Информационно-познавательный проект "От лучины до лампочки"
проект (подготовительная группа)

Иванова Светлана Олеговна

Знакомство детей с прошлым и настоящим осветительных приборов, с процессом их преобразования человеком

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inf.proekt.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1»

Информационно-познавательный проект 

«От лучины до лампочки»

Разработчики проекта:

старший воспитатель С.О.Иванова,

воспитатели подготовительной группы №17:

С.В.Гарбаренко,

Е.В.Филиппова

Черняховск

2016 год

Информационно-познавательный проект «От лучины до лампочки»

АКТУАЛЬНОСТЬ 

В дошкольном возрасте расширяется круг представлений об окружающем мире. Кругозор детей расширяется от представлений и элементарных понятий, с которыми они сталкиваются в ближайшем окружении. И задачей воспитательно-образовательной работы является – помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный рукотворный, мир продуктов творческой деятельности человека. Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делая их более удобными и полезными, мы открываем перед ними перспективу: как еще можно изменить предмет, сделать его красивее и полезнее. Это важно для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

ЦЕЛЬ: познакомить детей с прошлым и настоящим осветительных приборов, с процессом их преобразования человеком; развивать и активизировать познавательную деятельность. Создать мини-музей «От лучины до лампочки».

ЗАДАЧИ:

1. Познакомить детей с историей электрической лампочки.

2. Подвести детей к пониманию, для чего нужно электричество.

3. Расширять знания об электроприборах, о пользе и опасности электричества; о правилах пользования им.

4. Прививать культуру грамотного и экономного обращения с электричеством.

5. Активизировать речь и мыслительную деятельность.

Развивать психические познавательные процессы.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Знание детей о разновидностях осветительных приборов, об электричестве.

Открытие мини-музея «От лучины до лампочки».

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: один месяц

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

1. Подбор и изучение методической, познавательной и художественной литературы по данной теме.

2. Подбор материала и разных осветительных приборов, используемых ранее (керосиновые, подвесные и т.п.), подсвечники, свечи.

3. Подбор игр, пособий по изучению данной темы.

4. Беседы с родителями о проекте.

5. Изготовление основы Лепбука

Основной этап

Организация совместной с детьми деятельности

Организация работы с родителями

1. Изготовление Лепбука (по методике «Три вопроса»: Что мы знаем? Что хотим узнать? Где можем это узнать?)

Сбор экспонатов для мини-музея

2. Проведение познавательных бесед (использование плакатов, иллюстративного материала, просмотр презентаций, видео-роликов)

Продуктивная деятельность: Изготовление книжек-самоделок «Лампы разные бывают» или фото-книжка «Современные приборы освещения у меня в доме»

3. Чтение художественной литературы, энциклопедий

Представление профессии электрика

4. Закрепление и ознакомление с  правилами безопасного и экономного использования электроэнергии

Памятка для родителей

«Экономное использование электроэнергии»

5. Проведение опытов, дидактических и подвижных игр по теме

Привлечение родителей к выставке свечей

6. Продуктивная деятельность:

Конструирование свечей из воска

Изготовление плаката «Правила безопасного обращения с электроприборами»

Информация «Освещение детской комнаты»

Завершающий этап

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА:

Итоговое занятие «Путешествие в прошлое лампочки»

Экскурсия по мини-музею «От лучины до лампочки»

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОПЫТЫ

ЧТО В КОРОБКЕ?

ЦЕЛЬ: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

ОСНАЩЕНИЕ: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или открыть крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее). Взрослый открывает прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывают о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае видно, и делает вывод о значении света.

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

ЦЕЛЬ: понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.

ОСНАЩЕНИЕ: Иллюстрации пейзажей, событий в разные части суток.

Дети заранее вместе с родителями наблюдают на улице за освещенностью в разные части суток (утро, день, вечер, ночь), за луной. Вспоминают свои наблюдения и сравнивают освещенность солнцем и луной. Взрослый предлагает детям изготовить модель (круговую диаграмму) частей суток: подобрать цвет (объясняя свой выбор степенью белизны бумаги и цвета) и раскрасить сектора или проклеить их цветной бумагой. Дети подбирают иллюстрации (пейзажи и изображения режимных моментов) по каждой части суток.

ВОЛШЕБНЫЕ ЛУЧИ.

