Конспект НОД по экспериментальной деятельности c детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Методическая разработка способствует расширению знаний детей свойствах воздуха через организацию экспериментальной деятельности, посредством инструментов ТРИЗ-РТВ (метод маленьких человечков)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект "Секреты маленьких человечков) ММЧ ТРИЗ технология | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Воронькова Елена Викторовна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №22»г. Выборга
КОНСПЕКТ «Секреты маленьких человечков»
КОНСПЕКТ НЕПРИРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬГО ВОЗРАСТА
«СЕКРЕТЫ МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ»
(ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТРИЗ-РТВ)
Цель: посредством инструментов ТРИЗ-РТВ формировать представления о свойствах воздуха.
Образовательные задачи: Расширить знания детей свойствах воздуха через организацию экспериментальной деятельности, активизировать и обогащать словарь детей.
Развивающие задачи: Продолжать развивать интерес к экспериментальной деятельности, развивать любознательность, мышление, фантазию детей, совершенствовать навыки проведения лабораторных опытов, развивать фантазию детей.
Воспитательные задачи: Продолжать формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
2. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
-Ребята, я сегодня утром пришла в группу и увидела на столе эту коробочку со странной надписью.
Надпись на коробочке (печатными буквами, может прочитать ребёнок):
«Узнайте, что я
Исследуйте меня,
Поиграйте со мною!»
-Ребята, что в ней может быть? (варианты ответов детей)
-А как узнать? (Открываем,в коробочке пусто)
-В коробке что-то должно быть, но я ничего не вижу, а вы?Может кто-то догадался?(Предположения детей)
Ответ: это воздух! (Если дети не догадываются, то использовать подсказки:
символы маленьких человечков на обратной стороне крышки и загадку
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него МЫ жить не можем).
-Это воздух. А это маленькие человечки воздуха! Это они спрятались в коробку! О чём же они попросили нас ? (исследовать и поиграть с ними)
-Вот так задача! Посмотрим направо, налево, вверх, в коробку. Вы видите воздух? У него есть цвет? Значит он какой? (невидимый)
-Невидимка, какой-то! А как же исследовать невидимку-воздух, да ещё и поиграть с ним?!(варианты ответов)
-Кажется, знаю, что делать. Открою вам маленький секрет? Я немножко занимаюсь волшебством. Могу вас, при помощи волшебства перенести в свою лабораторию. Вы же знаете, для чего нужна лаборатория? Думаю, мы сможем там и опыты провести и поиграть с маленькими человечками воздуха. Хотите?Тогда закрываем глаза. Будем творить чудеса. (считаем до 5)
Слайд 1
3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
-Теперь вы тоже волшебники! Но без помощников нам всё же не обойтись. А кто же нам поможет? (варианты ответов)
Слайд 2
-Вспомним, что умеют делать маленькие человечки воздуха?
(показ детьми -движения).
- Да, они недружные, и не умеют они играть друг с другом.А ведь маленькие человечки воздуха наши друзья! Они нам очень нужны. Знаете, почему?(Воздухом мы дышим)
- А внутри нас есть воздух? (варианты ответов детей) Проверим?
Опыт 1(Дети и воспитатель проходят к столу и садятся на места)
-Подуем через трубочку себе на ладошку. (Дети выполняют действие)
-Что почувствовали? Как будто дует ветерок. Что происходит с маленькими человечками воздуха?(они как бы бегут по ладошке)
ВЫВОД: в нас есть воздух!
-Но мы человечков воздуха только почувствовали. А ещё их можно увидеть!
- Один конец трубочки опустим стакан с водой. Аккуратно подуйте. (Дети выполняют действие)
-Что видим? Что это за пузырьки? (Пузырьки воздуха)
-Кто сможет объяснить, что сейчас произошло с маленькими человечками воздуха) (Мч воздуха побежали по трубочке, нырнули в воду и вынырнули.)
ВЫВОД: Если в воде появились пузырьки, значит в ней появился воздух.
-Вот мы и увидели воздух
Опыт 2 (воспитатель и дети около экспериментального стола)
-В своей лаборатории я провожу опыты, хочу и вам показать один.
-У меня вот такой контейнер. Он пустой или там что- то есть? (варианты ответов)
- А это кораблик. Из чего он сделан? (Дать потрогать одному ребёнку бумажный кораблик.)
-Вспомните, что произойдёт, если его погрузить в воду. (ответы)
-Накрываю кораблик контейнером и погружаю в воду. (показ)
-Что происходит? (ответы)
-Посмотрите, там есть вода?(Достаём и обнаруживаем, что кораблик сухой.)
-Почему же кораблик сухой (ответы)
Моделирование опыта с помощью
бумажных человечков на магнитной доске.
