Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одарённости «Одарённый ребенок»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)
Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одарённости «Одарённый ребенок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-odarennii-rebenok_1.docx | 145.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Рябинка»
Образовательный проект
по комплексному выявлению и развитию детей
с признаками одарённости
«Одарённый ребенок»
Срок реализации: 3 года (2016-2019 гг.)
Разработчик: воспитатель
Борисова Т. А.
Дорогобуж, 2016
Содержание
Пояснительная записка
1.1.Концептуальные подходы к построению проекта
1.2.Цель и задачи проекта
1.3.Планируемые результаты освоения проекта
- Этапы реализации проекта
- Мероприятия в рамках реализации проекта
Список используемой литературы
- Пояснительная записка
- условиях социально-экономических изменений в обществе растёт потребность в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России.
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития интеллектуальных способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями, только одни из нас используют свои задатки, а другие - нет. Задача родителей и воспитателей дошкольных учреждений как раз и заключается в том, чтобы помочь реализовать заложенные в малышах таланты.
Одаренность, талант, гениальность – это высокий уровень развития способностей человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка.
Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непо-средственно образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком образовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хо-рошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в ре-альной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.
Интерес к одаренности в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Проект «Одарённый ребёнок» направлен на создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с признаками одарённости.
Развитие способностей детей с признаками одарённости в различных видах деятельности и формирование их личностной и социальной самореализации.
Новизна проекта Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в процессе комплексной работы воспитателя и узких специалистов (психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя).
Реализуемый проект строится на принципе личностно–ориентированного, деятельностно-го и практико-ориентированного характера взаимодействия взрослого с детьми. Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72.
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
- Закон РФ «Об образовании».
•Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
- СанПиН 2.4.1.3049-13
- Устав ДОУ.
- ФГОС ДО
- Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 1239.
- Приказ МИНОБРНАУКИ России от 18.04.2016 № 424 «Об утверждении Порядка формирования и ведения государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности».
1.1.Концептуальные подходы к построению проекта
Определение понятий «одарённость» и «одарённый ребёнок»
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда вы-дающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Детский возраст – период становления способностей личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и ши-рота интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют ди-намику развития одарённости.
Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психи-ческого развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Од-нако при этом следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте (в отличие от одарённости взрослого человека):
- Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возраст-ного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способ-ностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии.
Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одарённости иногда создаёт видимость одарённости (т.е. «маску» одарённости, под которой – обычный ребёнок) в виде ускоренного развития определённых психических функций, специ-ализации интересов и т.п.
- Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведе-ния, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одарённости. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одарённости, проявляемой данным ребёнком на определённом отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одарённого ребёнка в одарённого взрослого.
- Своеобразие динамики формирования детской одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с уровнем развития тех или иных способностей, наблюдается отставание в развитии устной и письменной речи; высокий уровень специальных способностей может со-четаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как от-стающий в психическом развитии.
- Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка. Ясно, что при равных способностях ребёнок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определённых видах деятельности по сравнению с ребёнком, для которого не были созданы аналогичные условия.
Оценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна.
Самые замечательные способности ребёнка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одарённости, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учёт этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одарёнными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одарённый ребёнок» в плане констатации (жёсткой фиксации) статуса определённого ребёнка. Так как очевиден драматизм ситуации, когда ребёнок, привыкший
- тому, что он – «одарённый», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности.
Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одарённый ре-
бёнок» следует использовать понятие «признаки одарённости ребёнка» (или «ребё-нок с признаками одарённости»).
Виды одарённости
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
- Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
- Степень сформированности.
- Форма проявлений.
- Широта проявлений в различных видах деятельности.
- Особенности возрастного развития.
- По критерию «Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить в ее структуре:
- Общие интеллектуальные способности;
- Конкретные академические способности;
- Творческое или продуктивное мышление;
- Лидерские способности;
- Художественные и исполнительские искусства;
- Психомоторные способности
Схема № 1. Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности
По основанию «виды деятельности» можно выделить следующие типы одаренности:
- Теоретическая (для детей – познавательная);
- Практическая;
- Художественно-эстетическая;
- Коммуникативная;
- Духовно-личностная.
