Мастер- класс для педагогов ДОУ «Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста через песенно-игровой фольклор»
консультация

Тарбаева Елена Валерьевна

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №33 «ЗЕМЛЯНИЧКА»

Мастер- класс для педагогов ДОУ
«Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста через песенно-игровой фольклор»

фольк.jpg

 

                                                        Выполнила:

Музыкальный руководитель

                                                                                   Тарбаева Елена Валерьевна

2022г.

Песенно-игровой фольклор в развитии детского музыкального творчества  

Актуальность- (слайд 2 )

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к

культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию

воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живём. Отсюда

вытекает важная проблема: пробудить в ребёнке те нравственные чувства и

желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной

культуре, быту, традициям и художественному творчеству, быть эстетически

развитой личностью.

Воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа и

народов, населяющих Россию, а так же использования русского фольклора.

способствуют формированию и всестороннему развитию ребёнка.

Поиск путей развития детского музыкального творчества всегда был в центре внимания педагогов и исследователей. Многие из них указывали на русский музыкальный фольклор, как одно из ведущих средств творческого развития ребенка.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

Задачи – (слайд 3) 

   Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них отражается образ жизни народа, его быт, труд, обычаи. Участие в них формирует у участников представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильными, ловкими, выносливыми; способность проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Игры являются не только развлечением и забавой, но и приучают к труду, дисциплине, соблюдению правил, формируют умение контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других, развивают чувство справедливости.

     Русские народные игры для детей дошкольного возраста ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают интерес к народному творчеству.

            (слайд 4)

          Песенно – игровой фольклор  я условно поделила на три вида муз. деятельности – это ТАНЦЫ С ПЕНИЕМ (Хороводы),  ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ПЕНИЕМ и РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА ИМПРОВИЗАЦИЯ народных песен на шумовых инструментах.  

(слайд 5)

ТАНЦЫ С ПЕНИЕМ (Хороводы), Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры, текст подсказывает действие. Подбирая и выполняя определенные действия, дети, используют движения из области народной хореографии, плясовые элементы, мимику, жест и пантомиму.  Все это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус.

Содержание текстов песен часто предполагает импровизацию, что дает возможность использовать их в развитии детского музыкального творчества.      

         Игровые песни очень разнообразны: в одних акцент на драматизацию (« А мы просо сеяли, сеяли», «Каравай», «Как на тоненький ледок», «На зеленом лугу», «Во саду ли в огороде»), в других – на физическую активность («Дождик», «Как под наши ворота»), в третьих – на танцевальное начало («Заинька, попляши», «В сыром бору тропина», «Ходила младешенька по борочку»), поэтому в некоторых случаях такой потенциал называют фольклорными музыкальными играми или фольклорные игры под пение, либо называют игровыми песнями хорового плясового характера. В любом случае эти произведения характеризуют наличие небольшого театрализованного представления, где часто соединяются словесно-поэтическое, танцевальное начало, а также содержание, размер, ритмическая основа, строение фольклорного текста, несложность напева песни, позволяющие соединить исполнение песни с движением и театрализацией.

(слайд 6)   

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ПЕНИЕМ.

 Подбирая и выполняя определенные действия, дети, используют общие развивающие движения из области физкультуры: бег, прыжки, ходьба. Содержание текстов песен определяет порядок действий, задачи и условия игры.          

 Фольклорные песни-игры можно использовать для развития способностей детей с самым различным видом художественно-творческой деятельности. В большинстве случаев я использую игры, которые касаются сюжетно-двигательной стороны.

    Движения, которые выполняют дети должны быть разнообразными, можно, например, погрозить шутливо пальцем, сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, поплясать, покружиться, поклониться, похлопать в ладоши и т.д.

     При этом, движения могут сопровождаться звуками или возгласами. Есть лишь одно ограничение в хороводной игре: все движения должны быть эстетичными. Нельзя допускать кривляния детей. Каждое движение должно повторяться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

        Ребенок, выполняющий главную роль в центре хоровода, становится образцом для подражания. Это не только повышает его ответственность при выполнении движений, но и доставляет особое удовольствие, возвышает в собственных глазах. Остальные дети, подражая своему сверстнику, а не воспитателю, приобретают новый опыт игрового сотрудничества, когда достигается не только согласованность в движениях, но и единство в создании образа. Эта игра предоставляет ребенку полную свободу в выражении эмоций, дает выход веселью, непосредственности и даже шалости.

      Очень важно помочь тем детям, которые стесняются выступать перед всеми или не могут придумать движение. В этих случаях можно помочь непосредственно: войти в круг, поплясать или попрыгать вместе с ним.     

 (слайд 7)

Использование народных игр с пением вполне доступно как на общих занятиях, так и в самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей.

Обучение фольклору должно носить живой непосредственный характер.

Пожалуй, самым важным, что требуется педагогу для организации народных игр с детьми, –  самому быть творческой личностью.

А это значит, быть способными к восприятию новизны, умению импровизировать, владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Верить в свои силы и идеи, пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено.

Практическая часть:

         

Пластичный ,хороводный шаг:

Хоровод:

«Капустка», Ниточка, «На горе то калина»,

Игры с движением     

Хоровод: «Дударь»

Описание: С помочью считалки выбирается водящий- Дудорь, встаёт в центре круга. Остальные , взявшись за руки , шагают в ритм со словами обращаясь к нему произносят :

Дудорь, Дудорь , Дудорище,

Старый , старый старичище,

Его под колоду,

Его под сырую,

Его под гнилую,

Дудорь, Дудорь что болит?