-Смоделируем наш опыт и проверим, действительно ли человечки воздуха защитили наш кораблик от воды?
Дети делают ВЫВОД: в контейнере был воздух, и он не пустил воду.
Опыт 3 (возвращаемся к столам)
-Какая пробирка, пустая или там что, то есть? (Там воздух)
-Выпустим маленьких человечков воздуха из колбы? Опускаем пробирку в воду и наклоняем. (Мой показ, дети выполняют действие)
-Что видим? (Пузырьки)
-Мы теперь знаем, что воздух выходит виде пузырьков. И от нас теперь воздух не спрячется.
Опыт 4
-Когда кто-то прячется, то как называется такая игра? (прятки)
Дети проводят опыт с шурупом, косточкой, камнем (Опускают в воду и наблюдают за пузырьками)
ВЫВОД: воздух находится в живой и неживой природе и в и предметах, сделанных руками человека
Опыт 5 (на ковре, с полиэтиленовыми пакетами)
-А ещё маленькие человечки воздуха обожают играть в ловишки. Поиграем с ними? Они убегают, а мы ловим… Сколько вы поймали?
-Какую форму имеет пакет? А если пакет чуть сдавим, то какую он форму приобрёл? (Ответы детей)
ВЫВОД: Воздух не имеет формы. Он приобретает лишь форму предмета, в котором находится.
-Осторожно приоткройте пакет и узнайте, есть запах у воздуха.
ВЫВОД: нет запаха, вкуса.
-А если приоткрыть пакет, то что произойдет с маленькими человечками воздуха?
Опыт 6
-Мы так хорошо поиграли, что даже жарко стало. (помахать руками)
Что замечаете? (Как будто ветерок дует). Так что же такое ветер?
Вывод: Ветер – это сильная струя воздуха, движение воздуха. Воздух состоит из человечков газа: эти человечки очень подвижные, они бегают в разные стороны, кто куда захочет. Слайд 3-анимация
-А можно услышать воздух? ( Когда дует ветер)
-Посмотрите, что принёс нам ветер ( Слайд 4 -анимация движущих мыльных пузырей) Какие они? Из чего делают? А что внутри пузырей? А откуда он там берётся?
ВЫВОД: Воздух лёгкий!
-А вы любите пускать мыльные пузыри? А долго можно с ними играть? (нет, они лопаются)Хотите узнать почему? Для этого нам нужно превратиться в маленьких человечков!
Моделирование через эмпатию (значки маленьких человечков выбирают сами дети)
– Мыло состоит из твердых человечков. (дети берутся за руки) Но они очень любят купаться. Когда рядом с ними вода, они отпускают руки и начинают плавать и брызгаться – получается пена.(показ детьми) Если мы захотим выдуть пузырь, то на палочку берем капельку мыльной воды. Когда мы начинаем дуть (дую через соломинку) – человечки растягивают руки в стороны, запуская газообразных человечков внутрь…(дети показывают)
– Почему пузыри так быстро лопаются?
– У человечков руки скользкие, мокрые, они уже не могут крепко держаться и отпускают их.(показ детьми)
– А почему, когда пузырь лопнет, остается капелька воды?(ответы)
-Вот и наш мыльный пузырь лопнул и капельки мыльной воды превратились в карусель.
ИТОГ ИГРА «Карусель»
Дети достают по очереди карточку из коробочки, задают вопрос и отвечают сами.Н: Воздух, у тебя есть вкус? (нет) Воздух какой у тебя цвет? (бесцветный) Воздух ты природа или рукотворный мир? и т.д
-Сколько мы узнали о воздухе и поиграли с маленькими человечками !Какая игра больше всего понравилась?А маленьким человечкам воздуха понравилось играть с нами? (Открываю коробку, а там мыльные пузыри). Продолжим играть с маленькими человечками воздуха, когда пойдём на прогулку? Возвращаемся в детский сад (считаем до 5)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Волшебница-вода"
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Волшебница-вода"...
конспект Нод по экспериментальной деятельности в подготовительной группе
конспект Нод по экспериментальной деятельности в подготовительной группе...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе " Виды бумаги"
Расматриваем с детьми какие виды бумаги существуют....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе. « Природное явление – извержение вулкана».
Занятие по эксперементальной деятельности....
Тема: Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Вкусный опыт»
Развивать интерес детей к экспериментальной деятельности через сравнение и опыт. Учить детей ставить цель, планировать свою работу.Самостоятельно делать выводы на основе практического опыта....
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Волшебница-вода"
Свойства воды. Опыты с водой....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Город волшебства»
Цель:Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.Задачи:1.Упражнять в ...