Сказки на прогулке (подготовительная к школе группа)
методическая разработка (подготовительная группа)
Прогулки в детском саду – важный этап в режиме дня.
Одной из особенностей прогулок в дошкольном учреждении – их экологическая направленность. Очень важно развивать ребенка во взаимодействии с природой.
Во время прогулки нужно содействовать интересной, содержательной и разнообразной деятельности детей. Воспитателю необходимо предусмотреть чередование малоподвижной деятельности и подвижных игр, содержания бесед с детьми, коллективную и индивидуальную работу.
А можно, наблюдая за природой, рассказывать сказки! Они введут детей в мир природы, природы сказочной. С помощью сказки окружающий мир становится ярче и интереснее. И никогда не надо забывать, что удивительное – рядом!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_na_progulke.docx | 34.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказки на прогулке. Осень
Прогулки в детском саду – важный этап в режиме дня.
Одной из особенностей прогулок в дошкольном учреждении – их экологическая направленность. Очень важно развивать ребенка во взаимодействии с природой.
Во время прогулки нужно содействовать интересной, содержательной и разнообразной деятельности детей. Воспитателю необходимо предусмотреть чередование малоподвижной деятельности и подвижных игр, содержания бесед с детьми, коллективную и индивидуальную работу.
А можно, наблюдая за природой, рассказывать сказки! Они введут детей в мир природы, природы сказочной. С помощью сказки окружающий мир становится ярче и интереснее. И никогда не надо забывать, что удивительное – рядом!
Сентябрь
Однажды на прогулке дети наблюдали за сезонными изменениями погоды. По ходу наблюдения воспитатель читает строчки из стихотворения А. Майкова
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу,
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
Воспитатель: В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ее фоне сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» — говорит народная пословица.
Какое дерево раньше всех готовится к осени, начинает сбрасывать свои листья? (Осина, береза.)
Воспитатель: Послушайте об этом сказку
«Ссора осины и березы»
Росли неподалеку друг от друга осина и береза. Обе стройные, высокие. Глядели они друг на друга, и каждое дерево думало про себя: «Я красивее всех». Однажды осина говорит березе: «Я красивее тебя, у меня каждый листик круглый, яркий». Посмотрела береза на себя и ответила: «Я ничем не хуже тебя. Меня вообще называют «кудрявая». Мои листья круглые, а в обрамлении резные, к концу заостренные». Обо мне в народе говорят:
Берёза не угроза – где стоит, там и шумит.
И берёза наряжается
А Осинка ей в ответ:
Осина и без ветра шумит.
Осина бьёт в ладоши.
Полетел в августе пух с осины – спеши за подосиновиками.
Осина в серёжках – урожай на овёс.
На осине почки большие — к урожаю ячменя.
Так они и начали спор. До тех спорили, кто лучше всех, пока не стали желтеть их красивые листочки. Услышал ветер, о чем спорят деревья, дунул, и начали опадать листья и у той, и у другой.
Когда на деревьях не осталось ни одного листика, опомнились осина и береза, да поздно. Листья лежали красивым разноцветным ковром у их подножья.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чему учит сказка?
Ответы детей: (не хвастаться, уважать других)
Воспитатель: Что нового вы узнали?
Ответы детей: Раньше всех из деревьев готовятся к осени осина и береза.
Воспитатель: А сейчас вам задание. Найдите лист березы и лист осины, сравните их.
Сентябрь
Детство – счастливая пора! Играй, гуляй, веселись…
В детском саду на прогулке очень много интересного.
В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад.)
Однажды ранней осенью вышли дети с воспитателем гулять. Оглянулись вокруг - желтые листья лежат на земле. Посмотрели дети вверх. Над ними зеленые кроны деревьев: березы, рябины - листочками шелестят, переговариваются…Видно, что-то обсуждают.
-А я знаю, что случилось, - сказала Яна, девочка очень смышленая. Наверное, земля хочет укрыться теплым одеялом из листьев и попросила деревья дать ей несколько листочков.
-А я думаю, что ночью ветер разыгрался, и слабые листочки с деревьев уронил, - предположил Ярослав.
Все возможно,- сказала воспитатель А не хотите ли послушать сказку?
Дети быстро окружили Веру Петровну.
«Как ветер сначала поссорился, а потом подружился с листопадом»
Это было давным-давно. Однажды подул сильный ветер, и все листочки разом облетели. Деревья стояли некрасивые. Некоторые из них засыхали и погибали. Стали деревья жаловаться на ветер солнышку.
Осеннее солнце пожалело их, и деревья стали менять окраску постепенно. С тех пор раньше других меняется окраска листьев у березы. Они золотисто-желтые. И листья стали опадать не все сразу.
