Недельный проект "Вместо солнца: от лучины до лампочки".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Калинка» г. Волжск, РМЭ.
НЕДЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ВМЕСТО СОЛНЦА: ОТ ЛУЧИНЫ ДО ЛАМПОЧКИ».
Составила: Новикова Галина Александровна.
2009 г.
НЕДЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ВМЕСТО СОЛНЦА: ОТ ЛУЧИНЫ ДО ЛАМПОЧКИ».
1этап. АКТУАЛЬНОСТЬ: В среднем дошкольном возрасте расширяется круг представлений об окружающем мире. Кругозор детей расширяется от представлений и элементарных понятий, с которыми они сталкиваются в ближайшем окружении. И задачей воспитательно-образовательной работы является – помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный рукотворный, мир продуктов творческой деятельности человека. Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делая их более удобными и полезными, мы открываем перед ними перспективу: как еще можно изменить предмет, сделать его красивее и полезнее. Это важно для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
ЦЕЛЬ: познакомить детей с прошлым и настоящим осветительных приборов, с процессом их преобразования человеком; развивать и активизировать познавательную деятельность.
ЗАДАЧИ: углубить и систематизировать знания детей; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; познакомить с разными способами освещения; активизировать словарь детей (лучина, керосиновая лампа, факел, фонарь, свеча).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Знание детей о разновидностях осветительных приборов.
Открытие мини-музея «Вместо солнца: от лучины до лампочки».
2 ЭТАП. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА.
1. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
2. Подобрать материал и разные осветительные приборы.
3. Донести до родителей важность этой проблемы.
4. Написать перспективный план этого мероприятия.
3 ЭТАП. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА.
Для решения практических задач, мы наметили формы работы в средней группе:
Рассматривание разных видов осветительных приборов;
Словесно-дидактическая игра «До и после»;
Подбор загадок, стихов, сказок;
Дидактическая игра «Разложи по порядку»;
Дидактическая игра «Расставь по местам».
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ: в течение недели.
4 ЭТАП. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА:
1. Открытый просмотр занятия «Путешествие в прошлое лампочки»;
2. Консультация для родителей «Освещение для детской комнаты»;
3. Выступление на семинаре-практикуме.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Формирование у детей дошкольного возраста представлений об истории возникновения света.
Конспект занятия: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЛАМПОЧКИ».
ЦЕЛЬ: познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому этого предмета.
ОСНАЩЕНИЕ: лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, различные светильники (или картинки с их изображением).
ХОД ЗАНЯТИЯ: - Вы любите путешествовать? Хотите, мы сегодня отправимся в интересное путешествие? Вам хочется узнать, куда мы отправимся? (Да!) Для этого вам нужно будет отгадать следующие загадки:
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
Висит груша – нельзя скушать.
Чудеса на потолке – повисло солнце на шнурке.
Висит без дела днем, а ночью освещает дом.
- Молодцы! Вы правильно отгадали все загадки. Ответ один и тот же – электрическая лампочка. Поэтому мы сейчас с вами отправимся в прошлое электрической лампочки. Но сначала закройте глаза, а я произнесу волшебные слова. С их помощью мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки. Раз, два, три – мы пришли! Что за предметы на столе?
Дети перечисляют предметы, лежащие на столе.
- Что общего у этих предметов? (Они зажигаются и делают свет.) Сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет. Но сначала скажите, всегда ли была электрическая лампочка? (Нет!)
- Конечно, нет. Как вы думаете, чем древний человек освещал свою пещеру? Древние люди разжигали в пещере очаг, и от него становилось светлее. А как вы думаете, человеку трудно было ходить по улице ночью? (Да!) Почему? (Ничего не видно, темно.) Кто-нибудь знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Фонарики.) Они появились позже. А раньше? Раньше люди придумали факелы. Что это такое? (Дети отвечают на вопрос).
- С факелами не только ходили по улице, но и в замке на стене укрепляли, и они освещали помещение. Затем люди придумали лучину. Что это такое? Это просто щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно правильно расположить, чтобы она лучше светила.
