Методические рекомендации к написанию индивидуальной коррекционной программы для ребёнка-инвалида с ринолалией
методическая разработка
Рекомендовано для воспитателей, логопедов, психолога ДОУ при написании индивидуальной программы для ребёнка-инвалида с ринолалией (из опыта работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhurnal_logoped.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Журнал Логопед№7/2017г.
Методические рекомендации к написанию индивидуальной коррекционной программы для ребёнка-инвалида с ринолалией
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с детьми-инвалидами в группе компенсирующей направленности, часто сталкиваешься с необходимостью написания индивидуальной коррекционной программы. Такая необходимость возникла при поступлении в наш детский сад ребёнка с ОВЗ и имеющего статус «ребёнка-инвалида», с заключением территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) – ринолалия.
Этапы написания индивидуальной коррекционной программы: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап: знакомство с индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида (ИПРА), изучение заключения ТПМПК, определение статуса ребёнка (ребёнок-инвалид, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), определение необходимости проведения психолого-педагогической коррекции, определение особых образовательных потребностей ребёнка, наличия методического оснащения.
Основной этап: психолого-педагогическое обследование ребёнка, написание индивидуальной коррекционной программы.
Заключительный этап: доработка программы, обсуждение на ПМПК ДОО, её утверждение. Знакомство родителей (законных представителей) с программой.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, общую характеристику на ребёнка с ринолалией, планируемые результаты освоения программы.
Содержательный раздел представляет общее содержание индивидуальной программы и включает мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации, социальной реабилитации и абилитации, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй воспитанника по реализации программы.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, особенности организации образовательного процесса в группе компенсирующей направленности.
В пояснительной записке указывается нормативно-правовая база, сроки реализации программы (разрабатывается на 1 учебный год).
Цель программы: построение системы коррекционно-психолого-педагогической помощи и социальной реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) и поддержки их родителям (законным представителям).
Задачи:
1.Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи ребёнку с ринолалией с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ТПМПК).
2.Обеспечение успешной социализации ребёнка.
3. Организация и проведение комплекса реабилитационных мероприятий.
4. Консультативная работа с родителями.
Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
- индивидуализация, учет возможностей, особенностей развития и потребностей ребенка;
- признание ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- поддержка детской инициативы;
- интеграция усилий специалистов;
- сотрудничество организации с семьями;
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) [3].
Характеристики значимые для разработки программы
Ринолалия — речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи. Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи.
Открытая ринолалия характеризуется дефектной артикуляцией и аномальным акустическим эффектом речевых звуков: во время речи воздушная струя проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего возникает носовой резонанс при произнесении всех звуков. Аномальный акустический эффект создается и специфическим тембром голоса.
Открытая органическая ринолалия чаще всего является следствием врожденного дефекта неба — расщелин. Наличие расщелины обусловливает полное или частичное соединение двух резонаторов: полостей рта и носа. В результате этого во время речи нарушается направление воздушной струи и, следовательно, при образовании звуков речи возникает специфический назальный акустический эффект.
Ринолалия при расщелинах неба характеризуется своеобразным комплексом симптомов:
1. Изменение положения и активности языка.
2. Нарушение деятельности мышц, осуществляющих движение мягкого неба.
3.Изменение взаимодействия мышц всего периферического конца речедвигательного анализатора.
4. Тотальное нарушение звукопроизношения.
При органической открытой ринолалии расщелина является фактором, влекущим за собой ряд других патологических изменений в функции артикуляционного аппарата, усугубляющих речевой дефект. В частности, наиболее ярким патологическим изменением является дефектное положение языка в полости рта и нарушение мышечной взаимосвязи всего артикуляционного аппарата. Таким образом, органический дефект — расщелина — ведет к функциональному нарушению праксиса артикуляционного аппарата.
При врожденных расщелинах анатомические изменения отмечаются только в верхнем отделе периферического конца речедвигательного анализатора (наличие самой расщелины, недоразвитие мышечного комплекса неба, изменения в зубочелюстной системе). Однако эти относительно немногочисленные анатомические изменения приводят к стойким функциональным дефектам всех трех систем речепроизводства: энергетической, генераторной и резонаторной. Это сказывается на характере речевого дыхания, на особенностях голоса и на специфике его артикуляции. Таким образом, открытая ринолалия и ее характер оказываются зависимыми от компенсаторных нарушений: патологической стабилизации тела языка в полости рта, нарушения деятельности мышц мягкого неба и нарушения взаимодействия всех мышечных групп периферического конца речедвигательного анализатора. [1, с.3-5]
В общей характеристике на ребёнка с ринолалией указывается:
- ФИО ребёнка;
- дата рождения;
- диагноз клинический;
- заключение ТПМПК;
- показания к проведению реабилитационных или абилитационных мероприятий (в соответствии с ИПРА);
-мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации (в соответствии с ИПРА);
- мероприятия социальной реабилитации и абилитации (в соответствии с ИПРА);
- психолого-педагогическая характеристика по результатам диагостического обследования педагогов (воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога).
Планируемые результаты освоения программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров:
- сформированность Высших психических функций (в соответствии с возрастом);
- достижение психологической коррекции мотивации к обучению, психологической готовности к школе;
- полная (или частичная) коррекция речи;
- формирование социального статуса ребёнка-инвалида, социальной адаптации и готовности к интеграции в общество;
- консультативная помощь семье по вопросам психолого-педагогической и социальной реабилитации или абилитации ребёнка-инвалида.
Содержательный раздел составляется с учётом рекомендаций ТПМПК и в соответствии с ИПРА ребёнка-инвалида.
