Семинар-практикум для родителей «Семья на пороге школьной жизни»
материал (подготовительная группа)

Щаднова Валентина Анатольевна

Подготовка детей к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

«Семья на пороге школьной жизни»

Воспитатель: Щаднова В.А.

Цель: создание условий для эффективного сотрудничества детского сада, семьи и школы в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста при подготовке их к обучению в школе.

Задачи:

  • активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащение воспитательного опыта родителей;
  • повышение педагогической компетентности родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе;
  • профилактика школьной дезадаптации будущих первоклассников.

Участники: родители детей будущих первоклассников, посещающих дошкольное учреждение, заведующий МДОУ, старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учитель начальных классов.

Содержание семинара-практикума.

Процесс подготовки ребенка к школе вызывает у нас -  родителей много вопросов. Мы сегодня поговорили с вами об особенностях обучения и основных требованиях со стороны школы к первокласснику. Что еще необходимо для формирования успешности будущего ученика.

Прежде всего, необходимо учитывать индивидуальные особенности  ребенка: готов ли он к школьному обучению, в силу своего возраста. У одних детей психологическая готовность уже сформирована в 6,5 лет, а у других только к 8-ми годам. В таком случае психологическая неготовность  к  школьному обучению может привести к школьной дезадаптации (нежелание учиться, неуспеваемость и т.д). Конечно, это проходит со временем, и ребенок догоняет своих сверстников. Но в результате мы можем наблюдать такие явления школьной дезадаптации, как неуспешность в учебной деятельности, нежелание учиться.

Поэтому одним из важных параметров психического развития ребенка влияющих на успешность обучения является уровень мотивационного развития ребенка. Цель: формирование внутренней позиции школьника, создание положительного образа школы.

Упражнение  «Ознакомление родителей с рисунками детей о  школе»  

Обсуждение, выводы.

Рисунок 1. Как вырастить ученика.

Упражнение «Формирование у детей объективного образа школы и сила родительского участия»

У вас на столах есть карточки с фразами, довольно часто используемыми взрослыми в разговоре с ребенком. Попробуйте предугадать, как повлияют эти фразы на будущего первоклассника. Какие чувства и переживания они вызовут у него? Обсудите свои предложения по группам. Время 1,5 минуты.

Представитель группы отвечает на вопрос.

Итак, мы – родители, педагоги должны поддержать ребенка в сложный период.

Представьте себе, что испытывает ребенок, идя в первый раз в первый класс.

Упражнение «Теннисные мячики»

В: - Посмотрите на эти мячики – это трудности, с которыми сталкивается ребенок, пришедший в школу впервые в жизни:

- незнакомая обстановка,

- незнакомые мальчики и девочки, а также взрослые (учителя),

- новый режим дня,

- новые требования со стороны учителя,

- новый способ обучения

- тревога,

- страх, список можно продолжать…,

Мы можем помочь нашим детям, если наше отношение наше отношение к ним будет включать:

  • Принятие
  • Внимание
  • Признание (уважение)
  • Одобрение
  • Теплые чувства
  • Поддержку в любых ситуациях удачи/неудачи.

Психологический смысл такой поддержки состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите позитивные стороны его личности, на которые он может опереться при ошибках и неудачах.

Это значит и то, что следует любить ребёнка не за то, что он красивый, умный, а просто так, за то, что он есть.

Следующим компонентом успешности усвоения учебной программы, формирования успешного ученика является коммуникативная готовность: предполагает:

- потребность ребенка в общении, в том числе со взрослыми на новом уровне;

- умение войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми, являясь частью одного коллектива.

Здесь также важна наша поддержка в развитии коммуникаций ребенка.

Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенные усилия, оценить результат своего усилия.

Ребенок должен уметь слушать и выполнять указания взрослого.

Упражнение «Графический диктант»

Упражнение «Собери по схеме» (конструктор лего, мозаика и т.д)

Упражнение  «Ознакомление родителей с рисунками «Домики»

Интеллектуальная готовность предполагает развитость основных психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. Ребёнок   должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь  сравнить их,  видеть сходное и отличное. Он должен научиться рассуждать, делать выводы.

Игра «Дорисуй»

Игра «Что лишнее» (устно вслух, либо карточки, либо написанные слова)

Игры на Внимание:

- двигательные «Нос, пол, потолок»,

- игры с картинками «Найди отличия»,

- игры-вопросы (можно увеличить скорость ответов, играть по командам с несколькими детьми и  т.д.)

Вопросы для родителей:

1. Пять груш больше, чем пять яблок? (нет)

2. У рубашки три рукава? (нет)

3. Ноль меньше трех? (да)

4. Неделя заканчивается субботой? (нет)

 5. Год начинается в марте?  (нет)

6. У квадрата четыре угла? (да)

7. Один меньше, чем много? (да)

Развитие мелкой моторики рук означает сформированность пальцев рук к осуществлению графических и механических операций, таких как рисование, письмо, лепка, выстригание и т.д.

Таким образом, у нас получился образ успешного ученика.

Если говорить о здоровье наших первоклассников, то мне бы хотелось затронуть тему восстановления психоэмоционального сотояния ребенка, снятие напряжения в конце учебного дня.

Я прошу вас встать в круг. И сделать эти упражнения вместе с нами.

1. Комплекс оздоровительного массажа.

2. Дыхательные упражнения (быстрый вдох – медленный выдох).    «Воздушный шарик», «Свеча»

3. Физкультминутки, направленные на снятие мышечного напряжения

«Сосулька», «Шалтай – Болтай »

Подведение итогов.

Воспитатель благодарит за участие.

 Можете вернуться на свои места.

Мы надеемся, что сегодняшняя встреча была для вас максимально полезной. Мы постарались емко рассмотреть все основные моменты, касающиеся подготовки будущего первоклассника.

А теперь, наши специалисты постараются ответить на ваши вопросы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни"

Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни" направлен на активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, повышение педагогической компетентности родителей при...

Семинар-практикум на тему: «Семья на пороге школьной жизни» (подготовительная группа)

Семинар-практикум на тему:«Семья на пороге школьной жизни»(подготовительная группа)...

Конспект родительского семинара – практикума на тему: «Семья на пороге школьной жизни».

На этапе поступления детей в школу, когда не только ребенок, но и родители становятся участниками образовательного пространства, необходимость включения родителей в решение задач, связанных с развитие...

Конспект семинара - практикума для родителей на тему: «Семья на пороге школьной жизни ребёнка»

Цель. Обсуждение точек зрения родителей, воспитателей и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребёнка.Способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный пер...

Семинар -практикум Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка»

Сотрудничество во имя ребёнка.  Семинар -практикум Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка»Презентация "Вот и Стали мы на год взрослее"Буклет...

Семинар – практикум с элементами тренинга «Семья на пороге школьной жизни»

Цель:  повышение знаний  родителей о возможных проблемах у ребенка при обучении в школе и предложение вариантов решения этих проблем.Материалы: мяч, лист с изображением геометрических ф...