Сказки на прогулке (подготовительная к школе группа)
методическая разработка (подготовительная группа)

Кантеева Вера Петровна

Прогулки в детском саду – важный этап в режиме дня.

Одной из особенностей прогулок в дошкольном учреждении – их экологическая направленность. Очень важно развивать ребенка во взаимодействии с природой.

Во время прогулки нужно содействовать интересной, содержательной и разнообразной деятельности детей. Воспитателю необходимо предусмотреть чередование малоподвижной деятельности и подвижных игр, содержания бесед с детьми, коллективную и индивидуальную работу.

А можно, наблюдая за природой, рассказывать  сказки! Они введут детей в мир природы, природы сказочной. С помощью сказки окружающий мир становится ярче и интереснее. И никогда не надо забывать, что удивительное – рядом!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_na_progulke.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

Сказки на прогулке. Осень

Прогулки в детском саду – важный этап в режиме дня.

Одной из особенностей прогулок в дошкольном учреждении – их экологическая направленность. Очень важно развивать ребенка во взаимодействии с природой.

Во время прогулки нужно содействовать интересной, содержательной и разнообразной деятельности детей. Воспитателю необходимо предусмотреть чередование малоподвижной деятельности и подвижных игр, содержания бесед с детьми, коллективную и индивидуальную работу.

А можно, наблюдая за природой, рассказывать  сказки! Они введут детей в мир природы, природы сказочной. С помощью сказки окружающий мир становится ярче и интереснее. И никогда не надо забывать, что удивительное – рядом!

Сентябрь

 Однажды на прогулке дети  наблюдали за сезонными изменениями погоды. По ходу наблюдения воспитатель читает строчки из стихотворения А. Майкова

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу,

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

Воспитатель: В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ее фоне сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» — говорит народная пословица.

Какое  дерево раньше всех готовится к осени,  начинает сбрасывать свои листья? (Осина, береза.)

Воспитатель: Послушайте об этом сказку

«Ссора осины и березы»

Росли неподалеку друг от друга осина и береза. Обе стройные, высокие. Глядели они друг на друга, и каждое дерево думало про себя: «Я красивее всех». Однажды осина говорит березе: «Я красивее тебя, у меня каждый листик круглый, яркий».  Посмотрела береза на себя и ответила: «Я ничем не хуже тебя. Меня вообще называют «кудрявая». Мои листья круглые, а в обрамлении резные, к концу заостренные». Обо мне в народе говорят:

Берёза не угроза – где стоит, там и шумит.

И берёза наряжается 

А Осинка ей в ответ:

Осина и без ветра шумит.

Осина бьёт в ладоши.

Полетел в августе пух с осины – спеши за подосиновиками.

Осина в серёжках – урожай на овёс.

На осине почки большие — к урожаю ячменя.

Так они и начали спор. До тех спорили, кто лучше всех, пока не стали желтеть их красивые листочки. Услышал ветер, о чем спорят деревья, дунул,  и начали опадать листья и у той, и у другой.

Когда на деревьях не осталось ни одного листика, опомнились осина и береза, да поздно. Листья лежали красивым разноцветным ковром у их подножья.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чему учит сказка?

Ответы детей: (не хвастаться, уважать других)

Воспитатель: Что нового вы узнали?

Ответы детей: Раньше всех из деревьев готовятся к осени  осина и  береза.

Воспитатель: А сейчас вам задание. Найдите лист березы и лист осины, сравните их.

Сентябрь

Детство – счастливая пора! Играй, гуляй, веселись…

В детском саду на прогулке очень много интересного.

В тишине осенних рощ

Золотистый льется дождь. (Листопад.)

Однажды ранней осенью вышли дети с воспитателем гулять. Оглянулись вокруг  - желтые листья лежат на земле. Посмотрели дети вверх. Над ними зеленые кроны деревьев: березы, рябины - листочками  шелестят, переговариваются…Видно, что-то обсуждают.

-А я знаю, что случилось, - сказала Яна, девочка очень смышленая. Наверное, земля хочет укрыться теплым одеялом из листьев и попросила деревья дать ей несколько листочков.

-А я думаю, что ночью ветер разыгрался, и слабые листочки с деревьев уронил, - предположил Ярослав.

Все возможно,- сказала воспитатель А не хотите ли послушать сказку?

Дети быстро окружили Веру Петровну.

«Как ветер сначала поссорился, а потом подружился с листопадом»

Это было давным-давно. Однажды подул сильный ветер, и все листочки разом облетели. Деревья стояли некрасивые. Некоторые из них засыхали и погибали. Стали деревья жаловаться на ветер солнышку.

Осеннее солнце пожалело их, и деревья стали менять окраску постепенно. С тех пор раньше других меняется окраска листьев у березы. Они золотисто-желтые. И листья стали опадать не все сразу.

