Внедрение ФГОС в практику работы музыкальных руководителей ДОУ «Осуществление принципа интеграции образовательной области « Музыка» с другими образовательными областями»
материал на тему
Внедрение ФГОС
в практику работы музыкальных руководителей ДОУ
«Осуществление принципа интеграции образовательной области
« Музыка» с другими образовательными областями»
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №14 « Сказка»
города Дубны Московской области
Внедрение ФГОС
в практику работы музыкальных руководителей ДОУ
« Осуществление принципа интеграции образовательной области
« Музыка» с другими образовательными областями»
Составил
Музыкальный руководитель 1 кв. категории
Шарапова Мария Юрьевна
2015г
Внедрение ФГОС в практику работы музыкальных руководителей ДОУ
« Осуществление принципа интеграции образовательной области
« Музыка» с другими образовательными областями»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.
Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
Слайд №2
В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
Содержание дошкольного образования предусматривает:
-формирование основ социальной адаптации и жизненной компетентности ребенка;
-воспитание элементов научного мировоззрения, развитие позитивного отношения к окружающей среде;
-утверждение позитивного эмоционально-ценностного отношения к практической и духовной деятельности человека;
-развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
Слайд №3
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей. Он обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.
Что же такое интеграция?
Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса, она должна охватывать все виды деятельности.
Решая задачу художественно-творческого развития детей в интегрированном образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения мы рассматриваем интеграцию как способ приобщения детей к законам искусства и формирования целостной картины мира.
Музыка – интегрированный предмет, известно давно. О взаимосвязи литературы и музыки написано и сказано очень много, порой музыка вдохновляла поэтов, а порой литературные произведения рождали у композиторов интересные музыкальные идеи. Поэтому форма проведения музыкальных интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
Слайд №4
Искусство, так или иначе, входит в содержание разных занятий, и, прежде всего, через такие образовательные области, как « Художественно-эстетическое развитие», « Речевое развитие», « Познавательное развитие»,
« Социально-коммуникативное развитие», « Физическое развитие».
Слайд №5
ЦЕЛЬ ОО «Музыка»
• развитие музыкальности детей,
• развитие способности эмоционально воспринимать музыку
ЗАДАЧИ:
• развитие музыкально художественной деятельности;
• приобщение к музыкальному искусству.
Интеграция образовательной области «Музыка» с другими областями происходит за счет применения различных методов и приемов работы.
Слайд №6
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
«Социализация»
- за счет развития игровой деятельности детей (подвижные, театрализованные, дидактические);
- приобщения к элементарным общепринятым нормам (музыкальной культуре) и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
«Безопасность»
- за счет формирования основ безопасности (правила поведения в саду, на занятии, при передвижении) .
Слайд №7
Образовательная область «Познавательное развитие»
- за счет сенсорного развития;
- формирования элементарных математических представлений;
- формирования целостной картины мира, расширение кругозора детей (музыкальными произведениями, знакомство с театром, драматизацией, ознакомление с временами года) .
Слайд №8
Образовательная область « Речевое развитие»
«Развитие речи»
- за счет развития свободного общения со взрослыми и детьми (культура общения) ;
- расширения словарного запас детей, умения вести диалог, отвечать на вопросы.
«Чтение художественной литературы»
- за счет формирования интереса к художественному слову (потешки, стихи, сказки) .
- приобщения к словесному искусству, развития художественного восприятия и эстетического вкуса (чтение наизусть стихов, потешек)
Слайд №9
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
« Приобщение к искусству»
- Приобщение к народному искусству( словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектурному) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства;
- Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средства выразительности в различных видах искусства.
« Изобразительная деятельность»
- Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства (показ репродукций с музыкальным сопровождением)
Слайд №10
Образовательная область «Физическое развитие»
« Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
- воспитания культурно-гигиенических навыков (опрятность);
- формирования начальных представлений о здоровом образе жизни (знание частей тела, бережное отношение к здоровью).
«Физическая культура»
- за счет развития физических качеств (скоростных, гибкости, координации);
- накопления и обогащения двигательного опыта детей под музыку (овладение основными движениями) ;
- формирования у воспитанников потребности в двигательной активности.
Слайд №11
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность – это творческое дело педагога, ее можно организовать по-разному интересно, она эффективно и всесторонне развивает личность ребёнка, а сочетание различных видов деятельности способствует более лёгкому и быстрому запоминанию данного материала.
Форма проведения НОД нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.
Выбор определенной темы проекта определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.
Слайд №12-13
«День знаний»
Данная тема объединила в себе такие образовательные области как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
В течении тематической недели дети с удовольствием слушали стихотворения про школу, про 1 сентября например С. Маршака «Первый день календаря», прослушали такие музыкальные произведения как «Вместе весело шагать», «Учат в школе» Шаинского, с ними были проведены беседы «О школьных принадлежностях», «1 сентября - День Знаний», «Ребята идут в школу».
Были разучины такие песни как « К нам праздник пришел» С. Юдина,Песня "Детский сад - волшебная страна"Сл. и муз. О. Шапоренко, которые были исполнены на итоговом мероприятии, а именно музыкальном развлечение
« День знаний»
Главной задачей данной тематической неделей было– создать у детей радостное праздничное настроение, вызвать эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздника, организация) Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качеств; подготовка и сам праздник вызывают у детей радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех участников.
