Педагогическая технология-Формирование временных представлений в подготовительной к школе группе.
методическая разработка (подготовительная группа)

Макарова Наталья Геннадьевна

Актуальность.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – школе.

Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов: «Математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим, ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

 

Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.

Цель:  Систематизировать знания детей о временных представлениях.

Задачи:

- Сформировать у детей элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года;

- Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время»;

- Закрепить знания детей о названиях и количестве месяцев в каждом времени года;

- Уметь называть признаки времён года;

- Находить слова с противоположным значением;

- Расширять знания детей о живой и неживой природе;

- Развивать диалогическую и монологическую речь;

- Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем;

- Воспитывать любознательность, развивать познавательный интерес.

Оборудование и материал:

- телевизор (флеш-накопитель);

-тетрадь в клетку на каждого ребенка;

-цветные карандаши, простые карандаши;

-календарь природы;

-картотека по теме формирование временных представлений (приложение1);

-настольные, песочные, настенные, наручные часы.

-наглядный материал (картинки).

Формы реализации:

- НОД;

- беседы;

- наблюдения;

- работа с календарем природы;

- показ мультимедийных материалов.

- игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fvp_-_novaya_tehnologiya2019-2020.docx41.78 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад № 1387"

Управления делами Президента Российской Федерации

Новая технология

Тема: «Формирование временных представлений

в подготовительной к школе группе».

                                                                                                                                                                                   Воспитатель: Макарова

Наталья  Геннадьевна

Москва,  2019г.

Актуальность.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – школе.

Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов: «Математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим, ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени является одним из направлений познавательного (математического) развития детей дошкольного возраста, значимость которого отражена в Федеральном  государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В частности, отмечается необходимость формирования у детей «первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,  о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени…)» . Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей изначально протекают во времени, представления о нем складываются у них сравнительно поздно. Время подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определением времени или через чередование каких-то постоянных явлений.

Данная программа позволит дошкольнику научиться находить и обрабатывать материал, формировать умения сравнивать, анализировать и систематизировать полученную информацию, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства.

При этом существенным препятствием на пути становления опосредованного восприятия времени становится условный характер принятых в обществе словесных обозначений временных интервалов и отношений. Восприятие времени осложняют и его сущностные характеристики, такие как: непрерывность (любое выделение единиц времени носит условный характер), текучесть (любая единица времени  не может быть воспринята одновременно в ее начале и конце), необратимость (невозможность вернуть прошедшее), одномерность (невозможность поменять местами настоящее и будущее). Вследствие этого некоторые воспитанники и к концу дошкольного возраста испытывают затруднения в понимании значения слов, отражающих временные интервалы и временную последовательность.

Между тем старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования достигнутый к этому времени уровень развития наглядно-образного мышления, позволяет в качестве педагогического моделирования, обеспечивающее временных интервалов и их последовательности, что значительно повышает эффективность обучения.

Цель:  Систематизировать знания детей о временных представлениях.

Задачи:

- Сформировать у детей элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года;

- Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время»;

- Закрепить знания детей о названиях и количестве месяцев в каждом времени года;

- Уметь называть признаки времён года;

- Находить слова с противоположным значением;

- Расширять знания детей о живой и неживой природе;

- Развивать диалогическую и монологическую речь;

- Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем;

- Воспитывать любознательность, развивать познавательный интерес.

Оборудование и материал:

- телевизор (флеш-накопитель);

-тетрадь в клетку на каждого ребенка;

-цветные карандаши, простые карандаши;

-календарь природы;

-картотека по теме формирование временных представлений (приложение1);

-настольные, песочные, настенные, наручные часы.

-наглядный материал (картинки).

Формы реализации:

- НОД;

- беседы;

- наблюдения;

- работа с календарем природы;

- показ мультимедийных материалов.

- игры.

План на 2019-2020 учебный год.

Месяц

Неделя

Тема

Содержание работы.

