Конспект НОД по экспериментальной деятельности c детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Воронькова Елена Викторовна

Методическая разработка способствует расширению знаний детей свойствах воздуха через организацию экспериментальной деятельности, посредством инструментов ТРИЗ-РТВ (метод маленьких человечков)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воронькова Елена Викторовна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №22»г. Выборга

КОНСПЕКТ «Секреты маленьких человечков»

КОНСПЕКТ  НЕПРИРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬГО ВОЗРАСТА

«СЕКРЕТЫ МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ»

 (ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТРИЗ-РТВ)

Цель: посредством инструментов ТРИЗ-РТВ формировать представления о свойствах воздуха.

Образовательные задачи: Расширить знания детей свойствах воздуха через организацию экспериментальной деятельности, активизировать и обогащать словарь детей.

Развивающие задачи: Продолжать развивать интерес к экспериментальной деятельности, развивать любознательность, мышление, фантазию детей, совершенствовать навыки проведения лабораторных опытов, развивать фантазию детей.

Воспитательные задачи: Продолжать   формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

-Ребята, я сегодня утром пришла в группу и увидела на столе эту коробочку со странной надписью.

Надпись на коробочке (печатными буквами, может прочитать ребёнок):

«Узнайте, что я

Исследуйте меня,

Поиграйте со мною!»

-Ребята, что в ней может быть? (варианты ответов детей)

 -А как узнать? (Открываем,в коробочке пусто)

-В коробке что-то должно быть, но я ничего не вижу, а вы?Может кто-то догадался?(Предположения детей)

Ответ: это воздух! (Если дети не догадываются, то использовать подсказки:

 символы маленьких человечков на обратной стороне крышки и загадку

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, но всё же

Без него МЫ жить не можем). 

-Это воздух. А это маленькие человечки воздуха! Это они спрятались в коробку! О чём же они попросили нас ? (исследовать и поиграть с ними)

-Вот так задача! Посмотрим направо, налево, вверх, в коробку. Вы видите воздух? У него есть цвет? Значит он какой? (невидимый)

-Невидимка, какой-то! А как же исследовать невидимку-воздух, да ещё и поиграть с ним?!(варианты ответов)

-Кажется, знаю, что делать. Открою вам маленький секрет? Я немножко занимаюсь волшебством. Могу вас, при помощи волшебства перенести в свою лабораторию. Вы же знаете, для чего нужна лаборатория? Думаю, мы сможем там и опыты провести и поиграть с маленькими человечками воздуха. Хотите?Тогда закрываем глаза. Будем творить чудеса. (считаем до 5)

Слайд 1

 3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

-Теперь вы тоже волшебники! Но без помощников нам  всё же не обойтись. А кто же нам поможет? (варианты ответов)

Слайд 2

-Вспомним, что умеют делать маленькие человечки воздуха?

(показ детьми -движения).

 - Да, они недружные, и не умеют они играть друг с другом.А ведь маленькие человечки  воздуха наши друзья! Они нам очень нужны. Знаете, почему?(Воздухом мы дышим)

- А внутри нас есть воздух? (варианты ответов детей) Проверим?

Опыт 1(Дети и воспитатель проходят к столу и садятся на места)

-Подуем через трубочку себе на ладошку. (Дети выполняют действие)

-Что почувствовали? Как будто дует ветерок. Что происходит с маленькими человечками  воздуха?(они как бы бегут по ладошке)

ВЫВОД: в нас есть воздух!

-Но мы человечков воздуха только почувствовали. А ещё их можно увидеть!

- Один конец трубочки опустим стакан с водой. Аккуратно подуйте. (Дети выполняют действие)

-Что видим? Что это за пузырьки? (Пузырьки воздуха)

-Кто сможет объяснить, что сейчас произошло с  маленькими человечками  воздуха) (Мч воздуха побежали по трубочке, нырнули в воду и вынырнули.)

ВЫВОД: Если в воде появились пузырьки, значит в ней появился воздух.

-Вот мы и увидели воздух

Опыт 2 (воспитатель и дети около экспериментального стола)

-В своей лаборатории я провожу опыты, хочу и вам показать один.

-У меня  вот такой контейнер. Он пустой или там что- то есть? (варианты ответов)

- А это кораблик. Из чего он сделан? (Дать потрогать одному ребёнку бумажный кораблик.) 

-Вспомните, что произойдёт, если его погрузить в воду. (ответы)

-Накрываю кораблик контейнером и погружаю в воду. (показ)

-Что происходит? (ответы)

-Посмотрите, там есть вода?(Достаём и обнаруживаем, что кораблик сухой.)

