Мастер-класс Театральная мозаика «Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Цель: Создание условий для развития речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии посредством театральной деятельности. Освоение технологии изготовление традиционной «Шапочки- маски».
Задачи:
- познакомить педагогов с применением игровых технологий для развития речи и воображения детей раннего дошкольного возраста в ДОУ
- Познакомить с разнообразием «Шапок – масок»,их значением в театрализованной деятельности .
- Обучить изготовлению маски «Зайчика».
- Развивать познавательный интерес, воображение, глазомер, мелкие мышцы пальцев рук.
- Воспитывать любовь к русской культуре, театру, формировать эстетический вкус.
Форма проведения мастер-класса:
- с педагогами и для них без участия детей;
- лекция с элементами презентации + практическая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование учреждения
Мастер-класс
Театральная мозаика
«Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии»
Шапки-маски для театральной деятельности детей
Автор:
2019г.
Цель: Создание условий для развития речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии посредством театральной деятельности. Освоение технологии изготовление традиционной «Шапочки- маски».
Задачи:
- познакомить педагогов с применением игровых технологий для развития речи и воображения детей раннего дошкольного возраста в ДОУ
- Познакомить с разнообразием «Шапок – масок»,их значением в театрализованной деятельности .
- Обучить изготовлению маски «Зайчика».
- Развивать познавательный интерес, воображение, глазомер, мелкие мышцы пальцев рук.
- Воспитывать любовь к русской культуре, театру, формировать эстетический вкус.
Форма проведения мастер-класса:
- с педагогами и для них без участия детей;
- лекция с элементами презентации + практическая работа.
Оформление:
- презентация по теме мастер-класса;
- работы педагога.
Материалы и инструменты для работы:
цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаш.
Варианты использование «Шапочек-масок»:
- в театральной деятельности,
- в сюжетно – ролевых играх,
- в подвижных играх.
Ход мастер-класса:
1. Вступительная часть.
Игра — важная деятельность, через которую педагог может решить любую образовательную задачу.
Используемые в нашей работе игровые технологии, в соответствии с основными требованиями ФГОС, направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья ребенка, оказание коррекционной помощи.
Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Игровые технологии, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей, помогают реализовать идеологию ФГОС.
С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя, также происходит взаимодействие воспитателя с детьми. Игровые технологии как система игр используется не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и при проведении режимных моментов, что обеспечивает более успешный процесс развития речи и воображения у детей раннего возраста.
Значение игровой технологии в том, что при правильном руководстве она становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре.
Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.
Для воспитанников раннего возраста основная задача педагога состоит в формировании эмоциональной связи ребёнка с воспитателем, создании атмосферы доверия и доброжелательности. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы эвристического подхода к получению знаний детьми: именно игра активизирует любознательность дошкольников, подталкивает их задавать вопросы, поощряет стремление находить на них ответы.
Сегодня мы поподробнее остановимся на театральной деятельности в ДОУ.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются: разнообразие и содержательность тематики соответствующая данному возрасту; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса; формирование интереса, к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности; взаимодействие детей с взрослыми. Наличие богатой развивающей предметно-пространственной среды способствует сделать процесс развития детей оригинальным и запоминающимся. Для этого от педагога потребуется немного творчества!
2.Теоретическая часть.
Уважаемые коллеги,сегодня я приглашаю Вас на свой мастер-класс, где познакомлю с разнообразием «Шапочек-масок», научу Вас изготавливать одну из масок «Зайчика».
Где и когда впервые стали делать и использовать маски, сказать трудно. Маска была атрибутом ритуальных действий, её делали из кожи, кары дерева, материи.С развитием театра и его дифференциации грим принимает форму маски в античные времена. Маска греческого театра отличалась от обрядовой или маски восточного театра. Греческая маска изображает человеческое лицо в обобщённых чертах, она не несёт индивидуального характера. Во времена драматурга Эсхила появились цветные маски, так как было введено окрашивание. Маски надевали на голову наподобие шлема. Сначала маски делали из дерева и луба, позднее — из гипса.
Отгадайте загадку
Хочешь измениться вдруг?
Не узнает даже друг.
Попадёшь ты в сказку,
Лишь оденешь…… (маску).
Как вы понимаете значение слова» шапка-маска»?
Маска прошла многовековой путь развития, но не потеряла своего назначения скрывать лицо её обладателем. Маска (в переводе с арабского языка- шут)- накладная на лицо с вырезом для глаз, носа и рта, надеваемая с целью ролевого перевоплощения, сохранения своего инкогнито или как оберег. Она что-то изображает, например, человека или животное. Детям очень нравится представлять себя в роли какого-либо животного, а на детских праздниках можно увидеть парад зайчиков, лисичек, мишек, белочек, лягушат, забавных динозавриков.
