Статья: "Проектная деятельность в средней группе".
статья (средняя группа)

Федорова Ольга Александровна

Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.

Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Статья: " Проектная деятельность в средней группе".

        

Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.

Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать.

Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения.

Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении отличает следующее:

  • практическое применение детьми имеющихся знаний и умений;
  • нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
  • интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Проектная деятельность включает в себя:

  • задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
  • целенаправленную детскую деятельность;
  • формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
  • результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от одной недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).

Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.  

Метод проектов включает в себя несколько этапов и только при их соблюдении можно говорить о том, что в детском саду реализуется проектная деятельность:

  1. Погружение в проект.
  2. Организация деятельности.
  3. Осуществление деятельности.
  4. Презентация результатов.

Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка. Педагог:

  • переходит от трансляции готовых знаний к инициированию поисковой активности воспитанников, совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы;
  • помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.

Рассмотри более подробно этапы проектной деятельности и сущность выполняемых действий со стороны воспитателя и детей в ее условиях (см. табл.).

Сущность взаимодействия детей и воспитателя на каждом этапе проектной деятельности

Воспитатель

Дети

Погружение в проект

Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи.

Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее

Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности

Организация деятельности

Создает условия для самостоятельной деятельности детей.

Предлагает и организует (помогает): группы детей; распределение ролей, ответственности; планирование детской деятельности по решению задач проекта; предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы

Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов

Осуществление деятельности

При косвенном участии:

  • при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;
  • деликатно контролирует;
  • обогащает знания детей, повышает их эрудицию;
  • репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает

Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:

  • выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;
  • консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;
  • добывают необходимые и недостающие знания;
  • фантазируют;
  • готовят презентацию

Презентация результатов

Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию

Демонстрируют:

  • понимание проблемы, цели и задачи;
  • умение планировать и осуществлять работу;
  • найденные способы решения проблемы;
  • самоанализ деятельности и ее результата;
  • взаимную оценку в деятельности, способность выбрать лучших участников

Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит серьезно задуматься на предварительном этапе.

Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.

В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязателен игровой контекст, учитывая возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.

Представим примерную тематику детских проектов в  средней группе  детского сада.

.

Средняя группа

Основные новообразования возраста: освоение социальных ролей и связей, социальных отношений; развитие наглядно-образного мышления; развитие способности к замещению и пространственному моделированию; развитие познавательных интересов; развитие произвольности в эмоциональной сфере; появление новых социальных мотивов — заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.  Ведущий вид деятельности: игровая (сюжетно-ролевая игра).      

Примерная тематика проектов:

  • Идем к врачу.
  • Как проверить и сохранить слух.
  • Утром дома (правила умывания, закаливания, выполнение зарядки, прием пищи).
  • Научим (какой-то игровой персонаж) соблюдать режим дня, умываться, правильно принимать пищу, полоскать рот после еды, чистить зубы и т.п.
  • Полезно-вредно для наших зубов.
  • Опасно-безопасно.
  • Книга здоровья нашей группы.
  • Острые предметы в наших руках: будь осторожен!
  • Правила поведения в автобусе.
  • Мы — пешеходы.

В заключение статьи хочется подчеркнуть, что детские проекты — это деятельность, в которой много детей, а не взрослых, и у которой есть конкретный продукт, позволяющий дошкольникам увидеть и ощутить ценность собственных усилий и действий, знаний и творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

статья - проектная деятельность в средней группе " Здравствуй сказка"

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. сказки дают ребенку жизненный опыт, позволяют понять житейскую мудрость ...

Статья. Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э.Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духов...

Статья «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

quot;Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников"...

Статья "Проектно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО"

Статья "Проектно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО" для педагогов детского сада...

Статья "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОО"

В настоящее время семья и семейное воспитание стали приоритетными в осуществляемой государством политике. Исследователи признают - семья - уникальный и специфический социальный институт, посредник меж...