Прогулки. Подготовительная к школе группа.
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)

БЫКОВА  ЛИЛИЯ  НИКОЛАЕВНА

Наблюдения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulki_podgotovitelnaya_gruppa.docx94.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Прогулки (подготовительная к школе группа).  Сентябрь  Наблюдение за деревьями.

Цель: Напомнить о деревьях растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление

Словарная работа: активизация: рябина, береза, осина, тополь, ягоды, семена, плоды, сладкая. Обогащение: хина, хитрая, пошутить, не дозрела.

Художественное слово: «Рябина» И. Токмакова.

Красную ягодку мне дала рябина

Думал я, что сладкая, а она как хина.

Толи эта ягодка просто не дозрела,

Толь рябина хитрая пошутить хотела?

Беседа по содержанию стихотворения.

Индивидуальная работа: дидактическая игра: «Назови ласково» (деревья)

Дидактическая игра: «С какой ветки детка?»

Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)

Труд: Выкапывание картофеля на огороде.

Подвижная игра: «Огородники» (закатывание мяча в ведро)

Выучить дыхательную гимнастику:

Носиком дышу, дышу свободно,

Глубоко и тихо, как угодно.

Выполню задание, задержу дыхание…(не дышать)

Раз, два, три, четыре-

Снова дышим, глубже, шире.

ОВД: лазание по вертикальным перекладинам.

Подвижная игра: «Белка на дереве» (бег, лазанье)

                              «Разведчики» (развитие фонематического слуха)

Экскурсия к школе

Цель: развивать интерес к школе, желание в ней учиться), познакомить с пришкольным участком (стадион, площадка для игр, аллея) рассказать о назначении. Напомнить детям о названии улиц города, правилах перехода проезжей части. Развивать наблюдательность детей, умение рассказывать о зданиях, транспорте.

Словарная работа: активизация:школа, учитель, ученик, уроки; обогащение: стадион, аллея, площадка.

Дети с воспитателем идут к школе, рассматривают ее участок. Воспитатель рассказывает о б учениках, учителе, уроках и т.д.

Подвижная игра: «Мы веселые ребята»

Труд на участке: сортировка выносного материала.

Индивидуальная работа: загадки о школе, принадлежностях.

Подвижная игра «Физкультурники»
Развивает координацию движений, учит ребенка навыкам работы с операционными картами.
Взрослый объясняет ребенку, что сейчас они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники должны выполнять различные упражнения, например: поднимать руки вверх и опускать вниз, прыгать на одной или на двух ногах, хлопать в ладоши над головой.

Выучить считалку: Над горою солнце встало

Над—горою—солнце—встало
С неба—яблоко—упало,
По—лазоревым—лугам
Покатилось—прямо—к нам!
Покатилось—покатилось,
В речку—с мостика—свалилось,
Кто—увидел—не—дремли,
Поскорей—его—лови!
Кто—поймал—тот молодец,
Ведь—считалочке—конец!

 Наблюдение за дождем

Цель: Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая глаголы с существительными.

Словарная работа: активизация: дождь, лужи, тучи, зонт;

обогащение: моросит, барабанит, проливной, затяжной, грибной.

Художественное слово:                  «Дождик»

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,  

И устал, и перестал. И. Токмакова.

Беседа по содержанию стихотворения.

Подвижная игра: «Мы - веселые ребята» (бег)

Словесная  игра: « Хорошо - плохо» (ТРИЗ)

Цель: Закрепить знания о дожде, учить искать противоречия.

Исследовательская деятельность: Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).

ОВД: Прыжки вперёд на двух ногах.

Труд: уборка опавших листьев.

Индивидуальная работа: Выучить считалку:

Дождик, дождик поливай-

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут сладкие ватрушки.

Подвижная игра: «Водяной» (ходьба)

Веселые эстафеты:

*кто быстрее добежит с машинкой.

*кто быстрее добежит с яйцом(мячом) в ложке

Экскурсия к реке

Цель: Уточнить названия города, улицы параллельной реке, реки. Продолжать развивать наблюдательность детей, интерес с водным обитателям. Учить экономно расходовать воду, поддерживать чистоту водоемов, берегов.

Напомнить детям правила поведения на улице, на проезжей части и в лесу.

Методический прием проведения экскурсии: беседа в форме вопросов и ответов. Вопросы:

*Назовите адрес нашего д/сада.

*Как называется улица, которая находится вдоль реки?

*Почему она так называется?

*Как называется дорожка, по которой мы идем?

*Как нужно вести себя на тротуаре?

*Как правильно перейти дорогу без светофора?

*Как называется наша река?

*Как называется это сооружение?

*Какая наша река? (подбор прилагательных, согласование с сущ.)

*Какая в ней вода? (подбор прилагательных, согласование с сущ.)

*Что делает вода? (подбор глаголов, согласование с сущ.)

*Кто живет в этой воде?

* Назовите рыб.

*Для чего люди должны охранять реки и озера?

*Как надо их охранять?

*Для чего нужно беречь воду?

Труд :сбор камней для поделок и рисования

ОВД: Метание камней в воду (на дальность)

Индивидуальная работа: выучить:

                                  К речке быстрой мы спустились,

                                  Наклонились и умылись,

                                  1, 2, 3, 4,

                                  Вот как славно освежились.

                                  А теперь поплыли дружно,

                                  Делать так руками нужно:

                                  Вместе раз- это брасс.

                                  Одной, другой – это кроль.

                                  Все как один- плывем как дельфин.

                                  Вышли на берег крутой,

                                  И отправились домой.

Подвижная игра: «Караси и щука» (бег), «удочка» (прыжки).

                                 

Наблюдение за птицами

Цель: Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и повадках птиц, приспособление к среде обитания. Уточнить понятия «перелетные и зимующие». 

Словарная работа: активизация: птицы, кормушка, обогащение: перелетные, зимующие, оперение, повадки, экологическая тропа, объект, клин, косяк.

Художественное слово: Птицы на юг улетают

                                          Гуси, грачи, журавли,

                                          Вот уж последняя стая,

                                          Крыльями машет в дали.

Беседа по содержанию стихотворения.

Подвижная игра: «Целься вернее» (метание)

Экологическая тропа: Уточнить знания детей об экологической тропе. Показать им карту план, обойти все объекты. Остановиться на объекте «кормушка».

Труд: чистка кормушки, кормление, наблюдение.

Индивидуальная работа: Выучить: Сколько птиц в кормушке нашей

                                                              Прилетело, мы покажем

                                                              Две синицы, воробей,

                                                              6 щеглов и голубей,

                                                              Дятел в пестрых перышках.

                                                              Всем хватило зернышек.

Исследовательская деятельность: «солнце высушивает предметы и песок»

Индивидуальная работа: Выучить поговорку: Сентябрь птиц в дорогу торопит.

ОВД: прыжки на скакалке

Подвижная игра: «Гуси, гуси» (бег)

Выучить считалку:

Аты—баты—шли—солдаты,
Aты—бaты—на—базар.
Аты—баты—что—купили?
Аты—баты—само—вар.
Аты—баты—сколько—стоит?
Аты—баты—три—рубля
Aты—бaты—он—какой?
Аты—баты—золо—той.

Наблюдение за листопадом.

Цель: Углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы. Учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.

Словарная работа: активизация: листопад, облетают, кружат; обогащение: шуршат

Художественное слово: «Парк».

                              Разноцветный парк,

                              Разноцветный сад

                              Листопад начался,

                              Начался листопад

                              Под ногами у ребят

                              Листья весело шуршат М.Авдеева

Беседа по содержанию стихотворения

ОВД: бег «змейкой» между деревьями..

Дидактическая игра: «С какой ветки детка?»

Исследовательская деятельность: Определить, на каких деревьях листья начинают быстрей желтеть?  

Труд: подметание листьев с дорожек, сортировка формочек и совков. 

Конструктивная деятельность: «Сказки на песке»

Цель: Продолжать манипулятивные действия с песком. Развивать творчество.

Индивидуальная работа: Сбор веток, листьев, камней.

