Эффективные формы взаимодействия с родителями воспитывающих ребенка с ОВЗ в ДОУ
материал
Взаимодействие с семьей – одно из важнейших направлений деятельности воспитателя в ДОУ. В настоящее время очень малая часть родителей принимает активное участие в жизни ребенка в ДОУ, родители неохотно идут на контакт с воспитателем и их интерес ограничивается в основном как вел себя ребенок и что кушал. Исходя из этого можно сказать, что выявление наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями на сегодняшний день очень актуально. Чем интереснее организовано взаимодействие с родителями, тем более активно родители участвуют в жизни ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
эффективные формы взаимодействия с семьей в доу | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эффективные формы взаимодействия с родителями воспитывающих ребенка с ОВЗ в ДОУ»
Автор работы:
Яговкина Юлия Владимировна
г. Санкт-Петербург 2019
“Нет случайно родившихся детей.
Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. Он путь для мира, также как мир есть путь для него.
Из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!
В семьях, где 9 месяцев родители ждали с нетерпеньем малыша, появление на свет "особого ребенка" всегда является трагедией. Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к состоянию паники, трагической обреченности. Из-за дезорганизации они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, без которой оказываются не способными рационально помогать ребенку. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Все члены семьи и, в первую очередь, мать находятся в состоянии эмоционального стресса. Такие семьи сталкиваются с медицинскими, экономическими, социально-психологическими и педагогическими трудностями, приводящими к ухудшению качества их жизни, возникновению семейных и личных проблем.
Взаимодействие с семьей – одно из важнейших направлений деятельности воспитателя в ДОУ. В настоящее время очень малая часть родителей принимает активное участие в жизни ребенка в ДОУ, родители неохотно идут на контакт с воспитателем и их интерес ограничивается в основном как вел себя ребенок и что кушал. Исходя из этого можно сказать, что выявление наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями на сегодняшний день очень актуально. Чем интереснее организовано взаимодействие с родителями, тем более активно родители участвуют в жизни ДОУ. У родителей повышается заинтересованность, компетентность, доверие к педагогам, специалистам и учреждению в целом, а так же снижается количество конфликтов между ДОУ и родителями, а результаты воспитания детей - улучшаются
Из собственного опыта можем сказать, что многие родители закрываются в себе, теряют друзей и отдаляются от родственников. Зачастую педагог становится единственными человеком, которому родители не боятся доверить свои проблемы. Поэтому так необходимо психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилось только частным делом семьи.
Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогами-дефектологами, психологами, социальными работниками и социальными педагогами, включенными в систему сопровождения, расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания.
Роль семьи в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ очень важна как особый эмоциональный микроклимат, гармоничные взаимоотношения, достаточное общение ребенка с родителями являются важными составляющими для развития ребенка. Если в семье не созданы благоприятные условия для развития ребенка, то одно дошкольное образование не сможет в полной мере достичь высоких результатов в воспитательно-образовательном процессе ребенка. Поэтому важной задачей воспитателей ДОУ является изучение семьи для выявления условий развития ребенка в семье. При изучении используются следующие формы работы: наблюдение, беседа, анкетирование, консультация. Изучение семьи важно для того чтобы более эффективно подобрать формы и методы взаимодействия.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
4. Принцип доступности
Эффективные формы взаимодействия с родителями
В законе «Об образовании» говорится, что перед детским садом стоит важная задача по обеспечению благоприятных условий для жизни, воспитания детей с ОВЗ, что для полноценного и гармоничного развития личности необходимо укреплять и развивать тесное сотрудничество ДОУ и родителей. Так же реализуя программу ФГОС, одной из задач воспитателя является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс как активных участников.
Выделяют следующие стандартные формы работы с семьями детей с ОВЗ:
1) индивидуальные формы работы (беседы со специалистами, родительские часы);
2) коллективные формы работы (родительские собрания);
3) групповые родительские собрания;
4)день открытых дверей в группе;
5) детские утренники и праздники.
Используя данные формы работы, мы не всегда видим активное участие родителей, в основном они выступают пассивными слушателями и наблюдателями. Для того чтобы родители начали взаимодействовать с воспитателем нужно искать новые формы работы и дополнять стандартные.
Степень активности родителей можно условно разделить на три этапа.
1. На первом этапе минимальная активность родителей постепенно переходит в активное слушание. Основной задачей работы с родителями является установление сотрудничества детского сада и родителей; ознакомление родителей с психологическими особенностями детей раннего возраста. Среди наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями хочется отметить:
- Вечер знакомств – направлен на организацию общения родителей в неформальной обстановке, формирование и развитие коллективизма. На таком вечере можно рассказать родителям о детском саде, познакомить со специалистами, для раскрепощения и сплочения коллектива родителей использовать игры на знакомство («Сделай так…», «Снежный ком», «Непослушные шарики» и др.)
- Информационно-практические занятия – позволяют повысить активность родителей и мобилизуют их заинтересованность в сотрудничестве с детским садом. На занятиях рекомендуется использовать игры на знакомство, сплочение, снятие эмоционального напряжения («Комплимент», «Подарок», «Предмет рассказывает о хозяине», «Я в лучах солнца», «На что похожа наша группа»). С учетом темы занятия (например, «Роль игрушки в жизни ребенка») родителям можно предложить задания на выполнение общей деятельности («Коллективный портрет ребенка раннего возраста» или «Презентация развивающей игрушки»).