2.По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
- актуальную одаренность;
- потенциальную одаренность.
3.По критерию «Формам проявления»
- явная
- скрытая
4.По критерию «Широта проявлений в разных видах деятельности»
- общая (проявляется в разных видах деятельности общей, являясь основой их продуктивности.)
- специальная (проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.)
- По критерию «Особенности возрастного развития»
- ранняя
- поздняя
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми с признаками одаренно-сти:
- непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;
- признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ре-бенка с другим;
- бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенно-стям субъективного отношения к миру и самому себе;
- защита интересов ребенка;
- индивидуальный путь развития ребенка;
- учет специфики возрастного и индивидуального развития;
- принцип диалогичности;
- принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;
- принцип построения развивающей работы на основе диагностики.
1.2. Цель и задачи проекта
Цель: Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с
признаками одарённости
Развитие способностей детей с признаками одарённости в различных видах дея-
тельности и формирование их личностной и социальной самореализации.
Задачи:
- Создание системы целенаправленного выявления одарённых детей (диагностический материал для обследования детей и родителей, критерии оценки качества и результа-тивности работы).
- Внедрение в образовательный процесс прогрессивных педагогических технологий, программ по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одарённости.
- Апробация и внедрение новых форм и методов работы по развитию детей с признаками
одарённости.
- Создание единого образовательного пространства при участии педагогов, родителей, воспитанников;
- Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с призна-ками одарённости посредством участия воспитанников в конкурсных мероприятиях разного уровня и расширения спектра дополнительных образовательных услуг.
- Развитие отношений социального партнёрства с учреждениями культуры, дополни-тельного образования, общественными организациями.
1.3. Планируемые результаты освоения проекта
- Создание и пополнение базы данных одаренных детей (детей с признаками одаренности).
- Создание условий для самореализации детей с признаками одарённости.
- Внедрение программ развития детей дошкольного возраста с признаками одаренности в практику работы.
- Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.
- Повышение уровня профессиональной компетентности по проведению мониторинговых исследований, разработке индивидуальных маршрутов сопровождения детей с признаками одаренности.
- Максимальная реализация потенциальных возможностей и способностей одаренных детей дошкольного возраста в ходе соревнований, конкурсов, фестивалей разного уровня.
- Развитие и реализация творческих способностей детей с признаками одарённости через систему дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении.
8. Активизация участия родителей в работе с детьми с признаками одарённости.
- Этапы реализации проекта
АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Цель этапа: идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников, изучение профессионального развития личности педагога. Виды деятельности: наблюдение, беседы, измерение выраженности креативности, анкета способностей ребенка (для родителей и педагогов).
Итог этапа:
- Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника;
- Создание базы данных детей с признаками одарённости;
- Аналитический отчет по результатам диагностических исследований.
Диагностический инструментарий. Используемые методики:
- детьми:
- Тест Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант)
- Методика В.С. Юркевич «Дерево желаний»
- Методика «Два домика» (Т. Марцинковская).
- родителями:
- Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн
- Методика «Определение склонностей ребенка»
3 этап реализации проекта
ИНФОРМАЦИОННЫЙ
Цель этапа: повышение психолого-педагогической компетенции участников педагогического процесса.
Виды деятельности: консультации с родителями по итогам исследований; родительские собрания.
Итог этапа:
Создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению детей с признаками одаренности.
4 этап реализации проекта
Развивающий
Цель этапа: гармоничное развитие талантливых детей.
Виды деятельности: Создание развивающей среды для талантливых детей. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Итог этапа:
Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы. Участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях.
