Комплексно -тематическое планирование в старшей группе по теме "Зимующие птицы"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Комплесно-тематическое планирование на неделю в старшей группе на тему "Зима в лесу. Зимующие птицы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарное планирование образовательной работы

Тема проекта (недели): «Зима в лесу. Зимующие птицы» 03.12. -07.12.2018.

День недели дата

Понедельник 03.12

Вторник 04.12.

Программное содержание

(задачи)

 Расширять знания о зимующих птицах; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «зимующие». Развивать память, речь, внимание и творческое воображение детей. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, воспитание любви и бережного отношения к природе.

Утренняя гимнастика

Организация образовательной деятельности с детьми

Беседа «Почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а некоторые остаются зимовать?»

Познавательное развитие: «Зимующие птицы» (конспект)
Физкультминутка «Ну –ка,  птички, полетели»

Физкультура

Д/и «Какой птицы не стало?», « На кормушке»
Прослушивание фрагмента музыкального произведения В. Калинникова «Журавль»

Беседа:  «Как птицы живут зимой?»
Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Речевое развитие: Чтение стихотворений о зиме (Гербова В.В. стр.60)
Д/и  «Один –много», «Опиши птицу»
Рисование: «Синие и красные птицы»  (Комарова Т.С стр.74)
Музыка (в группе)
Дыхательная гимнастика «
Птичка, лети!»

Худ.-эстет ( аппликация/лепка)

Познавательное развитие

Индивидуальная

работа с детьми

Упражнять  в вырезании симметричной формы, продолжать правильно держать ножницы.

Д/и «Какой цифры не стало?».
Цель: упражнять детей в порядковом счете от 1 до 8

Организация прогулки

(утро)

Прогулочная карта №20 «Зимушка –зима в гости поспешает»
Наблюдение:
 за природой и сезонными изменениями

Изучаем, исследуем: «Свойства воды»

П/и «Воротца»
Экологическая тропа: почистить кормушки, насыпать корм
Самостоятельная игровая деятельность.

Прогулочная карта №1 «Мы рады зиме»
Наблюдение: за природой и сезонными изменениями
Изучаем, исследуем:
 определить, как отдыхают деревья
П/и «Веселые соревнования»

Труд: сгрести снег с участка для построек
Самостоятельная игровая деятельность.

        Оздоровительная гимнастика после дневного сна

Вечер

Чтение: Н. Сладков «Зимние долги»
Творческая мастерская: рисуем птиц с помощью трафаретов
Д/и «Кто лишний?»
Свободные игры детей в центре строительно-конструктивных игр.

С/р игра «Птичья столовая»
Чтение: Н.Сладков «Курорт «Сосулька»

Настольно-печатные игры: «Собери картинку» (птицы), мозаика
Свободные игры детей в центре строительно-конструктивных игр.

Организация прогулки

(вечер)

Наблюдение:  за вечерним небом ((Учить замечать смену суток).

П/и «Воробьи - вороны»

Наблюдение: за зимними сумерками. Провести сравнительный анализ утра и вечера.
П/и «Мы веселые ребята»
Д/и «Что за птица?»
Самост.двигат.д –ть детей.

Работа с родителями

Предложить речевые игры по теме «Зимующие птицы».
Предложить родителям составить любой описательный рассказ о птицах.

Акция: «Кормушка для зимующих птиц»
Консультация «Покормите птиц зимой»

Среда 05.12.

Четверг 06.12.

Пятница 07.12.

Познакомить детей стихотворениями о зиме. Познакомить с образованием числа 9 и цифрой 9; упражнять в счете в пределах 9; уметь сравнивать предметы по толщине.

Утренняя гимнастика

Беседа: «Чем питаются зимующие птицы?»

