Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни" направлен на активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, повышение педагогической компетентности родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе, а также профилактику школьной дезадаптации будущих первоклассников.
Содержит особенности подготовки к школьному обучению, основные факторы успешности подготовки ребенка к школе. Серия рекомендаций и практических советов педагога-психолога для родителей будующих первокласников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей «Семья на пороге школьной жизни»
Составил: педагог-психолог НДОУ
«Детский сад № 129 ОАО «РЖД»
Кондрашина Ю.А.
Цель: создание условий для эффективного сотрудничества детского сада, семьи и школы в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста при подготовке их к обучению в школе.
Задачи:
- активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащение воспитательного опыта родителей;
- повышение педагогической компетентности родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе;
- профилактика школьной дезадаптации будущих первоклассников.
Участники: родители детей будущих первоклассников, посещающих дошкольное учреждение, заведующий НДОУ, старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учитель начальных классов.
Содержание семинара-практикума.
Процесс подготовки ребенка к школе вызывает у нас - родителей много вопросов. Мы сегодня поговорили с вами об особенностях обучения и основных требованиях со стороны школы к первокласснику. Что еще необходимо для формирования успешности будущего ученика.
Прежде всего, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: готов ли он к школьному обучению, в силу своего возраста. У одних детей психологическая готовность уже сформирована в 6,5 лет, а у других только к 8-ми годам. В таком случае психологическая неготовность к школьному обучению может привести к школьной дезадаптации (нежелание учиться, неуспеваемость и т.д). Конечно, это проходит со временем, и ребенок догоняет своих сверстников. Но в результате мы можем наблюдать такие явления школьной дезадаптации, как неуспешность в учебной деятельности, нежелание учиться.
Поэтому одним из важных параметров психического развития ребенка влияющих на успешность обучения является уровень мотивационного развития ребенка. Цель: формирование внутренней позиции школьника, создание положительного образа школы.
Упражнение «Ознакомление родителей с рисунками детей о школе»
Обсуждение, выводы.
Рисунок 1. Как вырастить ученика.
Упражнение «Формирование у детей объективного образа школы и сила родительского участия»
У вас на столах есть карточки с фразами, довольно часто используемыми взрослыми в разговоре с ребенком. Попробуйте предугадать, как повлияют эти фразы на будущего первоклассника. Какие чувства и переживания они вызовут у него? Обсудите свои предложения по группам. Время 1,5 минуты.
Представитель группы отвечает на вопрос.
Итак, мы – родители, педагоги должны поддержать ребенка в сложный период.
Представьте себе, что испытывает ребенок, идя в первый раз в первый класс.
Упражнение «Теннисные мячики»
П: - Посмотрите на эти мячики – это трудности, с которыми сталкивается ребенок, пришедший в школу впервые в жизни:
- незнакомая обстановка,
- незнакомые мальчики и девочки, а также взрослые (учителя),
- новый режим дня,
- новые требования со стороны учителя,
- новый способ обучения
- тревога,
- страх, список можно продолжать…,
Мы можем помочь нашим детям, если наше отношение наше отношение к ним будет включать:
- Принятие
- Внимание
- Признание (уважение)
- Одобрение
- Теплые чувства
- Поддержку в любых ситуациях удачи/неудачи.
Психологический смысл такой поддержки состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите позитивные стороны его личности, на которые он может опереться при ошибках и неудачах.
Это значит и то, что следует любить ребёнка не за то, что он красивый, умный, а просто так, за то, что он есть.
Следующим компонентом успешности усвоения учебной программы, формирования успешного ученика является коммуникативная готовность: предполагает:
- потребность ребенка в общении, в том числе со взрослыми на новом уровне;
- умение войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми, являясь частью одного коллектива.
Здесь также важна наша поддержка в развитии коммуникаций ребенка.
Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенные усилия, оценить результат своего усилия.
Ребенок должен уметь слушать и выполнять указания взрослого.
Упражнение «Графический диктант»
Упражнение «Собери по схеме» (конструктор лего, мозаика и т.д)
Упражнение «Ознакомление родителей с рисунками «Домики»
Интеллектуальная готовность предполагает развитость основных психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. Ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнить их, видеть сходное и отличное. Он должен научиться рассуждать, делать выводы.
Игра «Дорисуй»
Игра «Что лишнее» (устно вслух, либо карточки, либо написанные слова)
Игры на Внимание:
- двигательные «Нос, пол, потолок»,
- игры с картинками «Найди отличия»,
- игры-вопросы (можно увеличить скорость ответов, играть по командам с несколькими детьми и т.д.)
