Педагогическая технология-Формирование временных представлений в подготовительной к школе группе.
методическая разработка (подготовительная группа)
Актуальность.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – школе.
Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов: «Математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим, ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.
Цель: Систематизировать знания детей о временных представлениях.
Задачи:
- Сформировать у детей элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года;
- Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время»;
- Закрепить знания детей о названиях и количестве месяцев в каждом времени года;
- Уметь называть признаки времён года;
- Находить слова с противоположным значением;
- Расширять знания детей о живой и неживой природе;
- Развивать диалогическую и монологическую речь;
- Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем;
- Воспитывать любознательность, развивать познавательный интерес.
Оборудование и материал:
- телевизор (флеш-накопитель);
-тетрадь в клетку на каждого ребенка;
-цветные карандаши, простые карандаши;
-календарь природы;
-картотека по теме формирование временных представлений (приложение1);
-настольные, песочные, настенные, наручные часы.
-наглядный материал (картинки).
Формы реализации:
- НОД;
- беседы;
- наблюдения;
- работа с календарем природы;
- показ мультимедийных материалов.
- игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fvp_-_novaya_tehnologiya2019-2020.docx | 41.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад № 1387"
Управления делами Президента Российской Федерации
Новая технология
Тема: «Формирование временных представлений
в подготовительной к школе группе».
Воспитатель: Макарова
Наталья Геннадьевна
Москва, 2019г.
Актуальность.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – школе.
Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов: «Математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим, ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени является одним из направлений познавательного (математического) развития детей дошкольного возраста, значимость которого отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В частности, отмечается необходимость формирования у детей «первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени…)» . Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей изначально протекают во времени, представления о нем складываются у них сравнительно поздно. Время подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определением времени или через чередование каких-то постоянных явлений.
Данная программа позволит дошкольнику научиться находить и обрабатывать материал, формировать умения сравнивать, анализировать и систематизировать полученную информацию, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства.
При этом существенным препятствием на пути становления опосредованного восприятия времени становится условный характер принятых в обществе словесных обозначений временных интервалов и отношений. Восприятие времени осложняют и его сущностные характеристики, такие как: непрерывность (любое выделение единиц времени носит условный характер), текучесть (любая единица времени не может быть воспринята одновременно в ее начале и конце), необратимость (невозможность вернуть прошедшее), одномерность (невозможность поменять местами настоящее и будущее). Вследствие этого некоторые воспитанники и к концу дошкольного возраста испытывают затруднения в понимании значения слов, отражающих временные интервалы и временную последовательность.
Между тем старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования достигнутый к этому времени уровень развития наглядно-образного мышления, позволяет в качестве педагогического моделирования, обеспечивающее временных интервалов и их последовательности, что значительно повышает эффективность обучения.
Цель: Систематизировать знания детей о временных представлениях.
Задачи:
- Сформировать у детей элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года;
- Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время»;
- Закрепить знания детей о названиях и количестве месяцев в каждом времени года;
- Уметь называть признаки времён года;
- Находить слова с противоположным значением;
- Расширять знания детей о живой и неживой природе;
- Развивать диалогическую и монологическую речь;
- Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем;
- Воспитывать любознательность, развивать познавательный интерес.
Оборудование и материал:
- телевизор (флеш-накопитель);
-тетрадь в клетку на каждого ребенка;
-цветные карандаши, простые карандаши;
-календарь природы;
-картотека по теме формирование временных представлений (приложение1);
-настольные, песочные, настенные, наручные часы.
-наглядный материал (картинки).
Формы реализации:
- НОД;
- беседы;
- наблюдения;
- работа с календарем природы;
- показ мультимедийных материалов.
- игры.
План на 2019-2020 учебный год.
