Проектная работа Тема: «Робототехника и Дети»
проект
Проектная работа
Тема: «Робототехника и Дети»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_robototehnike.docx | 56.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 46 «Жемчужина» города Южно-Сахалинска расположен по адресу: 6930023, Россия, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Алексея Максимовича Горького 54 , тел 8 (4242) 312-766, 312-765 адрес электронной почты: dou46@yuzhno-sakh.ru
Проектная работа
Тема: «Робототехника и Дети»
Выполнили:
воспитатель Медюкова Евгения Николаевна
Руководитель ДОУ:
И.о. заведующего Липченко Наталья Александровна
2019 год
Содержание:
- Введение……………………………………………………………………. 3
- Постановка и обоснование проблемы…………………………………….. 6
- Содержание проекта………………………………………………………...7
- Этапы содержания проекта……………………………………………….. 10
- Заключение………………………………………………………………… 11
- Список литературы………………………………………………………... 13
- Приложение…………………………………………………………………14
Введение.
Лучшая школа интеллектуальной подготовки и развития познавательной активности, социально-личностных качеств старших дошкольников – игра. Непосредственно в играх происходит глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений. Через игру дети учатся принимать и применять все новое, что появляется в их жизни. Современный курс робототехники – «точка роста» информатизации образования, так как он нацелен на подготовку детей к жизни в информационном обществе. Задача инновационного развития экономики требует опережающего развития образовательной среды, в том числе развития детского технического творчества. Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
Актуальность.
Уникальность робототехники в том, что она позволяет объединить конструирование и программирование в одном курсе, позволяет дать азы информационного моделирования, использовать информационно-коммуникативные технологии. Робототехника представляет технологию 21 века и на разных ступенях образования имеет различные цели, которые способствует развитию коммуникативных способностей, развивают навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывают творческий потенциал ребенка.
Конструкторы ЛЕГО (LEGO Education) — это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы для изучения на практике. В процессе легоконструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Легоконструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки. Именно поэтому в ДОО успешно внедряется образовательная робототехника.
Новизна проекта заключается в исследовательски-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.
Проблемно – ориентированный анализ.
В нашем саду в начале и в конце учебного года проводится психодиагностика готовности детей к школе, по итогам которой выявлены следующие проблемы: у 12 % детей отмечается низкий уровень по данным показателям:
— неготовность работать в малых группах для достижения общей цели;
— умение выслушивать инструкцию и работать по заданным правилам;
— трудности в развитии самоконтроля и произвольности поведения.
Учитывая выявленные проблемы, определено основное направление деятельности – научить детей эффективно работать в паре, самостоятельно и целенаправленно, следовать инструкции, соблюдать заданные правила. Все это можно замечательно реализовать через образовательную робототехнику. Здесь используются компьютерные технологии, которые так привлекают современных детей и позволяют идти «в ногу со временем», и продуктивная деятельность, позволяющая проявить творчество, индивидуальность.
Основная цель проекта — приобщение дошкольников к детскому техническому творчеству посредством робототехники.
Основные задачи реализации проекта:
- Создание условий для внедрения робототехники в образовательный процесс ДОО.
- Разработка и апробация системы работы, направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей 5-7.
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных).
Место проведения: кабинет робототехники в ДОО.
Материально-техническое оснащение:
— Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™ основной № 9580 и ресурсный № 9585 (LEGO EducationWeDoConstructionSet).
— ноутбук с программным обеспечением.
— методическое пособие «ПервоРобот LEGO» (книга для учителя)
Срок реализации: 2 года
Участники проекта:
— дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет
— педагоги ДОО, старший воспитатель и заведующий ДОО
— родители воспитанников ДОО
Постановка и обоснование проблемы.
В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере.
Проведя анкетирование и проанализировав результаты анкеты педагогов ДОУ, были выявлены противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:
- Требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами LEGO, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности по конструированию;
- Необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;
- Возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния LEGO-технологий на развитие личности дошкольников.
Вывод: выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения LEGO-конструирования и робототехники в образовательном процессе детского сада, что позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
Содержание проекта.
Основная идея проекта заключается в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов LEGO.
Реализация идеи проекта с использованием LEGO-технологии проходит в нескольких направлениях.