Задания: Собери 5-7 (камней, палочек, листочков) разного размера, разложи их от самого маленького до самого большого

Выучить:             «Листопад»

                              Под ногами листопад,

                              Листья желтые лежат,

                              Листья желтые лежат,

                              А под листьями шуршат

                              Шурш, Шуршиха и Шуршонок-

                             Папа, мама и листенок. В. Голяровский.

Беседа по содержанию стихотворения

Подвижная игра: «Белки на дереве» (лазание, бег)

Прогулка по улице

(наблюдение за транспортом)

Цель: Закреплять название улиц города, продолжать знакомить с разными видами транспорта, напомнить о его частях. воспитывать уважение к труду водителя, закрепить ПДД.

Словарная работа: активизация: шина, дорога, кузов, мотор, кабина, груз, дрова, пешеходный переход, обогащение: шины шуршат, водитель, проезжая часть, двухстороннее движение.

Художественное слово: Шуршат по дорогам веселые шины-

                                         Спешат по дорогам машины, машины…

                                         А в кузове важные, срочные грузы:

                                         Кирпич и железо, дрова и арбузы.

                                         Работа шофера трудна и важна

                                         А как она людям повсюду нужна.

Наблюдение: за проезжей частью, тротуаром, за проезжающим мимо  транспортом; рассматривание частей разного транспорта, беседа с водителем. Закрепление ПДД.

Беседа по содержанию прогулки.

Дидактическая игра «Кто все запомнит

Цель: активизировать внимание, память, речь.

Воспитатель предлагает понаблюдать за транспортом, а затем сказать какие машины и в какой последовательности проезжали по дороге.

Труд: ремонт машин, привязывание веревок.

ОВД: бег «змейкой».

Исследовательская деятельность: рассматривание радужных разводов в лужах после проезда по ним машины.

Индивидуальная работа: дидактическая игра «Один - много»

один трактор - много тракторов,

один самосвал-

одна легковая машина-

один фургон-

одна пожарная машина-

один мотоцикл-

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Наблюдение за ветром

Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. При помощи исследовательской деятельности объяснить значение ветра, учить определять его силу, направление.

 Словарная работа: активизация: листопад, листья. опадают, осень, сентябрь, природа, север, юг; обогащение: сильный, задувает, пронизывающий, ветреная.

Методический прием: Наблюдение за листопадом, за тем, как осыпаются семена с травы, кустарников; за сохнувшим бельем на веревке, за высыхающими лужами.

Исследовательская деятельность: при помощи султанчиков, лент, шарика  определить направление и силу ветра.

Художественное слово: «Одинокий пастух»– релаксация

                                      Ярко светит солнце,

                                      Дует легкий ветерок.

                                      Мы вдыхаем его чистый и

                                      Свежий воздух.

                                      Нам хорошо и приятно.

                                      Мы хотим жить в мире с природой,

                                      Будем ее друзьями,

                                      Будем ее любить и защищать. Д Лолей

Беседа по содержанию стихотворения.

Дидактическое упражнение: «Подскажи словечко» (подбор прилагательных, характеризующих ветер)

Конструктивная деятельность: «Город с садом».           

Развивать конструктивные способности, закреплять знания о свойствах песка, использовать в строительстве бросовый материал.

Индивидуальная работа: счет предметов (согласование числит. с сущ.)

Труд: подметание крыльца, веранды.

ОВД: эстафета: прыжки на скакалке, сбор определенного количества листьев, бег.

Подвижная игра: « Охотники и зайцы» (бег, метание.)

Наблюдение за гроздями рябины

Цель: Развивать наблюдательность, закреплять знания о  лекарственных деревьях, плодах, учить объяснять их предназначение, способы приготовления отваров. Поддерживать и развивать желание узнавать о деревьях больше.

Словарная работа: активизация: рябина, дерево, осень, листопад; обогащение: гроздья, лекарственное растение, витамины, отвар, целебный.

Методические приемы: загадка, беседа внешнем виде и  пользе дерева 

                                   Стройная и прекрасная,

                                   На ней ягодка красная.

Труд: уборка листьев под деревья, сбор ягод и веток  рябины для поделок, кормления птиц.

Конструктивная деятельность: учить строить мосты, используя бросовый материал, закреплять названия частей моста.

Индивидуальная работа: подбор прилагательных, характеризующих погоду.

Исследовательская деятельность: выкапывание цветов с клумбы для выращивания в группе. Учить детей устанавливать связи между похолоданием и отмиранием растений.

ОВД: хождение по скамейке, удержание равновесия. (определить длину скамейки, мерея ее шагами, спросить детей, почему у всех получилось разное количество шагов)

Дидактическая игра «Хорошо-плохо» - осень (ТРИЗ)

Подвижная игра: « Разведчики» - развитие фонематического слуха, памяти, внимания.

Детям предлагается пробежать легким бегом вокруг участка и найти слова, которые состоят из одной части.

 

Наблюдение за насекомыми

Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т.д.) Напомнить, что паук не является насекомым.

Словарная работа: активизация: мухи, пауки, пчелы, шмели; обогащение; убежище, зимовать.

Художественное слово: загадки о насекомых.

Исследовательская деятельность: обратить внимание на то, что насекомых стало меньше. Показать детям, куда и как прячутся насекомые.

Конструктивная деятельность: «насекомые» - развивать умение конструировать плоскостные картинки из природного материала (песок, камни, трава, палочки, листья)

Подвижная игра: «Бабочки и цветы»

Ход: дети делятся на две команды-    бабочки и цветы. По сигналу ведущего, бабочки занимают цветок, кто не успел, становится ведущим.

Труд: работа на  цветнике: выкапывание растений для группы, срезание сухих стволов.

ОВД: прыжки в длину.    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Дидактическая игра «Волшебное слово»

Цель: формировать культуру поведения и общения детей.

Ход: Ведущий дает детям задания, выполнять их нужно в том случае, если он сказал «пожалуйста».

Подвижная игра «Уголки» (перебежки)

Прогулка по территории д/с.

Цель: Учить различать деревья по форме листов и их окраске. Отметить, на каких деревьях есть плоды, с каких деревьев опало больше листьев, есть ли деревья с зеленой листвой. Какие?

Словарная работа: активизация: березка, золотая, роща; обогащение: багряная

Художественное слово:     Как хорошо в гостях у осени

                                           Среди березок золотых…

                                           Подольше б золото не сбросили

                                           Стоял бы лес багрян и тих.

Беседа по содержанию стихотворения.

Рассматривание деревьев по плану: корни, ствол, ветви, листья.

Индивидуальная работа: подбор родственных слов к сущ. береза (березовый, березняк, березовая, береста, берестяной(ая)

Подвижная сюжетно-ролевая игра «Путешествие» (остановки с математическими заданиями)

Конструктивная деятельность: выкладывание из природного материала силуэтов на песке.

Исследовательская деятельность: определить, с какого дерева листья самые большие, сделать вывод, у самых больших деревьев листья крупнее.

Дидактическая игра « Скажи наоборот» (прилагательные)

ОВД: бег «змейкой» между деревьями.

Труд: подметание крыльца, веранды.

Подвижная игра: «Белка на дереве»

Наблюдение за туманом

Цель: Познакомить с природным явлением, напомнить о разных агрегатных состояниях воды, развивать любознательность. Закрепить названия осенних месяцев.

Словарная работа: активизация слов: туман, пенек, куст, опыт. обогащение слов: испарение, впитать, высушить.

Методический прием: наблюдение за утренним туманом: во время тумана предметы становятся плохо видны. На что похож туман? (на пар, дым, облако) Что такое туман? (дыхание земли). Земля, почва, растения дышат накопленным пеплом, а холодный воздух опускается на землю. Они смешиваются и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются,  и воздух становится не прозрачным.

Художественное слово:     Кто - то ночью утащил лес.

                                           Был он вечером, а утром  - исчез!

                                           Не осталось не пенька, ни куста,

                                               Только белая кругом пустота. И. Токмакова.

Беседа по содержанию стихотворения.

В народе шуточно говорят «Воры украли горы!».

Дидактическая игра: «Наоборот»

Цель: активизация словаря, подбор антонимов (холодно, тепло, пасмурно, осенний, земля, дождь)

Исследовательская деятельность: «Воздух осенью влажный» :на скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. Дети наблюдают, делают выводы.

