Конспекты образовательной области «Музыка» в средней группе Музыкальный руководитель
план-конспект занятия (младшая группа)
Конспекты образовательной области «Музыка» в средней группе
Музыкальный руководитель
Сентябрь
Занятие № 1
Тема: Учимся слушать музыку
Программное содержание
- Научить правилам поведения на музыкальных занятиях и при прослушивании музыки.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развитие физических качеств для музыкально - ритмической деятельности;
«С» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
«Х» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;
«К» - развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.
Ход занятия:
Психогимнастика: Упражнение «Ивушка и тополь»
- Настроить детей на занятие;
- Развивать звуковысотный слух.
Описание:
Дети ритмично двигаются по залу под маршевую музыку. При музыкальной паузе внимательно слушают, какие звуки проиграет музыкальный руководитель. Если высокие (тополь) – тянутся на носочках вверх, поднимая руки, если низкие (ивушка) – склоняют голову на грудь, руки произвольно опущены вниз и расслаблены.
Изучение нового материала:
- Вы уже умеете исполнять высокие и низкие, а также средние звуки. Их разнообразные сочетания и придают музыке своеобразную прелесть. К тому же спеть их и сыграть мы их можем тоже по-разному: быстро и медленно, тихо и громко, плавно и отрывисто. Звуками можно выразить разное настроение: задумчивое и жизнерадостное, грустное и сердитое. Вот какое богатство вариантов! А если прибавить сюда богатство многокрасочных тембров, то есть оттенков голосов разных певцов и музыкальных инструментов, то получится, что музыка таит в себе несметные сокровища звуков.
Позволь дать тебе совет, как нужно слушать музыку. Слушать музыкальное произведение нужно внимательно, вдумчиво, не отвлекаясь, стараясь понять, что хотел донести до нас автор, чем он хотел поделиться с тобой и с другими людьми.
Хочу вас спросить, из чего состоит музыка? Для этого я вам загадаю загадку: « Их нельзя увидеть, не возьмёшь их в руки. Можно только слышать. Кто же это? …» Верно, из звуков. А знаешь ли ты, что звуки тоже бывают очень разными. Предлагаю вам сыграть в очень интересную игру.
Игра: « Звуки мы идём искать»
Раз, два, три, четыре, пять!
Звуки мы идём искать!
Пластиковый, деревянный,
Металлический, стеклянный.
Дети, произнося считалку, двигаются за ведущим по комнате, который подводит их к различным предметам и стучит по ним молоточком, слушая звук. Дети по звуку определяют, к какому типу относится этот звук. Игра повторяется несколько раз.
Запомните! Звук – это колебание волны, которые человек улавливает с помощью ушей.
Приговорки
Выучите с детьми и повторяйте приговорки каждый раз хором перед началом упражнений. Пусть они служат настройкой для слухового сосредоточения в играх на развитие слухового внимания.
Мы тихонечко сидим
И готовим уши
Потому что мы хотим
Научиться слушать!
Педагог: Где, ребятки, ваши ушки?
Дети хором: Наши ушки на макушке.
Игра « Кто по лесу ходит?»
Цель: Развивать у детей звуковысотный и ритмический слух.
Дыхательное упражнение: « Подуй на одуванчик»
Цель: Развивать у детей певческое дыхание.
Пение: Познакомить детей с песней « Грустная песня» муз.И.Осокиной.
Поговорить о характере песни, о её содержании.
Музыкально-ритмические упражнения:
Вспомнить виды ходьбы, разученные ранее: марш, легкий бег.
Разучивание танцевальной композиции: « Осенний листопад»
Под вальс «Осенний сон» А.Джойса
Схема танца:
1. Дети на носочках бегут по кругу. В руках листочки.
2. Взмахи над головой.
З. Кружение на носочках.
4. Легкими шагами дети движутся в круг - из круга.
Игра на детских муз.инструментах: «Где живут звуки?»
Музыкально – дидактическая игра «Угадай, что звучит?»
Формировать запас музыкально – слуховых впечатлений.
Развлечение: Подвижная игра « Лохматый пёс»
Занятие № 2
Тема: Свойства музыкальных звуков.
Программное содержание:
- Рассказать о свойствах музыкальных звуков.
Образовательные области
Задачи:
«З» - сохранение и укрепление физического здоровья детей;
«Ф» - развивать двигательную активность детей;
«П» - расширять кругозор детей в области музыки;
«Ч» - использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений.
Ход занятия:
Психогимнастика: Упражнение «Солдаты и охотники»
- Тренировка активного внимания;
- Развитие тембрового слуха.
Слушание: Познакомить детей с музыкальным произведением композитора Д.Кабалевского «Клоуны». Применив метод «Музыкальная шкатулка» охарактеризовать пьесу.
Изучение нового материала. Запомните!
У каждого мелодического звука есть четыре особых свойства – громкость, высота, длительность звучания и тембр. Как получаются громкие звуки?
Задание: Постучите по столу кулачком: сначала тихо, потом громче… громче… громче…
Очень громко. Сколько силы пришлось приложить для того, чтобы стук получился громче? Чем больше сила – тем громче звук.
Игра « Громко – тихо»
Педагог задаёт детям различные задания. Например; постучать по столу кулачком, похлопать в ладоши, топнуть ножкой или погудеть. Затем произносит указание к исполнению, и дети выполняют его с той силой, которая необходима для заданного звучания.
Игра: « Как звучит»
Взрослый называет то или иное явление. Дети определяют, как оно звучит, и хором произносят слова: « тихо» или « громко».
Пример: листья шелестят, мышка шуршит, мама шепчет на ушко, вода капает, сирена гудит кошка крадётся, гром гремит, дети хохочут, балуются.
Игра: « Правильно – неправильно»
Педагог произносит фразу, например, « Кошка крадётся громко». Дети хором произносят: « Неправильно». Педагог вызывает одного из игроков, который должен произнести фразу правильно.
Игра: « Тихо – громко запоём»
Игровой материал: любая игрушка.
Дети договариваются с педагогом , что при исполнении песни, если педагог поднимет игрушку вверх, то дети поёт громко, а если опустят вниз, то поют тихо.
Дыхательное упражнение: « Открыть и закрыть воротики»
- Развивать диафрагмальное дыхание у детей.
Пение: Закреплять знакомство с песней « Грустная песенка» И.Осокина. Работать над текстом.
Познакомить с песней об осени, контрастной по характеру, «Дождик – огородник» муз. И.Меньших.
Музыкально – ритмические упражнения: Закреплять шаг с высоким подниманием колена.
Танцевальная композиция « Осенний листопад». Следить за осанкой детей.
Игра на детских музыкальных инструментах: «Где живут звуки»
Пальчиковая гимнастика «Комары – музыканты»
- Продолжать формировать музыкально – слуховые впечатления.
Развлечение: Подвижная игра: « Заря – заряница»
Занятие № 3
Тема: Игротека
Программное содержание:
- Закрепление пройденного материала.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развивать двигательную активность детей;
«С» - Развивать игровую деятельность;
«П» - расширять кругозор детей в области музыки;
«К» - Развивать навык свободного общения взрослого и детей.
Ход занятия:
Дети входят в зал под бодрую музыку, закрепляют виды шага, пройденных ранее.
Психогимнастика: Упражнение: «Ускоряем – замедляем».
- Положительный настрой на занятие;
- преодоление двигательного автоматизма;
- развитие динамического слуха.
Слушание: «Клоуны» Д.Б.Кабалевского.
Применив метод «Хор рук», показать, как меняется настроение в частях пьесы.
Игра « На воображаемой гармошке»
Как играют на гармошке, вы, наверное, много раз видели. Меха инструмента то сдвигаются, то раздвигаются.
Эта игра – одновременно упражнение. Используя образ гармошки, давайте поучимся петь тихо и громко. Когда руки широко раздвинуты, пойте гласную «о» в полный голос, Когда руки сдвигаются, убавляй звучание.
Игра: «Солнышко встало»
Как можно по- разному произнести фразу « Солнышко встало?». Отыщи как можно больше вариантов. Также потренируйся произносить « В квартире есть телефон», « Я прочитал эту книгу». А теперь повтори те же варианты произношения, но без слов. Слов нет, но мелодика произношения фразы – то удивленная, то горестная, то сердитая осталась. Знаешь, что это такое? Это интонация – манера произношения, в которой отражены какие –то чувства.
Сказка « Волк и козлята»
Задание: Прочитайте детям сказку, обратите их внимание на звучание голосов волка, козы, козлят. Ответьте на вопросы: почему в сказке голоса называются « тонкими» и « толстыми». Почему козлята отворили дверь волку? Распределите сказку по ролям среди детей и перескажите, передавая голосом тонкие высокие и низкие толстые голоса персонажей.
Игра « Великаны и лилипуты»
Подготовка к игре: Побеседуйте с детьми о том, какой голос может быть у великана? А какой голос может быть у крошечного человечка. Пофантазируйте, какие великаны? Они огромные, неповоротливые и толстые. И голос у великана толстый, низкий. А лилипуты крошечные , подвижные, как муравьишки. Голоса у лилипутов тоненькие и высокие.
Описание:
Дети делятся на две группы, одна из которых будет играть роль лилипутов, а другая – роль великанов. В – ль произносят слова или словосочетания, а дети – « великаны» и « лилипуты» - отвечают ему или повторяют текст.
Воспитатель: « Здравствуйте, великаны, здравствуйте, лилипуты!»
« Как поживаете, великаны?»
« Как поживаете, лилипуты?»
« Что вы сегодня ели на завтрак?»
« Хотите пойти на прогулку?» и.т.д.
Группы детей – « Великаны» и « Лилипуты» - отвечают по очереди.
Дыхательное упражнение: « Собачка»
Цель: Развивать у детей певческое дыхание.
Распевание: « Колыбельная»
- Следить за чистотой интонирования.
Пение: Закреплять знакомство с песней « Грустная песня» муз. И.Осокиной. Петь напевно, протяжно.
Учить песню « Дождик – огородник» муз И.Меньших. работать над четким произношением окончаний слов.
Музыкально – ритмические упражнение:
- Развивать умение ритмично двигаться под маршевую и танцевальную музыку.
- Закреплять навык движения в соответствии с двухчастной формой музыки и силой её звучания ( тихо – громко), самостоятельного начала и окончания движения.
« Осенний листопад» - эмоционально исполнять хоровод, следить за осанкой детей.
Развлечение: Подвижная игра: « У медведя во бору»
Занятие №4
Тема: Развиваем ритмический слух.
Программное содержание:
- Развивать ритмический слух.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развивать двигательную активность детей;
«С» - Развивать игровую деятельность;
«П» - расширять кругозор детей в области музыки;
«К» - Развивать навык свободного общения взрослого и детей
Ход занятия:
Психогимнастика: Упражнение «Ивушка и тополь».
Слушание: Пьеса «Клоуны» Д.Кабалевского. Поговорить о двухчастной форме музыкального произведения.
Изучение нового материала:
Выразительное чтение текста, обращать внимание детей на ритм и мелодию стиха. Выучить с детьми стихи, которые им особенно понравились.
Сел сверчок на шесток,
Таракан - в уголок.
Сели – посидели,
Песенку запели.
Услыхали ложки –
Вытянули ножки.
Услыхали калачи –
Да попрыгали с печи,
Да давай подпевать,
Подпевать да танцевать!
Как без дудки, без дуды,
Ходят ноги не туды.
А как дудочку почуют,
Сами ноженьки танцуют.
- Прохлопать ритмический рисунок данного стихотворения, вместе и индивидуально.
Музыкально-ритмические упражнения: Упражнение « Мы бегаем и прыгаем»
- Учить чередовать лёгкий бег и прыжки на двух ногах, при смене характера музыки.
« Осенний хоровод» - легко, непринуждённо исполнять хоровод. Развивать умение выполнять танцевальные движения вместе с предметами ( листочками).
Дыхательное упражнение: « Один вдох – три выдоха».
Развивать у детей диафрагмальное дыхание.
Пение: Работать над песнями: « Грустная песня»
« Дождик - огородник»
Следить за правильным произношением окончаний слов и чётким проговариванием согласных звуков.
Учить песню: « Журавушка»»муз.Зарицкой.
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Осень бродит у ворот»
- Учить воспринимать средства музыкальной выразительности.
Развлечение: Подвижная игра: « Заря – Заряница»
Занятие №5
Тема: Слушатель и зритель.
Программное содержание:
- Дать понятие о слушателе и зрителе.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развитие физических качеств для музыкально - ритмической деятельности;
«С» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
«Х» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;
«К» - развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.
Ход занятия:
Психогимнастика: Упражнение «Солдаты и охотники»
Слушание: «Клоуны» Д.Кабалевского.
Учить детей различать эмоциональное содержание пьесы.
Изучение нового материала. Запомните!
Музыку – слушают, концерт – смотрят и слушают, оперу – слушают , или смотрят и слушают.
Тот, кто слушает – слушатель.
Тот, кто смотрит – зритель.
« Что любят зрители и что любят артисты?»
Артисты любят: чтобы им хлопали, чтобы им дарили цветы, чтобы их внимательно слушали.
Зрители: любят: удобно сидеть и слушать. Они должны не мешать другим зрителям и артистам, не опаздывать, вовремя приходить.
Сегодня с утра мы в театр собрались,
Умылись, оделись и причесались.
Надеты ботинки, пальто и береты,
В карманах расчёски, платки и билеты,
Себя хорошо мы в трамвае ведём,
Через дорогу спокойно идём,
У входа в театр покажем билеты,
Сдадим в гардеробе пальто и береты.
Пальто в гардеробе, в руке номерок.
Нас в зрительный зал приглашает звонок.
Толкаться не будем, спокойно войдём
И место своё по билету найдём,
В билете указаны место и ряд,
В зрительном зале люстры горят,
Вот ложа, партер, бельэтаж и балкон,
ИМ сцена, и занавес – это не сон.
Сцена открылась, оркестр заиграл!
Каждый ребёнок зрителем стал.
Педагог: Давайте покажем, как дети превращаются в зрителей.
(Читает стихотворение, а дети иллюстрируют его действиями).
Дыхательное упражнение: « Подуем на ладошку»
- Развивать диафрагму и певческое дыхание
Пение: Выразительно исполнять песни: « Грустная песня»
« Дождик - огородник»
« Журавушка»
- Следить за своевременным вступлением и окончанием пения.
Музыкально-ритмические упражнения:
« Шагаем – бегаем», « Ускоряем – замедляем»
- Развивать у детей умение выполнять движения в соответствии с музыкой.
«Осенний листопад» - добиваться выразительности движений руками, «полетности»
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Звук живет в любом предмете»
- Учить детей распознавать деревянные, металлические, стеклянные звуки.
Д/И «Где живут звуки?»
Развлечение: Подвижная игра: « Цапля голенастая»
Занятие №6
Тема: Человеческий голос
Программное содержание: Познакомить с возможностями и строением голосового аппарата.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развитие физических качеств для музыкально - ритмической деятельности;
«С» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
«Х» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;
«К» - развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.
Ход занятия:
Психогимнастика: Упражнение «Робин – Бобин - Барабек»
- Развивать память детей, отображать положительные и отрицательные черты характера персонажей.
Изучение нового материала.
Человеческий голос – это самый древний, самый необыкновенный музыкальный инструмент. С помощью голоса, его интонации, мы можем передать тончайшие оттенки нашего чувства или настроения. Он звучит, благодаря вибрации голосовых связок. Это легко можно ощутить, если во время речи или пения положить пальцы на горло.
Задание: Приложите ладошку к голу, поговорите и спойте что-нибудь, ощутите вибрацию голосовых связок.
Слушание: Познакомить детей с р.н.п. «Ах, ты, береза», обр. М.Раухвергера
Обратить внимание детей на пьесу веселого, эмоционального характера.
Дыхательное упражнение: « Гармошка»
Работать над развитием певческого дыхания.
Пение: Учить песню « Кочаны» муз. Д.Львова-Компанейца.
Повторять песни: « Грустная песня»
« Дождик – огородник»», « Журавушка»
Петь выразительно, без напряжения.
Музыкально – ритмические упражнения.
Шаг с высоким подниманием колена. Подскоки.
-Следить за осанкой детей.
Учить « Маленькую полечку»
Схема танца:
1. Дети бегут подскоками по кругу
2. Дети выполняют « пружинки».
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Звуки шумовые и музыкальные»
- Развивать восприятие отдельных отношений музыкальных звуков различных по высоте, тембру, динамике.
Д/И «Музыкальное эхо»
Развлечение: Подвижная игра « Горелки с платочками»
Занятие №7
Тема: Учимся различать звуки.
Программное содержание:
- Научить детей различать звуки.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развитие физических качеств для музыкально - ритмической деятельности;
«С» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
«Х» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;
«К» - развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.
Ход занятия
Психогимнастика: Упражнение: «Я – мои друзья»
Воспитывать у детей чувства коммуникабельности и коллективизма.
Изучение нового материала.
Почему одни звуки звучат, а другие – шумят? Мы уже заметили, что нас окружает множество звуков. Среди этого множества наиболее неприятными являются звуки громкие, резкие, назойливые. Например: грохот, стук, лязг, топот, гудение и т.п. Такие звуки, как правило, мы называем шумом. Шум возникает, чаще всего, в результате деятельности человека. От шума мы устаём, у нас болит голова и портится настроение. Однако в природе также существуют шумы, которые человек слушает с большим удовольствием. Например: журчание ручейка, шум дождя или шум прибоя, щебет птиц или шорох листьев.
Запомните!
Шумом называют беспорядочное, нестройное или громкое звучание.
Прочитать детям рассказ В.Бианки « Музыкальная канарейка»
См. стр 14 сб « Разработка занятий в мл. гр.»
Музыкально-ритмические упражнения.
Упражнение « Иди – замри»
- Преодолевать у детей двигательный автоматизм.
Развивать навык выполнения танцевального движения – подскоки.
Работать над исполнением танцев:
« Весёлая полечка»
« Осенний хоровод»
Дыхательное упражнение:
« Ныряем за жемчугом» - Работать над развитием певческого дыхания.
Распевание: « Колыбельная»
« Я шагаю вверх – вниз»
- Следить за чистотой интонирования.
Пение: Работать над выразительностью исполнения песен:
« Грустная песенка»
« Дождик - огородник»
« Журавушка»
Закреплять «Кочаны» , муз Д.Львова – Компанейца
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Мы веселые игрушки - озорные погремушки»
Рассказать об истории создания погремушки.
Д/И «Музыкальное эхо»
Развлечение: Подвижная игра « Дед Апанас»
- Развивать у детей координацию движений, ловкость, умение маневрировать.
Занятие №8
Тема: Игротека
Программное содержание: Закрепить пройденный материал.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развитие физических качеств для музыкально - ритмической деятельности;
«С» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
«Х» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;
«К» - развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.
Ход занятия
Психогимнастика: «Четыре стихии»
- Положительный настрой на занятие;
- Развивать активное внимание.
Игра « Путаница»
Прочитать детям сказку К.И.Чуковского « Путаница». Предложить поиграть и озвучить голоса животных и птиц.
ВЕД:
« Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели.
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
Гуси начали опять
По-гусиному кричать!
ДЕТИ: « Га-га-га»
ВЕД: « Кошки замурлыкали…»
ДЕТИ: « Мур-мур-мур!»
ВЕД: « Птицы зачирикали»
ДЕТИ: « Чик-чирик!»
ВЕД: « Лошади заржали…»
ДЕТИ: « И-и-и!»
ВЕД: « Мухи зажужжали…»
ДЕТИ: « Ж-ж-ж!»
ВЕД: « Лягушата квакают…»
ДЕТИ: « Ква-ква-ква!»
ВЕД: « А утята крякают…»
ДЕТИ: « Кря-кря-кря!
ВЕД: « Поросята хрюкают…»
ДЕТИ: « Хрю-хрю-хрю!»
ВЕД: « Деточек баюкают:
Баюшки – баю!
Баюшки – баю!»
Дети складывают ручки, закрывают глазки и склонив голову на ладошки, « засыпают» Игра повторяется.
Игра « Угадай, кто я?»
Дети слушают и учатся различать человеческие голоса Для игры понадобится бумажный колпак.
- Развивать у детей тембровый слух.
Игра « Слышу шум…»
Побеседуйте с детьми о том, что человека в жизни окружает множество шумов. Начинайте перечислять те шумы, которые детям приходилось слышать когда-нибудь, например: шум шагов, воды, ветра, кипящего чайника… Дальше конкретизируйте место или время, например: какие шумы можно услышать в лесу или на улице; Утром, днём или ночью…
Фантазируйте… (Ответы детей)
Слушание: «Ах, ты, береза», обр М.Раухвергера. прослушать пьесу в оркестровом исполнении. Поговорить о расширении выразительности музыки при одновременном звучании нескольких инструментов, оркестра народных инструментов.
Музыкально-ритмические упражнения
Выразительно исполнять танцевальные композиции:
« Осенний хоровод»
« Весёлая полечка».
Психогимнастика: Упражнение на развитие мимики: « Сердитый дедушка»
« Солёный чай»
Дыхательное упражнение: « Три вдоха – один выдох»
- Работать над развитием диафрагмального дыхания.
Распевание: « Я пою хорошо»
- Следить за чистотой интонирования.
Пение: Выразительно исполнять песни, петь естественным голосом, не напрягая голосовые связки.
« Грустная песенка»
« Дождик - огородник»
« Журавушка»
Закреплять песню: «Кочаны», муз Д. Львова – Компанейца.
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Мы веселые игрушки - озорные погремушки»
- Закрепить приемы игры на погремушке.
Развлечение: Подвижная игра: « Заря – заряница»
- Развивать у детей ловкость, и быстроту реакции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe.docx | 36.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспекты образовательной области «Музыка» в средней группе
Музыкальный руководитель
Сентябрь
Занятие № 1
Тема: Учимся слушать музыку
Программное содержание
- Научить правилам поведения на музыкальных занятиях и при прослушивании музыки.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развитие физических качеств для музыкально - ритмической деятельности;
«С» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
«Х» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;
«К» - развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.
Ход занятия:
Психогимнастика: Упражнение «Ивушка и тополь»
- Настроить детей на занятие;
- Развивать звуковысотный слух.
Описание:
Дети ритмично двигаются по залу под маршевую музыку. При музыкальной паузе внимательно слушают, какие звуки проиграет музыкальный руководитель. Если высокие (тополь) – тянутся на носочках вверх, поднимая руки, если низкие (ивушка) – склоняют голову на грудь, руки произвольно опущены вниз и расслаблены.
Изучение нового материала:
- Вы уже умеете исполнять высокие и низкие, а также средние звуки. Их разнообразные сочетания и придают музыке своеобразную прелесть. К тому же спеть их и сыграть мы их можем тоже по-разному: быстро и медленно, тихо и громко, плавно и отрывисто. Звуками можно выразить разное настроение: задумчивое и жизнерадостное, грустное и сердитое. Вот какое богатство вариантов! А если прибавить сюда богатство многокрасочных тембров, то есть оттенков голосов разных певцов и музыкальных инструментов, то получится, что музыка таит в себе несметные сокровища звуков.
Позволь дать тебе совет, как нужно слушать музыку. Слушать музыкальное произведение нужно внимательно, вдумчиво, не отвлекаясь, стараясь понять, что хотел донести до нас автор, чем он хотел поделиться с тобой и с другими людьми.
Хочу вас спросить, из чего состоит музыка? Для этого я вам загадаю загадку: « Их нельзя увидеть, не возьмёшь их в руки. Можно только слышать. Кто же это? …» Верно, из звуков. А знаешь ли ты, что звуки тоже бывают очень разными. Предлагаю вам сыграть в очень интересную игру.
Игра: « Звуки мы идём искать»
Раз, два, три, четыре, пять!
Звуки мы идём искать!
Пластиковый, деревянный,
Металлический, стеклянный.
Дети, произнося считалку, двигаются за ведущим по комнате, который подводит их к различным предметам и стучит по ним молоточком, слушая звук. Дети по звуку определяют, к какому типу относится этот звук. Игра повторяется несколько раз.
Запомните! Звук – это колебание волны, которые человек улавливает с помощью ушей.
Приговорки
Выучите с детьми и повторяйте приговорки каждый раз хором перед началом упражнений. Пусть они служат настройкой для слухового сосредоточения в играх на развитие слухового внимания.
Мы тихонечко сидим
И готовим уши
Потому что мы хотим
Научиться слушать!
Педагог: Где, ребятки, ваши ушки?
Дети хором: Наши ушки на макушке.
Игра « Кто по лесу ходит?»
Цель: Развивать у детей звуковысотный и ритмический слух.
Дыхательное упражнение: « Подуй на одуванчик»
Цель: Развивать у детей певческое дыхание.
Пение: Познакомить детей с песней « Грустная песня» муз.И.Осокиной.
Поговорить о характере песни, о её содержании.
Музыкально-ритмические упражнения:
Вспомнить виды ходьбы, разученные ранее: марш, легкий бег.
Разучивание танцевальной композиции: « Осенний листопад»
Под вальс «Осенний сон» А.Джойса
Схема танца:
1. Дети на носочках бегут по кругу. В руках листочки.
2. Взмахи над головой.
З. Кружение на носочках.
4. Легкими шагами дети движутся в круг - из круга.
Игра на детских муз.инструментах: «Где живут звуки?»
Музыкально – дидактическая игра «Угадай, что звучит?»
Формировать запас музыкально – слуховых впечатлений.
Развлечение: Подвижная игра « Лохматый пёс»
Занятие № 2
Тема: Свойства музыкальных звуков.
Программное содержание:
- Рассказать о свойствах музыкальных звуков.
Образовательные области
Задачи:
«З» - сохранение и укрепление физического здоровья детей;
«Ф» - развивать двигательную активность детей;
«П» - расширять кругозор детей в области музыки;
«Ч» - использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений.
Ход занятия:
Психогимнастика: Упражнение «Солдаты и охотники»
- Тренировка активного внимания;
- Развитие тембрового слуха.
Слушание: Познакомить детей с музыкальным произведением композитора Д.Кабалевского «Клоуны». Применив метод «Музыкальная шкатулка» охарактеризовать пьесу.
Изучение нового материала. Запомните!
У каждого мелодического звука есть четыре особых свойства – громкость, высота, длительность звучания и тембр. Как получаются громкие звуки?
Задание: Постучите по столу кулачком: сначала тихо, потом громче… громче… громче…
Очень громко. Сколько силы пришлось приложить для того, чтобы стук получился громче? Чем больше сила – тем громче звук.
Игра « Громко – тихо»
Педагог задаёт детям различные задания. Например; постучать по столу кулачком, похлопать в ладоши, топнуть ножкой или погудеть. Затем произносит указание к исполнению, и дети выполняют его с той силой, которая необходима для заданного звучания.
Игра: « Как звучит»
Взрослый называет то или иное явление. Дети определяют, как оно звучит, и хором произносят слова: « тихо» или « громко».
Пример: листья шелестят, мышка шуршит, мама шепчет на ушко, вода капает, сирена гудит кошка крадётся, гром гремит, дети хохочут, балуются.
Игра: « Правильно – неправильно»
Педагог произносит фразу, например, « Кошка крадётся громко». Дети хором произносят: « Неправильно». Педагог вызывает одного из игроков, который должен произнести фразу правильно.
Игра: « Тихо – громко запоём»
Игровой материал: любая игрушка.
Дети договариваются с педагогом , что при исполнении песни, если педагог поднимет игрушку вверх, то дети поёт громко, а если опустят вниз, то поют тихо.
Дыхательное упражнение: « Открыть и закрыть воротики»
- Развивать диафрагмальное дыхание у детей.
Пение: Закреплять знакомство с песней « Грустная песенка» И.Осокина. Работать над текстом.
Познакомить с песней об осени, контрастной по характеру, «Дождик – огородник» муз. И.Меньших.
Музыкально – ритмические упражнения: Закреплять шаг с высоким подниманием колена.
Танцевальная композиция « Осенний листопад». Следить за осанкой детей.
Игра на детских музыкальных инструментах: «Где живут звуки»
Пальчиковая гимнастика «Комары – музыканты»
- Продолжать формировать музыкально – слуховые впечатления.
Развлечение: Подвижная игра: « Заря – заряница»
Занятие № 3
Тема: Игротека
Программное содержание:
- Закрепление пройденного материала.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развивать двигательную активность детей;
«С» - Развивать игровую деятельность;
«П» - расширять кругозор детей в области музыки;
«К» - Развивать навык свободного общения взрослого и детей.
Ход занятия:
Дети входят в зал под бодрую музыку, закрепляют виды шага, пройденных ранее.
Психогимнастика: Упражнение: «Ускоряем – замедляем».
- Положительный настрой на занятие;
- преодоление двигательного автоматизма;
- развитие динамического слуха.
Слушание: «Клоуны» Д.Б.Кабалевского.
Применив метод «Хор рук», показать, как меняется настроение в частях пьесы.
Игра « На воображаемой гармошке»
Как играют на гармошке, вы, наверное, много раз видели. Меха инструмента то сдвигаются, то раздвигаются.
Эта игра – одновременно упражнение. Используя образ гармошки, давайте поучимся петь тихо и громко. Когда руки широко раздвинуты, пойте гласную «о» в полный голос, Когда руки сдвигаются, убавляй звучание.
Игра: «Солнышко встало»
Как можно по- разному произнести фразу « Солнышко встало?». Отыщи как можно больше вариантов. Также потренируйся произносить « В квартире есть телефон», « Я прочитал эту книгу». А теперь повтори те же варианты произношения, но без слов. Слов нет, но мелодика произношения фразы – то удивленная, то горестная, то сердитая осталась. Знаешь, что это такое? Это интонация – манера произношения, в которой отражены какие –то чувства.
Сказка « Волк и козлята»
Задание: Прочитайте детям сказку, обратите их внимание на звучание голосов волка, козы, козлят. Ответьте на вопросы: почему в сказке голоса называются « тонкими» и « толстыми». Почему козлята отворили дверь волку? Распределите сказку по ролям среди детей и перескажите, передавая голосом тонкие высокие и низкие толстые голоса персонажей.
Игра « Великаны и лилипуты»
Подготовка к игре: Побеседуйте с детьми о том, какой голос может быть у великана? А какой голос может быть у крошечного человечка. Пофантазируйте, какие великаны? Они огромные, неповоротливые и толстые. И голос у великана толстый, низкий. А лилипуты крошечные , подвижные, как муравьишки. Голоса у лилипутов тоненькие и высокие.
Описание:
Дети делятся на две группы, одна из которых будет играть роль лилипутов, а другая – роль великанов. В – ль произносят слова или словосочетания, а дети – « великаны» и « лилипуты» - отвечают ему или повторяют текст.
Воспитатель: « Здравствуйте, великаны, здравствуйте, лилипуты!»
« Как поживаете, великаны?»
« Как поживаете, лилипуты?»
« Что вы сегодня ели на завтрак?»
« Хотите пойти на прогулку?» и.т.д.
Группы детей – « Великаны» и « Лилипуты» - отвечают по очереди.
Дыхательное упражнение: « Собачка»
Цель: Развивать у детей певческое дыхание.
Распевание: « Колыбельная»
- Следить за чистотой интонирования.
Пение: Закреплять знакомство с песней « Грустная песня» муз. И.Осокиной. Петь напевно, протяжно.
Учить песню « Дождик – огородник» муз И.Меньших. работать над четким произношением окончаний слов.
Музыкально – ритмические упражнение:
- Развивать умение ритмично двигаться под маршевую и танцевальную музыку.
- Закреплять навык движения в соответствии с двухчастной формой музыки и силой её звучания ( тихо – громко), самостоятельного начала и окончания движения.
« Осенний листопад» - эмоционально исполнять хоровод, следить за осанкой детей.
Развлечение: Подвижная игра: « У медведя во бору»
Занятие №4
Тема: Развиваем ритмический слух.
Программное содержание:
- Развивать ритмический слух.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развивать двигательную активность детей;
«С» - Развивать игровую деятельность;
«П» - расширять кругозор детей в области музыки;
«К» - Развивать навык свободного общения взрослого и детей
Ход занятия:
Психогимнастика: Упражнение «Ивушка и тополь».
Слушание: Пьеса «Клоуны» Д.Кабалевского. Поговорить о двухчастной форме музыкального произведения.
Изучение нового материала:
Выразительное чтение текста, обращать внимание детей на ритм и мелодию стиха. Выучить с детьми стихи, которые им особенно понравились.
Сел сверчок на шесток,
Таракан - в уголок.
Сели – посидели,
Песенку запели.
Услыхали ложки –
Вытянули ножки.
Услыхали калачи –
Да попрыгали с печи,
Да давай подпевать,
Подпевать да танцевать!
Как без дудки, без дуды,
Ходят ноги не туды.
А как дудочку почуют,
Сами ноженьки танцуют.
- Прохлопать ритмический рисунок данного стихотворения, вместе и индивидуально.
Музыкально-ритмические упражнения: Упражнение « Мы бегаем и прыгаем»
- Учить чередовать лёгкий бег и прыжки на двух ногах, при смене характера музыки.
« Осенний хоровод» - легко, непринуждённо исполнять хоровод. Развивать умение выполнять танцевальные движения вместе с предметами ( листочками).
Дыхательное упражнение: « Один вдох – три выдоха».
Развивать у детей диафрагмальное дыхание.
Пение: Работать над песнями: « Грустная песня»
« Дождик - огородник»
Следить за правильным произношением окончаний слов и чётким проговариванием согласных звуков.
Учить песню: « Журавушка»»муз.Зарицкой.
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Осень бродит у ворот»
- Учить воспринимать средства музыкальной выразительности.
Развлечение: Подвижная игра: « Заря – Заряница»
Занятие №5
Тема: Слушатель и зритель.
Программное содержание:
- Дать понятие о слушателе и зрителе.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развитие физических качеств для музыкально - ритмической деятельности;
«С» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
«Х» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;
«К» - развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.
Ход занятия:
Психогимнастика: Упражнение «Солдаты и охотники»
Слушание: «Клоуны» Д.Кабалевского.
Учить детей различать эмоциональное содержание пьесы.
Изучение нового материала. Запомните!
Музыку – слушают, концерт – смотрят и слушают, оперу – слушают , или смотрят и слушают.
Тот, кто слушает – слушатель.
Тот, кто смотрит – зритель.
« Что любят зрители и что любят артисты?»
Артисты любят: чтобы им хлопали, чтобы им дарили цветы, чтобы их внимательно слушали.
Зрители: любят: удобно сидеть и слушать. Они должны не мешать другим зрителям и артистам, не опаздывать, вовремя приходить.
Сегодня с утра мы в театр собрались,
Умылись, оделись и причесались.
Надеты ботинки, пальто и береты,
В карманах расчёски, платки и билеты,
Себя хорошо мы в трамвае ведём,
Через дорогу спокойно идём,
У входа в театр покажем билеты,
Сдадим в гардеробе пальто и береты.
Пальто в гардеробе, в руке номерок.
Нас в зрительный зал приглашает звонок.
Толкаться не будем, спокойно войдём
И место своё по билету найдём,
В билете указаны место и ряд,
В зрительном зале люстры горят,
Вот ложа, партер, бельэтаж и балкон,
ИМ сцена, и занавес – это не сон.
Сцена открылась, оркестр заиграл!
Каждый ребёнок зрителем стал.
Педагог: Давайте покажем, как дети превращаются в зрителей.
(Читает стихотворение, а дети иллюстрируют его действиями).
Дыхательное упражнение: « Подуем на ладошку»
- Развивать диафрагму и певческое дыхание
Пение: Выразительно исполнять песни: « Грустная песня»
« Дождик - огородник»
« Журавушка»
- Следить за своевременным вступлением и окончанием пения.
Музыкально-ритмические упражнения:
« Шагаем – бегаем», « Ускоряем – замедляем»
- Развивать у детей умение выполнять движения в соответствии с музыкой.
«Осенний листопад» - добиваться выразительности движений руками, «полетности»
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Звук живет в любом предмете»
- Учить детей распознавать деревянные, металлические, стеклянные звуки.
Д/И «Где живут звуки?»
Развлечение: Подвижная игра: « Цапля голенастая»
Занятие №6
Тема: Человеческий голос
Программное содержание: Познакомить с возможностями и строением голосового аппарата.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развитие физических качеств для музыкально - ритмической деятельности;
«С» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
«Х» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;
«К» - развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.
Ход занятия:
Психогимнастика: Упражнение «Робин – Бобин - Барабек»
- Развивать память детей, отображать положительные и отрицательные черты характера персонажей.
Изучение нового материала.
Человеческий голос – это самый древний, самый необыкновенный музыкальный инструмент. С помощью голоса, его интонации, мы можем передать тончайшие оттенки нашего чувства или настроения. Он звучит, благодаря вибрации голосовых связок. Это легко можно ощутить, если во время речи или пения положить пальцы на горло.
Задание: Приложите ладошку к голу, поговорите и спойте что-нибудь, ощутите вибрацию голосовых связок.
Слушание: Познакомить детей с р.н.п. «Ах, ты, береза», обр. М.Раухвергера
Обратить внимание детей на пьесу веселого, эмоционального характера.
Дыхательное упражнение: « Гармошка»
Работать над развитием певческого дыхания.
Пение: Учить песню « Кочаны» муз. Д.Львова-Компанейца.
Повторять песни: « Грустная песня»
« Дождик – огородник»», « Журавушка»
Петь выразительно, без напряжения.
Музыкально – ритмические упражнения.
Шаг с высоким подниманием колена. Подскоки.
-Следить за осанкой детей.
Учить « Маленькую полечку»
Схема танца:
1. Дети бегут подскоками по кругу
2. Дети выполняют « пружинки».
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Звуки шумовые и музыкальные»
- Развивать восприятие отдельных отношений музыкальных звуков различных по высоте, тембру, динамике.
Д/И «Музыкальное эхо»
Развлечение: Подвижная игра « Горелки с платочками»
Занятие №7
Тема: Учимся различать звуки.
Программное содержание:
- Научить детей различать звуки.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развитие физических качеств для музыкально - ритмической деятельности;
«С» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
«Х» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;
«К» - развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.
Ход занятия
Психогимнастика: Упражнение: «Я – мои друзья»
Воспитывать у детей чувства коммуникабельности и коллективизма.
Изучение нового материала.
Почему одни звуки звучат, а другие – шумят? Мы уже заметили, что нас окружает множество звуков. Среди этого множества наиболее неприятными являются звуки громкие, резкие, назойливые. Например: грохот, стук, лязг, топот, гудение и т.п. Такие звуки, как правило, мы называем шумом. Шум возникает, чаще всего, в результате деятельности человека. От шума мы устаём, у нас болит голова и портится настроение. Однако в природе также существуют шумы, которые человек слушает с большим удовольствием. Например: журчание ручейка, шум дождя или шум прибоя, щебет птиц или шорох листьев.
Запомните!
Шумом называют беспорядочное, нестройное или громкое звучание.
Прочитать детям рассказ В.Бианки « Музыкальная канарейка»
См. стр 14 сб « Разработка занятий в мл. гр.»
Музыкально-ритмические упражнения.
Упражнение « Иди – замри»
- Преодолевать у детей двигательный автоматизм.
Развивать навык выполнения танцевального движения – подскоки.
Работать над исполнением танцев:
« Весёлая полечка»
« Осенний хоровод»
Дыхательное упражнение:
« Ныряем за жемчугом» - Работать над развитием певческого дыхания.
Распевание: « Колыбельная»
« Я шагаю вверх – вниз»
- Следить за чистотой интонирования.
Пение: Работать над выразительностью исполнения песен:
« Грустная песенка»
« Дождик - огородник»
« Журавушка»
Закреплять «Кочаны» , муз Д.Львова – Компанейца
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Мы веселые игрушки - озорные погремушки»
Рассказать об истории создания погремушки.
Д/И «Музыкальное эхо»
Развлечение: Подвижная игра « Дед Апанас»
- Развивать у детей координацию движений, ловкость, умение маневрировать.
Занятие №8
Тема: Игротека
Программное содержание: Закрепить пройденный материал.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развитие физических качеств для музыкально - ритмической деятельности;
«С» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
«Х» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;
«К» - развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.
Ход занятия
Психогимнастика: «Четыре стихии»
- Положительный настрой на занятие;
- Развивать активное внимание.
Игра « Путаница»
Прочитать детям сказку К.И.Чуковского « Путаница». Предложить поиграть и озвучить голоса животных и птиц.
ВЕД:
« Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели.
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
Гуси начали опять
По-гусиному кричать!
ДЕТИ: « Га-га-га»
ВЕД: « Кошки замурлыкали…»
ДЕТИ: « Мур-мур-мур!»
ВЕД: « Птицы зачирикали»
ДЕТИ: « Чик-чирик!»
ВЕД: « Лошади заржали…»
ДЕТИ: « И-и-и!»
ВЕД: « Мухи зажужжали…»
ДЕТИ: « Ж-ж-ж!»
ВЕД: « Лягушата квакают…»
ДЕТИ: « Ква-ква-ква!»
ВЕД: « А утята крякают…»
ДЕТИ: « Кря-кря-кря!
ВЕД: « Поросята хрюкают…»
ДЕТИ: « Хрю-хрю-хрю!»
ВЕД: « Деточек баюкают:
Баюшки – баю!
Баюшки – баю!»
Дети складывают ручки, закрывают глазки и склонив голову на ладошки, « засыпают» Игра повторяется.
Игра « Угадай, кто я?»
Дети слушают и учатся различать человеческие голоса Для игры понадобится бумажный колпак.
- Развивать у детей тембровый слух.
Игра « Слышу шум…»
Побеседуйте с детьми о том, что человека в жизни окружает множество шумов. Начинайте перечислять те шумы, которые детям приходилось слышать когда-нибудь, например: шум шагов, воды, ветра, кипящего чайника… Дальше конкретизируйте место или время, например: какие шумы можно услышать в лесу или на улице; Утром, днём или ночью…
Фантазируйте… (Ответы детей)
Слушание: «Ах, ты, береза», обр М.Раухвергера. прослушать пьесу в оркестровом исполнении. Поговорить о расширении выразительности музыки при одновременном звучании нескольких инструментов, оркестра народных инструментов.
Музыкально-ритмические упражнения
Выразительно исполнять танцевальные композиции:
« Осенний хоровод»
« Весёлая полечка».
Психогимнастика: Упражнение на развитие мимики: « Сердитый дедушка»
« Солёный чай»
Дыхательное упражнение: « Три вдоха – один выдох»
- Работать над развитием диафрагмального дыхания.
Распевание: « Я пою хорошо»
- Следить за чистотой интонирования.
Пение: Выразительно исполнять песни, петь естественным голосом, не напрягая голосовые связки.
« Грустная песенка»
« Дождик - огородник»
« Журавушка»
Закреплять песню: «Кочаны», муз Д. Львова – Компанейца.
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Мы веселые игрушки - озорные погремушки»
- Закрепить приемы игры на погремушке.
Развлечение: Подвижная игра: « Заря – заряница»
- Развивать у детей ловкость, и быстроту реакции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы музыкального руководителя с семьей по реализации образовательной области «МУЗЫКА"
Данная статья описывает опыт работы музыкального руководителя с семьями воспитанников ДОУ в рамках музыкального развития дошкольников....
Методическая разработка конспекта "Музыкальное путешествие" образовательная область музыка в соответствии с ФГОС ( для воспитателей и музыкальных руководителей)
Введение ребенка в мир искусства через творчество, фантазийно-игровые впечатления, синтез искусств – музыку и графику; развитие в ребенке личностного высказывания, индивидуальности....
Внедрение ФГОС в практику работы музыкальных руководителей ДОУ «Осуществление принципа интеграции образовательной области « Музыка» с другими образовательными областями»
Внедрение ФГОСв практику работы музыкальных руководителей ДОУ «Осуществление принципа интеграции образовательной области« Музыка» с другими образовательными областями»...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76 » образовательная область «Музыка» на период 2017-2018 учебный год музыкального руководителя Закировой Венеры Мидхатовны
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС, Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155, Концепцией СанПиН от 30.07.2013г.)...
Конспект ООД область музыка в средней группе.
А теперь я хочу вас пригласить на музыкальную выставку картин, и быть вашим экскурсоводом. Вы согласны со мной отправиться? Вы знаете, что такое выставка карт...
Перспективное планирование НОД образовательной области "Музыка" в средне-старшей группе
Перспективное планирование НОД в средне-старшей группе...
Конспект НОД область «Музыка» в средней группе- «В гости к ежику».
Конспект НОД область «Музыка» в средней группе- «В гости к ежику»....
- Мне нравится (1)