«Организация экспериментирования в детском саду в свете требований ФГОС ДО»
методическая разработка
ФГОС ориентирует нас на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_mo.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы на тему «Организация экспериментирования в детском саду в свете требований ФГОС ДО»
Академик педагогических наук Н. Н. Поддьяков, рассматривая экспериментальную деятельность, отмечал, что «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.»
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, стимулируется развитие речи.
ФГОС ориентирует нас на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
В процессе организации детского экспериментирования мы придерживаемся определенной структуры, предложенной авторскими коллективами программы «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьевой, Т.И. Гризик.
Тему для экспериментирования мы выбираем с учетом интересов детей и в соответствии с комплексно – тематическим планированием или событийностью.
В соответствии с программой «Радуга», опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада начиная с младшей группы в разделе «РЕБЕНОК И МИР ПРИРОДЫ».
В ней запланировано изучение с помощью опытов:
• свойств песка, глины и камня;
• свойств воды в ее различных состояниях;
• температуры.
Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию мы начинаем проводить с младшей группы. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Опыт работы наших воспитателей доказывает, что элементарное экспериментирование доступно детям младшего возраста.
Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки, растворяют в воде разные вещества.
Убедившись в актуальности данной проблемы на современном этапе мы выделили основные характеристики детского экспериментирования:
1. Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.
2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная). В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение: новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования),
на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования).
3. Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества.
Воспитатели нашего ДОУ использует разнообразные приемы повышения активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.
1. Интерес к предстоящей деятельности обеспечивается через:
• мотивацию,
• образность, эмоциональность,
• значимость и необходимость участия каждого в деятельности.
2. Стимулируется исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения («Как?», «Что узнаешь при этом?»);
3. Обсуждаются с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования и результата («Если так, то.», «Что изменится, если.»);
4. Используются приемы развития творческого воображения (РТВ, творческой педагогики).
Накопление ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области.
Методы, применяемые в экспериментировании, представлены на слайде.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, развитие и обогащение речи, воспитание у детей таких качеств, как эмпатия, уверенность в себе, коммуникабельность.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
В нашем детском саду развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей, представлена «мини – лабораториями » , что позволяет создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру , развития исследовательских умений. В этом году все группы ДОУ приняли участие в смотре – конкурсе ««Уголок экспериментально-исследовательской деятельности (уголок экспериментирования) в группе»
Задача мини - лаборатории:
• развитие первичных естественнонаучных представлений,
наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных
операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
• формирование умений комплексно обследовать предмет.
В мини-лаборатории деятельности должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции:
экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для хранения материалов (природного, «бросового»)
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
В условиях нашего ДОУ используем только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
• во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
• во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
• в - третьих, они практически безопасны;
• в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Содержание опытно – экспериментальной деятельности состоит из пяти блоков педагогического процесса.
1. НОД с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). При организации культурных практик, познавательно-исследовательская деятельность занимает ведущее место, т. к. исследования, изучение и сравнение происходит и на прогулке, и во время творческой работы и во время трудовых поручений.
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. Совместная работа с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу.
Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Активное участие родители принимают и в насыщении наших экспериментальных лабораторий, в реализации проектов, в мастер - классах .
5. Сотрудничество с социальными партнерами. Для поддержания интереса к экспериментированию, мы стараемся устраивать экскурсии в школу № 11, где в основном учителя предметники гостеприимно устраивают для нас открытый показ опытов с микроскопами и другими материалами, что вызывает особый интерес у маленьких исследователей и повышают стремление стать школьниками.
Мы уделяем большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Так же мы организуем экскурсии в библиотеку, музей, где дети могут закрепить свои знания о свойствах предметов.
Использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями. Так как в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
В статье говорится о новых требованиях к развитию речи детей в соответствии с ФГОС, о том что первой ступенью образовательного процесса является детский сад, а также какие задачи определены ФГОС....
Мастер-класс для педагогов на тему “Квест - как инновационная модель обучения в образовательном процессе в детском саду при реализации требований ФГОС ДО”
Мастер-класс для педагогов...
Консультация для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО"
Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации&r...
Статья: «Организация экспериментирования в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС»
Дети - это маленькие исследователи. Любопитство,постоянное стремление наблюдать и эксперементировать, искать новые сведения об окружающем - являются важнейшими чертами поведения детей дошкольного возр...
Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС
Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее ...
Работа по развитию речи в старшей группе детского сада, основанная на требованиях ФГОС
Красивая, развитая речь — это необходимое условие гармоничной социализации ребёнка, его комфортного психического самочувствия, выстраивания полноценных отношений со сверстниками и окружающими вз...
Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного об...