 Пролетал мимо ветер-ветерок. Посмотрел на деревья и понял, что листопад имеет большое значение.  Во-первых, деревья приспосабливаются к зимнему холоду. Во-вторых, листопад защищает  деревья от поломок, выбрасывает  не нужные вещества с листьями.

Не все листочки опадают одинаково.  Дерево не  умирает с опавшими листьями.  Растение продолжает жить.  В  пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.

А ветер с тех пор с листопадом подружился.

Воспитатель: Найдите листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону. Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки. Составить из опавших листьев узор на асфальте.

Октябрь

Наступил второй месяц осени. Листопад продолжал радовать своим разноцветьем. У входа в здание детского сада росла рябина. Ребята каждый день наблюдали за изменениями в облике дерева.

Воспитатель: 

С рябиной свежей вазу

Поставили на стол.

Ее заметил сразу

Лишь в комнату вошел.

Есть рябину я не стану,

Лучше краски я достану,

Нарисую ягодки —

Влажные и яркие,

В каплях — бусинки росы

Удивительной красы.

Воспитатель: Рябинка — так ласково называют люди это дерево. Я расскажу вам сказку о рябинке.

 «Как рябина всех накормила»

 Росла на краю леса рябина. Весной появились на её ветках листочки, потом стали появляться ягоды. Были они маленькие, зеленые, и рябинка не понимала, почему ягодки такие незрелые, ведь лето скоро закончится.

В августе кисти рябины начали краснеть, а следом за ягодами стал одеваться в осенний наряд и весь куст. Поначалу сразу не поймешь— ярче горят ягоды рябины или листья.

Удивлялась рябина изменениям в своем наряде. Пролетала мимо шумная птичья стая. Дрозды, свиристели, рябчики, тетерева – все лакомились ягодами рябины. Рябинка была в восторге от того, что она могла накормить столько птиц.

Но не только птицы подлетали к дереву, подходили и животные. Рябина — любимое лакомство лесной куницы и медведя, ее ветки и кору охотно подъедают лоси и зайцы. Даже  косолапые, прежде чем залечь в берлогу, вдоволь наедаются спелых ярких ягод.

Пришел ноябрь, рябина огляделась и увидела, что ягод на её ветках осталось совсем мало. Опечалилась она.

Летела мимо сорока.

- Что не веселая, рябина? - прострекотала  птица.

- Да как веселиться. Всю осень я дарила свои плоды птицам, животным, а сейчас и угостить тебя нечем, - печально ответило всегда жизнерадостное деревце.

- Не переживай, многих ты накормила, а теперь готовься к холодам,  скоро зима, - вспорхнув, сорока улетела.

Успокоилась рябинка, что могла помочь птицам  и зверям. И стала думать о том, что скоро придет весна и на её ветвях появятся ягоды.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем эта  сказка?

Ответы детей: (Надо совершать добрые поступки, не расстраиваться о прошлом, верить в лучшее будущее).

Октябрь

В октябре стояла  на удивление теплая погода. Выходя на прогулку, дети еще играли в песочнице, кто-то рассматривал кустики на участке. От куста к кусту летела паутина.

- Это наступило бабье лето, - сказала воспитатель. - Пауки плетут кружевное полотно, и оно разлетается в разные стороны.

Послушайте  стихотворение И. Лопухиной.

«У тебя, скажи, паук,

Сколько ног и сколько рук?

Отвечай-ка, паучок,

Сколько рук и сколько ног?»

«Когда лапы на дорожке

Ходят — это мои ножки,

Лапы вяжут паутинку,

Будто руки ткут холстинку.

Если я крадусь за мошкой,

Мои лапы — это ножки.

Если попадутся мухи,

Лапы цапнут их, как руки!»  

(Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы)

Ползла букашка

По большой ромашке,

Но вспорхнула второпях

И запуталась в сетях.

Угадайте, дети:

Кто расставил сети? (Паук.)

Не беда, что паутинка зацепилась за сучок,

В новом месте, на осинке

Свяжет сети ... (паучок).

- А теперь послушайте сказку.

«Куда исчезают пауки поздней осенью»

Жила-была молодая паучиха. Как и все пауки, она приносила  большую пользу - поедала насекомых.

Чем же пауки ловят насекомых? Плетут для них сети. Плетут  каждый день, так как она легко повреждается ветром и дождем. Пауков считают  хищниками, так как они охотятся на мух, бабочек, комаров, жучков.

В конце лета у паучихи появились малыши. Мама - паучиха в укромном месте связала  из паутины плотный кокон и отложила в него несколько сот яичек. Вскоре на свет появились новорожденные паучки. Они стали жить все вместе в уютном теплом гнездышке. Мама кормила малышей насекомыми, а кокон защищал их от холода, дождя, ветра.