Цели.

Источник

Практический выход

Октябрь

1неделя

Занятие№1

Тема: «Что такое время?».

Сформировать у детей представление о времени, познакомить с понятием «время» (прошлое, будущее, настоящее).

https://youtu.be/pSGV-4u6RMM 

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Популярное пособие для детей и родителей. «Детям о времени». стр.4.

Просмотр видеофильма.

2неделя

Занятие№2

Тема: «Год. Времена года».

Сформировать представление о причине смены времени года.

воспитывать любознательность, взаимоуважение, интерес к окружающему миру.

Крюкова Т.Ш. «Поиграем в сказку. Круглый год». стр.3.

Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. стр.4.

Чтение сказки «Жил-был год».

3неделя

Занятие№3

Тема: «Времена года. Осень».

Закрепить представление о понятии год, времена года.

Закрепить знания о сезонных явлениях в природе, в разное время.

Воспитывать любовь к природе.

Крюкова Т.Ш. «Поиграем в сказку.

Круглый год». стр.16.

Чтение сказки про осень.

Рисуем с детьми «Осень».

4неделя

Занятие№4

Тема: «Времена года.

 Осенние месяцы». (продолжение).

Закрепление знаний о временах года, месяцах и о сезонных явлениях в природе, в разное время года;

 развивать память, мышление, внимание.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Популярное пособие для детей и родителей.

«Детям о времени». стр.9.

https://youtu.be/RAyj--zd5rs 

Заучивание стихотворения

А. Плещеев «Осень».

Просмотр видео.

П.И. Чайковский «Времена года. Осень».

Ноябрь

1неделя

Занятие№1

Тема: «Братья-месяцы».

Обогащать словарный запас детей, развивать память, мышление, внимание;  прививать интерес к чтению, воспитывать доброе отношение к людям.

Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. стр.20.

Чтение  сказки  

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

2неделя

Занятие№2

Тема: « Неделя».

Развивать пространственно – временные представления, внимание, память;  обучать называть последовательно дни недели, отвечать на вопросы предложением.

https://youtu.be/T-CRQ6KNNA4 

Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. стр.39.

Просмотр видеофильма.

3неделя

Занятие№3

Тема: «Сутки».

Обогащать словарный запас ребёнка; воспитывать познавательные способности детей.

https://ok.ru/video/279838983474 

Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. стр.48.

Просмотр видеофильма.

4неделя

Занятие№4

Тема: « Времена года. Зима».

Закреплять представления о характерных признаках времён года; развивать мышление и воображение.

Крюкова Т.Ш. «Поиграем в сказку. Круглый год». стр.18.        

Шорыгина Т.А.  Беседы о пространстве  и времени.стр.19.

Чтение сказки про зиму.

Декабрь

1неделя

Занятие№1

Тема: «Зима».

Воспитывать познавательные способности детей.

Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. стр.

2неделя

Занятие№2

Тема: «Пространство и время».

Развитие пространственных  и временных представлений. Определять словами расположение предметов относительно самого себя.

Шорыгина Т.А.  Беседы о пространстве и времени. стр.4

Просмотр презентации о пространстве и времени.

https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-oriientirovka-v-prostranstvie.html 

3неделя

Занятие№3

Тема: «Пространство и время». (продолжение).

Развитие пространственных  и временных представлений.

Шорыгина Т.А.  Беседы о пространстве и времени. стр.7

Заучивание стихотворения «Путешественник».

2неделя

Занятие№1

Тема: «Календарь».

Закрепить знания о днях недели, временах года, месяцах, календаре; развивать сообразительность, внимание, память и логическое мышление.

Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. стр.58.

Адвент-календарь «Старый Новый год».

Январь

3неделя

Занятие№2

Тема: «Времена года.

Зимние месяцы».

Продолжать знакомить с понятием «месяц» (состоит из четырех недель, один месяц следует за другим).

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Популярное пособие для детей и родителей. «Детям о времени». стр.8.