ЦЕЛЬ: понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

ОСНАЩЕНИЕ: свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности.

Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение. Обсуждает, почему плохо видно; что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше (приблизить фонарь или заменить его на более сильный). Дети пробуют оба варианта, обсуждают результаты и делают вывод (освещенность зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот).

СВЕТ ВОКРУГ НАС.

ЦЕЛЬ: определить принадлежность источников света к природному и рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.

ОСНАЩЕНИЕ: картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик), несколько предметов, которые не дают света.

Взрослый предлагает детям определить, темно сейчас или светло, и объяснить свой ответ (видим все, что вокруг нас). Выяснить, что светит сейчас (солнце), что может осветить предметы, когда в природе темно (лампа, костер). Затем взрослый предлагает выбрать те картинки, где изображены предметы, дающие свет; разделить их на две группы (рукотворный, природный мир). Продемонстрировать действие лучины, свечи, настольной лампы, фонарика. Сравнить результат (что светит ярче). Разложить в такой же последовательности  картинки с их изображением. Рассмотреть особенности строения предложенных предметов, обсудить назначение и особенности их использования.  

СТИХОТВОРЕНИЯ

САЛЮТ

Смотрит Света сквозь стекло:

На дворе светлым-светло.

Поздний вечер за окном,

А кругом светло, как днем.

Это в небе голубом

В честь Победы пушки бьют.

И звучит над всей страной

Майский праздничный салют.

                                    А. Алексин, С. Баруздин

   

СВЕЧА   И   ПОДСВЕЧНИК

Свече Подсвечник говорит:

«Ну что ты все горишь, горишь…

И скоро уж совсем растаешь.

То ль дело я! Себе стою

И не горю, и не дымлю,

И уж, конечно, не растаю.

Ты, милая моя, прости,

Но я твоих друзей,

Как старые перчатки,

Каждый день меняю».

На это умная Свеча

Подсвечнику достойно отвечает:

«Да, я действительно, горю

И постепенно тут же таю,

Но я собою свет дарю,

Уют я в доме создаю,

И этим добрый след я оставляю!

Тамара Маршалова

                         

СПИЧКИ

Спички – это не игрушки,

Спички злые, как «зверюшки»,

Когда дети их берут,

И играть с ними идут.

Спички пальчики кусают

И огнем их обжигают.

Дети плачут и страдают

И, конечно же, не знают,

Как огонь тот потушить

И пожар предотвратить.

А пожар – это ужасно!

Очень страшно и опасно!

Он собою все сжигает,

Портит и уничтожает.

Убивает всех вокруг!

И поэтому, мой друг,

Спички в руки не бери,

Жизнь свою побереги!

                                           Тамара Маршалова

                 

ВЧЕРА   И   СЕГОДНЯ

Лампа керосиновая,

Свечка стеариновая,

Коромысло с ведром

И чернильница с пером.

Лампа плакала в углу,

За дровами на полу:

- Я голодная,

Я холодная!

Высыхает мой фитиль.

На стекле густая пыль.

Почему –

Я не пойму –

Не нужна я никому?

А бывало, зажигали

Ранним вечером меня.

В окна бабочки влетали

И кружились у огня.

Я глядела сонным взглядом

Сквозь туманный абажур,

И шумел со мною рядом

Старый медный балагур.

Познакомилась в столовой

Я сегодня с лампой новой.

Говорили, будто в ней

Пятьдесят горит свечей.

Ну и лампа! На смех курам!

Пузырек под абажуром.

В середине пузырька –

Три-четыре волоска.

Говорю я: - Вы откуда,

Непонятная посуда?

Любопытно посмотреть,

Как вы будете гореть.

Пузырек у вас запаян.

Как зажжет его хозяин?

А невежа мне в ответ

Говорит: - Вам дела нет!

Я, конечно, загудела;

- Почему же мне нет дела?

В этом доме десять лет

Я давала людям свет

И ни разу не коптела.

Почему же мне нет дела?

Да при этом,- говорю,-

Я без хитрости горю.

По старинке, по привычке,

Зажигаюсь я от спички,

Вот как свечка или печь.

Ну, а вас нельзя зажечь.

Вы, гражданка, самозванка!

Вы не лампочка, а склянка!

А она мне говорит:

- Глупая вы баба!

Фитилек у вас горит

Чрезвычайно слабо.

Между тем как от меня

Льется свет чудесный,

Потому что я родня

Молнии небесной!

Я – электрическая

Экономическая

Лампа!

Мне не надо керосина.

Мне со станции машина

Шлет по проволоке ток.

Не простой я пузырек!

Если вы соедините

Выключателем две нити,

Зажигается мой свет.

Вам понятно или нет?

Стеариновая свечка

Робко вставила словечко:

- Вы сказали, будто в ней

Пятьдесят горит свечей?

Обманули вас бесстыдно:

Ни одной свечи не видно!

                           

ЗАГАДКИ

Провела я солнце

За свое оконце,

К потолку повесила,

Стало в доме весело.

                                           (лампочка)

Придет в дом – не выгонишь колом,

Пора придет – сам уйдет.

                                            (солнечный луч)

Летит огненная стрела,

Никто ее не поймает.

                                             (молния)

Вот какой обжора есть:

Все на свете может съесть.

А когда воды попьет –

Обязательно уснет.

                                              (огонь)

Раскаленная стрела дуб свалила у села.

                                               (молния)

Один костер весь мир согревает.

                                                (солнце)

Стоит терем, в тереме горит,

А на тереме труба стоит.

                                                 (керосиновая лампа)

Рогатый, а не бородатый.

                                                  (месяц)

Стоит столбом, горит огнем:

Ни жару, ни пару, ни угольев.

                                                  ( Свеча)

Тело бело, душа льняная,

Маковка золотая.

                                                  (свеча)

Висит груша – нельзя скушать.

                                                   (лампочка)

Светит, сверкает, весь мир согревает.

                                                    (солнце)

Что, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова.

                                                    (огонь)

К дальним селам, городам,

Кто идет по проводам?

Светлое величество!

Это…                                          (электричество)

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки –

Раздают всем огоньки.

                                                    (спички)

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

                                                     (фонарь, лампочка)

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ОСВЕЩЕНИЕ ДЕТСКОЙ КОМНАТЫ

Если у ребенка уже есть удобное рабочее место, то самое время позаботиться о его освещении (ведь запасных глаз, как известно, в магазине не купить). Основная задача — максимально использовать естественный свет, поэтому стол нужно пододвинуть ближе к окну. Свет должен падать на рабочую поверхность слева и спереди (если источник света будет находиться справа или сзади, на тетрадь будет падать тень от руки, что очень вредно для глаз).

Для освещения остального пространства детской Вам понадобится общий потолочный светильник и светильник у изголовья кровати. Прежде всего, стоит обратить внимание, на какую сторону сориентирована комната. Самое удачное расположение — восток или юго-восток, поскольку утром комната хорошо освещена солнечным светом. В комнатах, обращенных на запад, создается неестественный световой режим, утомляющий глаза ребенка. Северное же расположение требует более сильного освещения, максимально приближенного к естественному.

Для хорошего общего освещения достаточно матовой лампочки — для детей полезнее рассеянный свет. В выборе освещения детской, как и в выборе мебели, главным принципом является простота. Если Вы повесите в комнате малыша люстру из хрусталя или стекла, она будет отбрасывать блики, создающие дополнительную нагрузку для глаз. Общий свет должен быть рассеянным, так как сильный контраст между освещенным рабочим местом и остальной темной частью комнаты вреден для зрения. Таким образом, когда ребенок занимается, кроме настольной лампы (мощностью 40-60 ватт) должен быть включен и общий свет. Настольная лампа должна обязательно иметь абажур, чтобы свет не слепил глаза.

К сожалению, следует признать, что модные теперь лампы дневного света отрицательно воздействуют на зрение детей. Лучше всего использовать яркие, но не слепящие галогенные светильники, которые передают излучение всего солнечного света, тем самым снижая давление на зрение. Хорошо, если настольная лампа будет на гибкой ножке — ее удобно регулировать под рост ребенка. При покупке ламп и светильников учитывайте, что требования к освещению будут меняться по мере роста вашего чада.

Конспект экскурсии по мини-музею «От лучины до лампочки»

(Итоговое занятие «Путешествие в прошлое лампочки»)

Цель: Закрепить знания детей и дать новую информацию об истории электрической лампочки, вызвать интерес к прошлому этого предмета.