Труд: уборка листьев, засыпание ими клумб, огорода. Воспитывать трудолюбие, знание о пользе гниющих листьев для почвы.

Индивидуальная работа с ЧДБ: бег  «змейкой» вокруг деревьев, прыжки на одной ноге.

ОВД:  «Эстафета» Развивать быстроту, командность.

Подвижная игра: «жмурки» - бег , ориентирование в пространстве. «1,2,3, - к дереву беги».

Индивидуальная работа: Название осенних месяцев, приметы золотой осени.

           

Экскурсия в осенний парк

Цель: Закрепить знания детей о приметах осени, учить показывать изменения в природе, развивать доказательную речь. Учить устанавливать связи между живой и неживой природой.

Методический прием: экскурсия в парк, беседа с детьми.

Воспитатель приводит детей в лес, переодевается в костюм осени и проводит экскурсию по плану:

1.Художественное слово:

Кроет уж лист золотой              С холоду щеки горят,

Влажную землю в лесу…         Любо в лесу мне дышать,                                                  

Смело топчу я ногой                 Слышать, как сучья трещат,

Вешнюю леса красу.                 Листья ногой загребать.                                              

 Беседа по содержанию стихотворения.

  1. Отгадывание загадок (осенняя тематика)
  2. Поиск осенних примет.
  3. Сравнение осенних и летних примет. Цель: развивать знания о сезонных изменениях, составление предложений с союзом «а» в дид. игре «Сначала- потом»
  4. Рассказ о сезонных изменениях в жизни животных.) вос-ль раздает детям шапочки диких животных и предлагает дид. игру «Расскажи о себе» Цель: закреплять знания о приспосабливании диких животных к зиме.
  5. Подвижная игра «Белка на дереве», «Совушка – сова», «У медведя во бору» (по выбору детей).
  6. Труд: сбор семян для птиц, сбор природного материала для поделок.
  7. Хороводная игра «Здравствуй, осень».
  8. Индивидуальная работа: дид. игра «1,2,3- к дереву беги»

цель: закреплять названия деревьев, кустарников.

  1. Словарная работа: 1.Конкурс на лучшее стихотворение об осени.

2. Подбор слов-действий к лесу. (что делает?)растет, шумит, кормит, оберегает, разрастается, роняет листву, живет, дышит и т.д.

Подведение итога экскурсии: Лес- наше богатство, наша жизнь и здоровье, он живой, его надо беречь, охранять от грязи, болезней, пожаров. Вручение подарков.

Наблюдение за небом

Цель: развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков. Уточнить знания об осадках.

Словарная работа: активизация: синий, голубой, серый, седой, черный, грозный; обогащение: шатер, стремится.

Художественное слово: (загадка)

Шатер огромный над землей

Так часто цвет меняет свой.

Бывает синий, голубой,

Бывает серый и седой.

Бывает черный, звездный,

Бывает очень грозный.

Он посылает дождь и снег,

К нему стремится человек

Он радугой порой играет.

И нет ему конца и края.

Беседа по содержанию стихотворения

Дидактическая игра: «Назови больше» Цель: подбор прилагательных к существительному  «н е б о»

Исследовательская деятельность: «Разноцветное небо». Доказать, что небо меняет цвет, если на него смотреть в разноцветные стекла.

Труд: подметание крыльца, ремонт ведерок, машин.

Конструктивная деятельность: практиковать в постройке многоуровневых башен с использованием ведер разного размера.

Индивидуальная работа: Выучить скороговорку:

                              Дед Данил делил дыню:

                              Дольку- Диме, дольку- Дине.

Подвижная игра: «Пустое место»

Ход: Дети встают в круг, руки- на пояс- это «домики».Водящий ходит за кругом :    -Вокруг домика хожу, и в окошечки гляжу:

             К одному подойду и тихонько постучу: (останавливается, стучит и  заглядывает в окно)

      -Тук, тук, тук

ребенок:  Кто пришел?

вед.: называет имя

ребенок: Зачем пришел?

вед.: Бежим наперегонки? (бегут по кругу, место занимает тот, кто первый добежит.)

Наблюдение за дождем

Цель: закреплять знания детей о дожде, его пользе и вреде, его значении для жизни растений осенью. Развивать доказательную речь.

Словарная работа: активизация: капля, туча, высота, прятаться, намочу; обогащение: осадки, поспевать, подгонять.

Художественное слово: загадка Из маленьких капель я состою,

                                                А домик мой - туча, я в нем живу.

                                                С большой высоты я на землю лечу-

                                                Скорее все прячьтесь, а то намочу!

Беседа по содержанию стихотворения.

Дидактическая игра «Подбери признаки» Погода какая?(грустная, дождливая, пасмурная, хмурая невеселая, печальная)

Индивидуальная работа: выучить этюд «дождик»:

Капля раз, капля два

Капля медленно сперва-

Кап, Кап, Кап. (медленные  хлопки)

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять-

Кап, Кап, Кап. (хлопки учащаются)

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя тебя укроем.( показывают зонтик)

Труд: сортировка выносного материала.

Исследовательская деятельность: учить детей слышать стук капель дождя и подбирать разные поверхности для ударов капель.

ОВД: ходьба с высоким подниманием бедра, галоп.

Конструктивная деятельность: «Узоры на песке»

Цель: развивать сенсорно- кинестетические навыки детей, развивать умение владеть формочками геометрической формы для продавливания отпечатков в песке.

Подвижная игра: «Краски»

 Прогулка по территории д/с.

Цель: Продолжать знакомить детей с объектами экологической тропы, закреплять понятия «живая- не живая» природа. Развивать наблюдательность, чувство ответственности за растения, желание их оберегать.

Словарная работа: активизация: утро, лепестки, тропа; обогащение: полдень, венчик, птенчик, цветник, фитоогород, мята, валериана.

Художественное слово: (пальчиковая гимнастика проводится около цветника)

    Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик-

И теперь он будет спать

До утра как птенчик.

Беседа по содержанию стихотворения.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветник, это объект природы. Он находится на экологической тропе. Его надо охранять, ухаживать за ним. Дети с воспитателем посещают объект «камень» и обнаруживают, что он не изменился, потому, что не является живым (признаки живого). Следующая остановка - «фитоогород». Дети закрепляют названия лекарственных растений, рассказывают об их пользе. Собирают несколько веточек валерианы и мяты с целью заваривания с чаем на ужин.

Подвижная игра: «Цветы и пчелы»

Индивидуальная работа: дидактическая игра «Кто быстрее соберет» Цель: закреплять навыки счета, согласовывать числит. с сущ., закреплять название деревьев, листьев.

Труд: подметание дорожек, крылечка.

Исследовательская деятельность: развивать обанятельтную память детей (нюхание мяты, валерианы, веток тополя, листьев и почек березы)

Подвижная игра: «Лохматый пес», оздоровительный бег.

Наблюдение за ветром

Цель:  Пополнять знания о ветре, его силе, направлении, поддерживать  интерес к  неживым  объектам природы Поддерживать познавательный интерес, развивать речь.

Словарная работа: активизация: ветер- ветерок, задувает, подтолкнуть; обогащение: штормовой, пронизывающий.

Художественное слово:    Я березку качну, я тебя подтолкну.      

                                            Налечу, засвищу, даже шапку утащу.

                              А меня не видать. Кто я?

                              Можешь отгадать? (ветер).  

Беседа по содержанию загадки.

Индивидуальная работа: 

«Подбери действия»: ветер – шумит, дует, задувает, воет,  свистит, уносит…

 «Подбери признак»: ветер- сильный, штормовой, южный, северный, пронизывающий, легкий…

Исследовательская деятельность. С помощью султанчиков дети определяют силу ветра, его направление. Учим детей ориентироваться по течению реки Нивы:

                                 Там откуда она течет – Север.

                    Куда течет,  впадая в залив –Юг.

                    В полдень солнце на юге).

ОВД:  Метание мяча в цель

Конструктивная деятельность: выкладывание знакомых букв (слов) из камней, веток.

Подвижная игра « Догони свою пару»

Труд: подметание веранды.