Воспитатель зажигает лучину, все наблюдают, как она горит. При этом воспитатель обращает внимание на то, что от лучины света мало, она быстро сгорает и сильно коптит.
- Такое освещение удобно? (Нет.) Почему?
Дети отвечают на вопрос.
- Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала.
Воспитатель показывает свечу обращает внимание детей на то, что внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток; он зажигает свечу, показывает, как горит.
- Как вы думаете, чем неудобна свеча? (Ею можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит, дает мало света.) Человек стремился придумать более удобное освещение своего жилья. Люди научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы.
Воспитатель показывает детям керосиновую лампу, объясняет принцип ее действия. – Удобной была керосиновая лампа? (Нет.) Почему?
Дети отвечают на вопрос.
- Прошло много лет. Люди искали новые способы удобного освещения своего жилища. Когда появилось электричество, Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры. Теперь в наших домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах – бра, на столах стоят настольные лампы. Как вы думаете, где мы разместим все эти предметы, где их место в нашей группе?
Дети отвечают на вопрос. Далее воспитатель предлагает детям с помощью алгоритмов рассказать об электрической лампочке: к какому миру относится – рукотворному или природному; размер; цвет; форма; вес; материал; из каких частей состоит; функция; назначение.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ОПЫТЫ.
ЧТО В КОРОБКЕ?
ЦЕЛЬ: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
ОСНАЩЕНИЕ: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.
Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или открыть крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее). Взрослый открывает прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывают о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае видно, и делает вывод о значении света.
КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?
ЦЕЛЬ: понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.
ОСНАЩЕНИЕ: Иллюстрации пейзажей, событий в разные части суток.
Дети заранее вместе с родителями наблюдают на улице за освещенностью в разные части суток (утро, день, вечер, ночь), за луной. Вспоминают свои наблюдения и сравнивают освещенность солнцем и луной. Взрослый предлагает детям изготовить модель (круговую диаграмму) частей суток: подобрать цвет (объясняя свой выбор степенью белизны бумаги и цвета) и раскрасить сектора или проклеить их цветной бумагой. Дети подбирают иллюстрации (пейзажи и изображения режимных моментов) по каждой части суток.
ВОЛШЕБНЫЕ ЛУЧИ.
ЦЕЛЬ: понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.
ОСНАЩЕНИЕ: свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности.
Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение. Обсуждает, почему плохо видно; что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше (приблизить фонарь или заменить его на более сильный). Дети пробуют оба варианта, обсуждают результаты и делают вывод (освещенность зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот).
СВЕТ ВОКРУГ НАС.
ЦЕЛЬ: определить принадлежность источников света к природному и рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.
ОСНАЩЕНИЕ: картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик), несколько предметов, которые не дают света.
Взрослый предлагает детям определить, темно сейчас или светло, и объяснить свой ответ (видим все, что вокруг нас). Выяснить, что светит сейчас (солнце), что может осветить предметы, когда в природе темно (лампа, костер). Затем взрослый предлагает выбрать те картинки, где изображены предметы, дающие свет; разделить их на две группы (рукотворный, природный мир). Продемонстрировать действие лучины, свечи, настольной лампы, фонарика. Сравнить результат (что светит ярче). Разложить в такой же последовательности картинки с их изображением. Рассмотреть особенности строения предложенных предметов, обсудить назначение и особенности их использования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПОДБОР СТИХОВ.
САЛЮТ
Смотрит Света сквозь стекло:
На дворе светлым-светло.
Поздний вечер за окном,
А кругом светло, как днем.
Это в небе голубом
В честь Победы пушки бьют.
И звучит над всей страной
Майский праздничный салют.
А. Алексин, С. Баруздин
СВЕЧА И ПОДСВЕЧНИК
Свече Подсвечник говорит:
«Ну что ты все горишь, горишь…
И скоро уж совсем растаешь.
То ль дело я! Себе стою
И не горю, и не дымлю,
И уж, конечно, не растаю.
Ты, милая моя, прости,
Но я твоих друзей,
Как старые перчатки,
Каждый день меняю».
