составлять предложения

- развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам

- закреплять навыки детей отвечать на вопросы полным ответом

-закреплять навыки безопасного поведения при проведения опытно-экспериментальной деятельности.

Воспитывающие:

- воспитывать умение слушать других детей, умения взаимодействовать друг с другом

- воспитывать заботливое отношение к птицам.

Материалы и оборудование: видеозапись, карточки «Перелетные и зимующие птицы», конверты с гнездами птиц, перья, емкости с водой, перышки и шерсть, ватные диски, картон, салфетки, подсолнечное масло, поролон, воздушные шарики, теннисные мячики, коробочки от киндеров.

Предварительная работа: беседы о птицах, рассматривание сюжетных картин, иллюстраций о жизни птиц; наблюдения за птицами во время прогулок. Чтение познавательной и художественной литературы о птицах, • Просмотр видеороликов «Жизнь птиц». Прослушивание записи «Голоса птиц».  Прослушивание аудио рассказов В. Бианки «Наши птицы. Птицы везде», «Канарейка», «Разговор птиц весной», «Птичьи разговоры. Утро». Отгадывание загадок, кроссвордов.

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте подарим гостям улыбку, чтоб она никогда их не покидала.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я буду задавать вам вопросы, какое слово будет чаще всех повторятся, значит об этом мы будем сегодня говорить. Готовы?  Только будьте очень внимательными.

1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см)

2. Какая птица в течение года меняет свою окраску? (Белая куропатка.) Почему? Белая куропатка меняет свои наряды и цвет их — под стать окружающей природе.
Разноцветные сезонные наряды этих птиц, пестрые летом и белые зимой

3. У каких птиц перья напоминают чешую рыбы? (У пингвина.)

4. Как в народе называют птицу - голубь? (Сизак)

5.  У какой птицы крестообразный клюв?(Клест)

6. Почему птица воробей любит купаться в песке? (На самом деле они так очищают перья. Зимой они нередко купаются в снегу.)

7. Почему у птиц самцы имеют более яркую окраску чем самки? 

8. Кто такие орнитологи? (ученые, занимающиеся изучением жизни птиц)

 9. Почему птицу - кукушку считают другом леса?

(Она истребляет прожорливых гусениц шелкопряда соснового и бабочки-монашенки, объедающих хвою у сосны и ели. Этих покрытых ломкими ядовитыми волосками гусениц другие птицы не трогают.)

10. В какую страну улетает синица на зиму? (Она не улетает)

11. Почему птицы клюют камни?  (перемалывать и перетирать грубую пищу)

12. Откуда птицы узнают, что пора отправляться в полет? (То, что пора улетать, птицы определяют по своим биологическим часам)

13. Птица воробей маленькая, а ворона? (большая)

Воспитатель: Догадались о ком мы будем говорить? (о птицах) Правильно, о птицах.

Воспитатель: Ребята, дети старшей группы прислали нам видеообращение.  Послушайте внимательно (Видеозапись с вопросами).

Чтобы вам было удобнее работать мы разделимся на группы, возьмите пожалуйста по одной карточке и определитесь сколько будет групп. (дети берут карточки на столе и делятся на две группы). У вас получилось две группы. По какому принципу вы поделились? (Объяснение детей: на карточках изображены птицы, одни относятся к перелетным, другие к зимующим).

- Почему птицы так называются – перелетные и зимующие? (перелетные улетают осенью в теплые края, зимующие остаются с нами зимой)

- Как еще называют зимующих птиц? (оседлыми).

- Как ведут себя зимующие птицы во время морозов? (прижимаются друг к другу и нахохливаются, это все потому, что между перьями собирается воздух, который является отличным изолятором и не дает их тельцам терять тепло).

- Перелетные птицы улетают все вместе? (первыми улетают насекомоядные, потом зерноядные и последними водоплавающие)

Воспитатель: Молодцы, давайте вспомним заданный вам вопрос

Помогите нам определить какие из представленных гнезд относятся к перелетным, а какие к зимующим птицам и почему?

Ребята, вам надо не только ответить на вопросы, но и доказать свой ответ. Что может помочь найти ответы? (альбомы, энциклопедии). (Воспитатель раздает конверт с фотографиями гнезд, дети работают в своих группах. Дети отбирают фотографии и размещают на мольберте. Составьте карту - схему к описанию гнезда вашей группы.  Приступаем. Решите, кто с вашей группы будет отвечать.