Главное, чтобы дети не были только созерцателями, наблюдателями и слушателями. Дети участвовали в играх, танцах, инсценировках, принимали активное участие на протяжение всего праздника, что обеспечивает социализацию ребенка.
Слайд №13-14
«День Московской области» развлечение для детей старшего дошкольного возраста.
Данная тема объединила в себе такие образовательные области как « Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Единой организационной формой данной темы было развлечение, которое так же проходило в музыкальном зале.
В течение этой тематической недели дети знакомились с родным краем, с городами, которые входят в состав Московской области, познакомились с местными достопримечательностями ближайших городов, им читали стихотворения местных поэтов, они познакомились и прослушали гимн города «Дубна», им были показаны презентация с учеными, которые прославили родной город, и в честь которых были названы улицы города ,презентация под названием « Матушка Волга» под известную песню «Волга» которую исполняла Людмила Зыкина, воспитатели групп и музыкальный руководитель исполняли для детей песню «Подмосковные вечера». Была организованная выставка детских работ под названием « Мы рисуем гжель», также была выставка павловских платков. Дети исполнили песню « Осень в городе» сл. и муз. Курячий Е.
«Город мой- тебя очень люблю,
Где родился, и где я живу.
Ты в любую погоду красив, город мой.
Я люблю тебя город родной»
Задачей данной тематической недели заключалась в том, чтобы расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с родным городом, в котором они живут, развивать познавательные интересы детей; воспитывать любовь к родному городу и к России.
Слайд №15-16
Например, тема проекта «Все начинается с Мамы» объединяет в себе такие образовательные области, как «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» , «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», а также виды детской творческой деятельности как: художественно-творческая, игровая, читательская, познавательно-исследовательская. Единой организационной формой данного проекта был тематический утренник под названием « Все начинается с мамы»
В течение тематической недели дети с удовольствием слушали произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др.), им показывали репродукции с картин знаменитых художников (например, А.Шилова «Портрет матери), иллюстрацию, фотографии, дети сами рисовали портреты своих мам, была организована выставку портретов «Наши мамочки», дети рассказывали о мамах, слушали музыкальные произведения, посвященные мамам (например, красивое муз/произведение Ф.Шуберта «Ave Maria»), был организован концерт для мам.
В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, также решаются задачи социально-личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития, и формируется у детей такие качества, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.
Слайд №23
Тема природы: « Ах, какая зимушка» развлечение для детей среднего возраста, которое проходило в музыкальном зале.
Данная тема объединила в себе такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
В содержание этой непосредственно образовательной деятельности было включено всё, что дети узнали, выучили, запомнили за месяц: и о зимних природных явлениях, и как лесные звери зимуют. Дети пели песни, отгадывали загадки, танцевали, играли, и вся их исполнительская и игровая деятельность посвящена одному времени года – зиме. Дети слушали «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» муз. П. Чайковского, весело танцевали с нежными салютами, включались в игры, хороводы и т.д. В содержании занятия вокруг темы «Ах, какая зимушка» объединяется самый разнообразный материал – здесь присутствует совокупность природных явлений в художественных образах.
Нам было важно закрепить у детей: любовь к природе родного края; доброжелательное отношение друг к другу; умение взаимодействовать в группе детей. Вызывать у детей положительные эмоции.
Слайд №24-25
Или другой пример: тематическая неделя посвященная Дню защитников Отечества, которая объединила в себе такие образовательные области, как «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» .
Для итогового тематического праздника велась большая предварительная работа: чтение сказок (былин), рассматривание иллюстраций, репродукций с картин, были проведены беседы с детьми, рисование, прослушивали музыкальные произведения такие как « Кавалерийская» муз. Д. Кабалевского, песня « Моя армия» сл. И. Резник, муз. Э.Ханок под которую была показана презентация под названием « Моя армия .
Были разучены песни « Бравые солдаты» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко, « Наша Родина сильна» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко,
« Стоит у руля капитан» сл. и муз. З. Роот.
На праздник были приглашены папы, которые принимали участие.
Задачей данной тематической неделей было с формировать у детей представление о празднике посвященному дню защитника отечества
Дать понятия о различных родах войск Российской Армии.(их форма, знаки отличия.)
Воспитывать уважение к защитникам Отечества, гордость за русских воинов.
Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов, любовь к Родине, к родным, воспитывать доброту, умение дружить.
Вывод
Интеграция – действенное средство духовного развития ребенка. При интегрированном подходе успешно решаются задачи воспитания и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе и людям, к обществу, в котором он развивается, к природе, формируются особенности поведения и сознания. Такая форма и есть творческое, живое погружение в Культуру, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в практике работы музыкального руководителя с ДЧБ детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Конец XX – начало XXI века характеризовался кардинальными изменениями в общественно-исторической обстановке России. Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую зад...
Роль и место творческих проектов в практике работы музыкального руководителя ДОО
Материал для выступления на семинаре...
Игровые технологии в практике работы музыкального руководителя с детьми раннего возраста
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкальног...
Тема: «Практическое применение инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Внедрениекейс-методов в практику работы музыкального руководителя».
МБОУ –Питлярская СОШ «Образовательный центр» Подготовила: Садкова Е.Г, ...
Роль и место творческих проектов в практике работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).
Музыка - один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она раскрывает способности ребенка, развивает слух и чувство ритма, учит его...
"Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя" (Опыт работы).
quot;Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя" (Опыт работы)....
Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы музыкального руководителя ДОУ
проектный метод с использованием интеграции в художественно-эстетическом развитии личности дошкольника...