Подвижная игра  «Охотники и зайцы»    


Солнце — источник тепла и света

Цели:

  • формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла;
  • развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать;

—        воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Что нужно для роста растений, животных?
  • Что дает солнце?

Солнце — источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения и животные.

Солнце — раскаленное шарообразное тело, его можно сравнить с горящей печкой, раскаленным железом.

Раскаленное вещество излучает свет, т.е. светит. Вот и Солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днем Нам так тепло и светло. Свет от Солнца до Земли доходит за Минут 19 секунд. Солнце светит необычайно сильно, поэтому» даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и Солнце отдает тепло другим планетам, а также нашей Земле. Поэтому на солнышке мы греемся, нам тепло.

Исследовательская деятельность

Предложить посмотреть на солнце и ответить на вопросы.

♦        Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу?

♦        Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?

Положить два камешка. Один — на солнышко, другой — в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.

Трудовая деятельность

Помощь детям младшей группы в уборке территории.

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать малышам.

Подвижная игра

«Пожарные на ученье».

Цели:

  • закреплять умение лазать по стенке;
  • развивать внимание.

Индивидуальная работа

 «Попади в обруч».

Цель: упражнять в метании в цель.

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели:

  • формировать понятия о смене времен года;
  • уточнять представления об особенностях каждого сезона.

Ход наблюдения

                         Кроет уж лист золотой

                         Влажную землю в лесу,

                         Смело топчу я ногой

                         Вешнюю леса красу.

                                                А. Майков

В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ее фоне сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» — говорит народная пословица.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие вы знаете признаки осени?
  • Что делает человек осенью?
  • Как приспосабливаются животные осенью к жизни? Исследовательская деятельность

Найти дерево, которое раньше всех готовится к осени. (Осина, береза.)

Найти самый красивый лист березы, осенний осиновый лист.

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Цели:

—        учить создавать радостное настроение от выполненной работы;

—        воспитывать экологическую культуру.

Подвижная игра

«Смелые ребята».

Цели:

упражнять в быстром беге;

развивать ловкость.

Индивидуальная работа

 Развитие движений.

Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Наблюдение за специальным транспортом

Цели:

  • расширять знания о специальном транспорте;
  • обогащать словарный запас.

Ход наблюдения

Красная машина по дороге мчится,

Ей на место поскорей надо появиться.

Там огня необходимо погасить лавину,

Все зовут пожарной красную машину.

«01» — две эти цифры часто набирают,

Значит осторожными не всегда бывают.                   В. Мирясова

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие специальные машины вы знаете? («Скорая помощь», пожарная, снегоуборочная, поливальная, милицейская.)
  • Для чего нужны эти машины? (Чтобы помогать людям.)
  • Для чего на пожар вызывают еще и «скорую помощь»? (Чтобы помочь пострадавшим во время пожара от ожогов и дыма.)
  • Останавливаются ли у светофора машины, едущие с включенной сиреной? (Нет.)

♦        Почему? (Они спешат на помощь людям.)

♦        Назовите их. («Скорая помощь», пожарная и милицейская.)

Трудовая деятельность

Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и деревьев, их уборка.

Цель: учить пользоваться секатором, убирать только обломанные ветки.

Подвижные игры

«Пчелы и медвежата», «Мяч водящему».

Цели:

—        упражнять в лазанье по гимнастической лестнице чередующимся шагом;

—        упражнять в подбрасывании и ловле мяча.

 Индивидуальная работа

Игровые упражнения со скакалкой.

Цель; закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.

Наблюдение за камнями

Цель: формировать представление о камнях как части неживой природы.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Какие бывают камни?

♦        Назовите рассыпчатые камни. (Мел, уголь, графит, кремний.)

  • Назови твердые камни.
  • Какими камнями легче рисовать на асфальте?
  • К какой природе они относятся? Почему?
  • Какие камни прочнее?

,   ♦ Как вы думаете, человек где-нибудь использует их?

  • Могут ли камни издавать звуки?
  • Сравните камни на участке и в овраге.

♦        Почему в овраге камни более круглые и гладкие? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, — острые углы исчезают, камешек становится округлым.)

Исследовательская деятельность

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)

Трудовая деятельность

Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции.

Цели:

  • учить трудиться сообща;
  • развивать творческое воображение.
  • Подвижные игры

«Камень, ножницы, бумага».

Цели:

  • учить внимательно слушать воспитателя;
  • развивать усидчивость. «Ловкая пара».

Цель: учить бросать мяч под углом.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение бросать мяч в цель

Октябрь    Октябрь

Цель: Продолжать закреплять названия осенних месяцев. Познакомить с народным названием октября. Учить сравнивать погоду  начала сентября и начала октября.

Словарная работа: активизация: октябрь, пожелтел, середина осени; обогащение: золотом горят,  «грязник»

Художественное слово:  Наступил октябрь,

                                           Пожелтел наш сад.

                                           Листья на березе

                                           Золотом горят.

Беседа по содержанию стихотворения.

Методический прием: беседа с целью сообщения знаний:

Октябрь- второй осенний месяц, середина осени.

Октябрь- «листопад», «грязник». Наступила пора «золотой» осени.

Подвижная игра: «Пустое место»

Труд: подметание дорожек, веранды.

Исследовательская деятельность: определить опытным путем, что песок утром замерзший - не копается, не пересыпается, а к обеду оттаивает верхний слой, к вечеру, при теплой погоде, его можно копать и пересыпать.

ОВД: перестроение в колонну по два.

Индивидуальная работа: выучить считалку:

                                          Начинается считалка:

                                          На дорогу села галка  

                                          Две вороны, воробей,

                                          Три сороки, соловей.

Дидактическая игра: « Разведчики»

Цель: закрепление основных цветов и оттенков; учить соотносить названный цвет с расцветкой одежды.

Оздоровительный бег.

             

Наблюдение за птицами, их повадками.

Цель: Продолжать наблюдение за птицами на участке. Рассказывать о перелетных  птицах, как она собираются в стаи, готовятся к отлету.

Обратить внимание  на воробьев и синиц, послушать, как поют эти птицы,  наблюдать за быстротой их    движений.

Рассказать о том, что во время полета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобнее и легче лететь. (Молодняк летит посередине). Журавли летят клином. Цапли и гуси –шеренгой, утки летят линией, скворцы и дрозды летят скученной стаей. У птиц длинный, долгий путь. Редкие остановки на подкрепление и отдых.

Словарная работа: активизация:  льет, журавли, перелет; обогащение: клин, шеренга, стая.

Художественное слово:  Льет дождь холодный,  словно лед.

                                           Кружатся листья по полянам,

                                           И гуси длинным караваном

                                           Над лесом держат перелет.                                  

Беседа по содержанию стихотворения.

Дидактическое упражнение «Скажи иначе»  

Цель: подбор синонимов: (стая, клин, дуга, линия, шеренга, стадо, шеренга, караван).

Подвижная игра  «Перелетные птицы»                        

Труд: Подкормка птиц, чистка кормушек.  

Индивидуальная работа: «Кто с кем летят на юг»

Цель:  образовать уменьшительно – ласкательные суффиксы: журавли летят с журавлятами, утки -,  гуси -, лебеди-, аисты -.                                               

ОВД:  эстафета, бег, прыжки.                          

Исследовательская деятельность: проверить опытным путем, что воробьи пугливые птицы, при кормлении отлетают в сторону

Подвижная игра          «Гуси – гуси» - бег.        

Наблюдение за листопадом.

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях, учить устанавливать связи между живой и неживой природой.

Словарная работа: активизация: осень, сад, пожелтевшие, вянущих; обогащение: вдали, краснеются, - березняк, ольховник, дубрава, осинник.

Художественное слово:

           Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

           Листья пожелтевшие по ветру летят.

           Лишь вдали, краснеются там, на дне долин,

           Кисти ярко- красные вянущих рябин.

 Беседа по содержанию стихотворения.

ОВД: прыжки в длину.

Дидактическая игра «Назови словечко»:

-роща, где растут одни березы - березняк,

-роща, где растут одни ольхи - ольховник,

-роща, где растут одни дубы – дубрава,

-роща, где растут одни осины – осинник…

Подвижная игра: «Кто знает, пусть продолжает» (мяч)

Цель: учить подбирать слова к обобщающему слову:

насекомые -это: …, деревья – это: …, овощи – это:…,

рыбы – это: … и т.д.

