Мастер-класс для педагогов ДОУ «Логические блоки Дьенеша в логико-математическом развитии детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
учебно-методический материал

Павлова Анна Яковлевна

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является логико-математической.

Целью и результатом педагогического содействия логико-математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие их интеллектуально-творческих способностей через освоение логико-математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, классификация).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_dlya_pedagogov.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Логические блоки Дьенеша в логико-математическом развитии детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Содержание:

1. Логико-математическое развитие дошкольников. Цели и задачи.

2. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша.

3. Использованная литература.

  1. Логико-математическое развитие дошкольников. Цели и задачи

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является логико-математической.

Целью и результатом педагогического содействия логико-математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие их интеллектуально-творческих способностей через освоение логико-математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, классификация).

Основными задачами логико-математического развития детей дошкольного возраста являются:

- развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение;

- развитие у детей логико-математических представлений о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах;

- освоение детьми исследовательских способов познания (воссоздание, преобразование, комбинирование, экспериментирование, моделирование, трансформация);

- развитие у детей представлений о логических способах познания (сравнение, классификация);

- овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

- развитие у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение, пользуясь при этом точной, аргументированной и доказательной речью;

- развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

- развитие активности и инициативности детей в познавательной деятельности: реконструировать познавательную задачу, находить нестандартный способ решения, придумывать задачи по аналогии и т.д.;

- воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки [1].

2. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша

1. Чудесный мешочек [2]:

1.1 Цель – совершенствовать восприятие детьми блоков, определяя на ощупь форму, размер, толщину. Игровой момент: не вытаскивая блока, отгадать цвет.

1.2 Цель – находить блоки на ощупь по заданным словесно признакам, например, только круглые/круглые и большие/круглые, большие и толстые. Игровой момент: загадать цвет.

Материал. Логические блоки, непрозрачный мешочек.

2. Кладоискатели [1]:

Цель – учить формулировать вопрос о признаке/ -ах предмета/блока, на который ведущий отвечает «да» или «нет». Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов.

Материал. Логические блоки, круги из бумаги (клады), карточки со знаками цвета, формы, размера, толщины (для 2 и 3 вариантов).

2.1 Перед детьми лежат 8-10 логических блоков. Дети – кладоискатели, кружок из бумаги – клад. Его нужно отыскать – угадать цвет, форму, размер или толщину блока, под которым спрятан кружок.

Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет кружок – клад – и сообщает правило его поиска. Тот, кто находит клад, забирает его себе и становится ведущим.

2.2 У ведущего – карточки-свойства. Количество блоков увеличивается до 16. Игрокам необходимо угадать два свойства блока.

2.3. Количество блоков увеличивается до 24. Кладоискатели должны угадать сразу три свойства блока.

3. Рассели блоки по комнатам – домикам [1].

Цель: учить группировать блоки по признакам, учить воспринимать условия задачи на слух.

Материал. Логические блоки или плоскостные фигуры, карточки с изображением домиков.

3.1 Перед детьми – новый дом в городе логических фигур. Жители города – блоки – должны в нем расселиться. Знаки внизу домика подсказывают, какие фигуры в какие комнаты должны попасть.

3.2 На втором этапе при заселении домиков дети классифицируют фигуры сразу по двум свойствам.

3.3 Перед детьми сразу два домика. Они расселяют блоки, опираясь сразу на три свойства.

4. «Дружат/не дружат» [2].

Цель: учить сравнивать блоки по признакам, находить сходства и различия.

Материал. Блоки Дьенеша.

5. Круги «Эйлера-Венна» [2].

Цель: учить группировать блоки по заданным признакам, находить пересечение по признакам.

Материал. Блоки Дьенеша, обручи, фигурки животных.

Блоки – это конфеты. Первым пришел, например, Волчок и взял себе все желтые конфеты. Вторым появился Лисенок и из оставшихся конфет выбрал себе прямоугольные. И тут друзья стали спорить из-за конфет, которые подходят и Волчонку и Лисенку. Задача определить эти конфеты.

6. «Читаем схемы, следуем правилам» [1].

Цель: Учить декодировать и кодировать признаки, выполнять действия по алгоритму.

Материал: схемы с правилами действий, логические блоки.

6.1 Строить дорожки, выращивать деревья в соответствии со схемами.

6.2 «Сократи слово». Блоки выложены в ряд в произвольном порядке – это слово, которое нужно сократить по правилам. Правила отображены на схеме.

3. Использованная литература

1. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 128 с.

2. Электронный ресурс // URL.: https://corvet-igra.ru/igroteka/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры с блоками Дьенеша, как инструмент предматематического развития детей дошкольного возраста.

В статье представлен материал об использовании блоков Дьенеша в игровой деятельности детей раннего возраста. Игры позволяют формировать предматематические представления у детей-дошкольников....

Мастер-класс для родителей «Использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера для развития детей дошкольного возраста»

Цель: Знакомство родителей с «Логическими блоками Дьенеша», «Палочками Кюизенера» и использование их как игрового материала в работе с детьми...

Мастер-класс: "Вариативное использование дидактического материала "Логические блоки Дьенеша" в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста"

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения.В изменяющихся условиях современного общества жизни непре...

«Логические блоки Дьенеша как средство сенсорного развития детей раннего возраста»

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей....

Презентация "Логические блоки Дьенеша как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Презентация "Логические блоки Дьенеша как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"...