Особенности гендерного подхода в воспитании и обучении дошкольников
статья
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
В российской педагогической науке на стыке XX-XXI столетий появилось новое направление - гендерология - наука, занимающаяся рассмотрением социального взаимодействия между представителями мужского и женского полов, основанных на межполовой социальной предрасположенности.
Что же такое гендерное обучение? Гендер (англ. gender - род, пол) - социальный пол индивида. Первое использовалось для обозначения анатомо-физиологических особенностей людей. Гендерный подход в образовании - это учет в процессе обучения особенностей мальчиков и девочек.
В последние годы стал особенно актуален индивидуально-дифференцированный подход к ребенку в зависимости от пола. Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенности развития детей в ходе полоролевой социализации. Известный писатель и педагог Ж.Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать.
Актуальность вопроса гендерного воспитания детей заключается в том, что, во-первых, в современном обществе происходят социальные изменения, во-вторых, изменяются психологические установки общества, отсутствует дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек, построение образовательного процесса идет без учета полоролевой социализации мальчиков и девочек. Такой подход приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола. Мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности; девочки нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному решению конфликтов. И как следствие это приводит к разрушению стереотипов мужского и женского поведения, к смешению половых ролей, феминизацию мужчин и омужествлению женщин.
Поэтому ориентироваться в настоящее время только на биологический пол, нельзя. Учеными, психологами и педагогами был введен термин «гендер» - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.
В результате психолого-педагогических исследований было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей происходит принятие гендерной роли:
- к возрасту 3 лет дети начинают понимать что они либо мальчик, либо девочка и обозначают себя соответствующим образом;
- с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что пол не изменяется и мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Исследования, посвященные Я-концепции и гендерной идентичности взрослых, показывают, что гендерная идентичность - незаконченный результат. В течение жизни она наполняется различным содержанием в зависимости от социальных и культурных изменений, а также от собственной активности личности.
Основные различия можно обобщить в следующие группы:
• Биологические, анатомические, физиологические и психо-физиологические особенности строения организма.
• Социальные (подготовка к жизненным позициям мужчины и женщины в обществе)
• Исторически сложившиеся традиции, обычаи, нравы…
• Психолого-педагогические (индивидуальность).
В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:
• в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
• организации внимания;
• в формах активации эмоций;
• в мотивации деятельности и оценки достижений;
• в поведении.
Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
Девочки:
• быстрее схватывают новый материал;
• легче усваивают алгоритмы и правила;
• любят задания на повторение;
• чаще используют ближнее зрение;
• воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
• лучше обучаются последовательно — «от простого к сложному»;
• новую информацию анализируют с помощью левого полушария;
Мальчики:
• труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
• им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;
• лучше выполняют задания на сообразительность;
• не терпят однообразия;
• лучше выполняют задания при ярком свете;
• новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).
Существуют признаки несформированности гендерной идентичности: это предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола, стремление быть с взрослыми противоположного пола, подражая его поведению, активно выраженное желание изменить свой пол и имя, рассказы ребенка, в которых он выступает, как представитель другого пола, стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола. Если один из признаков имеется у ребенка необходимо консультация специалистов и об этом факте должны узнать родители. Особенно внимательно нужно отнестись к детям из группы риска (неполные семьи), особенно к мальчикам, которые лишены мужского воспитания.
Несоответствие гендерным стереотипам создает психологические трудности для всех детей, но у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще.
Для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идет по женскому типу.
Мужские качества традиционно ценятся выше женских: женственные мальчики вызывают неодобрение, насмешки, а «мужественная» девочка воспринимается спокойно и даже положительно.
В период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому влиянию: дома – мама или бабушка, а в детском саду, пребывание в котором от 8 до 12 часов – женщины - воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчины, а женщина, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не может, по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, воспитатель женщина не располагает детским опытом переживаний, с которым сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми.
Первоочередной задачей стоящей перед дошкольными образовательными организациями должна быть задача осуществления дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.
Для этого необходимо:
- Формирование полоролевых знаний у детей.
- Формирование у детей представлений о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре.
- Развитие нравственно-волевых качеств характерных для мальчиков (сила, выносливость, смелость ит.д.) и для девочек (нежность, доброта, терпимость и т.д.).
- Формирование толерантного, дружеского отношения друг к другу.
- Просвещение родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек.
Чтобы реализовать эти задачи нужно учитывать различия в психике и поведении детей:
Установлено, что мальчики, играя, используют все игровое пространство, девочки играют в ограниченном пространстве.
Игра – основной вид деятельности детей, поэтому в группе желательно отвести разные игровые пространства для мальчиков и девочек, игрушки должны быть подобраны с учетом полового признака.
На занятиях с педагогами и специалистами также должны учитываться особенности детей разного пола. Используя наглядный материал, объясняя материал четко и конкретно, используя ситуации поискового характера – понимать, что важно для мальчиков и для девочек, если им трудно, принцип задания можно разобрать до начала работы.
Важно иметь в группе литературные произведения, сказки, которые предлагают мальчикам и девочкам разные модели поведения. Малыши, впитывая их, стараются подражать героям. Например, объясняя, почему сказочный принц поехал на войну, мальчик присваивает мужскую модель поведения, а образ Золушки служит для девочки моделью для подражания.
Что касается трудовой деятельности детей, то здесь необходимо воспитывать уважение к труду, желание помочь взрослому и друг другу. Давая поручения, следует учитывать, что мальчики физически сильнее, а девочки аккуратнее и тщательнее выполнят задание.
При проведении работ по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, нужно обращать внимание на следующее:
- на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
- на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;
- на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать им в глаза и т.д.
Мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то возможно, а причины для осуждения будет меньше. Просто нужно предоставить им пространство и следить, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков и моряков и создать для этого соответствующие условия.
Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм. Когда в игре будет достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов, связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций.
Поэтому, в процессе руководства игрой детей, воспитатель и родители должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными и счастливыми в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы педагога – психолога участия в городском эксперименте: « Гендерный подход в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Актуальность проведённого исследования связана с необходимостью дифференцированного подхода к воспитанию детей старшего дошкольного возраста, процесса полоролевой социализации мальчиков и девоче...
Проблема индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников.
Проблема индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников.Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. ...
Консультация «Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников»
Обеспечение гендерного подхода в социализации дошкольников....
"Особенности развития мальчиков и девочек. Гендерный подход в воспитании дошкольника".
Чем отличаются в своем развитии мальчики и девочки, какие подходы выбрать родителям и педагогам?...
Гендерные различия в воспитании и обучении дошкольников
Как посторить отношения с воспитаника в ДОУ, учитывая их гендерные различия...
«Элементы орф – педагогики как креативный подход в воспитании и обучении дошкольников» (из опыта работы)
Орф-педагогика - это воспитание и обучение через искусство и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. Эта креативная педагогика позволяет развивать н...
Проект «Современные подходы к воспитанию и обучению дошкольников»
Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели.Цель:Ознакомление педагогов с новым видом совместной де...