Пролетал мимо ветер-ветерок. Посмотрел на деревья и понял, что листопад имеет большое значение. Во-первых, деревья приспосабливаются к зимнему холоду. Во-вторых, листопад защищает деревья от поломок, выбрасывает не нужные вещества с листьями.
Не все листочки опадают одинаково. Дерево не умирает с опавшими листьями. Растение продолжает жить. В пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.
А ветер с тех пор с листопадом подружился.
Воспитатель: Найдите листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону. Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки. Составить из опавших листьев узор на асфальте.
Октябрь
Наступил второй месяц осени. Листопад продолжал радовать своим разноцветьем. У входа в здание детского сада росла рябина. Ребята каждый день наблюдали за изменениями в облике дерева.
Воспитатель:
С рябиной свежей вазу
Поставили на стол.
Ее заметил сразу
Лишь в комнату вошел.
Есть рябину я не стану,
Лучше краски я достану,
Нарисую ягодки —
Влажные и яркие,
В каплях — бусинки росы
Удивительной красы.
Воспитатель: Рябинка — так ласково называют люди это дерево. Я расскажу вам сказку о рябинке.
«Как рябина всех накормила»
Росла на краю леса рябина. Весной появились на её ветках листочки, потом стали появляться ягоды. Были они маленькие, зеленые, и рябинка не понимала, почему ягодки такие незрелые, ведь лето скоро закончится.
В августе кисти рябины начали краснеть, а следом за ягодами стал одеваться в осенний наряд и весь куст. Поначалу сразу не поймешь— ярче горят ягоды рябины или листья.
Удивлялась рябина изменениям в своем наряде. Пролетала мимо шумная птичья стая. Дрозды, свиристели, рябчики, тетерева – все лакомились ягодами рябины. Рябинка была в восторге от того, что она могла накормить столько птиц.
Но не только птицы подлетали к дереву, подходили и животные. Рябина — любимое лакомство лесной куницы и медведя, ее ветки и кору охотно подъедают лоси и зайцы. Даже косолапые, прежде чем залечь в берлогу, вдоволь наедаются спелых ярких ягод.
Пришел ноябрь, рябина огляделась и увидела, что ягод на её ветках осталось совсем мало. Опечалилась она.
Летела мимо сорока.
- Что не веселая, рябина? - прострекотала птица.
- Да как веселиться. Всю осень я дарила свои плоды птицам, животным, а сейчас и угостить тебя нечем, - печально ответило всегда жизнерадостное деревце.
- Не переживай, многих ты накормила, а теперь готовься к холодам, скоро зима, - вспорхнув, сорока улетела.
Успокоилась рябинка, что могла помочь птицам и зверям. И стала думать о том, что скоро придет весна и на её ветвях появятся ягоды.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем эта сказка?
Ответы детей: (Надо совершать добрые поступки, не расстраиваться о прошлом, верить в лучшее будущее).
Октябрь
В октябре стояла на удивление теплая погода. Выходя на прогулку, дети еще играли в песочнице, кто-то рассматривал кустики на участке. От куста к кусту летела паутина.
- Это наступило бабье лето, - сказала воспитатель. - Пауки плетут кружевное полотно, и оно разлетается в разные стороны.
Послушайте стихотворение И. Лопухиной.
«У тебя, скажи, паук,
Сколько ног и сколько рук?
Отвечай-ка, паучок,
Сколько рук и сколько ног?»
«Когда лапы на дорожке
Ходят — это мои ножки,
Лапы вяжут паутинку,
Будто руки ткут холстинку.
Если я крадусь за мошкой,
Мои лапы — это ножки.
Если попадутся мухи,
Лапы цапнут их, как руки!»
(Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы)
Ползла букашка
По большой ромашке,
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети? (Паук.)
Не беда, что паутинка зацепилась за сучок,
В новом месте, на осинке
Свяжет сети ... (паучок).
- А теперь послушайте сказку.
«Куда исчезают пауки поздней осенью»
Жила-была молодая паучиха. Как и все пауки, она приносила большую пользу - поедала насекомых.
Чем же пауки ловят насекомых? Плетут для них сети. Плетут каждый день, так как она легко повреждается ветром и дождем. Пауков считают хищниками, так как они охотятся на мух, бабочек, комаров, жучков.
В конце лета у паучихи появились малыши. Мама - паучиха в укромном месте связала из паутины плотный кокон и отложила в него несколько сот яичек. Вскоре на свет появились новорожденные паучки. Они стали жить все вместе в уютном теплом гнездышке. Мама кормила малышей насекомыми, а кокон защищал их от холода, дождя, ветра.
Однажды паучиха вернулась с «охоты» и не нашла своих деток. Она лазила по веткам, искала паучков. Через некоторое время увидела старого паука и рассказала ему о своем горе.