Группа зимующие: 1. Это гнездо клеста (опираясь на схему ребенок рассказывает)

Воспитатель: Может это гнездо снегиря? (у снегиря яйца светло-голубого цвета в крапинку)

Группа перелетные: 1. Это гнездо утки – кряквы (опираясь на схему ребенок рассказывает)

Воспитатель: Может это гнездо журавля? (нет у журавля гнездо напоминает по форме платформу и яйца светло коричневого цвета).

Воспитатель: а теперь послушайте еще один вопрос, он сложнее будьте внимательны?  (включается видеозапись)

Почему водоплавающие птицы не тонут?

(Водоплавающие птицы не тонут, потому что их перья не намокают, так как возле хвоста находится железа, которая выделяет жир. Своим клювом птицы промазывает свои перья и образуется жировая пленка, поэтому перья не намокают, еще у них под перьями образуются воздушные мешочки, которые уменьшают плотность тела птицы)

Воспитатель: Почему жир образует пленку на воде? Как можно доказать защитные свойства жира? Что еще помогает водоплавающим птицам быстро плавать, передвигаться по воде? (у них на лапах перепонки. Они как весла у лодки, помогают птицам отталкиваться в воде). Ученые назвали такое строение лап - веслоногие.
Как вы можете доказать свои предположения? (С помощью опытов)

Воспитатель: Пожалуйста, возьмите необходимый материал и приступайте к работе.

(дети проводят опыты)

Опыт 1. С водой и маслом.  Дети опускают сухую руку в воду, затем вынимают. Часть воды стекла, часть осталась, кожа влажная. Дети намазывают руку жиром, опускают руку в воду на несколько секунд, затем вынимают. Жировой слой не дает воде проникнуть в кожу, он ее отталкивает.

Опыт 2. Дети наносят кисточкой масло на бумагу.  Опускают в воду лист бумаги, намазанный маслом и лист, не пропитанный маслом. Лист, пропитанный маслом некоторое время, находился на поверхности воды, а лист без масла намок и опустился на дно. Жировая пленка удерживает предмет на поверхности воды.

Опыт 3. Дети наносят кисточкой масло на ватный диск.  Опускают в воду одновременно диск, намазанный маслом и диск, не пропитанный маслом. Диск пропитанный маслом некоторое время находился на поверхности воды, а лист без масла намок и опустился на дно. Жировая пленка удерживает предмет на поверхности воды. Через некоторое время диск с маслом тоже погрузился в воду. Если его снова смазать маслом он будет вновь будет на поверхности воды. Значит птицы постоянно смазывают свои перья жиром

Опыт 4. Опыт с перьями. Опустите перо в воду - оно не намокает.

перо гуся покрыто тонким слоем жира, который отталкивает воду и не дает птице намокнуть.

Опыт 5. Дети опускают в воду гусиные и куриные перья, вынимают: куриное перо намокло, стало не красивым, потеряло форму, гусиные перья не смачиваются, на пере образовалось несколько больших капель воды. После встряхивания вода стекла, перо осталось прежней формы, почти сухим. Делают выводы

Опыт 6. Опыт с водой и шариками. Дети опускают в воду шарики и контейнеры из-под киндеров. Они остаются плавать на поверхности воды. Потому что в них воздух, а воздух легче воды. Поэтому шарики не тонут. Вот такие маленькие воздушные мешочки есть под кожей у водоплавающих птиц. Они-то их и удерживают на воде.

 Воспитатель: Ребята у меня к вам один вопрос: почему со временем материал, смазанный маслом, все-таки утонул? (потому что масло смывается и материал пропитался водой, а, чтобы он не утонул его надо постоянно смазывать масло, что и делают водоплавающие птицы). Кто как смог доказать, выявить, определить свои предположения (ответы детей о своих опытах). Мы нашли ответы на поставленные вопросы, теперь надо передать эту информацию ребятам. Как нам это сделать? (предложение детей).  Посмотрите у нас есть камера может мы передадим информацию напрямую через камеру (Ответы детей). Включается камера (дети рассказывают о доказательстве своих предположений)

Итог: Ребята, какая сегодня перед вами стояла задача? (ответы детей

Какие советы вы можете дать старшим дошкольникам (ответы детей

Ребята, о чем вы хотели бы еще узнать? (ответы детей)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....