 

Водящий (Дудорь) произносит , например спина (рука, нога и т.д.),  а все остальные ,повернувшись , друг за другом ,  взявшись за «Больное место» (можно усложнить , взявшись за больное место впереди идущего) выполняют движение, ход по кругу.

     

ХОРОВОД КОЛПАЧОК

(русская народная игра)

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.

Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.
Хлопая в ладоши, поют:
Танцевать заставили.

Водящий танцует выполняя движения по желанию

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.
Все поют:

Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

Считалка

Особенно большое развитие в игровом детском фольклоре получил жанр считалки. Считалка — это также рифмованное стихотворение, но несколько большее по своим размерам, чем жеребьевка. Считалки имеют 6, 8, 10 и более строк. С помощью считалки пересчитываются участники игры (отсюда и название), определяются их роли или очередность участия в игре.

В считалках довольно часто употребляются слова счета— числительные.

Вот пример считалки:

Первый дал,

Другой взял,

Трое сели — Все поели.

Тебе гадать?

По-турецки писать?

Но считалка не только преследует определенные практические цели (устанавливает очередность для играющих), она нередко имеет и несомненное поэтическое значение. В нее могут входить различные забавные повествования.

Например, кто-нибудь из играющих, касаясь поочередно рукой ребят, произносит:

«Раз, два, три, четыре,

Жили мошки на квартире,

К ним повадился сам друг Крестовик — большой паук.

Пять, шесть, семь, восемь,

Паука мы все попросим: «Ты, обжора, не ходи»,

Ну-ка, Мишенька, води».

На кого пало слово «води», тот и становится водящим.

Например, можно придумать уже к знакомой игре разные варианты действия персонажа, показать образ в развитии или инсценировать уже знакомую песню и на её основе сочинить новую игру.

Благодаря своей вариативности фольклор податлив и гибок, он дает большие возможности  творческой инициативе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Городской округ город Выкса МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад комбинированного вида №33 «ЗЕМЛЯНИЧКА» Мастер- класс для педагогов ДОУ «Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста через песенно-игровой фольклор» Подготовила Музыкальный руководитель Тарбаева Е.В.

Слайд 2

«Красоту, чистоту мы у старших берем, Саги, сказки из прошлого тащим, Потому, что добро остаётся добром В прошлом, будущем и настоящем.» В.Высотский Фольклор – это важное средство воспитания в подрастающем человеке сознания своих национальных корней, характера мышления, воспитания патриотизма. Формируя устойчивый интерес к народному творчеству и знания о нем, мы воспитываем уважение к народным традициям , а это важное социально – нравственное качество личности. Дети должны знать, что народное творчество – это художественное искусство, которое создает народ .

Слайд 3

Задачи Развивать творческое воображение (образные высказывания о песне, проявления творческой активности); Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности; Развивать природную музыкальность детей, способность к спонтанному творческому поведению; Побуждать детей к различным проявлениям творчества: певческие импровизации, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах; Создать предпосылки к формированию творческого мышления .

Слайд 4

Песенно-игровой фольклор Танцы с пением (хороводы) Народные п одвижные игры

Слайд 5

Танцы с пением (хороводы) Ребят старших групп учим «играть» народные песенки, попевки , плясовые мелодии – т.е. выразительно «проживать » песню, изображают картинки жизни (например, в старинной игровой песне «На горе-то калина» гуляют, ломают калину, рвут ветки, вяжут их в пучки и кладут около дорожки, «А мы сеяли, сеяли ленок», «Как на тоненький ледок» - сюжетноигровая нар.песня , « Капустка »).

Слайд 6

Народные подвижные игры Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Обучение фольклору должно носить живой непосредственный характер. Игры , в основе которых часто бывают простые попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность . В народных играх, дети , характеризуя какой-либо персонаж, импровизируют в передаче образа (медведя — в игре «У медведя во бору», кота — в игре «Кот Васька », старика - в игре «Дударь» и т. д .)

Слайд 7

Условия проведения игр игры должны проходить от простых к сложным, быть разнохарактерными ; не ограничивать время на игры и, в то же время, уметь рационально оценивать, стоит ли повторять игру, с интересом ли дети её воспринимают ; возможно, использование отдельно взятых игр на прогулках , в виде физкультминуток, в свободной деятельности, в режимных моментах и т. д . сохранить структуру игры (правила, жребий, границы, наказания и т. д.) Пожалуй, самым важным, что требуется педагогу для организации народных игр с детьми, – самому быть ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ .

Слайд 8

Интернет-источники (шаблон) https :// ds03.infourok.ru/uploads/ex/02cf/0001eb16-8cddfdf1/hello_html_m2d2241e1.jpg http:// img-fotki.yandex.ru/get/9323/47407354.ca2/0_1338d9_c50f1851_orig.png Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс образовательных инициатив Мастер - класс для педагогов ДОУ "Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование арт - педагогических техник".

"Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использованиеарт-педагогических техник".(в рамках региональной научно – практической конференции «Итоги и перспективы введени...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Мастер класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма в повседневной жизни детей....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться,  сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях.Умение выстраивать и поддерж...

Мастер класс "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов и музыкальных руководителей "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе воспитатели ознакомились как можно использовать упражнения, речевые и музыкальные игры, способствующих развитию у детей чувства ритма...

Мастер-класс "«Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»"

Мастер-класс "«Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»"...

Мастер – класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Мастер – класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...