Труд: сортировка выносного материала.

Исследовательская деятельность: опавшие листья на земле гниют, превращаясь в удобрение.

Индивидуальная работа: выучить:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

Дети сидят на корточках в кругу.

Дунул ветер – полетели.

Дуют, встают, кружась, машут руками.

Мы летели, мы летели и на землю сели.

Кружатся и садятся на корточки.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Дуют, встают.

Закружились, полетели.

Кружатся, машут руками.

И на землю тихо сели.

Садятся на корточки.

Подвижная игра: «Разведчики»

 Экскурсия на огород

Цель: закреплять знания об экосистеме «огород», названия овощей. Вспомнить, как собирают овощи, как и где их хранят, (овощехранилище) какие заготовки делают на зиму.

Словарная работа: активизация: поздняя, грачи, поля, опустели овощехранилище; обогащение: заготовки, овощехранилище, консервировать, квасить, закатывать

 Художественное слово:

                              Поздняя осень,

                              Грачи улетели.

                              Лес обнажился,

                              Поля опустели. Н.Некрасов.

Беседа об урожае, его хранении, заготовка на зиму.

Дидактическая игра «Обгон»

я еду – а я приехал,

я иду – а я пришел,

я копаю – а я выкопал,

я пою – а я спел…

Подвижная игра: «Перебежки»

Труд: перекопка огорода.

Исследовательская деятельность: картофель, оставшийся в земле гниет, потому, что ему нужна сухость и темнота.

Индивидуальная работа: выучить скороговорку:

Дед Данила делил дыню:

Дольку - Диме, дольку-Дине.

ОВД: бег парами.

Подвижная хороводная  игра: «Урожайная»

Наблюдение за солнцем

Цель: пополнять знания о светиле, развивать желание прочесть о солнце в энциклопедии.

Словарная работа: активизация: солнышко, алые, шелест, шорох, пестрые; обогащение: ворохи, кузовок, полярная ночь.

Художественное слово:

                            Солнышко усталое,

Скупо греешь ты!

Желтые да алые

Кружатся листы.

В шелесте, да шорохе

Наш осенний сад.

На дорожках ворохи

Пестрые лежат. М. Пожаров

Беседа по содержанию стихотворения.

Наблюдение за солнцем в течение прогулки. Подвести детей к выводу, что солнце все позже восходит и раньше заходит (приближение полярной ночи)

Подвижная игра: «Лети, листок, ко мне в кузовок

Цель: различение деревьев по форме листа, развивать память. Ход:

дети заводят хоровод. В центре круга стоит ведущий с корзиной и говорит: - Рябиновый листок, лети в мой кузовок. Дети, у кого рябиновый лист кладут его в корзину.

Труд: ремонт выносного материала.

ОВД: лазание по перекладине.

Подвижная игра: «Солнышко и дождь»

Исследовательская деятельность: изготовление солнечных часов.

Индивидуальная работа: «Посчитай» Цель: согласование числит с сущ., обозначающими название овощей.

Осмотр участка

Цель: закреплять характерные осенние приметы, развивать наблюдательность, память

Словарная работа: активизация: листопад, облетели, серое, голые; обогащение: перелетают, пролетные.

Художественное слово: дети читают стихотворения, рассказывают о народных приметах осени.

Труд: сгребание опавших листьев, засыпание ими деревья.

Подвижная игра: «Что изменилось?»

В сентябре листья были зелено-желтые, а в октябре? ….

В сентябре дождь шел редко, а в октябре? ….

В сентябре птицы не улетают на юг, а в октябре? ….

В сентябре люди одеты легко, а в октябре? ….

Подвижная игра: « У медведя во бору»

Индивидуальная работа: «Расскажи без слов» (пантомима)

Цель: закреплять представления о природных явлениях, развивать воображении. Ведущий предлагает детям показать:

очень холодно, идет дождь, дует сильный ветер, дети собирают листья…

Ход: дети делятся на две команды, одна - показывает, другая отгадывает. Ведущим становится тот, кто первый отгадает действия.

ОВД: бег с препятствиями.

Конструктивная деятельность: выложить из природного материала на асфальте: бабочку, гусеницу, муравья.

Предложить детям рассказать, куда делись насекомые, когда они появятся.

Подвижная игра: «Липкие пеньки»

Оздоровительный бег.

Наблюдение за деревьями

(Прогулка по участку д/с)

Цель: продолжать циклические наблюдения за деревьями, отмечать изменения, делать вывод.

Словарная работа: активизация: экология, наш дом, жители, планета; обогащение:стройное, безлиственное, хвойное

Художественное слово:загадка: Весной оно веселит,

                                                     Летом - холодит,

                                                     Осенью - питает,

                                                     Зимой – согревает.

Прогулка по экологической тропе с целью наблюдения за состоянием всех деревьев сада.

Дидактическая игра « Подбери действия»

листья - падают, осыпаются, парят, улетают, сохнут, гниют, радуют, защищают, укрывают. Предложить детям объяснить, что означают слова.

Труд: подметание крыльца, веранды.

Конструктивная деятельность: «Наше дерево»

Закреплять знания о строении дерева, предложить выложить дерево на песке из природного материала, представить, что каждая веточка- это ребенок, воспитатель, а ствол- это детский сад. Прививать детям чувство дружбы, поддержки, единства.

ОВД:  прыжки через веревку.

Индивидуальная работа:

Дидактическая игра « Назови ласково»,

выучить поговорку: в октябре и лист на древе не держится.

Подвижная игра: « Лохматый пес»

Наблюдение за трудом взрослых

Цель: Расширять знания детей о труде взрослых, учить объяснять увиденное,  закреплять знания о профессиях.

Словарная работа: активизация: профессия, труд, польза; обогащение: трудолюбивый, слесарь, врач, учитель

Наблюдения и беседа: Воспитатель выводит детей за участок, и наблюдают за: дворником, мусороуборочной машиной, машиной скорой помощи, машиной – газ и т.д.                 

Дети рассматривают транспорт, определяя его назначение, рассказывают о труде и   значимости людей, работающих на этой машине.

Художественное слово: Загадывание загадок об орудиях труда.

Индивидуальная работа: дидактическая игра:  «Профессии»:                        

Кто шьет одежду? (швея). Кто готовит еду? Кто проводит электричество?

Кто стеклит окна? Кто учит детей? Кто ремонтирует трубы и раковины?

ОВД:  Перебрасывание мяча через веревку, метание в корзину.

Исследовательская деятельность: подметать мусор лучше широким и пушистым веником (детям предлагается убрать мусор с дорожки различными инструментами)

Труд: Подмести веранду и крыльцо.

Индивидуальная работа: назвать место работы  родителей. Название транспорта, профессий.

                   

Подвижная игра:  «Футбол» (элементы).

 Народные изречения

Цель: прививать любовь к народному фольклору, в котором собралась мудрость и опыт поколений. Помочь понять их назначение и смысл.

Словарная работа: активизация: поговорка, забота, листопад, отлет; обогащение: мудрость, фольклор, сирота, суровая.

  • Сентябрь лето кончает, осень начинает
  • В сентябре и лист на дереве не держится
  • Кто рано встает, тот грибы все берет,

        А ленивый, да сонливый, идет после за крапивой.

  • Осень, осень. В гости просим,

             С листопадом и дождем,

             С перелетным журавлем.

Беседа по каждому изречению.

ОВД: прыжки «классики»

Дидактическая игра «Закончи предложение» (предварит. работа)

Земля - любит заботу.

Без хозяина земля - круглая сирота.

Старые деревья- молодые охраняют.

Поздний листопад – к суровой зиме.

Поздний отлет птиц – к теплой зиме.

Индивидуальная работа: «Кто быстрее соберет»

Дети по просьбе собирают природный материал

Собери 5 березовых листьев,

собери 3 осиновых и 2 тополиных листа,

найди 1 длинную палочку и 2 коротких и т.д.

Труд: прополка.