Маски могут быть самыми разнообразными:
1.Маска -шапочка (основой может стать любая трикотажная, вязаная шапочка или бумажный каркас);
2.Объёмная маска, полумаска из папье-маше, поролона или бумаги, сделанная по специальной выкройке;
3.Плоская маска любой формы (круглой,треугольной,произвольной); плоская маска на ободке или обруче;полумаска в форме оригинальных очков.
Маски в детском саду используются:
как атрибут театрализованной деятельности, часть костюма:
- инсценирование мини- диалогов, стихов, рассказов, сказок, потешек и частушек;
- разыгрывание спектаклей;
- концерты, праздничные утренники, новогодние карнавалы;
- во время проведения маскотерапии (вид арттерапии);
- на занятиях по речевому развитию;
- как сюрпризный момент на разнообразных занятиях (чтение художественной литературы, математика, рисование, музыка и т.д.);
- во время режимных моментов, например, во время утренней гимнастики;
- как оригинальный материал для проведения конкурсов, выставок совместного творчества, презентаций («Карнавальные маски своими руками»);
- как декоративное украшение помещения, например, как экспонаты мини-музея маски в театральном уголке.
Театральные маски для детей своими руками из бумаги сегодня – вовсе не проблема. Их можно использовать и для повседневных ролевых игр, и для спектаклей во время праздников в детском саду, и даже для пальчиковых игр, устроить домашний театр.Одевая маски, дети изображают героев сказок,они не склонны врать: они верят,что действительно являются каким-либо животным или сказочным героем. Поэтому маски из бумаги, сделанные своими руками, и в более широком смысле – ролевые игры и театр – способствуют развитию творческих и артистических способностей детей, а не деградации сознания. На их основе в детском саду можно устроить театр для маленьких детей. Такой театр будет способствовать развитию речи и творческих способностей, дети надевают карнавальные маски, выполненные своими руками, и представляют несложный сюжет на основе любимых сказок для праздников. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Педагог может предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся малышам историю или подготовить полноценное выступления для родителей.
Что именно совершенствует в ребенке использование масок для детей и их выполнение своими руками в воспитательном процессе? Прежде всего, воображение. Чтобы сыграть какого-либо героя, его нужнопредставить,понять,как он говорит,действует.Маски, как элемент ролевых игр развивают речь,делая ее интонационно богатой и разнообразной,наряду с актерскими данными идёт обогащение мимики лица,жестов,движений. В таких играх малыш сам выступает режиссером мини-спектакля, создавая сюжет представления и применяя навыки логической связи явлений. Даже взрослые, надевая маску, сразу ощущает атмосферу праздника, феерии, не говоря уже о детях.
Мы сегодня будем делать «Шапочку-маску зайчика».
Для ее изготовления нам понадобится:
- лист белой бумаги формат А4;
- цветная бумага;
- ножницы;
- клей;
- простой карандаш.
3.Практическая часть.
Последовательность изготовления «Шапочки-маски Зайка».
1.Шапочка-маска зайчик: из прямоугольного листа бумаги, делаем квадрат.
2.Два противоположенных угла соединяем в центре, переворачиваем.
3.Противоположенные стороны сгибаем к середине, можно приклеить. Для других шапочек животных (мышка, лисичка, волк) можно расправить.
4.Из оставшейся полоски делаем два квадрата; из квадратиков делаем треугольники; уголки загибаем к середине, еще раз загибаем к середине; получились ушки зайки.
5.Для глаз и носа нам понадобятся 2 белых,3 черных меньше белых квадратика. Вырезаем и приклеиваем на нашу маску.
6.Для ободка берем лист бумаги, в данном случае белая, сгибаем пополам, разрезаем, разрезанные половинки сгибаем. Аккуратно вставляем в маску, сгиб внизу, приклеиваем у маски, переворачиваем.
7. Вставляем друг в друга сгибом наши полоски; маска готова.
Такие маски можно сделать не только для игр, можно сделать для новогоднего утренника, театра и т.д. Как ваша фантазия сработает.
Подведение итога мастер-класса.
Таким образом,целенаправленное и систематическое использование игры (маски), позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка,способствует повышению речевой активности, стремлению детей к общению, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства.
Рефлексия участников мастер-класса.
Наш мастер-класс подошёл к концу. Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать. Есть ли у вас вопросы и предложения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер–класс «Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии»
ПРИЛОЖЕНИЕ МАСТЕР-КЛАСС "Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии"....
Мастер - класс для воспитателей«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77»Энгельсского муниципального района Саратовской области Мастер – класс для воспитателей&la...
Мастер- класс для педагогов ДОУ «Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста через песенно-игровой фольклор»
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойч...
Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Конспект мастер – класса для воспитателей«Формирование элементарных математических представленийу детей дошкольного возрастачерез игровую деятельность»...
Мастер – класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Мастер – класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...
Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Задачи:1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.2.Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.3. Представить комплекс дидакт...
Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность."
Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность." Цель: повышение уровня знан...