Оборудование: презентация «Из далекого прошлого», свеча, спички, фонарик, лампочка, поднос, факел, лучина, керосиновая лампа, свечи, подсвечники,

Ход:

Вы хотите прогуляться в прошлое?

А чтобы узнать, где мы с вами побываем, помогут нам вот эти предметы.

Ребята, посмотрите, на предметы (на подносе - свеча, спички, фонарик, лампочка) Что у них общего? (Они зажигаются и дают свет)

Как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка? (Ответы детей)

Мы сегодня окунемся с вами в прошлое электрической лампочки. Хотите?

Презентация «Из далекого прошлого»

Давным-давно, в далекие времена, когда появились первые люди,

они жили в пещерах. Днем светило солнце и давало им свет и тепло, а ночью была полная, кромешная тьма. Время шло, и что же произошло потом, как вы думаете? Древний человек научился добывать огонь, разжигал костер и от него становилось, и светлее, и теплее… Вы хотите узнать, что же было дальше? Скажите, пожалуйста, какие предметы мы с вами собирали вместе с родителями, знакомыми (источники света, предметы, которые дают свет)?

Предлагаю вам создать у нас в группе мини-музей света. Все предметы вам знакомы, но вы еще не все знаете о них, сегодня есть такая возможность. Я предлагаю вам побыть в роли экскурсоводов. Что это за люди? (которые рассказывают о вещах, которые хранятся в музее). Определим место для нашего мини-музея (выбирают, воспитатель направляет). Итак, место выбрано, надо наполнить экспонатами (предметы, которые хранятся в музее)

Я хочу продолжить свой рассказ. Напомню, мы остановились на том, что человек разжигал костры.

Вот человеку захотелось прийти в гости в другую пещеру, как вы думаете, трудно ли ему было идти по улице ночью? (Ничего не видно, темно) Как вы думаете, что придумали люди, чтобы освещать себе путь? (высказывания). Они придумали факелы. А вот что это такое, вам сейчас расскажет Ваня. (ребенок берет факел и дает краткую информацию; по окончании кладет его в мини-музее). Вот, Ваня сказал, что, укрепляли в замках на стенах, а как вы считаете, можно ли было принести факел в дом? Чем это опасно? А вот тогда, люди и придумали…, а расскажет нам Оля. (ребенок берет лучину и рассказывает). И лучина, тоже коптила и давала мало света. Вот у нас уже два экспоната. Сейчас я приглашаю вас в игровую комнату нашего музея.

Подвижная игра «Гори, гори ясно»

Гори, гори, ясно!

Чтобы не погасло!

Глянь на небо –

Птички летят! Колокольчики звенят.

«Отгадай изображение»

ЦЕЛЬ: понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

ОСНАЩЕНИЕ:  ширма, фонарик, силуэты предметов.

Взрослый освещает из-за ширмы фонариком силуэт предмета и предлагает детям определить изображение (теневой театр)

Вернемся в музейную комнату и продолжим обустраивать музей.

У нас в музее уже есть… (дети называют). Что же было дальше?

Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения, о нем расскажет … (о свече). А еще, чтоб было удобнее ставить свечи, придумали специальные подставки для них, кто знает, как они называются? (подсвечники) они бывают изготовлены из разных материалов и из стекла, и из металла (рассматривают и расставляют в музее)

Что же потом придумали люди? Расскажи … (о керосиновой лампе) рассматривают виды ламп. А еще придумали фонари, они бывают ручные- маленькие, уличные – большие (рассматривают+слайды).

Я назову, на чём работали раньше фонари, а вы мне скажите, как назывался фонарь.

                    Фонарь, работающий на керосине – керосиновый,

                    Фонарь, работающий на спирте – спиртовой,

                    Фонарь, работающий на газе – газовый,

                    Фонарь, работающий на электричестве – электрический.

Вот мы и подошли к электрической лампочке. Кто изобрел лампочку, точного ответа вы нигде не найдете, потому что в то время изобретали многие, и все хотели быть первыми.

Как же лампа дает свет, за счет спирали (показ), эта спираль помещена в стеклянную колбу, подается электрический ток, спираль нагревается, и лампочка светит. Она и сейчас освещает наши дома и улицы.

Пройдем в игровую комнату, предлагаю поиграть в игру

 

«ГДЕ ЖИВЕТ ЛАМПОЧКА?»