ФЭМП: Число и цифра 9 (Новикова В.П.  стр.38)
Д/и «Летает –не летает»

Артикуляционная гимнастика «Как язычок спас ворону от кошки»

Физкультура

Беседа: «Знакомство с профессией «орнитолог»»

Речевое развитие: Дидактические упражнения «Хоккей», «Кафе» (Гербова В.В. стр.61)
Д/и «Назови, какой»
Музыка
Рисование:
«Красивое развесистое дерево зимой» (Комарова Т.С. стр.88)
Пальчиковая гимнастика «Воробьи –воробушки»

Беседа  Приметы с зимующими птицами
Конструктивно –модельная д –ть: «Птицы прилетели к нам на участок» (из бумаги, полукруг)
Физкультура
Аппликация:
«Ворона» (Колдина А.Н.  стр.16)
Д/и «Доскажи словечко»

Соц-коммуник,  худ.-эстет, (рисование)

Развитие речи

Физическое развитие

Продолжать учить  правильно сервировать стол  к завтраку

Проговаривание чистоговорки: «Синицы-веселые птицы», развивать четкую артикуляцию звуков.

Д/и «Попади в цель»
Цель: развивать глазомер

Прогулочная карта №2 «Нам весело, нам радостно и на морозе весело» (стр.76)

Наблюдение: за сезонными изменениями
Изучаем, исследуем: почему на морозе надо двигаться?
П/и «Чье звено быстрее соберется»
Труд»: почистить участок от снега
Самостоятельная игровая деятельность.

Прогулочная карта №3 «Рябины гроздья алые» (стр.77)
Наблюдение: за рябиной
Изучаем, исследуем: какие птицы лакомятся рябиной
П/и «Мяч соседу»
Самостоятельная игровая деятельность.

Прогулочная карта №4 «Кто сегодня здесь ходил?» (стр.78)

Наблюдение: за следами на снегу

П/и «Ловишки с приседанием»

«Трудиться –всегда пригодится»: подмести пол и скамейки на веранде
Самостоятельная игровая деятельность.

Оздоровительная гимнастика после дневного сна

Чтение: Людмила Гусельникова «Лесной доктор» (заучивание)
С/р игра «Лесная парикмахерская»
Самостоятельная изобразительная

деятельность детей

Чтение: Соколов-Микитов «Снегири».

Инсценирование  потешки

«Вороны»
Свободные игры детей в центре строительно-конструкт. игр
.

Вечер загадок «Отгадай загадку о птицах»
Рассматривание выставки поделок из бросового материала «Птичий базар»                         Игровая деятельность с настольно-печатными играми

Наблюдение: за осадками, происходящими зимой Общение: «Мое любимое время года»
П/и «Совушка -сова»

Наблюдение: за ветром
П/и «Кто быстрее до меня?»

Игры детей с выносным материалом.
С/р игры по выбору детей.
 П/и «Лохматый пёс» - «Ловкая пара»

Сообщить родителям о проведении выставки поделок из природного материала «Зимующие птицы».

Предложить организовать наблюдения на прогулках за зимующими птицами и назвать их.

Порекомендовать родителям художественную литературу для чтения детям дома.

                       Форма итогового мероприятия: «Поделки из бросового материала
                                                    «Птичий базар»   с  участием родителей.

Речевой материал по теме
«Зима в лесу. Зимующие птицы»

Артикуляционная гимнастика «Как язычок спас ворону от кошки»

Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку.  Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).
Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать
(упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить (упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).
Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым
(упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»), кошка залезла на дерево и крепко заснула.
Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).
Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).

Дыхательная гимнастика «Птичка, лети»

Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнение  повторяется 4-5 раз.

Физкультминутка «Ну-ка, птички, полетели»

Ну-ка, птички, полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке,
Водички попили,
Перышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели. (Ходьба, переходящая в бег.)

Инсценирование  потешки «Вороны» с использованием настольного театра: «Возле ёлочки зелёной скачут, каркают вороны, карр-карр, карр-карр! Из- за корочки подрались, во всё горло разорались, карр-карр, карр-

карр! Вот собаки прибегают, и вороны улетают.»




СЧИТАЛОЧКА ДЛЯ ВОРОН

Я решил ворон считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Шесть ворона – на столбе,

Семь ворона – на трубе,

Восемь – села на  плакат,

Девять – кормит  воронят…

Ну, а десять  это  галка.

Вот и кончилась считалка!

Пальчиковая игра

Воробьи – воробушки,

Серенькие перышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик.

Шевелят выпрямленными пальцами рук.

Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот.

Подуть на раскрытые ладони.

Погладить тыльные стороны рук поочередно.