Месяц | Неделя | Тема | Содержание работы. Цели. | Источник | Практический выход |
Октябрь | 1неделя | Занятие№1 Тема: «Что такое время?». | Сформировать у детей представление о времени, познакомить с понятием «время» (прошлое, будущее, настоящее). | Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Популярное пособие для детей и родителей. «Детям о времени». стр.4. | Просмотр видеофильма. |
2неделя | Занятие№2 Тема: «Год. Времена года». | Сформировать представление о причине смены времени года. воспитывать любознательность, взаимоуважение, интерес к окружающему миру. | Крюкова Т.Ш. «Поиграем в сказку. Круглый год». стр.3. Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. стр.4. | Чтение сказки «Жил-был год». | |
3неделя | Занятие№3 Тема: «Времена года. Осень». | Закрепить представление о понятии год, времена года. Закрепить знания о сезонных явлениях в природе, в разное время. Воспитывать любовь к природе. | Крюкова Т.Ш. «Поиграем в сказку. Круглый год». стр.16. | Чтение сказки про осень. Рисуем с детьми «Осень». | |
4неделя | Занятие№4 Тема: «Времена года. Осенние месяцы». (продолжение). | Закрепление знаний о временах года, месяцах и о сезонных явлениях в природе, в разное время года; развивать память, мышление, внимание. | Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Популярное пособие для детей и родителей. «Детям о времени». стр.9. | Заучивание стихотворения А. Плещеев «Осень». Просмотр видео. П.И. Чайковский «Времена года. Осень». | |
Ноябрь | 1неделя | Занятие№1 Тема: «Братья-месяцы». | Обогащать словарный запас детей, развивать память, мышление, внимание; прививать интерес к чтению, воспитывать доброе отношение к людям. | Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. стр.20. | Чтение сказки С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». |
2неделя | Занятие№2 Тема: « Неделя». | Развивать пространственно – временные представления, внимание, память; обучать называть последовательно дни недели, отвечать на вопросы предложением. | Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. стр.39. | Просмотр видеофильма. | |
3неделя | Занятие№3 Тема: «Сутки». | Обогащать словарный запас ребёнка; воспитывать познавательные способности детей. | https://ok.ru/video/279838983474 Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. стр.48. | Просмотр видеофильма. | |
4неделя | Занятие№4 Тема: « Времена года. Зима». | Закреплять представления о характерных признаках времён года; развивать мышление и воображение. | Крюкова Т.Ш. «Поиграем в сказку. Круглый год». стр.18. Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени.стр.19. | Чтение сказки про зиму. | |
Декабрь | 1неделя | Занятие№1 Тема: «Зима». | Воспитывать познавательные способности детей. | Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. стр. | |
2неделя | Занятие№2 Тема: «Пространство и время». | Развитие пространственных и временных представлений. Определять словами расположение предметов относительно самого себя. | Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени. стр.4 | Просмотр презентации о пространстве и времени. https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-oriientirovka-v-prostranstvie.html | |
3неделя | Занятие№3 Тема: «Пространство и время». (продолжение). | Развитие пространственных и временных представлений. | Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени. стр.7 | Заучивание стихотворения «Путешественник». | |
2неделя | Занятие№1 Тема: «Календарь». | Закрепить знания о днях недели, временах года, месяцах, календаре; развивать сообразительность, внимание, память и логическое мышление. | Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. стр.58. | Адвент-календарь «Старый Новый год». | |
Январь | 3неделя | Занятие№2 Тема: «Времена года. Зимние месяцы». | Продолжать знакомить с понятием «месяц» (состоит из четырех недель, один месяц следует за другим). | Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Популярное пособие для детей и родителей. «Детям о времени». стр.8. | Заучивание стихотворения И. Суриков «Зима». Рисуем с детьми «Зима». |
4неделя | Занятие№3 Тема: «Что такое время или учим часы?». | Систематизировать знания детей о «кусочках времени». Формировать понятие о последовательности времени. | Чтение сказки про время «Время и малыш». | ||
Февраль | 1неделя | Занятие№1 Тема: «Время и мы» | Воспитывать уверенность, самостоятельность и умение планировать свою деятельность во времени. | Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. стр.83. | Проект «Музей времени». |
2неделя | Занятие№ Тема: «Время и мы». (продолжение). | Познакомить детей с приборами, отсчитывающими промежутки времени (часы, календарь). | Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. стр.87. | Чтение Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». | |
3неделя | Занятие№ Тема: «Какие бывают часы?» | Обобщать знания детей о времени, совершенствовать умения детей определять время по моделям часов. | Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. стр.58. Сапункова Н. «Воплощение времени». стр.3 | Чтение сказки Н. Сапункова «Воплощение времени». | |
4неделя | Занятие№ Тема: «Какие бывают часы?» | Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Упражнять в диалогической речи, закрепить умение отвечать на вопросы. | Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. стр.75. Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени.стр.80. (о цветочных часах). | Кроссворды для детей «Часы и время». | |
Март | 1неделя | Занятие№1 Тема: «Времена года. Весна». | Закрепить знания о днях недели, временах года, месяцах, календаре; развивать сообразительность, внимание, память и логическое мышление. | Крюкова Т.Ш. «Поиграем в сказку. Круглый год». стр.12. Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени. стр.16. | Чтение сказки про весну. Рисуем с детьми «Весна». |