Он включает в себя определение:
- формы образования и программы обучения (коррекционное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по программе ДО в речевой группе по АООП для детей с ТНР);
- формы получения образования и формы обучения (очная);
- режима обучения (полный день);
- специальных методов и приёмов обучения (учёт индивидуальных особенностей психофизического и речевого развития ребёнка);
- организации психолого-медико-педагогического сопровождения (занятия с учителем-логопедом по развитию и коррекции всех компонентов речи, с психологом по развитию познавательной деятельности);
Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели указывают основные направления своей индивидуальной работы и прилагают планы работы с этим ребёнком.
Перечень мероприятий социальной реабилитации или абилитации в ИПРА ребёнка-инвалида с ринолалией содержит мероприятия по социально-психологической реабилитации или абилитации и социокультурной реабилитации или абилитации.
Социально-психологическая реабилитации или абилитации - комплекс услуг, направленных на восстановление (формирование) способностей, позволяющих успешно выполнять различные социальные роли и иметь возможность реального включения в разные области социальных отношений и жизнедеятельности.
Социокультурная реабилитации или абилитации - комплекс мероприятий по обеспечению возможности позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости
Социально-психологическая реабилитация или абилитация включает в себя:
∙ психодиагностику и обследование личности – определение и анализ психического состояния и индивидуальных особенностей личности инвалида, включающих отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми;
∙ психологическое консультирование, ориентированное на решение социально - психологических задач;
∙ психологическую коррекцию;
∙ социально-психологический тренинг;
∙ психологическую профилактику;
∙ социально-психологический патронаж.
Социокультурная реабилитация или абилитация включает в себя:
∙ обеспечение ребёнка-инвалида периодической, учебно-методической, справочно- информационной и художественной литературой с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида;
∙ разработка и реализация досуговых программ, способствующих формированию здоровой психики, развитию творческой инициативы и самостоятельности.
∙ компьютерные технологии – это мощный резерв в игротерапии. Игры являются здесь не только элементами развлечений, но и тренировкой ряда психических и моторных функций [2].
Взаимодействие с семьёй:
1. Комплексное обследование семьи, условий проживания ребёнка – воспитателем и социальным педагогом.
2. Оказание психолого-педагогической помощи родителям по запросу.
3. Индивидуальное консультирование семьи по вопросам понимания проблем своего ребёнка, пути коррекции, обогащение практического опыта, понимание значимости в коррекционной работе.
4. Знакомство родителей с результатами обследования.
5. Индивидуальные практикумы.
6. Просмотр индивидуальных и групповых занятий.
7. Обучение практическим приемам работы с ребёнком.
8. Задания и рекомендации для работы дома.
9. Помощь в установление правильных детско-родительских отношений.
10. Обучение методам психологической коррекции.
Организационный раздел
Индивидуальные логопедические занятия с ребёнком с ринолалией проводятся не менее 3 раз в неделю, продолжительность их зависит от возраста ребёнка и с обязательной динамической паузой.
Занятия по АООП ДО для детей с ТНР проводятся всеми спепециалистами в соответствии с режимом дня. У ребенка есть индивидуальная тетрадь, где записываются все рекомендации логопеда, домашние задания. Один раз в неделю логопед встречается с родителями. Родителям рекомендуется заниматься каждый день.
В обязанности воспитателя входит знание индивидуальных особенностей ребенка, его возможностей. Воспитатель уделяет внимание таким формам работы, которые способствуют снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом, создают положительный фон в межличностных отношениях детей с ребенком. Так как у ребенка ринолалия сочетается с несформированностью средств языка, воспитатель расширяет знания ребёнка об окружающей жизни, развивает речь ребёнка в процессе формирования элементарных математических представлений, на занятиях по конструированию и изодеятельности, физической культуре, развивает графические навыки, навыки самообслуживания и элементов труда, проводит коррекцию моторного развития ребёнка. Поставленные звуки даются логопедом на автоматизацию, после тщательного объяснения того, как должны выполняться упражнения. Воспитатель в этих случаях должен следить, чтобы поставленный звук ребенок употреблял и в связной речи.
Педагог-психолог проводит занятия по индивидуальному графику и плану.
Индивидуальные занятия педагог-психолог, учитель-логопед проводят в оснащенных отдельных кабинетах, используя специальное материально-техническое обеспечение.
В организационном разделе подробно указывается обеспеченность методическими материалами: программы, программно-методическое обеспечение каждого специалиста, работающего с ребёнком.
Литература
1.Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 1983. - 95 с.
2. http://aleksincson.i-ed.ru/assets/aleksinson/doc/info/Pamiatka-po-rabote-s-IPRA.pdf
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) /
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/3176a8d5191800ad22c7c45c9b04ba01d366dcd9/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальная коррекционная программа.рекомендациии.
рекомендации к разработке индивидуальной коррекционной программе для ребенка с дизартрией...
Методические рекомендации к написанию опыта работы
Данная методичекая разработка преназначена для педагогов и специалистов ДОУ. Она знакомит с содержанием опыта работы и планом его написания....
Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста
Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста. Примерная программа написания характеристики дошкольника....
Методические рекомендации по написанию рабочей программы педагога ДОУ.
Рабочая программа – это нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Содержание рабочей программы каждого педагога ДОУ адаптировано к условиям конкретн...
Индивидуальная коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида с диагнозом «аутизм» (познавательное развитие).
Индивидуальная коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида с диагнозом «аутизм» (познавательное развитие)....
Индивидуальная образовательная программа реабилитации ребёнка инвалида с врождённым пороком сердца.
Индивидуальная образовательная программа реабилитации ребёнка инвалида с врождённым пороком сердца. ...