Конспект по познавательному развитию для подготовительной группы детского сада : « След М.Ю.Лермонтова на Чембарской земле».
методическая разработка (подготовительная группа)
Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова.
Воспитывать чувство гордости за свой родной край, в котором жили и творили люди, известные всему миру.
Подвести к пониманию того, что города изменяются в течение времени и имеют свою неповторимую историю.
Развивать у детей интерес к историческим фактам, связанным с историей родного города и близлежащего села Тарханы.
Развивать мелкую моторику, коммуникативные способности детей, речь, память и мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatel.doc | 359 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МДОУ ДС №1 г. Белинский ДС №3 г.Белинский.
Конспект по
познавательному развитию для подготовительной группы детского сада :
« След М.Ю.Лермонтова
на Чембарской земле».
Подготовила: воспитатель Степанова О.С.
2018 г.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Задачи:
Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова.
Воспитывать чувство гордости за свой родной край, в котором жили и творили люди, известные всему миру.
Подвести к пониманию того, что города изменяются в течение времени и имеют свою неповторимую историю.
Развивать у детей интерес к историческим фактам, связанным с историей родного города и близлежащего села Тарханы.
Развивать мелкую моторику, коммуникативные способности детей, речь, память и мышление.
Оборудование: Музыкальная запись танца «Менуэт», компьютерная презентация, д/и «Разрезные картинки», заготовки для аппликации « Парус».
Ход занятия:
Дети выходят в исполнении танца менуэт.
Воспитатель: Ребята, какой красивый танец! Скажите - вы исполняли современный танец? ( нет, старинный) А где исполнялись такие танцы? (Такие танцы в старину танцевали на балах). Вам известны названия ещё каких-нибудь старинных танцев?( менуэт, полонез). А сейчас где-нибудь проводятся такие балы, на которых танцуют менуэт, полонез?(нет) Давайте посмотрим на экран(фрагмент бала в музее Тарханы) Вы узнаёте это место? (Тарханы, Лермонтово, музей). А что такое музей? ( учреждение, которое занимается сбором, изучением и хранением старинных вещей ). В музее им. М.Ю. Лермонтова регулярно проводятся Лермонтовские балы, и каждый желающий может посетить такое мероприятие. Кто из вас бывал в Тарханах? (ответы детей). Почему в доме где жил Лермонтов, открыли музей ? (это – великий поэт). А если он поэт значит какие произведения он писал? (стихи)Верно! И не только , но большинство его произведений – стихи. Послушайте стихотворение, которое написал М.Ю.Лермонтов…
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;
Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога...
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве, рано остался без мамы. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, страстно любившая внука, перевезла мальчика в своё имение в Тарханах, где и занялась его воспитанием. В Тарханах М.Ю.Лермонтов провёл всё своё детство, играл, как и все дети, в различные игры. А вы знаете какие-нибудь старинные игры, в которые играли на Руси, мы часто с вами играем в некоторые старинные игры, подумайте, в какие? («Колечко», «Жмурки», «У медведя во бору», «Краски») Молодцы! А сейчас, я предлагаю вам, поиграть в старинную игру, которая называется «Горелки».
Ход игры: Играющие становятся парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. Один из играющих – ловящий становиться на эту линию. Все стоящие в колонне говорят:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три – беги!
После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева), стремясь встретиться, и берутся за руки. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удается никого поймать, он остается в той же роли.
Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу.
На протяжении всей своей короткой жизни Лермонтов посещал дорогое его сердцу место. Здесь он написал много произведений.