Вопросы для родителей:
1. Пять груш больше, чем пять яблок? (нет)
2. У рубашки три рукава? (нет)
3. Ноль меньше трех? (да)
4. Неделя заканчивается субботой? (нет)
5. Год начинается в марте? (нет)
6. У квадрата четыре угла? (да)
7. Один меньше, чем много? (да)
Развитие мелкой моторики рук означает сформированность пальцев рук к осуществлению графических и механических операций, таких как рисование, письмо, лепка, выстригание и т.д.
Таким образом, у нас получился образ успешного ученика.
Если говорить о здоровье наших первоклассников, то мне бы хотелось затронуть тему восстановления психоэмоционального сотояния ребенка, снятие напряжения в конце учебного дня.
Я прошу вас встать в круг. И сделать эти упражнения вместе с нами.
1. Комплекс оздоровительного массажа.
2. Дыхательные упражнения (быстрый вдох – медленный выдох). «Воздушный шарик», «Свеча»
3. Физкультминутки, направленные на снятие мышечного напряжения
«Сосулька», «Шалтай – Болтай »
Спасибо за участие. Можете вернуться на свои места.
Мы надеемся, что сегодняшняя встреча была для вас максимально полезной. Мы постарались емко рассмотреть все основные моменты, касающиеся подготовки будущего первоклассника.
А теперь, наши специалисты постараются ответить на ваши вопросы.
Предварительный просмотр:
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 129 ОАО «РЖД»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ
МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА
К ШКОЛЕ.
Екатеринбург 2012
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ
МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ.
Если ваш ребенок не готов к новой социальной роли – позиции школьника, то, возможно, у него возникнут трудности. Вы можете столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью. Заметить эти признаки можно задолго до поступления в школу. В этих случаях ребенок инфантилен, стремиться казаться младше своего возраста, живет только по принципу «хочу», совершенно игнорируя «надо». Он негативно относится к любой умственной работе, не любит отвечать на вопросы, не любит чтение. В самостоятельной деятельности ребенок в основном играет в стереотипные игры, сюжеты игр однообразны. Если Вы это замечаете в ребенке, то:
- Сходите с ним на экскурсию в школу, покажите как много там детей, посетите уроки, школьные мероприятия, поговорите после уроков с первоклассниками, с учителями.
- Нежелание идти в школу может объясняться и завуалированным страхом перед «взрослением». Такие дети неуверенны в себе, тревожны, не могут принять того, что в школу нельзя брать игрушки, что другие дети могут обидеть. Расскажите такому ребенку, как Вы учились, о школьных друзьях, интересных моментах школьной жизни.
- Спросите ребенка, кем он хочет стать, на кого быть похожим. Докажите, что именно школа поможет ребенку стать тем, кем он хочет, достичь цели.
- Если в семье уже есть школьник, не совершайте грубой ошибки, – не обсуждайте его неуспехи и проблемы в присутствии младшего ребенка, не ругайте и не наказывайте, – это может вызвать страх и нежелание быть учеником. Наоборот, отмечайте его успехи, хвалите в присутствии будущего первоклассника. Именно мотивация на успех должна стать для будущего ученика ведущей. И Вы, думая и говоря о школе, должны сами верить, что все будет хорошо.
- За год до поступления в школу можно потихоньку покупать ребенку необходимые для учебы атрибуты, но не все сразу, а по одному. Сначала удобную ручку, чтобы с ее помощью учиться писать буквы и цифры, выполнять задания. Потом карандаши, чтобы рисовать ими только подарочные рисунки, затем несколько тетрадей, в одной из которых можно выполнять задания. Постепенно, ребенок примет роль «Буратино», у него появится желание собрать все, что у него есть в ранец и отправиться за знаниями.
Материал подготовила: педагог – психолог
Кондрашина Юлия Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум на тему: «Семья на пороге школьной жизни» (подготовительная группа)
Семинар-практикум на тему:«Семья на пороге школьной жизни»(подготовительная группа)...
Конспект родительского семинара – практикума на тему: «Семья на пороге школьной жизни».
На этапе поступления детей в школу, когда не только ребенок, но и родители становятся участниками образовательного пространства, необходимость включения родителей в решение задач, связанных с развитие...
Конспект семинара - практикума для родителей на тему: «Семья на пороге школьной жизни ребёнка»
Цель. Обсуждение точек зрения родителей, воспитателей и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребёнка.Способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный пер...
Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей на тему: «Семья на пороге школьной жизни»
...
Семинар-практикум для родителей «Семья на пороге школьной жизни»
Подготовка детей к школе...
Семинар -практикум Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка»
Сотрудничество во имя ребёнка. Семинар -практикум Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка»Презентация "Вот и Стали мы на год взрослее"Буклет...
Семинар – практикум с элементами тренинга «Семья на пороге школьной жизни»
Цель: повышение знаний родителей о возможных проблемах у ребенка при обучении в школе и предложение вариантов решения этих проблем.Материалы: мяч, лист с изображением геометрических ф...