На это умная Свеча
Подсвечнику достойно отвечает:
«Да, я действительно, горю
И постепенно тут же таю,
Но я собою свет дарю,
Уют я в доме создаю,
И этим добрый след я оставляю!
ТАМАРА МАРШАЛОВА
СПИЧКИ
Спички – это не игрушки,
Спички злые, как «зверюшки»,
Когда дети их берут,
И играть с ними идут.
Спички пальчики кусают
И огнем их обжигают.
Дети плачут и страдают
И, конечно же, не знают,
Как огонь тот потушить
И пожар предотвратить.
А пожар – это ужасно!
Очень страшно и опасно!
Он собою все сжигает,
Портит и уничтожает.
Убивает всех вокруг!
И поэтому, мой друг,
Спички в руки не бери,
Жизнь свою побереги!
ТАМАРА МАРШАЛОВА
ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Лампа керосиновая,
Свечка стеариновая,
Коромысло с ведром
И чернильница с пером.
Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
- Я голодная,
Я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему –
Я не пойму –
Не нужна я никому?
А бывало, зажигали
Ранним вечером меня.
В окна бабочки влетали
И кружились у огня.
Я глядела сонным взглядом
Сквозь туманный абажур,
И шумел со мною рядом
Старый медный балагур.
Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой.
Говорили, будто в ней
Пятьдесят горит свечей.
Ну и лампа! На смех курам!
Пузырек под абажуром.
В середине пузырька –
Три-четыре волоска.
Говорю я: - Вы откуда,
Непонятная посуда?
Любопытно посмотреть,
Как вы будете гореть.
Пузырек у вас запаян.
Как зажжет его хозяин?
А невежа мне в ответ
Говорит: - Вам дела нет!
Я, конечно, загудела;
- Почему же мне нет дела?
В этом доме десять лет
Я давала людям свет
И ни разу не коптела.
Почему же мне нет дела?
Да при этом,- говорю,-
Я без хитрости горю.
По старинке, по привычке,
Зажигаюсь я от спички,
Вот как свечка или печь.
Ну, а вас нельзя зажечь.
Вы, гражданка, самозванка!
Вы не лампочка, а склянка!
А она мне говорит:
- Глупая вы баба!
Фитилек у вас горит
Чрезвычайно слабо.
Между тем как от меня
Льется свет чудесный,
Потому что я родня
Молнии небесной!
Я – электрическая
Экономическая
Лампа!
Мне не надо керосина.
Мне со станции машина
Шлет по проволоке ток.
Не простой я пузырек!
Если вы соедините
Выключателем две нити,
Зажигается мой свет.
Вам понятно или нет?
Стеариновая свечка
Робко вставила словечко:
- Вы сказали, будто в ней
Пятьдесят горит свечей?
Обманули вас бесстыдно:
Ни одной свечи не видно!
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПОДБОР ЗАГАДОК.
Провела я солнце
За свое оконце,
К потолку повесила,
Стало в доме весело.
(лампочка)
Придет в дом – не выгонишь колом,
Пора придет – сам уйдет.
(солнечный луч)
Летит огненная стрела,
Никто ее не поймает.
(молния)
Вот какой обжора есть:
Все на свете может съесть.
А когда воды попьет –
Обязательно уснет.
(огонь)
Раскаленная стрела дуб свалила у села.
(молния)
Один костер весь мир согревает.
(солнце)
Стоит терем, в тереме горит,
А на тереме труба стоит.
(керосиновая лампа)
Рогатый, а не бодатый.
(месяц)
Стоит столбом, горит огнем:
Ни жару, ни пару, ни угольев.
( Свеча)
Тело бело, душа льняная,
Маковка золотая.
(свеча)
Висит груша – нельзя скушать.
(лампочка)
Светит, сверкает, весь мир согревает.
(солнце)
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова.
(огонь)
К дальним селам, городам,
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это… (электричество)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки.
(спички)
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(фонарь, лампочка)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
ОСВЕЩЕНИЕ ДЕТСКОЙ КОМНАТЫ.