Цель: закреплять представления детей об электроприборах, стимулировать развитие связной речи.

Игровые действия: выбрать картинки с изображением предметов, у которых имеется лампочка, обозначить место ее на предмете с помощью маленького символа, объяснить ее назначение.

Материал: картинки с изображением разных предметов; красный картонный кружочек.

Ход игры

В. Найдите на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка.  Обозначьте эту картинку красным кружочком. Объясните, для чего в этом предмете нужна электрическая лампочка.

Картинки: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковер, игрушки на батарейках, фонарик, компьютер, аудио магнитофон, радиоприемник, проигрыватель, прибор сигнализации, миксер и др.

Всем людям нужно знать правила обращения с электрическими приборами. Поэтому, поиграем в игру

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: закреплять представления детей о способах экономии электроэнергии; стимулировать развитие логического мышления, связной речи.

Игровые действия: придумывать разнообразные ответы на заданный вопрос, заканчивать предложение, начатое педагогом.

Материал: конверт, карточки с вопросами, незаконченными предложениями.

Ход игры

В. У меня конверт от бабушки и дедушки с вопросами.

— Новая энергосберегающая лампочка лучше, потому что … (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, меньше отрицательного воздействия на природу и т.д.)

— Папа с мамой заменили старые лампочки энергосберегающими, потому что……..

— Выходя из комнаты надо выключать свет потому, что…

— Электроэнергию надо беречь, так как…

— Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что…

— Если не выключать свет днем и ночью, то…

— Если во всем доме вдруг погасли электрические лампочки, то…

— Фонари на улице перестали светить, поэтому… и т.д.

Вот мы с вами и создали наш мини-музей света, как мы его назовем, ребята, посмотрите, все экспонаты расставлены, как вы думаете, чего не хватает? (их надо подписать) я приготовила вывески с названиями, я буду читать, а вы помогайте мне расставлять. Молодцы, ребята, вы были отличными экскурсоводами, будем ждать первых посетителей нашего музея.

Примерный материал для мини-докладов.

  1. Факел-это короткая палка с намотанной на нее просмоленной паклей, тряпкой. С факелами ходили по улицам, их укрепляли также на стенах замка, и тогда они освещали помещение. (слайд – замок с факелами)
  2. Лучина - это щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, т.к. это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой поджигали. От лучины было мало света, она быстро сгорала и сильно коптила (слайд – прялка, а рядом лучина)
  3. Свечи изготавливали из пчелиного воска, бараньего сала. Внутри нее есть фитиль, сделанный из ниток, он и зажигает свечу. Свеча тоже не очень удобна, ею можно обжечься, от нее может быт пожар, она коптит и дает мало света) (слайд – свеча в доме)
  4. Затем люди придумали из нефти делать керосин (горючее вещество) и придумали керосиновую лампу. (Объясняет, куда наливается, где поджигается). Огонь в такой лампе, был защищен стеклянной колбой, поэтому она была ,более безопасна. Но она тоже плохо освещала помещение, от пролитого керосина мог вспыхнуть огонь. (слайд – виды керосиновых ламп)

Материал собран по страницам интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - познавательная газета для родителей "Мотылёк"

В газете представлена информация которая, будет полезна родителям по вопросам экологического воспитания младших дошкольников....

Информационно - познавательный материал "Пасха Христова"

Информационный материал из 4-ого выпуска методических рекомендаций для ДОУ проекта "Этнокалендарь Санкт-Петербург"(программа "Толерантность").Цель: развитие межличностной и межкультурной толерантности...

Информационно - познавательный материал "День ПОБЕДЫ".

Информация из методических рекомендации для ДОУ "Этнокалендарь СПб,2013г." в рамках Программы Правительства СПб."Толерантность".     Прошла война, прошла страда,...

Информационно - познавательный проект «Загадочный мир космоса»

Учить детей гордиться тем, что первым космонавтом был советский человек. Подвести детей к пониманию таких нравственных и волевых качеств Гагарина. какдоброта, настойчивость, бесстрашие, которые ...

Беседа в старшей группе "От лучины до лампочки"

В ходе беседы дети познакомятся с историей электрической лампочки.  Познавая окружающий мир, дети зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необх...

Беседа "От лучины до лампочки"

Познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому этого предмета...