Кто-нибудь из вас бывал в Тарханах? Вспомните, долго ли вы ехали туда? Далеко ли от нашего города находится село Тарханы? (близко). Как сейчас называется это село?(Лермонтово). Да, село находится довольно близко. Так вот, оказывается, Лермонтов часто бывал в Чембаре. Представляете, великий поэт, когда-то ходил по улицам нашего города, где сейчас с вами ходим и мы, посещал дома, в которых в те давние времена, жили его знакомые и знакомые его бабушки. На улице Садовой, находится дом, который какое-то время принадлежал бабушке Михаила Юрьевича. Но он очень старый. И на сегодняшний день его переделали почти полностью. В честь великого поэта , названа одна из улиц нашего города. Кто-то из вас, даже живёт на этой улице. Кто-нибудь догадался, какая улица названа в честь поэта Лермонтова (Лермонтовская). Верно, а какие известные здания находятся на улице Лермонтовской? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю поиграть в игру, которая поможет вам найти ответ: игра «Разрезные картинки»(с достопримечательностями улицы).
А теперь давайте отгадывать, какие здания изображены на фотографиях , которые вы собрали и какие из них, располагаются на улице Лермонтовской (церковь, пенсионный фонд, …Фотографии построек в современном виде и в первоначальном появляются на экране, воспитатель кратко комментирует фотографии).Но есть и другие места в Белинском, которые хранят память о поэте.(на экране фотография заповедника «12 дубков» )Ребята, а это место вы узнаёте? Бывали здесь?(ответы детей). Когда М.Ю. был маленьким - это было его излюбленным местом в Чембаре. Здесь в 14 лет он написал поэму, которую назвал «Черкесы».
Вы тоже знаете стихотворение Лермонтова, давайте его послушаем(несколько детей читают стихотворение «Парус»)
Парус
Михаил Юрьевич Лермонтов
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Какие чувства у вас вызывает это стихотворение? Предлагаю всем вместе выполнить аппликацию, которая будет иллюстрацией к стихотворению «Парус»( Выполняют аппликацию, показывают гостям результаты своей работы).
Что ж ребята, сегодня вы узнали много нового.
Итак. Кто такой М.Ю.Лермонтов?(поэт) Как Лермонтов связан с историей нашего города?
Я часто посещаю музей-заповедник им. М.Ю.Лермонтова в селе Тарханы. Привезла вам маленькие сувениры с символикой музея.(Воспитатель раздаёт детям магниты с изображением поэта и достопримечательностей села Лермонтова).
Результативность использования краеведческого материала «След М.Ю.Лермонтова на Чембарской земле».
В результате проведённого мероприятия дети подготовительной группы ближе познакомились с жизнью и творчеством русского поэта М.Ю.Лермонтова.
Воспитанники испытали восхищение и гордость за свой родной край, в котором жили и творили люди, известные всему миру.
Проявление интереса к истории своей малой Родины, со стороны детей, позволил и в дальнейшем развивать и внедрять краеведческую тему в повседневные занятия в ДОУ.
Большинство воспитанников, вместе с родителями посетили музей М.Ю.Лермонтова в Тарханах, после чего поделились своими впечатлениями. Родители отметили знания своих детей о М.Ю.Лермонтове, селе, названном в его честь, а так же связи поэта с нашей малой Родиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада тема: «Береза как символ России»
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада тема: «Береза как символ России»...
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготов...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада Тема: «Путешествие по реке Кубань»
Программное содержание: Образовательные: Углублять и уточнять представления о родном крае, реке Кубань. Знакомить с растениями, животными, птицами нашего края. Развивающие: Развитие внимания, памяти, ...
конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада "Как Муравьишка домой спешил"
Конспект НОД по « Познавательному развитию» в подготовительной группе « Пчелка»Цель образовательной деятельности: Формирование у детей элементарных математических представлений, речевого развития чере...
Конспект итогового занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада
В конспекте представлен материал для занятия в подготовительной группе по познавательному развитию, художественно-эстетическому, физическому развитию....
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологий Тема « Ветер проказник»
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюв подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологийТема « Ветер проказник»...
конспект СОД по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада "Как звери к зиме готовятся"
В конспекте представлен вариант использования художественной литературы (М. Пришвин рассказ "Ёж" с целью углубления знаний у детей о приспособлении некоторых видов животных к зимним условиям...