- Презентация собственного ребенка – развивает творчество родителей, акцентирует их внимание на положительных качествах собственного ребенка, что бывает очень актуальным для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Форма презентации может быть различной: выставки, стенгазеты, папки-передвижки, альбом «Детки нашей группы».
2. На втором этапе активное слушание родителей переходит в активное действие под руководством педагога. Общение с родителями выходит на новый качественный уровень, когда на основе наглядного, обучающего материала и игровой ситуации в доступной форме необходимо преподать сложный материал, отражающий особенности психического и социального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста. Наиболее эффективными для достижения данных целей являются нетрадиционные формы взаимодействия с родителями:
- КВНы – отработка теоретического материала на практике в игровой форме (использование коррекционно-развивающих игр в КВНе «Развитие внимания и памяти детей в игровой деятельности»);
- «Читательская конференция» – обсуждение прочитанных материалов на тему собрания (изучение приемов воспитания семьи Никитиных на основе книг «Развивающие игры», «Мама или детский сад», «Резервы здоровья наших детей»);
- Ток-шоу «Есть мнение», «Большая стрика» - организация дискуссий с привлечение специалистов, обсуждение проблемы с различных точек зрения («Подготовка к школе. Когда начать, чтобы не опоздать?»);
- Аукционы – «продажа» полезных советов на определенную тему («Как приучить ребенка чистить зубы?», «Закаливание – весело и просто», «Играем по дороге из детского сада»);
- Родительские клубы, семейные гостиные - объединение родителей на принципах добровольности и личной заинтересованности в клубы по интересам. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие.
- Обмен опытом воспитания – изготовление папок-копилок с рассказами и фотографиями родителей на тему воспитания ребенка в семье («Как Даша научилась помогать маме», «Семейные традиции», «У нас гостил Дед Мороз!», «Игрушки своими руками» и др.);
- «Душевный разговор» - организация общения родителей, дети которых имеют общие особенности (дети-левши, с ЗПР, с ОНР, агрессивные дети, дети с проблемами в общении и др.). Подобная форма, как правило, проводится узкими специалистами детского сада и проходит в виде тренинга, где наряду с получением теоретических знаний, родители отрабатывают навыки конструктивного общения с подобными детьми.
3. На заключительном этапе активное действие родителей под руководством педагога переходит в активное общение родителей друг с другом. Здесь важно активизировать их на обратную связь, развивать умение оперировать полученными знаниями в любой ситуации. На данном этапе превалируют более сложные формы взаимодействия с родителями, такие как:
Совместные занятия детей и родителей позволяют не только повысить педагогические знания родителей, но и научить их учитывать индивидуальные особенности своего ребенка в ходе сотрудничества с ним (например, занятия по подготовке детей к школе, на которых родители не только присутствуют, но и под руководством педагога выполняют предложенные задания);
- Круглые столы, родительские конференции. Основная цель конференций - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Здесь может выступить специалист. Обсуждение темы может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов.
- Мастер-классы. Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и обучения детей (фактически проводят ту же работу, что до этого проводили воспитатели и специалисты).
Эффективность работы с родителями воспитанников подтверждается ростом их заинтересованности в сотрудничестве с дошкольным учреждением, повышении уровня психолого-педагогической компетентности, умении правильно взглянуть на ситуацию, оценить ее, находить приемлемые пути решения.
Список литературы
1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.
2.Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: АСТ, 2008.
Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
3.Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
4.Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. — М.: Просвещение, 2008. — 239 с.
5.Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – СПб.:, Речь, 2005. – 150 с.
6.Сертакова Н.М. Иннавационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. Изд. «Учитель» 2004г.
7.Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — 74 с.
8.Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.
9.Шпилевая С. Г. Руководство для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: помощь и поддержка. Калининград, 2011. – Пикторика – 2011. - 52 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с речевой недостаточностью
В статье рассматривается новая форма работы с родителями, как семейный театр. статья будет интересна педагогам ДОУ, родителям детей дошкольного возраста....
Метод проектной деятельности - эффективная форма взаимодействия с родителями
Одним из перспективных и интересных методов, способствующих привлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс, является метод проектной деятельности. Я использовала метод проектной д...
Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"
Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...
Практикум для воспитателей "Эффективные формы взаимодействия с родителями"
Практикум для воспитателей "Эффективные формы взаимодействия с родителями"...
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ, РОДИТЕЛЯ И РЕБЕНКА
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ, РОДИТЕЛЯ И РЕБЕНКА...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Тренинг для родителей – как одна из современных эффективных форм взаимодействия с родителями".
В соответствии с законом «Об образовании», «ФГОС дошкольного образования» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй дл...
Основные направления и формы взаимодействия с семьями, воспитывающими ребенка с ТНР. Консультация
Родители часто недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребёнка, в то время как навык правильной речи, как и все важные навыки, первоначально закладываются и приобретаются именно ...