Перечень мероприятий проекта «Одарённый ребёнок» (2016 – 2019 год)
№ пп | Содержание деятельности | Сроки исполнения | исполнители |
1. | Разработка проекта, обеспечивающего педагогическую деятельность с одаренными (с признаками одаренности) детьми | 2016 | воспитатели |
2. | Пакет диагностических методик по выявлению детской одаренности | 2016 | воспитатели |
3. | Создание и пополнение базы данных одаренных детей (детей с признаками одаренности) по различным направлениям деятельности | ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
4. | Подбор и изучение литературы по работе с одарёнными детьми | 2016 | Воспитатели, узкие специалисты |
5. | Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника (на основе диагностики) | ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
6. | Составление картотеки методических пособий и литературы по теме «Одарённость детей» | 2016-2019 | Воспитатели, узкие специалисты |
- Система работы с воспитанниками
№ пп | Содержание деятельности | Сроки исполнения | исполнители |
1. | Диагностика на выявление одаренности детей дошкольного возраста | 1 раз в год | Воспитатели, узкие специалисты |
2. | Формирование групп детей по различным направлениям деятельности, видам одарённости (по результатам тестирования) | Ежегодно | воспитатели |
3. | Работа по индивидуальному маршруту сопровождения ребёнка с признаками одарённости | В течение года | Воспитатели, узкие специалисты |
4. | Индивидуальные развивающие занятия в игровой форме | Ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
5. | Участие дошкольников в проектной и экспериментально-исследовательской деятельности | В течение года | Воспитатели, узкие специалисты |
6. | Участие в конкурсах, выставках внутри учреждения | Ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
7. | Участие в выставках, конкурсах, мини-олимпиадах всероссийского и международного уровня | Ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
8. | Участие в деятельности кружков по интересам | Ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
3. Система работы с родителями
№пп | Содержание деятельности | Сроки исполнения | исполнители |
1. | Тестирование родителей с использованием диагностических методик для выявления одарённости детей | 1 раз в год | Воспитатели, |
2. | Родительское собрание «Способности ребёнка и как их распознать» Представление проекта «Одарённый ребёнок» | Сентябрь 2016 | воспитатели |
3. | Анкетирование по выявлению статуса семьи, достижений детей в семье | Октябрь 2016 | воспитатели |
4. | Групповые консультации на тему: «Талантливые дети – заслуга родителей» | Ноябрь 2017 | воспитатели |
5. | − индивидуальные беседы и консультации по теме одарённость; − размещение в родительских уголках групп статей, − выпуск газеты «Гений с плёнок». (1-4 выпуск) | Весь период | воспитатели |
6. | - совместные праздники, интеллектуальные конкурсы, познавательные викторины, детско-родительские проекты; - открытые мероприятия в рамках Дней открытых дверей | Весь период | воспитатели |
7. | Семинар для родителей «Одарённые дети: раскрыть, поддержать, развивать» | Ноябрь 2018 | воспитатели |
8. | Анкетирование родителей по итогам реализации проекта | Май 2019 | воспитатели |
Список литературы:
- Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты заня-
тий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Программа «Одарённый ребенок».
- Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.
- Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л. Е. Курнешова. М.: ГОМЦ «Школьная книга»,
2002.
- Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва: Педаго-гическое общество России, 1999.
- Юркевич В. С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М.: Просвещение, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одарённости дошкольника
Данный образовательный проект ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка, направлен на его личностное развитие и успешность.Целью проекта является создание системы работы для раскрепощени...
КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ 2-3 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА
Краткий количественный и качественный анализ комплексной диагностики общего уровня развития детей - сирот третьего года жизни....
Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одаренности «Маленький талант»
Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одаренности«Маленький талант»...
Выступление на семинаре по теме: «Раннее выявление и сопровождение детей с признаками одарённости в соответствии с ФГОС»
Работа с одаренными детьми актуально для государства и поэтому, миссия госсударства заключается в поддержке одаренных детей, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой и интелл...
Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития музыкальной одарённости дошкольника
Проблема работы с одарёнными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. Прежде всего, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Ран...
Обеспечение индивидуализации в обучении и развитии детей с признаками одарённости в образовательной организации.
В статье рассматриваются особенности распознавания и развития одарённости у детей, начиная с раннего дошкольного возраста....
Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одарённости «Юные таланты»
Основной идеей работы является объединение усилий воспитателей, родителей, педагогов дополнительного образования, творческой общественности с целью создания благоприятных условий для реализации творче...