Комплексно -тематическое планирование в старшей группе по теме "Зимующие птицы"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Комплесно-тематическое планирование на неделю в старшей группе на тему "Зима в лесу. Зимующие птицы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksno-tematicheskoe_planirovanie_v_stareshy_gruppe_na_temu_zimuyushchie_ptitsy.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарное планирование образовательной работы
Тема проекта (недели): «Зима в лесу. Зимующие птицы» 03.12. -07.12.2018.
День недели дата | Понедельник 03.12 | Вторник 04.12. |
Программное содержание (задачи) | Расширять знания о зимующих птицах; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «зимующие». Развивать память, речь, внимание и творческое воображение детей. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, воспитание любви и бережного отношения к природе. | |
Утренняя гимнастика | ||
Организация образовательной деятельности с детьми | Беседа «Почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а некоторые остаются зимовать?» Познавательное развитие: «Зимующие птицы» (конспект) Физкультура Д/и «Какой птицы не стало?», « На кормушке» | Беседа: «Как птицы живут зимой?» Речевое развитие: Чтение стихотворений о зиме (Гербова В.В. стр.60) |
Худ.-эстет ( аппликация/лепка) | Познавательное развитие | |
Индивидуальная работа с детьми | Упражнять в вырезании симметричной формы, продолжать правильно держать ножницы. | Д/и «Какой цифры не стало?». |
Организация прогулки (утро) | Прогулочная карта №20 «Зимушка –зима в гости поспешает» Изучаем, исследуем: «Свойства воды» П/и «Воротца» | Прогулочная карта №1 «Мы рады зиме» Труд: сгрести снег с участка для построек |
Оздоровительная гимнастика после дневного сна | ||
Вечер | Чтение: Н. Сладков «Зимние долги» | С/р игра «Птичья столовая» Настольно-печатные игры: «Собери картинку» (птицы), мозаика |
Организация прогулки (вечер) | Наблюдение: за вечерним небом ((Учить замечать смену суток). П/и «Воробьи - вороны» | Наблюдение: за зимними сумерками. Провести сравнительный анализ утра и вечера. |
Работа с родителями | Предложить речевые игры по теме «Зимующие птицы». | Акция: «Кормушка для зимующих птиц» |
Среда 05.12. | Четверг 06.12. | Пятница 07.12. |
Познакомить детей стихотворениями о зиме. Познакомить с образованием числа 9 и цифрой 9; упражнять в счете в пределах 9; уметь сравнивать предметы по толщине. | ||
Утренняя гимнастика | ||
Беседа: «Чем питаются зимующие птицы?» ФЭМП: Число и цифра 9 (Новикова В.П. стр.38) Артикуляционная гимнастика «Как язычок спас ворону от кошки» Физкультура | Беседа: «Знакомство с профессией «орнитолог»» Речевое развитие: Дидактические упражнения «Хоккей», «Кафе» (Гербова В.В. стр.61) | Беседа Приметы с зимующими птицами |
Соц-коммуник, худ.-эстет, (рисование) | Развитие речи | Физическое развитие |
Продолжать учить правильно сервировать стол к завтраку | Проговаривание чистоговорки: «Синицы-веселые птицы», развивать четкую артикуляцию звуков. | Д/и «Попади в цель» |
Прогулочная карта №2 «Нам весело, нам радостно и на морозе весело» (стр.76) Наблюдение: за сезонными изменениями | Прогулочная карта №3 «Рябины гроздья алые» (стр.77) | Прогулочная карта №4 «Кто сегодня здесь ходил?» (стр.78) Наблюдение: за следами на снегу П/и «Ловишки с приседанием» «Трудиться –всегда пригодится»: подмести пол и скамейки на веранде |
Оздоровительная гимнастика после дневного сна | ||
Чтение: Людмила Гусельникова «Лесной доктор» (заучивание) деятельность детей | Чтение: Соколов-Микитов «Снегири». Инсценирование потешки «Вороны» | Вечер загадок «Отгадай загадку о птицах» |
Наблюдение: за осадками, происходящими зимой Общение: «Мое любимое время года» | Наблюдение: за ветром | Игры детей с выносным материалом. |
Сообщить родителям о проведении выставки поделок из природного материала «Зимующие птицы». | Предложить организовать наблюдения на прогулках за зимующими птицами и назвать их. | Порекомендовать родителям художественную литературу для чтения детям дома. |
Форма итогового мероприятия: «Поделки из бросового материала
«Птичий базар» с участием родителей.
Речевой материал по теме
«Зима в лесу. Зимующие птицы»
Артикуляционная гимнастика «Как язычок спас ворону от кошки»
Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку. Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).
Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить (упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).
Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»), кошка залезла на дерево и крепко заснула.
Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).
Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).
