Семинар – практикум с элементами тренинга «Семья на пороге школьной жизни»
консультация (подготовительная группа)
Цель: повышение знаний родителей о возможных проблемах у ребенка при обучении в школе и предложение вариантов решения этих проблем.
Материалы: мяч, лист с изображением геометрических фигур, чистые листы и карандаши по количеству участников, музыкальное оформление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_semya_na_poroge_shkolnoy_zhizni.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум с элементами тренинга
«Семья на пороге школьной жизни»
Цель: повышение знаний родителей о возможных проблемах у ребенка при обучении в школе и предложение вариантов решения этих проблем.
Материалы: мяч, лист с изображением геометрических фигур, чистые листы и карандаши по количеству участников, музыкальное оформление.
Ход:
Вводная часть
Воспитатель задает вопросы участникам:
«С каким настроением пришли?», «Что ожидаете от встречи?».
Игра – энергизатор «100 мячей»
Цель: игра способствует развитию навыка распределения внимания, умения устанавливать контакт с окружающими.
Содержание: одно из главных условий – играть молча.
Все участники встают в круг. В руках у ведущего – мяч. Он бросает его кому-либо из играющих, предварительно «договорившись» с ним взглядом. Тот, кто поймал мяч, перебрасывает его еще кому-либо, тоже предварительно «связавшись» с ним взглядом и т.д. Задача играющих – поймать взгляд партнера и не допустить падения мяча на пол.
Примечание: в очень сплоченной аудитории можно использовать вариант, когда количество мячей соответствует количеству играющих.
Основная часть
Мини – лекция «Первые сложности»
Уважаемые родители! Вашему ребенку исполнится 7 лет. 1 сентября он вместе со сверстниками войдет в класс вслед за своей первой учительницей. Начнется новый важный этап формирования личности с планомерным обучением, с 5-бальной оценкой успехов и рабочей 5 дневной неделей.
В дошкольном возрасте его главная занятием была игра. Игра была основным средством воспитания личности ребенка. Поступая в школу, он переходит к систематической учебно-трудовой деятельности, требующей сосредоточенности и значительного напряжения сил. Богаче и разнообразнее становится его отношения с коллективом. Попробуем рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть в школе.
Первые сложности
Адаптация ребенка к школе, естественно, зависит от уровня его самооценки. Смена обстановки, новый регламент жизни – стресс для маленького человека. И взаимоотношения с родителями могут либо помочь преодолеть стресс, либо усугубить его.
В школе мир ребенка значительно расширяется, для него становится более важными ценности, разделяемые сверстниками, и оценки, выносимые учителями и другими взрослыми. Поэтому родители должны как можно чаще подчеркивать, что ребенок уже чему-то научился или еще может научиться. Не стоит фиксировать внимание на неумение. Даже критиковать ребенка можно только на фоне общей психологической поддержки.
Вездесущая оценка
В школе ребенок вынужден сам отвечать за свои действия. Здесь он сразу же становится объектом оценки. И хотя каждый ребенок еще до школы, так или иначе, испытывал радость успеха или горечь неудачи и приобрел собственный опыт, только в школе его достижения и неудачи приобретают официальный характер, и ребенок вынужден принять дух этого оценочного подхода, который отныне будет его сопровождать на всю жизнь.
И в это время родители зачастую начинают относиться к оценкам ребенка, как к оценкам своих, родительских успехов. И тогда ребенок обременен как бы двойной ответственностью: он вынужден думать не столько о себе, сколько о настроении и реакции родителей. Для многих это оказывается
непосильной ношей, и как следствие – страхи, стрессы, депрессии и нервные расстройства.
Поэтому, взрослый должен следить, что на самом деле является наиболее важным – оценка или психологическое состояние ребенка?
Учителя начальных классов предлагают следующие правила для родителей первоклассника:
- Не говорить ребенку: «Школа – это серьезно», «Игры закончились, теперь ты будешь учиться», или «С двоечниками никто не дружит». Он взволнован и напуган больше вас. И вы внушаете ему не чувство ответственности, а страх и неуверенность в собственных силах.
- Напомните ребенку, сколько он уже знает и что он умеет делать. Ребенок должен поверить, что учиться – это безумно интересно, и он обязательно со всем этим справится.
- Первоклашки часто болеют – стресс, перегрузки, ослабление организма, поэтому особенно важно организовать для ребенка правильный режим дня, в котором будут не только завтраки, обеды и выполнения домашних заданий, но и его прежняя жизнь: игры, прогулки, мультфильмы.
- Встречая ребенка из школы, обязательно спрашивайте у него, как он провел этот день, что нового, с кем подружился…. Если вам неинтересна школа ребенка, то почему она должна быть интересна ему?
Обсуждение и анализ возможных «сложностей в обучении»
Родители разбиваются на пары и получают листочек с описанием проблемы и предлагают решение этой проблемы.
1. Что делать, если ваш ребенок категорически не воспринимает свою первую учительницу?