-Почему же кораблик сухой (ответы)

Моделирование опыта с помощью

бумажных человечков   на магнитной доске.

-Смоделируем наш опыт и проверим, действительно ли человечки воздуха защитили наш кораблик от воды?

Дети делают ВЫВОД: в контейнере был воздух, и он не пустил воду.

Опыт 3 (возвращаемся к столам)

-Какая пробирка, пустая или там что, то есть? (Там воздух)

-Выпустим маленьких человечков  воздуха из колбы? Опускаем пробирку в воду и наклоняем. (Мой показ, дети выполняют действие)

-Что видим? (Пузырьки)

-Мы теперь знаем, что воздух выходит виде пузырьков. И от нас теперь воздух не спрячется.

 Опыт 4

-Когда кто-то прячется, то как называется такая игра? (прятки) 

Дети проводят опыт с шурупом, косточкой, камнем (Опускают в воду и наблюдают за пузырьками)

ВЫВОД: воздух находится в живой и неживой природе и в и предметах, сделанных руками человека

Опыт 5 (на ковре, с полиэтиленовыми пакетами)

-А ещё маленькие человечки воздуха  обожают играть в ловишки. Поиграем с ними? Они убегают, а мы ловим… Сколько вы поймали?

-Какую форму имеет пакет? А если пакет чуть сдавим, то какую он форму приобрёл? (Ответы детей)

ВЫВОД: Воздух не имеет формы. Он приобретает лишь форму предмета, в котором находится.

-Осторожно приоткройте пакет и узнайте, есть запах у воздуха.

ВЫВОД: нет запаха, вкуса.

-А если приоткрыть пакет, то что произойдет с маленькими человечками воздуха?

Опыт 6

-Мы так хорошо поиграли, что даже жарко стало. (помахать руками)

Что замечаете? (Как будто ветерок дует). Так что же такое ветер?

Вывод: Ветер – это сильная струя воздуха, движение воздуха. Воздух состоит из человечков газа: эти человечки очень подвижные, они бегают в разные стороны, кто куда захочет. Слайд 3-анимация

-А можно услышать воздух? ( Когда дует ветер)

-Посмотрите, что принёс нам ветер ( Слайд 4 -анимация движущих мыльных пузырей) Какие они? Из чего делают? А что внутри пузырей? А откуда он там берётся?

ВЫВОД: Воздух лёгкий!

-А вы любите пускать мыльные пузыри? А долго можно с ними играть? (нет, они лопаются)Хотите узнать почему? Для этого нам нужно превратиться в маленьких человечков!

Моделирование через эмпатию (значки маленьких человечков выбирают сами дети) 

– Мыло состоит из твердых человечков. (дети берутся за руки) Но они очень любят купаться. Когда рядом с ними вода, они отпускают руки и начинают плавать и брызгаться – получается пена.(показ детьми) Если мы захотим выдуть пузырь, то на палочку берем капельку мыльной воды. Когда мы начинаем дуть (дую через соломинку) – человечки растягивают руки в стороны, запуская газообразных человечков внутрь…(дети показывают)

– Почему пузыри так быстро лопаются?

– У человечков руки скользкие, мокрые, они уже не могут крепко держаться и отпускают их.(показ детьми)

– А почему, когда пузырь лопнет, остается капелька воды?(ответы)

-Вот и наш мыльный пузырь лопнул и капельки мыльной воды превратились в карусель.

ИТОГ ИГРА «Карусель»

 Дети достают по очереди карточку из коробочки, задают вопрос и отвечают сами.Н: Воздух, у тебя есть вкус? (нет) Воздух какой у тебя цвет? (бесцветный) Воздух ты природа или рукотворный мир? и т.д

 -Сколько мы узнали о воздухе и поиграли с маленькими человечками !Какая игра больше всего понравилась?А маленьким человечкам  воздуха понравилось играть с нами? (Открываю коробку, а там мыльные пузыри). Продолжим играть с маленькими человечками воздуха, когда пойдём на прогулку?  Возвращаемся в детский сад (считаем до 5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Волшебница-вода"

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Волшебница-вода"...

конспект Нод по экспериментальной деятельности в подготовительной группе

конспект Нод по экспериментальной деятельности в подготовительной группе...

Тема: Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Вкусный опыт»

Развивать интерес детей к экспериментальной деятельности через сравнение и опыт. Учить детей ставить цель, планировать свою работу.Самостоятельно делать выводы на основе практического опыта....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Город волшебства»

Цель:Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.Задачи:1.Упражнять в ...