I НАПРАВЛЕНИЕ – РАБОТА С ДЕТЬМИ
В рамках обязательной части общеобразовательной программы ДОО предполагается реализация ОД с использованием LEGO конструкторов.
LEGO- конструирование начинается со второй младшей группы, где дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.
В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.
В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.
Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные LEGO -постройки дети используют в сюжетно - ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO -элементы в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки. Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:
∙ Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
∙ Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
∙ Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
∙ Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
∙ Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
∙ Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
∙ Поисковый – самостоятельное решение проблем;
∙ Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.
∙ Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, проектно-ориентированное обучение – это систематический учебный метод, вовлекающий ребёнка в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях.
II. НАПРАВЛЕНИЕ – РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
Второе направление предполагает активное обучение педагогов LEGO - технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых занятий и т.д.
III НАПРАВЛЕНИЕ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Третье направление предполагает повышение интереса родителей к LEGO-конструированию через следующие формы работы с родителями:
- Открытые занятия;
- Выставки совместных работ;
- Оформление стендового материала;
- Консультации;
- Игротеки.
Этапы реализации проекта
ПЕРВЫЙ ЭТАП (подготовительный: сентябрь 2019 г. - март 2020 г.) – изучение возможностей внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий, разработка и защита инновационного программы, формирование программы экспериментальной деятельности, повышение квалификации педагогов, организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра.
ВТОРОЙ ЭТАП (внедренческий: март – октябрь 2020 г.) - практическое осуществление экспериментальной деятельности: организация работы LEGO - центра, подведение и анализ промежуточных результатов эксперимента; осуществление корректировки программы экспериментальной деятельности, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO - центра в образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем;
ТРЕТИЙ ЭТАП (обобщающий: ноябрь 2020 – март 2021 г.) – осуществление распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентация полученных результатов.
Риски реализации проекта
Риски проекта | Снижение рисков |
Отсутствие утвержденной программы и готовых рекомендаций для внедрения образовательной робототехники в ДОО | Создать или модифицировать и защитить свою программу легоконструирования и робототехники в ДОО |
Дорогостоящее оборудование | Поиск спонсоров |
Пассивность педагогов и родителей к внедрению робототехники в ДОО | Просветительская работа по данной теме |
Заключение
Выводы и оценка продуктивности реализации программы планируется сформулировать на основе самоанализа результатов педагогической деятельности.
В результате успешной реализации программы планируется достижение следующих результатов:
1.Создание в ДОУ новых условий обучения и развития дошкольников, через организацию целенаправленного образовательного процесса с использованием LEGO - конструирования (начиная со средней группы), в рамках реализации основной части образовательной программы детского сада.
2.Выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельность с детьми по приобщению к техническому творчеству;
3.Внедрение дополнительной платной услуги в ДОУ по техническому конструированию.
4. Программа дополнительного образования по конструированию с использованием конструкторов LEGO (с приложениями перспективного тематического планирование по 2 возрастным группам; ряда конспектов занятий);
5. Модель LEGO- центра (с методическими рекомендациями по организации работы в LEGO центре: правила работы в LEGO центре, схемаалгоритм работы с конструкторами LEGO, технологические карты сборки конструкторских моделей, рабочая тетрадь дошкольника по образовательной робототехнике (для 6-7 лет);
6. Высокий образовательный уровень педагогов за счет обучения LEGO -технологии.
Реализация программы значима для развития системы образования, так как способствует:
∙ Обеспечению работы в рамках ФГОС;
∙ Формированию имиджа детского образовательного учреждения;
∙ Удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ;
∙ Повышению профессионального уровня педагогов;
∙ Участию педагогов в конкурсах различных уровней;
∙ Участию воспитанников ДОУ в фестивалях робототехники. В результате обобщения предполагается диссеминация результатов:
∙ принятие участия в конкурсах различного уровня организационно - методической направленности по темам, отражающим инновационную деятельность в ДОУ,
∙ принятие участия в конкурсах и фестивалях робототехники и технического творчества.
Список литературы:
- «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филипов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. — 195 с.
- «Уроки легоконстрирования в школе» А.С. Злаказов, Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2011. – 119 с.
- «ПервоРоботNXT. Введение в робототехнику. — MINDSTORMSNXTeducation, 2006. – 66 с.