Дыхательная гимнастика «Птичка, лети»
Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнение повторяется 4-5 раз.
Физкультминутка «Ну-ка, птички, полетели»
Ну-ка, птички, полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке,
Водички попили,
Перышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели. (Ходьба, переходящая в бег.)
Инсценирование потешки «Вороны» с использованием настольного театра: «Возле ёлочки зелёной скачут, каркают вороны, карр-карр, карр-карр! Из- за корочки подрались, во всё горло разорались, карр-карр, карр-
карр! Вот собаки прибегают, и вороны улетают.»
СЧИТАЛОЧКА ДЛЯ ВОРОН
Я решил ворон считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Шесть ворона – на столбе,
Семь ворона – на трубе,
Восемь – села на плакат,
Девять – кормит воронят…
Ну, а десять это галка.
Вот и кончилась считалка!
Пальчиковая игра Воробьи – воробушки, Серенькие перышки! Клюйте, клюйте крошки У меня с ладошки! Нет, с ладошки не клюют И погладить не дают. Как бы нам поладить, Чтоб дались погладить? | Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик. Шевелят выпрямленными пальцами рук. Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот. Подуть на раскрытые ладони. Погладить тыльные стороны рук поочередно. Хлопки в ладоши. Потереть ладоши друг о друга. |
Приметы
Воробьи дружно расчирикались — к оттепели.
Синички с утра пищат — к большому морозу.
Снегирь зимой поет — на снег, на вьюгу
Вороны и галки садятся на вершины деревьев — к морозу.
Вороны и галки садятся на низкие ветки — к стуже.
Вороны устроили в небе хороводы — к снегопад
Пословицы и поговорки
Знает сорока, где зиму зимовать.
Ворона за море летала, да вороной и вернулась.
Сколько ворона не каркай, не быть ей соловьем.
Здоровое дерево дятел не долбит.
Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »
(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)
Дидактическая подвижная игра «На кормушке»
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.
Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.
Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Загадки о зимующих птицах.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый...
(Воробей)
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой…
( Сорока)
Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица ….(ворона).
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой! (Дятел)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ... (Снегири)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова)
Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
(Филин)
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … .
(Свиристель)
Николай Сладков. Зимние долги
Расчирикался Воробей на навозной куче — так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом:
— Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?
— Крылья зудят, Ворона, нос чешется, — отвечает Воробей. — Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!
— А вот испорчу! — не отстаёт Ворона. — Как задам вопрос!
— Во напугала!
— И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?
— Клевал.
— А зёрна у скотного двора подбирал?
— Подбирал.
— А в птичьей столовой у школы обедал?
— Спасибо ребятам, подкармливали.
— То-то! — надрывается Ворона. — А чем
ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чик-чириканьем?
— А я один, что ли, пользовался? — растерялся Воробей. — И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была...
— Ты других не путай! — хрипит Ворона. — Ты за себя отвечай. Брал в долг — отдавай! Как все порядочные птицы делают.
— Порядочные, может, и делают, — рассердился Воробей. — А вот делаешь ли ты, Ворона?
— Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. А Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя и другие птицы стараются.
— Ты тоже за других не ручайся! — упирается Воробей. — Другие, может, и думать забыли.
Но Ворона не унимается:
— А ты слетай да проверь!
Полетел Воробей проверять. Прилетел в сад, там Синица в новой дуплянке живёт.
— Поздравляю с новосельем! — Воробей говорит. — На радостях-то небось и про долги забыла!
— Не забыла, Воробей, что ты! — отвечает Синица. — Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.
Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес, там Дятел стучит. Увидал Воробья, удивился:
— По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?
— Да вот расчёт с меня требуют, — чирикает Воробей. — А ты, Дятел, как расплачиваешься?
— Уж так-то стараюсь, — отвечает Дятел. — Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже...
— Ишь ты, — задумался Воробей. — А я думал...
Вернулся Воробей на навозную кучу и говорит Вороне:
— Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что — хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не жалили! Мигом долги верну!
Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока ещё время свободное есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.
Курорт «Сосулька». Н. Сладков
Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:
— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!
И слышит вдруг голос:
— Это смотря на какой зимовке, Сорока!
На какой, на какой — на обыкновенной!
Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.
— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у вас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!
Но Свиристель не согласен:
— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.
И белая куропатка не согласна:
— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.
И белая Сова не согласна:
— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!
И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.
— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!
— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!
Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу.
После чтения сказки задайте малышу вопросы: Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»? О чем беседовала с ними Сорока? Чем понравились гостям наши края? Что понравилось Свиристели (Рябина). А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться). Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается). А тебе что нравится у нас зимой?