Решение: в сущности, делать нечего – надо искать другую, если есть хоть малейшая возможность. Признайтесь себе, что вы совершили ошибку, отдавая ребенка именно в этот первый класс. Не стоит бороться и навязывать учительнице свой стиль поведения. Если за первую четверть она не смогла (или не захотела) установить контакт именно с вашим ребенком, это не означает, что она плохая. Это означает, что она – чужая. А первая учительница не может быть чужой.
Если первоклассник страдает от одного слова «школа» и идет на урок, как на голгофу, самое страшное – заставить его привыкнуть к этому чувству. Неприятие школы у семилетки чаще всего объясняется не восприятием педагога, который имеет несчастье быть пока что единственным.
Поэтому ищите учительницу – пусть не самую умную, не самую блестящую, не самую современную, но самую добрую и понимающую.
2. Что делать, если ругают вашего первоклассника?
Решение: первоклассник всегда прав, и если он кажется неисправимо плохим учителям, родителям, дворнику, директору, виноваты-взрослые. Вряд ли он мог сознательно совершить нечто возмутительное.
Внимательно выслушайте советы учителя, подумайте, поспорьте,- почему бы нет? – но спокойно и убедительно, чтобы сразу стало понятно: вас интересует истинное благополучие вашего ребенка.
Не надо ругаться в ответ, будьте внимательными: от вашего поведения во многом зависит судьба детей. Их легче полюбить, если вы – человек симпатичный, и проще невзлюбить за недостойное поведение родителей.
Потихонечку, изобретательно и терпеливо объясняйте своим первоклассникам, что в их поведении не понравилось учителю, и почаще хвалите. Не сомневайтесь в своем ребенке, не принимайтесь ругать заодно, громко рассказывать о неудачах: им страшно, как никогда.
3. Стоит ли родителям сидеть рядом, когда ребенок делает уроки?
Проверять надо, сидеть нет, а то в старших классах будет трудно. Если ребенок не отстает, то сидеть рядом с ним не надо. Если он слаб по какому-то предмету, то можно помочь разобрать условие, объяснить, что надо сделать. Если в тетради небрежность, не переделывайте. Это ничего не дает. Надо настраивать сразу делать аккуратно, внимательно.
4. Как приохотить ребенка к школе?
Вы должны себе задать вопрос: чего вы больше хотите – чтобы ребенок получал сплошные пятерки или он учился с интересом? Если вы проверяете тетрадь ребенка, то положительного результата сможете добиться только в том случае, если ребенок будет знать, что не услышит от вас брани и окрика.
Не отделывайтесь от ребенка фразой: «Ты сам должен». Помощь – это общение, сотрудничество. Дружите со своим ребенком. Если вы спрашиваете у него урок, превратите это в интересное дело, через каждое слово вставляйте: «Как интересно», «Я и не знала». Пусть у ребенка возникнет ощущение, что это он вас обучает школьным премудростям.
5. Как поступить, если вас расстроили отметки?
Что бы ни было в дневнике ребенка, вы должны помнить – вы не страж порядка, не инспектор на посту, вы всего лишь родитель.
Не ругайте, не наказывайте сгоряча, а то они начнут выкручиваться, хитрить и решат, что главное – не плохие отметки, а ваше к ним ревностное отношение.
Любимые отметки – это результат, а не отношение, и к тому же результат промежуточный. Не хватайтесь за голову, не переживайте понапрасну. Двойку можно исправить, любой предмет осилить, если не тратить время на пустые разговоры и выяснение отношений.
Просто сядьте рядом со своим учеником, возьмите в руки учебник, прочитайте, поговорите вслух. Не ждите чуда. Отложите дела, не ленитесь, помогите. Пока еще не поздно.
Сходите в школу, посоветуйтесь с учителями – и вашему ребенку станет легче: учителя не любят равнодушных родителей.
Заключительная часть
Обратная связь.
Каждый участник отвечает на вопросы:
- Чем полезна именно для вас данная встреча?
- Какие конкретные приемы вы будете использовать в воспитании ребенка?
- Ваши пожелания на следующую встречу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни"
Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни" направлен на активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, повышение педагогической компетентности родителей при...
Семинар-практикум на тему: «Семья на пороге школьной жизни» (подготовительная группа)
Семинар-практикум на тему:«Семья на пороге школьной жизни»(подготовительная группа)...
Конспект родительского семинара – практикума на тему: «Семья на пороге школьной жизни».
На этапе поступления детей в школу, когда не только ребенок, но и родители становятся участниками образовательного пространства, необходимость включения родителей в решение задач, связанных с развитие...
Конспект семинара - практикума для родителей на тему: «Семья на пороге школьной жизни ребёнка»
Цель. Обсуждение точек зрения родителей, воспитателей и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребёнка.Способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный пер...
Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей на тему: «Семья на пороге школьной жизни»
...
Семинар-практикум для родителей «Семья на пороге школьной жизни»
Подготовка детей к школе...
Семинар -практикум Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка»
Сотрудничество во имя ребёнка. Семинар -практикум Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка»Презентация "Вот и Стали мы на год взрослее"Буклет...