Конспект родительского собрания Тема: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Гекова Ирина Юрьевна

Родительское собрание на тему  Конспект родительского собрания на тему: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_roditelskoe_sobranie.pptx2.98 МБ
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx189.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание Тема: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 2

Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Слайд 3

Грамматический строй речи — это совокупность закономерностей языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).

Слайд 4

Игра «Подбери признак»

Слайд 5

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Игра «Посчитай»



Предварительный просмотр:

Муниципальное Казённое образовательное учреждение Шелеховского района

«Детский сад № 4 «Журавлик»

Конспект родительского собрания

Тема: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Шелехов 2024г

Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Раскрыть понятие грамматический строй речи. Раскрыть значение грамматический строй речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Дать рекомендации по грамматическому строю речи у детей дома.

  1. Вводная

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады нашей сегодняшней встрече. И сегодня на нашем собрании будем беседовать, играть. Ну а чтобы узнать, о чем сегодня будет проходить наша беседа Вам нужно будет отгадать загадку.

Загадки: Всегда во рту, а не проглотишь. Ответ — язык.

Стоят два брата,

Кафтаны из бархата,

Красные наряды,

Живут рядом,

То сойдутся,

То разойдутся,

Жарко обнимутся —

Крепко подерутся.

Ответ: Губы.

Его можно дать, и в то же время сдержать, что это? Ответ — слово.

Тридцать два молотят, один поворачивает. Ответ — зубы и язык.

Скажите пожалуйста, отгадки на загадки, что развивают у нас с вами и в у детей!

Ответы родителей (Речь)

#1054;сновная

Воспитатель: Речь нам и нашим детям очень нужна и важна. А вот чтобы её правильно развивать, строить вот об этом мы сейчас и поговорим. Да не просто поговорим, а ещё и поиграем.

И так, что же такое речь.

Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Рассмотрим с вами одну из сторон речи это грамматический строй речи.

Грамматический строй речи — это совокупность закономерностей языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).

А теперь давайте с вами поговорим, как же грамматический строй речи влияет на развитие ребёнка. Грамматический строй речи влияет на всестороннее развитие ребёнка следующим образом: Способствует полноценному речевому и общему психическому развитию. Язык выполняет ведущую роль в развитии мышления, речевого общения, планировании и организации деятельности, самоорганизации поведения, формировании социальных связей. Оказывает влияние на мышление ребёнка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Обеспечивает переход к изучению языка в школе. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи. Расширяет знания и кругозор ребёнка. Речь способствует развитию личности в целом, помогает общаться с окружающими, осознать правила поведения.

Так как ребёнок в дошкольном возрасте всё познаёт через игру, мы вам предлагаем поиграть.

Игра Подбери признак Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), родители отвечают. Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя… Сапоги (какие?) – разноцветные, резиновые, красивые Шляпа (какая?) – соломенная, пляжная, текстильная, тряпичная…

Подскажите пожалуйста, а что здесь лишнее, почему?

Игра «Посчитай» Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, родители отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей. Одна кукла, две куклы, пять кукол. Одно облако, два облака, пять облаков.

Игра «Прятки»

Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Ход игры: в гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Родители закрывают глаза. Мышонок спрятался. родители открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ув. родители? (В кабине) И т.д.

Воспитатель: Вот мы с вами проиграли несколько игр, на самом деле их очень много, а также чтобы ребёнку было легче воспринимать условия игры, можно самим придумать и сделать опорные схемы, знаки, мнемотаблицы и т.п.

А сейчас мы вам предлагаем ув. Родители нарисовать мнемотаблицу, схему к простой сказке «Заюшкина избушка», «Репка».

#1047;аключительная

Но грамматический строй речи можно развивать не только через игры, а также через следующие методы:

Дидактические игры. Которые мы с вами проиграли.

Они помогают закреплять грамматические навыки, много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала.

Рассматривание картин. Используется для формирования умения строить простые и сложные предложения.

Пересказ коротких рассказов и сказок. Художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. Занятия по обучению пересказыванию обогащают язык, развивают последовательность и логичность мышления и речи.

Приёмы обучения грамматическим навыкам. К ним относятся образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребёнка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию речи. Мы их используем для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов, они помогают детям выделить в предмете или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа, они учат фиксировать полученные результаты в доступной детям, схематичной форме.

Организация деятельности детей. Важно знакомить детей с предметами, их свойствами и качествами, наблюдать за природными явлениями. Это поможет выстроить речевой стереотип, который будет отражать связи слов и их форм с фактами действительности.

Ну что ж уважаемые родители, думаем мы будем для вас надёжными помощниками в этом не лёгком труде. И наши подсказки вам помогут развивать речь детей, как можно лучше и грамотней.

Желаем вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Презентация опыта работы на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III посредствам кинетического песка"

Презентация опыта работы по формированию грамматического строя речи посредствам кинетического песка....

Словесные игры для развития грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста .

Консультация  для  родителей  по  теме:  " Словесные  игры  для  развития  грамматического  строя  речи  детей  старшего  дошкольн...

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Вопрос усвоения грамматических норм детьми старшего дошкольного возраста является чрезвычайно значимым и актуальным, поскольку дошкольный  возраст – это время интенсивного развития речи и, ...

Индивидуальный план по самообразованию на тему:" Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) использованием метода наглядного моделирования

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,  учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и напра...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"...

Картотека дидактических игр по развитию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры и дидактические упражнения направлены на усвоение морфологии и синтаксиса. Картотека разработана по сериям: 1 серия - словоизменения, 2 серия - словообразования, 3 серия - син...