Заучивание стихотворения

И. Суриков «Зима».

Рисуем с детьми «Зима».

4неделя

Занятие№3

Тема: «Что такое время или учим часы?».

Систематизировать знания детей о «кусочках времени».

Формировать понятие о последовательности времени.

https://www.stranamam.ru/post/989784/ 

Чтение сказки про время «Время и малыш».

Февраль

1неделя

Занятие№1

Тема: «Время и мы»

Воспитывать уверенность, самостоятельность и умение планировать свою деятельность во времени.

Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. стр.83.

Проект «Музей времени».

2неделя

Занятие№

Тема: «Время и мы».

(продолжение).

Познакомить детей с приборами, отсчитывающими промежутки времени (часы, календарь).

Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. стр.87.

Чтение Е. Шварц.  «Сказка о  потерянном времени».

3неделя

Занятие№

Тема: «Какие бывают часы?»

Обобщать знания детей о времени, совершенствовать умения детей определять время по моделям часов.

Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. стр.58.

Сапункова Н. «Воплощение времени». стр.3

Чтение сказки

Н. Сапункова «Воплощение времени».

4неделя

Занятие№

Тема: «Какие бывают часы?»

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Упражнять в диалогической речи, закрепить умение отвечать на вопросы.

Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. стр.75.

Шорыгина Т.А.  Беседы о пространстве  и времени.стр.80. (о цветочных часах).

Кроссворды для детей «Часы и время».

Март

1неделя

Занятие№1

Тема: «Времена года. Весна».

Закрепить знания о днях недели, временах года, месяцах, календаре; развивать сообразительность, внимание, память и логическое мышление.

Крюкова Т.Ш. «Поиграем в сказку. Круглый год». стр.12.

Шорыгина Т.А.  Беседы о пространстве  и времени. стр.16.

Чтение сказки про весну.

Рисуем с детьми «Весна».

2неделя

Занятие№2

Тема: «Времена года. Весенние месяцы». (продолжение).

Продолжать знакомить с понятием «месяц» (состоит из четырех недель, один месяц следует за другим).

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Популярное пособие для детей и родителей. «Детям о времени». стр.8.

Рихтерман Т.Д.  Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. стр.42.

Заучивание стихотворения

А. Плещеев «Весна».

Просмотр видео (флешка).

П.И. Чайковский «Времена года. Весна».

3неделя

Занятие№3

Тема: «Час. Минута».

Познакомить с понятием время, учить назначению минутной, секундной, часовой стрелок, продолжать знакомить с разными видами часов(электронные, механические).

https://youtu.be/K6GEv9ltFb4 

Петерсон Л. Г., Кочемасова Е.Е. «Который час?»

стр.10,18,22.

Рихтерман Т.Д.  Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. стр.45.

Просмотр видеофильма.

Мини-музей часов.

4неделя

Занятие№4

Тема: «Час. Минута».

Ознакомить с понятием циферблат, часовая стрелка, минутная стрелка; Обучать определять время по часам;

Развивать логическое мышление; Воспитывать потребность определять время по часам.

Петерсон Л. Г., Кочемасова Е.Е. «Который час?» стр.27,28,32,34.

Просмотр видеофильма «Фиксики-часы». (флешка).

Мини-музей часов.

Апрель

1неделя

Занятие№1

Тема: «Секунда. Минута.Час».

Ознакомить с понятием циферблат, секундная стрелка,часовая стрелка, минутная стрелка;

Развивать логическое мышление.

Петерсон Л. Г., Кочемасова Е.Е. «Который час?» стр.36-42.

Мини-музей часов.

2неделя

Занятие№2

Тема: «Все о часах и времени».

Формировать   у дошкольников представление о часах и времени.  Активизировать словарь детей.

Рихтерман Т.Д.  Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.

 Аппликация «Часы» для нашего мини-музея.

3неделя

Занятие№3

Тема: «Все о часах и времени».