2неделя | Занятие№2 Тема: «Времена года. Весенние месяцы». (продолжение). | Продолжать знакомить с понятием «месяц» (состоит из четырех недель, один месяц следует за другим). | Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Популярное пособие для детей и родителей. «Детям о времени». стр.8. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. стр.42. | Заучивание стихотворения А. Плещеев «Весна». Просмотр видео (флешка). П.И. Чайковский «Времена года. Весна». | |
3неделя | Занятие№3 Тема: «Час. Минута». | Познакомить с понятием время, учить назначению минутной, секундной, часовой стрелок, продолжать знакомить с разными видами часов(электронные, механические). | Петерсон Л. Г., Кочемасова Е.Е. «Который час?» стр.10,18,22. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. стр.45. | Просмотр видеофильма. Мини-музей часов. | |
4неделя | Занятие№4 Тема: «Час. Минута». | Ознакомить с понятием циферблат, часовая стрелка, минутная стрелка; Обучать определять время по часам; Развивать логическое мышление; Воспитывать потребность определять время по часам. | Петерсон Л. Г., Кочемасова Е.Е. «Который час?» стр.27,28,32,34. | Просмотр видеофильма «Фиксики-часы». (флешка). Мини-музей часов. | |
Апрель | 1неделя | Занятие№1 Тема: «Секунда. Минута.Час». | Ознакомить с понятием циферблат, секундная стрелка,часовая стрелка, минутная стрелка; Развивать логическое мышление. | Петерсон Л. Г., Кочемасова Е.Е. «Который час?» стр.36-42. | Мини-музей часов. |
2неделя | Занятие№2 Тема: «Все о часах и времени». | Формировать у дошкольников представление о часах и времени. Активизировать словарь детей. | Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. | Аппликация «Часы» для нашего мини-музея. | |
3неделя | Занятие№3 Тема: «Все о часах и времени». | Формировать у дошкольников представление о часах и времени. | Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. | Рисование «Часы». | |
4неделя | Занятие№4 Тема: «Времена года. Весна». | Активизировать словарь детей. Продолжать изучать с детьми сезонные изменения в природе. | Тарабарина Т.И. «Детям о времени». Популярное пособие для родителей и педагогов. | Заучивание стихотворения И. Токмакова «Весна». Игра: «Матушка весна». | |
Май | 2неделя | Занятие№1 Тема: «Времена года. Лето». | Формировать у дошкольников представление о времени. | Крюкова Т.Ш. «Поиграем в сказку. Круглый год». стр.14. | Чтение сказки про лето. Рисуем с детьми «Лето». |
3неделя | Занятие№2 Тема: «Времена года». | Способствовать формированию у детей целостной картины мира - все в мире идет по определенным законам. | Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Популярное пособие для детей и родителей. «Детям о времени». стр.9. Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени.стр.22. | Заучивание стихотворения И. Суриков «Лето». Альбом «Времена года» (рисунки детей). | |
4неделя | Занятие№3 Тема: «Времена года. Месяцы». | Воспитывать чувство коллективизма, дружбу и сотрудничество; Развивать логическое мышление. | Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Популярное пособие для детей и родителей. «Детям о времени». стр.10-16. | Кроссворд для детей. «Времена года. Месяцы». |
Литература.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Популярное пособие для детей и родителей. «Детям о времени». Академия развития. 1997. – 36 с.
- Крюкова Т.Ш. «Поиграем в сказку. Круглый год». Издательский дом «Карапуз». 1996. – 20 с.
- Сапункова Н. «Воплощение времени». – М.: Издательство «Настя и Никита». 2015. - 24 с.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Который час?». Математика для детей 5-7 лет. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 48 с.
- Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд.,дораб.– М.: Просвещение, 1991. – 47 с.
- Тарабарина Т.И. Соколова Е.И. «Детям о времени». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития». 1996г. - 237с.
- Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. – М.: Издательство: Книголюб, 2004. – 96 с. Развивающие сказки для детей.
- Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени. Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». Москва.2009. – 96 с.
- https://youtu.be/pSGV-4u6RMM
- https://youtu.be/K6GEv9ltFb4
- https://youtu.be/RAyj--zd5rs
- https://www.stranamam.ru/post/989784/
- https://ok.ru/video/279838983474
- https://youtu.be/T-CRQ6KNNA4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий театрализованного представления в подготовительной к школе группе на тему: "Осень в лесу"
Театрализованная деятельность является неотъемлемой частью педагогического процесса в дошкольных образовательных учереждениях. Праздники - особая организационная форма, которая должна быть для ребенка...
Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.
Тема: целое, часть.Цель: помочь детям прийти к пониманию того, что предмет можно рассматривать не только в целом, но и частями и последние могут быть составными дру...
«Использование интерактивных игр по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе»
Представляю Вашему вниманию статью об использовании интерактивных игр в НОД по ФЭМП....
Педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ
Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...
Конспект ООД по ООПДО «От рождения до школы», Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной к школе группе.
1.Закреплять у детей имеющиеся знания о днях недели. Развивать вычислительные навыки. Упражнять в прямом и обратном счёте и отсчёте предметов по заданному числу, в соотношении количества предметов с ц...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию математических представлений в подготовительной к школе группе №4 «Одуванчики» на тему: «Пространственные представления»
Проверить понимание предлогов за и перед, над и под,около и возле, рядом, внутри (в), между; слов близко и далеко. Развивать память,внимание, воспитывать интерес к предмету,культуру поведения.Воспитыв...
Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе
Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...