Хлопки в ладоши.

Потереть ладоши друг о друга.


Приметы

  Воробьи дружно расчирикались — к оттепели.

  Синички с утра пищат — к большому морозу.
  Снегирь зимой поет — на снег, на вьюгу
  Вороны и галки садятся на вершины деревьев — к морозу.

  Вороны и галки садятся на низкие ветки — к стуже.
  Вороны устроили в небе хороводы — к снегопад

Пословицы и поговорки
Знает сорока, где зиму зимовать.
Ворона за море летала, да вороной и вернулась.
Сколько ворона не каркай, не быть ей соловьем.
Здоровое дерево дятел не долбит.

Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »

(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)


Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.

Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.


Загадки о зимующих птицах.


Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый...

(Воробей)

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

( Сорока)


Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица ….(ворона).

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!      (Дятел)


Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...                       (Снегири)


Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)


Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой. (Клёст)


Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло. (Сова)

Днём спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает.

(Филин)


Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … .

(Свиристель)


                                                   Николай Сладков. Зимние долги

Расчирикался Воробей на навозной куче — так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом:

— Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?

— Крылья зудят, Ворона, нос чешется, — отвечает Воробей. — Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!

— А вот испорчу! — не отстаёт Ворона. — Как задам вопрос!

— Во напугала!

— И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?

— Клевал.

— А зёрна у скотного двора подбирал?

— Подбирал.

— А в птичьей столовой у школы обедал?

— Спасибо ребятам, подкармливали.

— То-то! — надрывается Ворона. — А чем

ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чик-чириканьем?

— А я один, что ли, пользовался? — растерялся Воробей. — И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была...

— Ты других не путай! — хрипит Ворона. — Ты за себя отвечай. Брал в долг — отдавай! Как все порядочные птицы делают.

— Порядочные, может, и делают, — рассердился Воробей. — А вот делаешь ли ты, Ворона?

— Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. А Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя и другие птицы стараются.

— Ты тоже за других не ручайся! — упирается Воробей. — Другие, может, и думать забыли.

Но Ворона не унимается:

— А ты слетай да проверь!

Полетел Воробей проверять. Прилетел в сад, там Синица в новой дуплянке живёт.

— Поздравляю с новосельем! — Воробей говорит. — На радостях-то небось и про долги забыла!

— Не забыла, Воробей, что ты! — отвечает Синица. — Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.

Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес, там Дятел стучит. Увидал Воробья, удивился:

— По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?

— Да вот расчёт с меня требуют, — чирикает Воробей. — А ты, Дятел, как расплачиваешься?

— Уж так-то стараюсь, — отвечает Дятел. — Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже...

— Ишь ты, — задумался Воробей. — А я думал...

Вернулся Воробей на навозную кучу и говорит Вороне:

— Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что — хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не жалили! Мигом долги верну!

Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока ещё время свободное есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.


Курорт «Сосулька». Н. Сладков

Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:

— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!

И слышит вдруг голос:

— Это смотря на какой зимовке, Сорока!

На какой, на какой — на обыкновенной!

Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.

— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у вас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!

Но Свиристель не согласен:

— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.

И белая куропатка не согласна:

— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.

И белая Сова не согласна:

— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!

И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.

— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!

— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!

Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу.

После чтения сказки задайте малышу вопросы: Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»? О чем беседовала с ними Сорока? Чем понравились гостям наши края? Что понравилось Свиристели (Рябина). А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться). Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается). А тебе что нравится у нас зимой?