- Ю.О. Лобода, О.С. Нетёсова Методическое пособие «Учебная робототехника (2класс)», электронный ресурс.
- Книга для учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO ® WeDo™ (LEGO EducationWeDo)
- Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателей дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2001. – 124 с.
Интернет – ресурсы:
- сайт Фгос-игра.рф
- http://legoengineering.com
- http://robosport.ru/
- legoeducation.com
- http://nnxt.blogspot.com
- http://us.mindstorms.lego.com
- http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Lego_Mindstorms
- http://mindstorms.lego.com/en-us/Default.aspx
- http://yarmarka.uohanalas.ru/doc/proekt10_vilui.pdf
- http://madou370.3dn.ru/index/robototekhnika/0-326
Приложение 1
Учебно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Введение в робототехнику. | 1 |
2. | Введение в конструирование и программирование. | 31 |
3. | Юный робототехник. | 32 |
Итого: | 72 |
Комплексно-тематическое планирование
LEGO-конструирование «Простые механизмы»
1 год обучения (5-6 лет)
№ | Дата | Тема | Программное содержание | Оборудование | |
Есть у каждого свой дом. Пустыня | |||||
1 | сентябрь | Песчаные дюны | Продолжать развивать наглядно | Конструктор LEGO | |
2 | Животные пустыни: черепаха, | ||||
3 | Растения пустыни | ||||
4 | Модель пустыни | ||||
Есть у каждого свой дом. Саванна | |||||
5 | октябрь | Деревья | Продолжать развивать наглядно | Конструктор LEGO | |
6 | Животные саванны: слон, | ||||
7 | Животные саванны: попугай, | ||||
8 | Модель саванны | ||||
Есть у каждого свой дом. Морской мир | |||||
9 | ноябрь | Береговая зона, | Продолжать развивать наглядно | Конструктор LEGO | |
10 | Животные моря: | ||||
11 | Веселые рыбки: | ||||
12 | Модель морского дна | ||||
Новогодний калейдоскоп | |||||
13 | декабрь | Новогодняя елка | Научить самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения творчеству. | Конструктор LEGO | |
14 | Новогодние подарки | ||||
15 | Снегокат | ||||
16 | Конструирование по замыслу | ||||
Азбука безопасности | |||||
17 | январь | Светофор | Привить навык коллективной работы. Выработать способность | Конструктор LEGO «Транспорт». транспорта». | |
18 | Специальный | ||||
19 | Гаражное депо | ||||
20 | Коллективная | ||||
Роботы и человек | |||||
21 | февраль | Зачем человеку | Формирование представлений о предназначении и видах, правилах робототехники, особенностях конструирования. Знакомство с краткой историей робототехники, знаменитыми людьми в этой области, | Презентация «Роботы и Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей); проектор, интерактивная | |
22 | Как научить робота двигаться? | ||||
23 | Знакомство с | ||||
24 | Забавные механизмы: умная вертушка | ||||
Забавные механизмы | |||||
25 | март | Забавные механизмы: умная вертушка | Формирование представлений детей о взаимосвязи программирования и механизмов движения: | Конструктор Перворо бот LEGO WeDo (по | |
26 | Забавные механизмы: барабан | ||||
27 | Забавные механизмы: барабан | Конструктор Перворо | |||
28 | Веселая карусель | ||||
Забавные механизмы | |||||
29 | апрель | Веселая карусель | Научить самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов | Конструктор Перворо проектор, интерактивная | |
30 | Парк аттракционов (обобщение | ||||
31 | Разводной мост | ||||
32 | Разводной мост | ||||
Свобода творчества | |||||
33 | май | Творческая деятельность. Выставка детских работ | Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству. | Конструктор LEGO (набор различных деталей) | |
34 | |||||
35 | |||||
36 |
Подготовительная к школе группа
№ | Дата | Тема | Программное содержание | Оборудование | |||
Забавные механизмы | |||||||
1 | сентябрь | Забавные механизмы: умная вертушка | Научить создавать механическое | Конструктор Перворо проектор, интерактивная | |||
2 | Забавные механизмы: умная вертушка | ||||||
3 | Забавные механизмы: танцующие птицы | Научить создавать механическое | Конструктор Перворо проектор, интерактивная | ||||
4 | Забавные механизмы: танцующие птицы | ||||||
Забавные механизмы | |||||||
5 | октябрь | Забавные механизмы: обезьянка-барабанщица | Обсудить игру на музыкальных механическое устройство и программировать его таким образом, что | Конструктор Перворо проектор, интерактивная «Музыкальные инструменты» | |||
6 | Забавные механизмы: обезьянка-барабанщица | ||||||
7 | Парк аттракционов (обобщение предыдущих трех тем) | Закрепить полученные умения и | Конструктор Перворо количеству детей); проектор, интерактивная | ||||
8 | Парк аттракционов (обобщение | ||||||