Формировать   у дошкольников представление о часах и времени.

Рихтерман Т.Д.  Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Рисование «Часы».

4неделя

Занятие№4

Тема: «Времена года. Весна».

Активизировать словарь детей. Продолжать изучать с детьми сезонные изменения в природе.

Тарабарина Т.И. «Детям о времени». Популярное пособие для родителей и педагогов.

Заучивание стихотворения  И. Токмакова «Весна».

Игра: «Матушка весна».

Май

2неделя

Занятие№1

Тема: «Времена года. Лето».

Формировать   у дошкольников представление о времени.

Крюкова Т.Ш. «Поиграем в сказку. Круглый год». стр.14.

Чтение сказки про лето.

Рисуем с детьми «Лето».

3неделя

Занятие№2

Тема: «Времена года».

Способствовать формированию у детей целостной картины мира - все в мире идет по определенным законам.

 Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Популярное пособие для детей и родителей. «Детям о времени». стр.9.

Шорыгина Т.А.  Беседы о пространстве  и времени.стр.22.

Заучивание стихотворения

И. Суриков «Лето».

Альбом «Времена года» (рисунки детей).

4неделя

Занятие№3

Тема: «Времена года. Месяцы».

Воспитывать чувство коллективизма, дружбу и сотрудничество;  Развивать логическое мышление.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Популярное пособие для детей и родителей. «Детям о времени». стр.10-16.

 Кроссворд для детей.

«Времена года. Месяцы».

Литература.

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Популярное пособие для детей и родителей. «Детям о времени». Академия развития. 1997. – 36 с.
  2. Крюкова Т.Ш. «Поиграем в сказку. Круглый год». Издательский дом «Карапуз». 1996. – 20 с.
  3. Сапункова Н. «Воплощение времени». – М.: Издательство «Настя и Никита». 2015. -  24 с.
  4. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Который час?». Математика для детей 5-7 лет. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 48 с.
  5. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд.,дораб.– М.: Просвещение, 1991. – 47 с.
  6. Тарабарина Т.И. Соколова Е.И. «Детям о времени». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития».  1996г. - 237с.
  7. Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. – М.: Издательство: Книголюб, 2004. – 96 с. Развивающие сказки для детей.
  8. Шорыгина Т.А.  Беседы о пространстве  и времени. Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». Москва.2009. – 96 с.
  9. https://youtu.be/pSGV-4u6RMM 
  10. https://youtu.be/K6GEv9ltFb4 
  11. https://youtu.be/RAyj--zd5rs 
  12.  https://www.stranamam.ru/post/989784/ 
  13.  https://ok.ru/video/279838983474 
  14.  https://youtu.be/T-CRQ6KNNA4 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий театрализованного представления в подготовительной к школе группе на тему: "Осень в лесу"

Театрализованная деятельность является неотъемлемой частью педагогического процесса в дошкольных образовательных учереждениях. Праздники - особая организационная форма, которая должна быть для ребенка...

Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.

Тема: целое, часть.Цель: помочь детям прийти к пониманию того, что предмет можно рассматривать не только в целом, но и частями  и  последние  могут быть составными дру...

«Использование интерактивных игр по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе»

Представляю Вашему вниманию статью об использовании интерактивных игр в НОД по ФЭМП....

Педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ

Проект  по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Конспект ООД по ООПДО «От рождения до школы», Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной к школе группе.

1.Закреплять у детей имеющиеся знания о днях недели. Развивать вычислительные навыки. Упражнять в прямом и обратном счёте и отсчёте предметов по заданному числу, в соотношении количества предметов с ц...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию математических представлений в подготовительной к школе группе №4 «Одуванчики» на тему: «Пространственные представления»

Проверить понимание предлогов за и перед, над и под,около и возле, рядом, внутри (в), между; слов близко и далеко. Развивать память,внимание, воспитывать интерес к предмету,культуру поведения.Воспитыв...

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе

Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...