Конструктивная деятельность: учить детей делать игрушки для малышей группы из подручного материала (природного и бросового)

Подвижная игра « Ловишка с обручем»

     

Наблюдение за тем, как одеты люди осенью.

Цель: развивать наблюдательность, закреплять виды осенней одежды.

Словарная работа: активизация: резиновые сапоги, галстук, воротник, шапка, шарф, перчатки; обогащение: не тужим, бойко шлепаем, чуланчик,

Художественное слово: загадки об одежде.

                           Если дождик - мы не тужим,

Бойко шлепаем по лужам.

Станет солнышко сиять-

Нам под вешалкой стоять.(резиновые сапоги)

Сижу верхом,

Не ведая на ком.(шапка)

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (шарф)

Разошлись мальчики

В темные чуланчики,

Каждый пальчик-

В свой чуланчик. (перчатки)

Беседа по загадкам.

Исследовательская деятельность: определить, когда замерзнут руки (в перчатках или без них), сделать вывод, что одежда защищает от холода.

Труд: подметание дорожек, крыльца.

ОВД: прыжки в длину.

Индивидуальная работа:

дидактическая игра  «Подбери признак к предмету»

Осенняя куртка,…погода, одежда…

осенний плащ,…ветер, лес…

осеннее настроение,…пальто, небо…

осенние ботинки,…листья, заморозки…

Подвижная игра: «Разведчики»

Цель: закреплять знания о частях одежды, развивать ловкость.

Наблюдение за цветником

Цели:

  • продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе;
  • уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).

Ход наблюдения

Осень наступила,

 Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо красит,

 Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Какое сейчас время года?

  • Что происходит с растениями осенью?
  • Для чего нужны растениям листья, корень?
  • Как называются цветы, растущие на клумбе?
  • Можно ли их срывать с клумбы?
  • Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?
  • Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди.)

Исследовательская деятельность

Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).

Трудовая деятельность

Сбор семян растений в разные пакеты.

Цель: закреплять умение различать зрелые семена от незрелых.

Подвижная игра

«Перелет птиц».

Цель: упражнять в беге в определенном направлении.

Индивидуальная работа

Упражнение с мячом.

Цель: упражнять в ловле и броске мяча.

Наблюдение за голубями

Цели:

  • продолжать закрепление знаний о птичьем мире;
  • уточнять, чем питаются и где живут птицы, как человек ухаживает за ними, почему дикие голуби занесены в Красную книгу.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Озорной мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крохи собирает. (Воробей.)

Кто летает, кто стрекочет — Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)

  • Какие птицы чаще всего прилетают на участок?
  • Где они живут?
  • Что они любят клевать?
  • Кто их кормит?
  • Где живут голуби?

Еще у древних людей голубь считался символом мира и дружбы. Птица, редкая по красоте, очень легко приучается, быстро привязывается к человеку.' Но у голубя есть и другое качество — он прекрасный почтальон. Человек давно заметил природную особенность голубя находить свое гнездо, свой дом даже на больших расстояниях. А вы знаете, что дикие голуби занесены в Красную книгу? В природе почти не осталось диких голубей, вот и в наших краях дикий голубь не встречается.

  • Какие перья в крыльях согревают голубя?
  • Почему голубей называют сизарями?
  • Почему голубь парит?

Исследовательская деятельность

Сравнить голубя и воробья.

Трудовая деятельность

развешивание кормушек на территории детского сада.

Цели: учить выполнению трудовых действий.

Подвижная игра

«Летают, прыгают, плавают».

Цели:

—- упражнять детей в беге;

.— закреплять названия рыб, птиц, зверей.

Индивидуальная работа

«Сбей кеглю». Цели:

  • учить бросать мяч в цель;
  • развивать меткость, внимание.

Наблюдение за воробьем осенью

Цели:

—        продолжать закрепление знаний о воробье;

—        учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени;

—        активизировать внимание и память.

Ход наблюдения

Воробушек горько плачет,

Серый, маленький, как мячик.

 Плачет жалобно.

И тихо: — Где ты, мама воробьиха?

Я не ел полдня,

Кто покормит меня?

Чик-чирик, чик-чивяк, —

Мне бы хоть один червяк...

Воробьиха прилетела,

Рядом с ним на ветку села:

—  Тише, птенчик, дурачок,

Принесла я червячок...

Воробушек чик-чирик,

Бросил плакать в тот же миг.

Клювом-носом покрутил,

В миг обед свой проглотил:

—Ой, как вкусно, только мало!

 Принеси еще мне, мама...

Воспитатель проводит с детьми беседу.

  • Как выглядит воробей? (Это маленькая бойкая птичка.)
  • Про него часто говорят: «серый воробушек». А на самом деле воробей совсем не серый. А какой? (У него коричневая спинка с широкими продольными черными полосами.)
  • А какие хвост и крылья? (Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой.)
  • А головка какого цвета? (Серая.)
  • Где живут воробьи? (В городе и деревне.)
  • Да, они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека. Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Возле людей птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки.)
  • Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или резными оконными наличниками деревянных домов. А городские воробушки где могут поселиться? (Под козырьком подъезда или балкона.)
  • Давайте посмотрим, где посилились воробьи у нас на территории детского сада? Как человек должен заботиться о птицах? (Сделать кормушки, ежедневно насыпать корм.)
  • Чем питаются воробьи осенью? (Они клюют зернышки и  семена растений.)

Трудовая деятельность

Организация трудового десанта с целью лечения деревьев. Цели:

  • учить правильно оказывать помощь деревьям и кустарникам;
  • воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижная игра

«Перелет птиц».

Цель: учить выполнять действия по сигналу.

Индивидуальная работа

«Не сбей флажок».

Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.

Ноябрь  Ноябрь.

Цель: напомнить, что ноябрь - последний осенний месяц. Учить самостоятельно определять погоду по признакам и приметам, развивать доказательную речь. Поддерживать и развивать знание фольклора.

Словарная работа: активизация: ноябрь, поздняя осень; предзимье, чернотроп, ледяные гусли, государыня, полярная ночь.

Художественное слово:        Когда родимый край покинут гуси,

                                                Застынет лес у холода в плену,

                                                Ноябрь ударит в ледяные гусли,

                                                Встречая Государыню- зиму.

Методический прием: беседа о ноябре.

Цель: рассказать, что ноябрь последний осенний месяц. В этом месяце погода резко меняется: наступает полярная ночь, солнце выходит очень редко и не надолго. Оно не греет, поэтому так холодно. Небо почти всегда затянуто тучами. Земля готовится к зиме: часто идет снег, но он долго не лежит на земле, потому, что земля еще полностью не остыла. Народное название месяца – «чернотроп».

Вспомнить, как готовятся звери к зиме.

Дидактическая игра «Скажи, какая стая»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Клин лебедей - лебединый клин

караван журавлей-…,

стая уток-…,

стая грачей-…

Труд: подметание крылечка, лестницы.

ОВД: бег «змейкой»

Индивидуальная работа: «Скажи ласково»

дождь- дождик, лужа-.., ветер-.., туча-.., снег-.., дерево-.., лес-...

Эстафета: прыжки на скакалке (бег), перенос мяча в лопате.

Наблюдение за погодой

Цель: продолжать расширять знания о ноябре, последнем месяце осени. Учить определять погоду самостоятельно.

Словарная работа: активизация: поздняя осень, ноябрь, предзимье; обогащение: таинственная сень, обнажилась, крикливый караван, скучная пора.

Художественное слово:  Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажилась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван тянулся к югу.

Приближалась довольно скучная пора:

Стоял ноябрь у двора.

Беседа по содержанию стихотворения

Труд: сортировка выносного материала.

Индивидуальная работа: «Скажи наоборот»

Цель: употребление в речи антонимов

Ранняя осень-…, веселый день-…, солнечный день…, яркое небо-…, холодное время-…, теплый ноябрь-…, грустный ноябрь-…

ОВД :прыжки в длину.

Дидактическая игра: «Загадай загадку»

Цель: учить составлять загадки об осени.

Подвижная игра: «Скука»

Дети делятся на две команды и встают напротив соперников. Рисуются круги с каждой стороны, меньше на 1, чем участников.