Если у ребенка уже есть удобное рабочее место, то самое время позаботиться о его освещении (ведь запасных глаз, как известно, в магазине не купить). Основная задача — максимально использовать естественный свет, поэтому стол нужно пододвинуть ближе к окну. Свет должен падать на рабочую поверхность слева и спереди (если источник света будет находиться справа или сзади, на тетрадь будет падать тень от руки, что очень вредно для глаз).
Для освещения остального пространства детской Вам понадобится общий потолочный светильник и светильник у изголовья кровати. Прежде всего, стоит обратить внимание, на какую сторону сориентирована комната. Самое удачное расположение — восток или юго-восток, поскольку утром комната хорошо освещена солнечным светом. В комнатах, обращенных на запад, создается неестественный световой режим, утомляющий глаза ребенка. Северное же расположение требует более сильного освещения, максимально приближенного к естественному.
Для хорошего общего освещения достаточно матовой лампочки — для детей полезнее рассеянный свет. В выборе освещения детской, как и в выборе мебели, главным принципом является простота. Если Вы повесите в комнате малыша люстру из хрусталя или стекла, она будет отбрасывать блики, создающие дополнительную нагрузку для глаз. Общий свет должен быть рассеянным, так как сильный контраст между освещенным рабочим местом и остальной темной частью комнаты вреден для зрения. Таким образом, когда ребенок занимается, кроме настольной лампы (мощностью 40-60 ватт) должен быть включен и общий свет. Настольная лампа должна обязательно иметь абажур, чтобы свет не слепил глаза.
К сожалению, следует признать, что модные теперь лампы дневного света отрицательно воздействуют на зрение детей. Лучше всего использовать яркие, но не слепящие галогенные светильники, которые передают излучение всего солнечного света, тем самым снижая давление на зрение. Хорошо, если настольная лампа будет на гибкой ножке — ее удобно регулировать под рост ребенка. При покупке ламп и светильников учитывайте, что требования к освещению будут меняться по мере роста вашего чада.
Используемые источники:
Бардина П.Е. Быт русских сибиряков. Томск: ТГУ, 1995.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом» М., 2002.
Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 1999.
Зуев А.С. Сибирь: вехи истории. – Новосибирск: Инфолио-пресс, 1999.
Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учебно-методическое пособие / Под редакцией Н.М. Ланковой.- М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
Лыкова И.А. Технология декорирования новогодних подсвечников, светильников, камина. КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007.
Чижевский А.Е. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экология, 2001.
Интернет-ресурсы: magiclamp.ru/detki/umnicka/18/nomer.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« СОЛНЦЕ, СОЛНЦЕ, ЗАГЛЯНИ В ОКОНЦЕ »
Сформировать представление о солнце, как о раскаленном небесном телешарообразной формы, которое является источником тепла и света для всегоживого на Земле...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности во второй младшей группе Образовательная область «Коммуникация» Тема: «Солнышко-колоколнышко, солнце ясное, солнце красное!»
Конспект комплексного занятия (Развитие речи и физическая культура) во второй младшей группе...
Интегрированное занятие «Весёлое путешествие» (для детей старшего возраста ОНР) Подготовили и провели: воспитатель - Лучина М.А. учитель –логопед Рузанова Е.В. педагог - психолог – Сермягина В.Ю., муз.руководитель Денисова Т.В.
Государственное Бюджетное Образовательное УчреждениеГимназия № 2072 дошкольное отделение № 2Восточного Окружного управленияДепартамента образования города Москвы Интегриро...
Концультация для родителей "У лучины"
Знакомясь с историей Руси, дети узнают о мирной жизни во времена наших прабабуше...
Информационно-познавательный проект "От лучины до лампочки"
Знакомство детей с прошлым и настоящим осветительных приборов, с процессом их преобразования человеком...
Беседа в старшей группе "От лучины до лампочки"
В ходе беседы дети познакомятся с историей электрической лампочки. Познавая окружающий мир, дети зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необх...
Развитие у детей художественно-творческих способностей Опыт работы Лучина Е
Развитие у детей художественно-творческих способностей Опыт работы Лучина Е...