Иван Соколов-Микитов  Снегири

аверное, всякий из вас, кому приходилось зимой выезжать из шумного города, побывать в подгородных дачных местах, любовался красивыми красногрудыми снегирями. В зимние месяцы снегири держатся близко от человеческих жилищ и проезжих дорог. Летом скрытного снегиря трудно увидеть. Осенью и зимой снегири питаются семенами колючих растений, растущих у огородных и садовых изгородей, в глубоких придорожных канавах. Тиха, мелодична скромная песенка снегиря. Я очень люблю красногрудых снегирей, отчётливо видных на белой скатерти зимних придорожных снегов.
     Мне не раз приходилось держать снегирей в клетках. Они быстро привыкают к человеку, легко переносят неволю. Приятно слушать в комнате тихую песенку снегиря.
     Помню, в далёкие времена клетка со снегирём висела в комнате моих маленьких дочерей: Аринушки и Алёнушки. Под пение снегирушки они собирались в школу, кормили его конопляным семенем и тёртой морковкой. За снегирём ухаживала бабушка, моя мать, деревенская женщина, которой забота о снегирушке заменяла привычную крестьянскую работу. Мы очень любили нашего снегиря. Он свободно летал по комнате, купался в поставленной на полу ванночке, сам прилетал в клетку, где для него был приготовлен корм; казалось, никогда не скучал.
     Хороши снегири на воле. В яркий зимний день где-нибудь у изгороди или в густых кустах, на ветках шиповника или калины красными крупными бусами рассаживаются снегири. Проходящего мимо человека они почти не боятся. Снегирь — русская наша птичка. Снегири не совершают далёких путешествий в тёплые страны, остаются зимовать в родных местах, перелетая лишь на недалёкие расстояния.
     Опытному птицелову легко поймать осенью и зимою доверчивого снегиря. Если в клетке у вас живёт снегирь, будьте с ним ласковы, никогда его не пугайте, и он очень привыкнет к вам, будет радоваться приходу хозяина, садиться ему на плечо. Снегири по многу лет могут жить в клетке, по-видимому, совсем не тоскуя о свободе.
      Весною, когда начинается гнездование лесных птиц, снегири, разумеется, немножко тоскуют, сидят в клетке понуро. Но что же поделать? Долго проживших в клетках птиц рискованно выпускать на волю: они отвыкли добывать себе корм, находить друзей и вить гнёзда.
      В большой клетке-вольере некоторые пойманные в лесу птицы при соответствующем уходе вьют гнёзда, выводят детей. Теперь уже мало осталось любителей комнатных птиц и птичьего пения. Маленьких живых птиц заменили громоздкие телевизоры. В прошлые времена любителей певчих птиц было много. В клетках держали заморских канареек, весёлых чижей и красивых щеглов. При умелом уходе они хорошо себя чувствовали в неволе. Пожалуй, из всех комнатных певчих птиц я особенно любил скромных снегирей. Любовался также, как возле зимней дороги на вольной воле, перелетая с куста на куст, свистят мои друзья-снегири. Мне хотелось поздороваться с ними, пожелать им доброго счастья.


Людмила Гусельникова   «ЛЕСНОЙ ДОКТОР»  (учим наизусть)
Слышно в роще: стук да стук…
Кто взобрался там на сук?
Кто Cове мешает спать,
По коре стучит опять?
Возмущён лесной народ:
Кто покоя не даёт?

Под кустом сидит Зайчиха.
Говорит Зайчонку тихо:
- Не пугайся, надо знать, 
Кто умеет так стучать.
Так стучит не лесоруб.
Это дятел лечит дуб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование для старшей группы компенсирующей направленности

Перспективный комплексно- тематический план позволит вести образовательную работу систематически и всесторонне...

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по ПДД. Тема "Мой друг-велосипед"

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по ПДД. Тема "Мой друг-велосипед". План предполагает работу по данной теме в течении 1-2 недель....

комплексно-тематическое планирование в старшей группе

В данном материале представлено комплексно-тематическое планирование для работы с детьми старшей группы...

Комплексно-тематическое планирование для старшей группы

Комплексно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности в сответствии с ФГТ....

комплексно-тематическое планирование для старшей группы по фгт

Пояснительная записка к комплексно-тематическому планированию   Комплексно-тематическое планирование осуществляется на основе нормативно – правовых актов:- Закон Российской Федерации «...

Комплексно- тематическое планирование в старшей группе по теме "Перелетные птицы" на период с 11-15 ноября 2019 г

Календарно-тематическое планированирование воспитательно-образовательной работы на неделю (11-15 ноября 2019 г) в старшей группе на тему "Перелетные птицы".Цель: уточнить и расширить предста...

Комплексно - тематическое планирование в старшей группе на тему "Животные и птицы весной"

Календарный план – основной документ воспитателя в работе с детьми, который предусматривает планирование всех видов детской деятельности и соответств...