Игроки говорят слова, сидя на корточках:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

По окончании слов дети быстро бегут к противоположным кругам, занимая место, проигрывает тот, кто остается без места.

Наблюдение за небом и дождем.

Цель: Наблюдение за тем, как черные, тяжелые тучи медленно передвигаются по небу, потому, что их гонит ветер. Развивать интерес к любой погоде.

Словарная работа: активизация: туча, небо, облака, дождь; обогащение: кроет, моросит, хмурое, голые, обнаженные, ветер воет увядание.

Художественное слово: Туча небо кроет- небо не блестит,

                                          Ветер в поле воет, дождик моросит.

Беседа по содержанию стихотворения.

Дидактическая игра: «Скажи иначе»

       Осенью небо серое (темное, хмурое, пасмурное)

       Осенью деревья нагие (голые, безлиственные, обнаженные)

                Осенью цветы высохли (увяли)

                Осенью ветер летит (дует, задувает)

Труд: сортировка выносного материала.

Исследовательская деятельность: дождь смывает грязь и песок с предметов.(под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.

Подвижная игра: «Ручеек»

Индивидуальная работа: выучить пословицу:

                       В октябре одна ягода, да и та горькая рябина.

ОВД: ходьба с высоким подниманием бедра

Подвижная игра: «Домики», «Бездомный заяц»  (использование малого пространства для игры)

Конструктивная деятельность: сенсорные игры с песком:

-дотронься до песка. Песок какой? На что похож песок?

-сожми песок.

-сделай отпечаток.

-засыпь песком камень и т. д.

Наблюдение за тополем

Цель: формировать представление об осеннем тополе.

Ход наблюдения

Под окошком вырос тополь вековой,

Летом он зеленой шелестит листвой.

По городу гуляя, встретишь его пух —

Над улицей несутся сотни белых мух.   С. Васильева

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Где тополя чаще всего растут? (В городе.)
  • Какое это дерево? (Городское.)
  • Какие еще растут деревья в городе?
  • А для чего они вообще нужны в городе? (Листья деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород.)
  • Когда облетают с тополей последние листья? (Поздней осенью.)
  • Какого цвета тополиные листья? (Желто-золотистые.)
  • Почему осенью листья с деревьев опадают? (Чтобы дерево зимой не теряло много влаги.)

Исследовательская деятельность

Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал  листок.

♦        Что мы увидели? (Еле заметные почки.)

Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили   отмершие, ненужные листья.)

Трудовая деятельность

Сгребание листьев в кучи и их уборка.

Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.

Подвижные игры

   «Огородники», «Горелки».

Цель: упражнять в беге по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа

Прыжки на одной ноге.

Цель: упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.

Наблюдение за первым снегом

Цель: учить замечать изменения в природе, видеть прекрасное.

Ход наблюдения

По утру вчера дождь

В стекло окон стучал,

Над землею туман

Облаками вставал. ...

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

 Ночь прошла.

Рассвело. Нет нигде облачка,

Воздух легок и чист,

И замерзла река.                    И. Никитин

Воспитатель загадывает детям стихотворную загадку.

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек

 Тонких, как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло! (Снежинки.)

В народе говорят: «Снег, выпавший на зеленую листву, стаивает в ближайшие два-три дня», «Первый снежок — належек; первый прочный снег выпадает ночью».

  • Третье свое дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покровом. Неуютно вокруг: исхлестанные дождями, голые, черные стоят деревья.

На земле  присыпанной снегом, все остановилось в росте. Но это еще  не зима — предзимье. Еще нет-нет и выдается солнечный денек. И, ух ты, как обрадуется солнышку все живое! Глядишь, из-под корней вылезают комарики, мушки взлетает в воздух. Снег стаял... А ночью снова мороз ударит. Пока он еще невелик — а зевать не велит.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как долго лежит первый снег? (Два-три дня.)
  • Какой он на ощупь? (Мокрый.)
  • Когда выпадает первый прочный снег? (Ночью.)

Исследовательская деятельность

Поймать снежинку на ладошку и рассмотреть ее.

Сравнить две снежинки.

Определить место, где снег быстрее тает.

Найти место, где снег еще не растаял.

Трудовая деятельность

Утепление снегом корней деревьев.

Цель: закреплять представление о защитных свойствах снега.

Подвижная игра

«Раз, два, три — беги!»

Цель: развивать быстроту бега, ловкость, слаженность коллективных действий, смекалку.

 Индивидуальная работа

«Попади в обруч».

Цели:

  • упражнять в умении действовать по сигналу;

закреплять умение метать предметы в цель.

Наблюдение за водой

Цель: формировать представления об агрегатном состоянии воды в осенний период.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие свойства воды вам знакомы?
  • Есть ли форма у воды?
  • Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже?
  • Что станет с водой, если ее вынести на мороз?

Вода прозрачная. Сквозь нее видны предметы. Вода жидкая – у нее нет своей формы, он принимает форму предмета, в который ее наливают. На ровной поверхности вода растекается лужей. Вода бесцветная, безвкусная, без запаха. Чистая  вода — прозрачная, мутная и грязная — не прозрачная. Только грязная вода пахнет плохо. Вода замерзает тогда, когда температура воздуха становится ниже О °С.

Исследовательская деятельность

Воспитатель предлагает детям провести опыт.

Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крышкой и оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда. Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. Лед появляется на лужах, реках, прудах, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днем ледяная корка становится все толще. Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение? (Он растает.)

Осторожная лисица

 Подошла к ручью напиться,

 Наклонилась, а вода

Неподвижна и тверда.          Г. Ладонщиков

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада.

Цели:   закреплять навыки работы с лопатами, носилками;

  • учить рационально организовывать свой труд, работать в коллективе дружно.

Подвижные игры

«Пас», «Холодно — горячо».

Цели:

  • упражнять в ударе по мячу внутренней частью подъема ноги;
  • добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах ходьбы.

Индивидуальная работа

Выполнение упражнений на сохранение равновесия.

Цель: воспитывать выносливость.

Наблюдение за пешеходом

Цель: закреплять знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.        

Ход наблюдения

Должен помнить пешеход: Есть сигналы светофора — Подчиняйся им без спора! Желтый свет — предупреждение: Жди сигнала для движения. Зеленый свет открыл дорогу: Переходить ребята могут! Красный свет нам говорит: — Стой! Опасно! Путь закрыт! На улице будьте внимательны, дети, Твердо запомните правила эти!

Воспитатель приводит детей на пешеходную часть дороги, проводит беседу.

♦        Где положено ходить пешеходам? (По тротуарам.)

Придерживаться надо правой стороны, чтобы не спотыкаться, не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. По улице надо идти спокойным шагом. Переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора и по пешеходному переходу.

Воспитатель подводит детей к переходу.

♦        Как вы узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу?

Правильно, здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы.

Трудовая деятельность

Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев.

Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

Подвижные игры «Стая», «Светофор».

Цели: развивать ловкость;

  • закреплять знания о значении светофора.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность

Наблюдение за собакой

Цели:

        учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего
сезона;

воспитывать интерес к жизни животных, любовь, стремление помогать в трудных условиях.

Ход наблюдения

В нашем доме знают взрослые и дети

То, что я теперь счастливей всех на свете:

 У меня, на зависть всем собаководам,

Есть собака удивительной породы.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как называется жилище собаки?
  • Какое любимое лакомство собаки?
  • Как выглядит собака? Какие породы собак вы знаете?
  • Почему некоторых собак называют «бездомными»?

Счастливая жизнь собаки во многом зависит от ее владельца. Собаки питаются разнообразной пищей. Они могут полакомиться плодами, крупами, молоком, творогом, но больше всего любят вареное мясо.

Пород собак очень много — сенбернар, такса, немецкая овчарка, чау-чау, пудель, ротвейлер, все они отличаются друг от друга. Собака умна, внимательна, обладает великолепной памятью, тонким чутьем, острым слухом. Она никогда не бросит в беде своего хозяина, никогда не предаст его!

Однажды я встретил бездомную кошку.

  • Как ваши дела?
  • Ничего, понемножку.
  • Я слышал, что вы тяжело заболели?
  • Болела...
  • Так значит, лежали в постели?
  • Бездомной, мне некуда ставить постель.
  • Как странно, — я думал, — «Что в мире огромном нет места Собакам и кошкам бездомным».

