конспект СОД по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада "Как звери к зиме готовятся"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
В конспекте представлен вариант использования художественной литературы (М. Пришвин рассказ "Ёж" с целью углубления знаний у детей о приспособлении некоторых видов животных к зимним условиям существования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yozh_konspekt.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной образовательной деятельности
Воспитатель: Клочихина Екатерина Игоревна
Тема недели: «Дикие животные»
Тема СОД: «Как звери к зиме готовятся»
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-
коммуникативное, художественно-эстетическое
Форма организации: беседа.
Цель: углубление знаний детей о приспособлении некоторых видов животных к зимним условиям на основе рассказа М.Пришвина «Ёж».
Задачи:
Образовательные:
- активизировать в речи детей слова, относящиеся к знакомым литературным произведениям;
- закреплять знания детей об отличительных особенностях сказок и рассказов;
- побуждать анализировать поступки героев произведений, делать выводы;
- привлекать детей к совместному обсуждению прочитанного рассказа.
Развивающие:
- стимулировать речевую и коммуникативную активность детей через участие в беседе;
- совершенствовать связную речь в процессе беседы через рассуждения, побуждать детей делиться своими впечатлениями о прочитанном;
- продолжать развивать зрительное восприятие, мышление, память.
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать собеседников;
- воспитывать любовь к живой природе.
Материал и оборудование: папка с иллюстрациями к сказкам, иллюстрация к рассказу М.Пришвина «Ёж», книга «Русские сказки о природе» М.Пришвина, картина из серии «Развитие речи в картинках» - «Ежи», листы с изображением ежей для раскрашивания.
Ход деятельности:
1. Способ вовлечения детей в деятельность: в групповое помещение входит воспитатель, в руках у неё большая папка.
Дети обращают внимание и спрашивают: «А что это у Вас?»
- Воспитатель: хотите узнать?
- Дети: да. (Воспитатель присаживается на стульчик возле стола и предлагает детям сесть рядом или встать – по желанию)
- Воспитатель: давайте посмотрим. (Предлагает детям открыть папку, в ней находятся иллюстрации к сказкам).
- Воспитатель: какая красивая иллюстрация! К какой сказке ? Кто герои этой сказки? (Дети отвечают. По аналогии рассматривается 5 иллюстраций?)
Следующая иллюстрация с изображением ежа.
Основная часть:
- Воспитатель: к какой сказке эта иллюстрация?
- Дети: эта иллюстрация к рассказу «Ёж» М. Пришвина.
- Воспитатель: мы с вами рассматривали иллюстрации к сказкам, а эта иллюстрация к рассказу. Чем отличается сказка от рассказа?
- В сказке много выдумки, а в рассказе всё по-настоящему.
- Напомните, пожалуйста, как началась история про ежа? (Кто-то из детей воспроизводит начало рассказа).
- Как вы думаете – хорошо или плохо поступил автор, спихнув ежа в ручей?
- Дети: плохо ( почему – рассуждения детей).
Воспитатель: ну, скорее всего, автор знал, что ежи умеют плавать и он не утонет, то есть, не хотел погубить ёжика.
Скажите, пожалуйста: ежи – лесные жители или домашние?
Дети: лесные.
Воспитатель: зачем же автор взял его домой.
Дети: чтоб ёжик ловил мышей, потому что у автора дома их было много.
Воспитатель: вам было домашнее задание – спросить у родителей, едят ли ёжики мышей.
Дети: да, едят.
Можно сказать, что ёж – хищник, раз он ест мышей? А что ещё в природе употребляет в пищу ёж.
Дети: улиток, слизней, червей, пауков, кузнечиков, змей, у ежа очень острые зубы.
Воспитатель: в рассказе говорится, что ёж утащил газету, упавшую на пол. Заччем?
Дети: сделать себе гнездо.
Воспитатель: в лесу из чего делают ежи гнёзда ?
Дети: из сухих листьев, веток.
Воспитатель: в рассказе ёж, соорудив гнездо из газеты, стал таскать яблоки..Зачем?
Дети: запасы делал на зиму.
Воспитатель: ежи запасы на зиму не делают,- они им не нужны, так как ежи зимой спят.
С каким животным можно сравнить ежа?
Дети: с медведем.
Воспитатель: что у них общего?
Дети: оба хищники и спят зимой, запасов не делают.
Воспитатель: вот посмотрите, ребята, два совершенно разных по размерам животных, а сколько у них общего.
Далее динамическая пауза: воспитатель предлагает изобразить как передвигается медведь и пофыркать, как ёж.
Воспитатель: как вы думаете – стоит ли ради забавы брать лесных жителей домой?
Дети: нет. (Рассуждения детей)
Воспитатель: давайте вспомним, чем кормил автор ёжика.
Дети: молоком, хлебом.
Воспитатель: много молока и хлеба ежам давать нельзя, так как в природе они их не видят, и если часто давать им такие продукты, они могут заболеть и погибнуть.
Дети, а что можно сказать об авторе рассказа – он добрый или злой?
Дети: добрый, он ежа не обижает, а гладит и кормит, называет «хорошим.
Воспитатель: напомните, о каком рассказе мы с вами беседовали и кто автор рассказа.
Дети: рассказ называется «Ёж», автор Михаил Пришвин.
3. Результат деятельности: углубление знаний детей в ходе беседы об особенностях существования ежа в дикой природе.
4. Анализ: мы с вами хотели узнать что в папке? Узнали? А ещё чем мы занимались? ( «Беседовали о рассказе про ежа»)
Далее детям предлагается раскрасить заранее приготовленные картинки с ежами или рассмотреть иллюстрации в книге М.Пришвина.
5. Педагогические риски
риски | приёмы минимизации |
не все дети присоедини- лись к деятельности | -обратиться за помощью к неприсоединившимся детям, н-р: «Дима, ты умеешь читать, прочти, пожалуйста, надпись на папке. Нам без тебя не справиться»; - во время беседы приглашать неприсоединив- шихся к беседе, обратиться с просьбой ответить на вопрпос; - предложить заняться самостоятельной игровой деятельностью по выбору |
у детей угасает мотивация | - дать возможность высказаться именно этому ребёнку; - смена интонации голоса педагога (таинствен- ный шёпоп или, наоборот,- говорить громко; - напомнить, что хотели узнать в самом начале и хотят ли узнать, что случится дальше. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготов...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада Тема: «Путешествие по реке Кубань»
Программное содержание: Образовательные: Углублять и уточнять представления о родном крае, реке Кубань. Знакомить с растениями, животными, птицами нашего края. Развивающие: Развитие внимания, памяти, ...
конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада "Как Муравьишка домой спешил"
Конспект НОД по « Познавательному развитию» в подготовительной группе « Пчелка»Цель образовательной деятельности: Формирование у детей элементарных математических представлений, речевого развития чере...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся».
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе«Как дикие животные к зиме готовятся».Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить ...
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Как лесные звери готовятся к зиме»
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Как лесные звери готовятся к зиме»...
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе: Тема: «Как звери к зиме готовятся?»
Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как птицы готовятся к зиме».
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как птицы готовятся к зиме»....