Однажды паучиха вернулась с «охоты» и не нашла своих деток. Она лазила по веткам,  искала паучков. Через некоторое время увидела старого паука и рассказала ему о своем горе.

Паук успокоил её:

- С наступлением зимних холодов паучки забиваются в щелки коры, расщелины  старых пней и засыпают до теплых дней. И ты ложись спать до весны, - сказал и пополз в теплую норку. Мама-паучиха вздохнула и поползла вслед за пауком укладываться в зимнюю спячку.

Согласно народным наблюдениям по поведению пауков можно предсказать погоду.  Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых; а если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывают изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.

С приходом весны пауки вылезают из своих норок и принимаются за плетение кружевных паутинок.

Ноябрь

Каждый день, выходя на прогулку,  дети  наблюдали за птицами и животными. Они  учились видеть изменения в их повадках. 

Воспитатель читает стихотворение:

Воробушек горько плачет,

Серый, маленький, как мячик.

 Плачет жалобно.

И тихо: — Где ты, мама воробьиха?

Я не ел полдня,

Кто покормит меня?

Чик-чирик, чик-чивяк, —

Мне бы хоть один червяк...

Воробьиха прилетела,

Рядом с ним на ветку села:

—  Тише, птенчик, дурачок,

Принесла я червячок...

Воробушек чик-чирик,

Бросил плакать в тот же миг.

Клювом-носом покрутил,

Вмиг обед свой проглотил:

—Ой, как вкусно, только мало!

 Принеси еще мне, мама...

Воспитатель. Воробей - это маленькая бойкая птичка. Про него часто говорят: «серый воробушек». А на самом деле воробей совсем не серый. А какой?

Ответы детей. У него коричневая спинка с широкими продольными черными полосами. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой.  Голова серая

Воспитатель.  Воробьи  живут повсюду: в городе и деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека. Почему же воробьи так любят соседство с людьми?

Ответы детей. (Возле людей птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки)

Воспитатель. Но так было не всегда. Послушайте сказку.

«О чем грустит воробей»

Когда-то человек не жаловал воробьев. Все что запасал человек на зиму,  воробьи склевывали, потому что были озорные и веселые. И человек прогнал воробья, не стал его кормить.

Тяжело пришлось воробьям. Перестали они весело чирикать и  веселиться. Сами теперь добывали пищу. А её порой не хватало. Раньше зимой морозы были лютые. Не только корм, но и птицы замерзали.

Видит человек, что воробьям плохо, сжалился он над маленькой птичкой и стал вновь  её прикармливать.

Ожили воробьи. Стали селится около людей, знали, что человек не бросит в беде. С тех пор воробьи не грустят. Они весело чирикают и радуют людей своей весельем, жизнерадостностью.

Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или резными оконными наличниками деревянных домов. Городские воробушки селятся под козырьком подъезда или балкона. Вот и у нас на территории детского сада поселились воробьи под крышей. Так, мы, выходя на прогулку, часто слышим из веселое:  «чик-чирик»

Воспитатель. Ребята, как человек может помочь птицам зимой?

Ответы детей: (Зимой птицам корма не хватает, поэтому люди строят кормушки, насыпают на дно зерно и вывешивают их на деревья)

Литература

  1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. — Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. — (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  2. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду Старшая и подготовительная к школе группы /. И.В. Кравченко, Т.Л.  Долгова.- М.: ТЦ Сфера, 2008. — 208 с. (Программа развития
  3. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008. — 256 с. — (Образование и творчество).

Интернет – источники:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/05/kartoteka-progulok-v-podgotovitelnoy-gruppe
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/-mir-v-kotorom-my-zhiv-m-sbornik-stihov-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская сказка «Шустрик» для подготовительной к школе группы

Эта сказка начиналась с одного предложения, "обрастала" сюжетом, редактировалась вместе с детьми, обретала форму, использовалась в пересказах и театральных представлениях....

Развитие движений детей на прогулке. Подготовительная к школе группа.

Таблица "Развитие движений детей на прогулке" создана с опорой на пособие: Фролов В.Г, Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе  с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского ...

Перспективный план прогулки подготовительная к школе группа.

Перспективное планирование прогулки с детьми подготовительной группы.МесяцНаблюденияТруд в природеИндивидуальная работа по ФИЗОЧтениехудожественной литературы.Беседы.Игровая деятельность(дидактические...

Прогулка подготовительной к школе группы

картотека прогулок на весь год в подготовительной к школе группе...

Наблюдение на прогулке. Подготовительная к школе группа. Тема: « Метель и поземка». МДОУ д.с.№ 98 " Сказка", г.Петрозаводск.Воспитатель: Анфимова Е. И.

Наблюдение на прогулке. Подготовительная к школе группа.                     Тема: « Метель и позем...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка “Зимняя прогулка” (подготовительная к школе группа)

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка “Зимняя прогулка”Возраст: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)Заключение:...