Паук успокоил её:
- С наступлением зимних холодов паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до теплых дней. И ты ложись спать до весны, - сказал и пополз в теплую норку. Мама-паучиха вздохнула и поползла вслед за пауком укладываться в зимнюю спячку.
Согласно народным наблюдениям по поведению пауков можно предсказать погоду. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых; а если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывают изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.
С приходом весны пауки вылезают из своих норок и принимаются за плетение кружевных паутинок.
Ноябрь
Каждый день, выходя на прогулку, дети наблюдали за птицами и животными. Они учились видеть изменения в их повадках.
Воспитатель читает стихотворение:
Воробушек горько плачет,
Серый, маленький, как мячик.
Плачет жалобно.
И тихо: — Где ты, мама воробьиха?
Я не ел полдня,
Кто покормит меня?
Чик-чирик, чик-чивяк, —
Мне бы хоть один червяк...
Воробьиха прилетела,
Рядом с ним на ветку села:
— Тише, птенчик, дурачок,
Принесла я червячок...
Воробушек чик-чирик,
Бросил плакать в тот же миг.
Клювом-носом покрутил,
Вмиг обед свой проглотил:
—Ой, как вкусно, только мало!
Принеси еще мне, мама...
Воспитатель. Воробей - это маленькая бойкая птичка. Про него часто говорят: «серый воробушек». А на самом деле воробей совсем не серый. А какой?
Ответы детей. У него коричневая спинка с широкими продольными черными полосами. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой. Голова серая
Воспитатель. Воробьи живут повсюду: в городе и деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека. Почему же воробьи так любят соседство с людьми?
Ответы детей. (Возле людей птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки)
Воспитатель. Но так было не всегда. Послушайте сказку.
«О чем грустит воробей»
Когда-то человек не жаловал воробьев. Все что запасал человек на зиму, воробьи склевывали, потому что были озорные и веселые. И человек прогнал воробья, не стал его кормить.
Тяжело пришлось воробьям. Перестали они весело чирикать и веселиться. Сами теперь добывали пищу. А её порой не хватало. Раньше зимой морозы были лютые. Не только корм, но и птицы замерзали.
Видит человек, что воробьям плохо, сжалился он над маленькой птичкой и стал вновь её прикармливать.
Ожили воробьи. Стали селится около людей, знали, что человек не бросит в беде. С тех пор воробьи не грустят. Они весело чирикают и радуют людей своей весельем, жизнерадостностью.
Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или резными оконными наличниками деревянных домов. Городские воробушки селятся под козырьком подъезда или балкона. Вот и у нас на территории детского сада поселились воробьи под крышей. Так, мы, выходя на прогулку, часто слышим из веселое: «чик-чирик»
Воспитатель. Ребята, как человек может помочь птицам зимой?
Ответы детей: (Зимой птицам корма не хватает, поэтому люди строят кормушки, насыпают на дно зерно и вывешивают их на деревья)
Литература
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. — Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. — (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду Старшая и подготовительная к школе группы /. И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова.- М.: ТЦ Сфера, 2008. — 208 с. (Программа развития
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008. — 256 с. — (Образование и творчество).
Интернет – источники:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/05/kartoteka-progulok-v-podgotovitelnoy-gruppe
- https://www.maam.ru/detskijsad/-mir-v-kotorom-my-zhiv-m-sbornik-stihov-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская сказка «Шустрик» для подготовительной к школе группы
Эта сказка начиналась с одного предложения, "обрастала" сюжетом, редактировалась вместе с детьми, обретала форму, использовалась в пересказах и театральных представлениях....
Развитие движений детей на прогулке. Подготовительная к школе группа.
Таблица "Развитие движений детей на прогулке" создана с опорой на пособие: Фролов В.Г, Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского ...
Перспективный план прогулки подготовительная к школе группа.
Перспективное планирование прогулки с детьми подготовительной группы.МесяцНаблюденияТруд в природеИндивидуальная работа по ФИЗОЧтениехудожественной литературы.Беседы.Игровая деятельность(дидактические...
Прогулка подготовительной к школе группы
картотека прогулок на весь год в подготовительной к школе группе...
Наблюдение на прогулке. Подготовительная к школе группа. Тема: « Метель и поземка». МДОУ д.с.№ 98 " Сказка", г.Петрозаводск.Воспитатель: Анфимова Е. И.
Наблюдение на прогулке. Подготовительная к школе группа. Тема: « Метель и позем...
Прогулки. Подготовительная к школе группа.
Наблюдения детей....
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка “Зимняя прогулка” (подготовительная к школе группа)
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка “Зимняя прогулка”Возраст: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)Заключение:...