Доклад на тему: «Развитие конструкторских умений и навыков у детей дошкольного возраста через ТИКО - моделирование».
материал (старшая группа)
Доклад на тему: «Развитие конструкторских умений и навыков у детей дошкольного возраста через ТИКО - моделирование».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Развитие конструкторских умений и навыков у детей дошкольного возраста через ТИКО - моделирование». Выполнила воспитатель Трошкина А.О.
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего доклада «Развитие конструкторских умений и навыков у детей дошкольного возраста через ТИКО - моделирование».
Актуальность данной темы обусловлена тем, что реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует от педагогов образовательных организаций создания инновационной развивающей среды и использования инновационных форм работы с детьми. Конструирование является той формой работы, которая позволяет педагогам объединять образование, воспитание и развитие детей в игровой деятельности. Идеальным средством для этого служат развивающие конструкторы.
Развитие конструкторских умений и навыков происходит в различных видах конструирования. Исключительно детским видом деятельности можно назвать конструирование из деталей конструкторов, которое отображает интересы детей и соответствует их способностям и возможностям.
Одним из средств для развития конструкторских умений и навыков является конструктор ТИКО, выпущенный в 2005 году отечественным производителем ЗАО «НПО РАНТИС».
«ТИКО» - это «трансформируемый игровой конструктор для обучения, представляющий собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой, в результате чего для ребёнка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развёртки – к объёмной фигуре и обратно». Внутри больших фигур конструктора имеются проёмы, которые при создании постройки могут играть роль «окошка», «двери», «глазка». Из данного конструктора можно сконструировать множество различных фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и так далее».
Для организации игр детей дошкольного и школьного возраста существует десять вариативных наборов конструктора «ТИКО»:
- «Малыш»;
- «Класс»;
- «Фантазёр»;
- «Школьник»; Слайд
- «Геометрия»;
- «Азбука»;
- «Шары;
- «Арифметика;
- «Архимед»;
- «Грамматика».
В настоящее время актуальным является применение педагогами инновационной технологии ТИКО - моделирование, автором которой является аспирант Академии постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга Логинова И.В.
Данная технология строится на интегрированных принципах и объединяет в себе как элементы игры, так и процесс экспериментирования. В силу своей педагогической универсальности ТИКО – моделирование служит эффективным средством развивающего обучения в образовательных организациях.
Основная идея технологии ТИКО-моделирование состоит в том, что педагог подводит ребёнка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструкторских задач возрастающей трудности. Формирование у дошкольников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире является главной целью применения технологии ТИКО-моделирование.
Реализация технологии ТИКО - моделирование осуществляется по модулям «Плоскостное моделирование» и «Объёмное моделирование». Для того чтобы создавать модели не только на плоскости, но и в объёме, дошкольнику необходимо научиться конструировать, анализировать свои постройки, а также соотносить объекты на плоскости.
Перед тем как приступить к внедрению технологии ТИКО – моделирование в нашем детском саду была проведена диагностика уровней развития конструкторских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста. По результатам диагностики было выявлено, что конструкторские умения и навыки у детей развиты не достаточно. У детей старшего дошкольного возраста преобладает средний и низкий уровень развития конструкторских умений и навыков.
Исходя из полученных данных было решено разработать проект «ТИКО – страна» для детей 5 - 6 лет, который был успешно реализован с сентября 2018 г. по май 2019 г.. С ним вы могли ознакомиться на мастер – классе.
Реализация данного проекта осуществлялась посредством образовательной деятельности: «Новогодние проказы Бабы – Яги», «Геометрический лес», «Домики для трёх поросят», «Космическое путешествие», а так же конструирования по собственному замыслу и тематического конструирования: «Огород на окне», «Детская площадка будущего».
В рамках проекта мы принимали участие во Всероссийском конкурсе «Методика ТИКО – моделирования – 2018 г.». Педагогическое мастерство по данному направлению повышали через участие в образовательном курсе «Учимся работать с конструктором ТИКО с детьми с ОВЗ! Технология ТИКО – моделирования в инклюзивном образовании детей» и участие во Всероссийском вебинаре «ТИКО – моделирование в детском саду».
По окончании реализации проекта провели повторную диагностику и выяснили, что уровень развития конструкторских умений и навыков значительно повысился. Данные результаты показали, что применение технологии ТИКО – моделирование способствует развитию конструкторских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В данном направлении также велась кружковая работа. С марта по май 2019 г. с детьми старшего дошкольного возраста реализовывалась программа дополнительного образования «ТИКО – страна».
Проведённая работа по развитию конструкторских умений и навыков у детей дошкольного возраста через ТИКО – моделирование получила высокую оценку со стороны И.В. Логиновой – автора данной технологии и генерального директора ЗАО «НПО РАНТИС».
На этом работа с конструктором «ТИКО» не закончена. Мы планируем разработать проект «ТИКО – страна» и программу дополнительного образования «ТИКО – страна» для детей 6 - 7 лет и успешно их реализовать.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста"
Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, ...
Презентация на тему:"Развитие психических процессов и мелкой моторики детей дошкольного возраста через использование игрового оборудования "Пертра"
Развитие познавательной сферы ребенка включает в себя активизацию мыслительной деятельности, речевое развитие; повышение уровня развития внимания, памяти, воображения; совершенствование коммуник...
Выступление на педагогическом совете Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста
Текст выстпуления на педагогическом совете по теме "Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста"...
Презентация на тему "Развитие двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста".
Развитие двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей " Лестницы координации как средство развития двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему " Лестницы координации в ДОУ"...
Самообразование по теме: "Развитие вокальных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкально-игровых технологий"
Самообразование педагога на тему:«Развитие вокальных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкально-игровых технологий»на 2022-2023 учебный год...
Образовательный проект «Применение нестандартного оборудования для развития плавательных умений и навыков у детей дошкольного возраста»
Обучение навыку плавания и его совершенствование достигается путем многократного повторения. Однако ребенок не может долго концентрировать свое внимание на однообразной работе, особенно если...