Иван Соколов-Микитов Снегири
аверное, всякий из вас, кому приходилось зимой выезжать из шумного города, побывать в подгородных дачных местах, любовался красивыми красногрудыми снегирями. В зимние месяцы снегири держатся близко от человеческих жилищ и проезжих дорог. Летом скрытного снегиря трудно увидеть. Осенью и зимой снегири питаются семенами колючих растений, растущих у огородных и садовых изгородей, в глубоких придорожных канавах. Тиха, мелодична скромная песенка снегиря. Я очень люблю красногрудых снегирей, отчётливо видных на белой скатерти зимних придорожных снегов.
Мне не раз приходилось держать снегирей в клетках. Они быстро привыкают к человеку, легко переносят неволю. Приятно слушать в комнате тихую песенку снегиря.
Помню, в далёкие времена клетка со снегирём висела в комнате моих маленьких дочерей: Аринушки и Алёнушки. Под пение снегирушки они собирались в школу, кормили его конопляным семенем и тёртой морковкой. За снегирём ухаживала бабушка, моя мать, деревенская женщина, которой забота о снегирушке заменяла привычную крестьянскую работу. Мы очень любили нашего снегиря. Он свободно летал по комнате, купался в поставленной на полу ванночке, сам прилетал в клетку, где для него был приготовлен корм; казалось, никогда не скучал.
Хороши снегири на воле. В яркий зимний день где-нибудь у изгороди или в густых кустах, на ветках шиповника или калины красными крупными бусами рассаживаются снегири. Проходящего мимо человека они почти не боятся. Снегирь — русская наша птичка. Снегири не совершают далёких путешествий в тёплые страны, остаются зимовать в родных местах, перелетая лишь на недалёкие расстояния.
Опытному птицелову легко поймать осенью и зимою доверчивого снегиря. Если в клетке у вас живёт снегирь, будьте с ним ласковы, никогда его не пугайте, и он очень привыкнет к вам, будет радоваться приходу хозяина, садиться ему на плечо. Снегири по многу лет могут жить в клетке, по-видимому, совсем не тоскуя о свободе.
Весною, когда начинается гнездование лесных птиц, снегири, разумеется, немножко тоскуют, сидят в клетке понуро. Но что же поделать? Долго проживших в клетках птиц рискованно выпускать на волю: они отвыкли добывать себе корм, находить друзей и вить гнёзда.
В большой клетке-вольере некоторые пойманные в лесу птицы при соответствующем уходе вьют гнёзда, выводят детей. Теперь уже мало осталось любителей комнатных птиц и птичьего пения. Маленьких живых птиц заменили громоздкие телевизоры. В прошлые времена любителей певчих птиц было много. В клетках держали заморских канареек, весёлых чижей и красивых щеглов. При умелом уходе они хорошо себя чувствовали в неволе. Пожалуй, из всех комнатных певчих птиц я особенно любил скромных снегирей. Любовался также, как возле зимней дороги на вольной воле, перелетая с куста на куст, свистят мои друзья-снегири. Мне хотелось поздороваться с ними, пожелать им доброго счастья.
Людмила Гусельникова «ЛЕСНОЙ ДОКТОР» (учим наизусть)
Слышно в роще: стук да стук…
Кто взобрался там на сук?
Кто Cове мешает спать,
По коре стучит опять?
Возмущён лесной народ:
Кто покоя не даёт?
Под кустом сидит Зайчиха.
Говорит Зайчонку тихо:
- Не пугайся, надо знать,
Кто умеет так стучать.
Так стучит не лесоруб.
Это дятел лечит дуб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование для старшей группы компенсирующей направленности
Перспективный комплексно- тематический план позволит вести образовательную работу систематически и всесторонне...
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по ПДД. Тема "Мой друг-велосипед"
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по ПДД. Тема "Мой друг-велосипед". План предполагает работу по данной теме в течении 1-2 недель....
комплексно-тематическое планирование в старшей группе
В данном материале представлено комплексно-тематическое планирование для работы с детьми старшей группы...
Комплексно-тематическое планирование для старшей группы
Комплексно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности в сответствии с ФГТ....
комплексно-тематическое планирование для старшей группы по фгт
Пояснительная записка к комплексно-тематическому планированию Комплексно-тематическое планирование осуществляется на основе нормативно – правовых актов:- Закон Российской Федерации «...
Комплексно- тематическое планирование в старшей группе по теме "Перелетные птицы" на период с 11-15 ноября 2019 г
Календарно-тематическое планированирование воспитательно-образовательной работы на неделю (11-15 ноября 2019 г) в старшей группе на тему "Перелетные птицы".Цель: уточнить и расширить предста...
Комплексно - тематическое планирование в старшей группе на тему "Животные и птицы весной"
Календарный план – основной документ воспитателя в работе с детьми, который предусматривает планирование всех видов детской деятельности и соответств...