А. Дмитриев

Есть такие люди, которые выбрасывают животных на улицу. Жизнь животных становится мучительной. У них нехорошей еды, тепла, ласки, им приходится жить в подвал, и на улице, они заболевают и умирают. Это результат человеческого бездушия. И поэтому я хочу обратиться ко всем. не выбрасывайте домашних животных!

Трудовая деятельность

Сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур.

Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.

Подвижные игры

«Мы — веселые ребята», «Затейники».

Цель: учить четко говорить текст в игре, соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цели:

  • совершенствовать приемы метания предметов в горизонтальную цель;
  • развивать глазомер, координацию движений, ловкость;
  • формировать позитивное отношение к физическим упражнениям.

Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями

Цель: формировать знания о деревьях (что у них общего и в чем отличия).

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие деревья растут на нашем участке? (Береза, осина  сосна, ель, лиственница и др.)
  • А какие это деревья? (Хвойные и лиственные.)
  • Чем лиственные деревья отличаются от хвойных?
  • Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.)
  • Какие условия необходимы для роста деревьев?
  • Какую пользу приносят хвойные и лиственные деревья  в  народном хозяйстве и медицине?

Трудовая деятельность

Уборка на физкультурном участке.

Цель: учить трудиться сообща, распределять между собой обязанности.        

Подвижные игры «Перебежки», «Догони пару».

 Цель: упражнять в беге через препятствия.

Индивидуальная работа Прыжки в длину с места.

Цели:

  • упражнять в прыжках, отталкиваясь двумя ногами;
  • совершенствовать координацию движений.

Наблюдение за вертолетом

Цели:

  • закреплять знания о воздушном транспорте;
  • формировать интерес к профессии пилота.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Без разгона ввысь взлетит —

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Наш российский ... (вертолет).

  • Как выглядит вертолет? (Большой, с большим винтом наверху.)
  • Чем вертолет похож на стрекозу? (Внешним видом.)
  • Какие бывают вертолеты? (Санитарно-спасателъные, военные, грузовые.)
  • Какаяпрофессияучеловека, управляющего вертолетом? (Пилот.)
  • Какие еще виды транспорта вы знаете? (Наземный, водный, подводный.)
  • В чем различия между вертолетом и самолетом? (У самолета скорость больше, чем у вертолета; вертолет может зависать в воздухе, а самолет нет; для взлета самолету нужна взлетная полоса, а вертолет может подняться с места.)

Трудовая деятельность

Уборка участка.

Цель: закреплять умения работать сообща.

Подвижные игры

«Самолеты».

Цель: упражнять в беге со словами. «Жмурки».

Цель: учить ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Индивидуальная работа

«Перейти речку».

Цель: упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком

Наблюдение за погодой.

Цель: Учить детей самостоятельно определять погоду. Отметить, что в ноябре –, часто идет холодный дождь, небо   заволакивают серые, тяжелые облака, травы от влаги побурели, деревья стоят голые. Все чаще по утрам морозы, заморозки. Развивать знание фольклора.

Словарная работа: активизация: мертва трава, частый дождик; обогащение: заволакивают облака, травы буреют, заморозки.

Художественное слово:           В ноябре, в ноябре

                                                Частый дождик на дворе

                                                На лугах мертва трава,

                                                Замолчал кузнечик.

Беседа по содержанию стихотворения.

Труд:    Сортировка спортивного инвентаря.

Индивидуальная работа:  выучить и объяснить:

                                             В ноябре – семь погод на дворе.

                                            Погода размокропогодилась.

Конструктивная  деятельность: постройка города из кирпичей, камней.

Исследовательская деятельность: наблюдение за песком:  он стал твердым, замерзшим, его нельзя копать (потому, что   земля  остыла,  готовиться к зиме).  

ОВД: метание в корзину. Приставной шаг-голоп.

Подвижная игра « Мышеловка»   «Ручеек» - умение передвигаться в паре, проходить аккуратно через ряд детей              

                                       

Наблюдение за дождем, мокрым снегом.

Цель: Отметить, что часто идут дожди со снегом. Лужи не высыхают. Учить сравнивать. Отмечать схожесть и различия. Практиковать детей в чтении  стихов об осени.

Словарная работа: активизация: дождик, обогащение: проливной, затяжной.

Методический прием Воспитатель предлагает детям прочесть стихотворение об осени.

Беседа по содержанию стихотворений

Дидактическое упражнение: «Подбери признаки»: дождь - сильный, мелкий, моросящий, холодный, проливной, затяжной, бесконечный.

Конструктивная  деятельность: выкладывание силуэтов из природного подручного материалов.

Индивидуальная работа: выучить считалку: Ахи, ахи, ахи, ох

 Ахи—ахи—ахи—ох,
Маша—се—яла—горох,
У—родился—он—густой,
Мы—помчимся—ты—постой!

ОВД:   прыжки в перед на двух ногах: «С кочки - на кочку»

Исследовательская деятельность: «Музыка дождя»

Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли   по различной поверхности.

Подвижная игра  « Мы веселые ребята»

Индивидуальная работа: «Хорошо – плохо» (дождь, снег).  

Труд: подметание крылечка, мытье посудки, ведерок.

Подвижная игра  «Домики- уголки» (веранда)        

 

Наблюдение за дождем, мокрыми лужами.

Цель: Отметить, что поздней осенью часто идут дожди с мокрым снегом, рассказать, что они нужны растениям и земле.

Словарная работа: активизация: осень, дорожка, лужи; обогащение: просвет, затерялось, накапливает, впитывать.

Художественное слово:  Уходит осень по дорожке,

                                            Промочила в лужах ножки.

                                            Льют дожди

                                            И нет просвета.

                                            Затерялось лето где-то.

Беседа по содержанию стихотворения.

Дидактическая игра: «Осенняя»

Цель: словообразование относительных прилагательных от существительного « осень»:

солнце осенью - осеннее,

ветер осенью-

небо осенью-

туча осенью-

песня осенью-

дождь - осенью-

лес – осенью-

погода – осенью-

утро – осенью-

Подвижная игра: «Совушка-сова»

Труд: подметание дорожек, крыльца.

Исследовательская деятельность: отметить состояние песка.

Почему песок твердый?

Подбор прилагательных к существительному «песок» (твердый, холодный, сыпучий, заледенелый, блестящий…)

ОВД: ходьба с высоким подниманием бедра

Исследовательская деятельность: сухие листья не тонут в лужах, из них можно сделать кораблики.

Конструктивная деятельность: поделки корабликов из листвы и палочек.

Индивидуальная работа: «Подбери действия». Что делает дождь?

Подвижная игра: «Перелетные птицы»

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие движений детей на прогулке. Подготовительная к школе группа.

Таблица "Развитие движений детей на прогулке" создана с опорой на пособие: Фролов В.Г, Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе  с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского ...

Перспективный план прогулки подготовительная к школе группа.

Перспективное планирование прогулки с детьми подготовительной группы.МесяцНаблюденияТруд в природеИндивидуальная работа по ФИЗОЧтениехудожественной литературы.Беседы.Игровая деятельность(дидактические...

Прогулка подготовительной к школе группы

картотека прогулок на весь год в подготовительной к школе группе...

Организация целевой прогулки с детьми подготовительной к школе группы «Лыжная прогулка в лес"

2014г - конспект выступления (с презентацией) на городском семинаре по организации безопасности в ДОУ...

Сказки на прогулке (подготовительная к школе группа)

Прогулки в детском саду – важный этап в режиме дня.Одной из особенностей прогулок в дошкольном учреждении – их экологическая направленность. Очень важно развивать ребенка во взаимодействии...

Наблюдение на прогулке. Подготовительная к школе группа. Тема: « Метель и поземка». МДОУ д.с.№ 98 " Сказка", г.Петрозаводск.Воспитатель: Анфимова Е. И.

Наблюдение на прогулке. Подготовительная к школе группа.                     Тема: « Метель и позем...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка “Зимняя прогулка” (подготовительная к школе группа)

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка “Зимняя прогулка”Возраст: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)Заключение:...