Животные | |||||||
9 | ноябрь | Голодный аллигатор | Обобщить знания детей об аллигаторах, их повадках, о том, что они едят. Помочь в создании механического устройства с использованием датчика движения. | Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по | |||
10 | Голодный аллигатор | ||||||
11 | Рычащий лев | Обобщить знания детей о львах, их повадках, среде обитания. Помочь в создании механического | Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по | ||||
12 | Рычащий лев | ||||||
Животные | |||||||
13 | декабрь | Порхающие | Научить создавать механическое | Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей); | |||
14 | Порхающие | ||||||
15 | Моделирование | Формировать умение создавать | Конструктор LEGO | ||||
16 | Прогулка на природе (три модели на выбор, обыгрывание ситуаций) | Закрепить полученные умения и | Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей); | ||||
Футбол | |||||||
17 | январь | Футбол: нападающие | Помочь сконструировать и запрограммировать футболиста, который будет бить ногой по бумажному футбольному мячу. | Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей); | |||
18 | Футбол: нападающие | ||||||
19 | Футбол: вратарь | Помочь сконструировать и запрограммировать футболиста, который будет перемещаться вправо и | Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по | ||||
20 | Футбол: вратарь | ||||||
21 | февраль | Футбол: ликующие болельщики | Помочь сконструировать и запрограммировать механических футбольных болельщиков, которые | Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей); | |||
22 | Футбол: ликующие болельщики | ||||||
23 | Моделирование | Формировать умение создавать | Конструктор LEGO | ||||
24 | Футбольный | Закрепить полученные умения и навыки. Повысить интерес к конструированию и конструктивному | Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей); | ||||
Приключения | |||||||
25 | март | Самолет | Обучить построению модели самолета и программированию его | Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по | |||
26 | Приключение: | ||||||
27 | Великан | Обучить построению модели великана. Показать приемы использования датчика движения. Обучить программированию с использованием датчика движения | Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по | ||||
28 | Приключение: | ||||||
Приключения | |||||||
29 | апрель | Парусник | Обучить построению модели парусника. Показать приемы программирования с использованием | Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей); | |||
30 | Приключение: | ||||||
31 | Комплекс приключений (три модели на выбор) | Закрепить полученные умения и навыки. Повысить интерес к конструированию и конструктивному | Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по | ||||
32 | Комплекс приключений (три модели на выбор) | ||||||
Свобода творчества | |||||||
33 | май | Творческая деятельность. Выставка детских работ. | Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству. | Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей); | |||
34 | |||||||
35 | |||||||
36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа тема "Плывут по морю корабли..."
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в прцессе разработки детско- взрослого проекта "Плывут по морю корабли..." ...
Проектная работа Тема « Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу взрослых в организации»
Тема проекта: «Кто работает в детском саду»Возрастная группа: дети средней группы.Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, младший воспитатель, родители.Тип проекта: информационно – ...
Проектная работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста. Тема: « Чудесный мир сказок»
Познавательно-речевое развитие ребенка — один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника — потребностей и и...
Проектная работа Тема: «Использование фольклора в развитии речи детей второй группы раннего возраста»
Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвласт...
Проектная работа Тема: « Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
}Актуальность проекта. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, иссл...
Проектная работа Тема: «Организация сюжетно ролевой игры детей дошкольного возраста в младшей группе»
Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его деятельности. Интересные игр...
Проектная работа по робототехнике «Аттракцион-сюрприз»
Инженерно-творческий проект аттракцион-«Сюрприз» предназначен для воспитанников детского сада и направлен на развитие научно-технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкол...