Внедрение ФГОС в практику работы музыкальных руководителей ДОУ «Осуществление принципа интеграции образовательной области « Музыка» с другими образовательными областями»
материал на тему

Внедрение ФГОС

в практику работы музыкальных руководителей ДОУ

 

«Осуществление принципа интеграции образовательной области

« Музыка» с другими образовательными областями»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №14 « Сказка»

города Дубны Московской области

Внедрение ФГОС

в практику работы музыкальных руководителей ДОУ

« Осуществление принципа интеграции образовательной области

« Музыка» с другими образовательными областями»

Составил

Музыкальный руководитель 1 кв. категории

Шарапова Мария Юрьевна

2015г

Внедрение ФГОС в практику работы музыкальных руководителей ДОУ

« Осуществление принципа интеграции образовательной области

« Музыка» с другими образовательными областями»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.

Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

Слайд №2

В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.

Содержание дошкольного образования предусматривает:

-формирование основ социальной адаптации и жизненной компетентности ребенка;

-воспитание элементов научного мировоззрения, развитие позитивного отношения к окружающей среде;

-утверждение позитивного эмоционально-ценностного отношения к практической и духовной деятельности человека;

-развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

Слайд №3

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей. Он обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.

Что же такое интеграция?

Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса, она должна охватывать все виды деятельности.

Решая задачу художественно-творческого развития детей в интегрированном образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения мы рассматриваем интеграцию как способ приобщения детей к законам искусства и формирования целостной картины мира.

Музыка – интегрированный предмет, известно давно. О взаимосвязи литературы и музыки написано и сказано очень много, порой музыка вдохновляла поэтов, а порой литературные произведения рождали у композиторов интересные музыкальные идеи. Поэтому форма проведения музыкальных интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.  

Слайд №4

Искусство, так или иначе, входит в содержание разных занятий, и, прежде всего, через такие образовательные области, как « Художественно-эстетическое развитие», « Речевое развитие», « Познавательное развитие»,

« Социально-коммуникативное развитие», « Физическое развитие».

Слайд №5

ЦЕЛЬ ОО «Музыка»

• развитие музыкальности детей,

• развитие способности эмоционально воспринимать музыку

ЗАДАЧИ:

• развитие музыкально художественной деятельности;

• приобщение к музыкальному искусству.

Интеграция образовательной области «Музыка» с другими областями происходит за счет применения различных методов и приемов работы.

Слайд №6

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

 «Социализация»

  • за счет развития игровой деятельности детей (подвижные, театрализованные, дидактические);
  • приобщения к элементарным общепринятым нормам (музыкальной культуре) и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

 «Безопасность»

  • за счет формирования основ безопасности (правила поведения в саду, на занятии, при передвижении) .

Слайд №7

Образовательная область «Познавательное  развитие»

  • за счет сенсорного развития;
  • формирования элементарных математических представлений;
  • формирования целостной картины мира, расширение кругозора детей (музыкальными произведениями, знакомство с театром, драматизацией, ознакомление с временами года) .

Слайд №8

 Образовательная область « Речевое развитие»

 «Развитие речи»

  • за счет развития свободного общения со взрослыми и детьми (культура общения) ;
  • расширения словарного запас детей, умения вести диалог, отвечать на вопросы.

«Чтение художественной литературы»

  • за счет формирования интереса к художественному слову (потешки, стихи, сказки) .
  • приобщения к словесному искусству, развития художественного восприятия и эстетического вкуса (чтение наизусть стихов, потешек)

Слайд №9

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

« Приобщение к искусству»

  • Приобщение к народному искусству( словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектурному) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства;
  • Формирование элементарных представлений о видах  и жанрах искусства, средства выразительности в различных видах искусства.

« Изобразительная деятельность»

  • Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства (показ репродукций с музыкальным сопровождением)

Слайд №10

Образовательная область «Физическое развитие»

« Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

  • воспитания культурно-гигиенических навыков (опрятность);
  • формирования начальных представлений о здоровом образе жизни (знание частей тела, бережное отношение к здоровью).

 «Физическая культура»

  • за счет развития физических качеств (скоростных, гибкости, координации);
  • накопления и обогащения двигательного опыта детей под музыку (овладение основными движениями) ;
  • формирования у воспитанников потребности в двигательной активности.

Слайд №11

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность – это творческое дело педагога, ее можно организовать по-разному интересно, она эффективно и всесторонне развивает личность ребёнка, а сочетание различных видов деятельности способствует более лёгкому и быстрому запоминанию данного материала.

Форма проведения НОД нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.

Выбор определенной темы проекта определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.

Слайд №12-13

«День знаний» 

Данная тема  объединила в себе такие образовательные области как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

В течении тематической недели дети с удовольствием слушали стихотворения про школу, про 1 сентября например С. Маршака «Первый день календаря», прослушали такие музыкальные произведения как  «Вместе весело шагать», «Учат в школе»  Шаинского, с ними были проведены беседы «О школьных принадлежностях», «1 сентября - День Знаний», «Ребята идут в школу».

Были разучины такие  песни как  « К нам праздник пришел» С. Юдина,Песня "Детский сад - волшебная страна"Сл. и муз. О. Шапоренко, которые были исполнены на итоговом мероприятии, а именно музыкальном развлечение

« День знаний»

Главной задачей данной тематической неделей было– создать у детей радостное праздничное настроение, вызвать эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздника,  организация) Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качеств; подготовка и сам праздник вызывают у детей радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех участников.

Главное, чтобы дети не были только созерцателями, наблюдателями и слушателями.  Дети участвовали в играх, танцах, инсценировках, принимали активное участие на протяжение всего праздника, что  обеспечивает социализацию ребенка.

Слайд №13-14

«День Московской области» развлечение для детей  старшего дошкольного возраста.

Данная тема объединила в себе такие образовательные области как  « Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Единой организационной формой данной темы было развлечение, которое так же проходило в музыкальном зале.

В течение этой тематической недели дети знакомились с родным краем, с городами, которые входят в состав Московской области, познакомились с местными достопримечательностями ближайших городов, им читали стихотворения местных поэтов, они познакомились и прослушали гимн города «Дубна», им были показаны презентация с учеными, которые прославили родной город, и в честь которых были названы улицы города  ,презентация под названием « Матушка Волга» под известную песню «Волга» которую исполняла Людмила Зыкина, воспитатели групп и музыкальный руководитель исполняли для детей песню «Подмосковные вечера». Была организованная выставка  детских работ под названием « Мы рисуем гжель», также была выставка павловских платков. Дети исполнили песню « Осень в городе» сл. и муз. Курячий Е.

«Город мой- тебя очень люблю,

Где родился, и где я живу.

Ты в любую погоду красив, город мой.

Я люблю тебя город родной»

Задачей данной тематической недели заключалась в том, чтобы расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с родным городом, в котором они живут, развивать познавательные интересы детей; воспитывать любовь к родному городу и к России.

Слайд №15-16

Например, тема проекта «Все начинается с Мамы» объединяет в себе такие образовательные области, как «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» , «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», а также виды детской творческой деятельности как: художественно-творческая, игровая, читательская, познавательно-исследовательская. Единой организационной формой данного проекта был тематический утренник под названием « Все начинается с мамы»

 В течение тематической недели  дети с удовольствием слушали произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др.), им показывали репродукции с картин знаменитых художников (например, А.Шилова «Портрет матери), иллюстрацию, фотографии, дети сами рисовали портреты своих мам, была организована выставку портретов «Наши мамочки», дети  рассказывали о мамах,  слушали музыкальные произведения, посвященные мамам (например, красивое муз/произведение Ф.Шуберта «Ave Maria»), был организован  концерт для мам.

 В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, также решаются задачи социально-личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития, и формируется у детей такие качества, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.

Слайд №23

Тема природы: « Ах, какая зимушка» развлечение для детей среднего возраста, которое проходило в музыкальном зале.

Данная тема объединила в себе такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

В содержание этой непосредственно образовательной деятельности было включено всё, что дети узнали, выучили,  запомнили за  месяц: и о зимних природных явлениях, и  как лесные звери зимуют. Дети пели песни, отгадывали загадки, танцевали, играли, и вся их исполнительская и игровая деятельность посвящена одному времени года – зиме. Дети слушали «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» муз. П. Чайковского, весело танцевали с нежными салютами, включались в игры, хороводы и т.д. В содержании занятия вокруг темы «Ах, какая зимушка» объединяется самый разнообразный материал – здесь присутствует совокупность природных явлений в художественных образах.

Нам было важно  закрепить у детей: любовь к природе родного края; доброжелательное отношение друг к другу; умение взаимодействовать в группе детей.  Вызывать у детей положительные эмоции.

Слайд №24-25

Или другой пример: тематическая неделя  посвященная Дню защитников Отечества, которая объединила в себе такие образовательные области, как «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» .

Для итогового тематического праздника велась большая предварительная работа: чтение сказок (былин), рассматривание иллюстраций, репродукций с картин, были проведены беседы с детьми, рисование, прослушивали музыкальные произведения такие как « Кавалерийская» муз. Д. Кабалевского, песня « Моя армия» сл. И. Резник, муз. Э.Ханок под которую была показана презентация под названием « Моя армия .

Были разучены песни « Бравые солдаты» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко, « Наша Родина сильна» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко,

« Стоит у руля капитан» сл. и муз. З. Роот.  

На праздник были приглашены папы, которые принимали участие.

Задачей данной тематической неделей было с формировать у детей представление о празднике посвященному дню защитника отечества

Дать понятия о различных родах войск Российской Армии.(их форма, знаки отличия.)

Воспитывать уважение к защитникам Отечества, гордость за русских воинов.

Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов, любовь к Родине, к родным, воспитывать доброту, умение дружить.

Вывод

Интеграция – действенное средство духовного развития ребенка. При интегрированном подходе успешно решаются задачи воспитания и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе и людям, к обществу, в котором он развивается, к природе, формируются особенности поведения и сознания. Такая форма и есть творческое, живое погружение в Культуру, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в практике работы музыкального руководителя с ДЧБ детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Конец XX – начало XXI века характеризовался кардинальными изменениями в общественно-исторической обстановке России. Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую зад...

Игровые технологии в практике работы музыкального руководителя с детьми раннего возраста

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкальног...

Роль и место творческих проектов в практике работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).

Музыка - один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания  детей. Она раскрывает способности ребенка, развивает слух и чувство ритма, учит его...

"Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя" (Опыт работы).

quot;Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя" (Опыт работы)....

Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы музыкального руководителя ДОУ

проектный метод с использованием интеграции в художественно-эстетическом развитии личности дошкольника...