Цикл конспектов по опытно-экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста
план-конспект занятия (младшая группа)

Савченко Елена Петровна

Цикл НОД по познавательному развитию с детьми раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx40.97 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл НОД по познавательному развитию

Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе №2 «Теремок для зверей»

Воспитатель: Савченко Е.П.

Цель: учить детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий».

Задачи:

– активизировать в речи слова «твердый», «крепкий», «мелкая», «белая», «легкая»;

– учить находить мягкие и твердые предметы на ощупь;

– вызвать доброжелательное отношение к лесным жителям.

Оборудование и материалы: сказочный персонаж-игрушка мишка, лесная поляна, длинная и короткая дорожка, корзинка с камешками и ватой. Чудесный мешочек с мягкими и твердыми предметами. У воспитателя для опыта: поднос с камешками и ватой, баночка с водой, ложка. У каждого ребенка на столе: тарелочка с камешком и ватой, баночка с водой, ложка.

Ход занятия.

1 Вводная часть

Звучит музыка.

Появляется грустный Мишка (игрушка)

–Здравствуйте, ребята! (дети здороваются)

–Вы меня узнали? Кто я? (дети отвечаю: Медведь.)

– А назовите, какие сказки вы знаете? (дети называют)

–А вы знаете сказки про меня (дети отвечают)

–Молодцы!

– Ребята, я мишка из сказки «Теремок», вы же знаете, что я раздавил дом, хотел в него зайти и раздавил и теперь всем жителям теремка негде жить. И решили мы построить новый дом, лисичка предлагает его построить из ваты, а зайчик из камней. Мы просим вас исследовать камешки и вату и рассказать, из чего лучше построить новый дом.

2. Основная часть

Воспитатель: Ребята, а вы хотите помочь разобраться в этом не простом, но очень важном деле?

Тогда мишка зовет нас в свою лесную лабораторию. Готовы отправиться в путь? А в лес ведут 2 дороги. Одна дорога, какая? (длинная) а другая, какая? (короткая). Как вы думаете, по какой дороге нам надо идти, что бы быстрее добраться до леса? (по короткой). Идем по короткой дороге.

Добрый лес, старый лес

Полон сказочных чудес!

Мы идем гулять сейчас

И зовем с собою вас!

Ждут нас на лесной опушке

Птички, бабочки, зверюшки,

Паучок на паутинке

И кузнечик на травинке!

Восп. – Вот и пришли. (подходят к месту со столами и становятся кругом) .

Восп. – Сейчас мы с вами превратимся в ученых. Ну, а теперь занимайте свои места, начнем наш эксперимент для того, чтобы понять из какого же строительного материала построить домик. А ты, мишка, внимательно смотри и запоминай.

Восп. – Давайте начнем исследование с камешков. Рассмотрите их. Возьмите их, потрогайте, сожмите в ладошке, мнется? Нет. Попробуйте его разломить. Ломается? Нет. Какой он? Он очень твердый, крепкий. Попробуйте подуть на него.

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо –

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание.

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим:

Глубже, шире.

Восп. – Улетел? Нет. Он тяжелый, и не летает. Так скажите, какой он? (твердый, тяжелый, крепкий).

– Теперь возьмите вату. Рассмотрите ее. Потрогайте ее, сожмите, какая она? (мягкая, белая). Попробуйте оторвать кусочек и подуть на него.

– Летает? Полетела. Значит она мягкая, легкая, воздушная. Какая же вата?

– Сейчас мы будем проводить опыт с камешком и ватой. Положите камешек на блюдце, наберите в ложечку воды и полейте его. Что стало с ним? Вся вода с камешка стекла на блюдце. А теперь положите вату на блюдце и так же полейте ее водой. Что стало с ватой? Она вся промокла и стала мокрой. Давайте сделаем вывод: какой же камешек? – твердый, крепкий, тяжелый, не боится воды. А вата – мягкая, белая, легкая, воздушная и впитывает в себя воду.

– Ну вот, опыт мы с вами провели, осталось сделать вывод. Выходите из-за столов и подходите ко мне.

3. Заключительная часть

Восп.– Ребята, мы с вами рассмотрели свойства камешков и ваты. И теперь давайте еще раз скажем мишке из чего же ему нужно строить крепкий новый домик: из камешков или из ваты? (камешков)

– Почему? (потому что они твердые, крепкие)

– Может из ваты? (нет, если пойдет дождь, то домик намокнет, потому что вата впитывает воду, боится воды, если подует сильный ветер – он улетит, потому что вата легкая)

– Мишка благодарит вас за помощь, теперь он знает из чего построит теремок, конечно, из камней! Он приготовил вам сюрприз. Мишка принес с собой чудесный мешочек и хочет поиграть с вами в интересную игру. В мешочке лежат твердые и мягкие предметы, вы должны на ощупь их определить. Молодцы, все справились с заданием!

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Расскажем Лунтику о воздухе», в первой младшей группе №2

Воспитатель: Савченко Е.П.

Цель: Создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную деятельность.

Задачи:

– Формировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.

– Знакомить детей с основными свойствами воздуха.

– Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

– Развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты, бумажные веера, кораблики, ёмкость с подкрашенной водой, вата, султанчики, воздушные шарики, пахучие вещества (банан, апельсин, чеснок, лимон, кофе в разных баночках).

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, вы ничего не слышите? Какой то странный звук раздается из прихожей, присаживайтесь на стульчики, а я посмотрю кто это может быть?

Воспитатель: А вот и он. Давайте поздороваемся с Лунтиком. (дети здороваются)

Лунтик (грустным голосом): Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Что с тобой, Лунтик, почему ты такой грустный?

Лунтик: Я нёс Кузе и Миле воздушный шарик, вот он. Вчера еще был упругий, хорошо летал. А сегодня с ним что-то случилось! Он стал мягкий и повис. Как же мы будем с ним играть?

Воспитатель: Ребята, а ведь Лунтик прав, с шариком что-то не так. Как вы думаете, почему шарик стал маленьким и мягким?

(Дети предлагают разные версии: шарик плохо надут, сдулся… Вывод: шарик сдулся.)

Воспитатель: Давайте разбираться. Лунтик, откуда у тебя шарик?

Лунтик: Я купил его в игрушечном магазине..

Воспитатель: Ребята, чем надувал шарик Лунтик?

Дети: ртом, воздухом.

Воспитатель: Значит, у Лунтикака есть воздух? Как воздух попадает в шарик?

Дети: Его выдыхают изо рта.

Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его сначала вдохнуть. Давайте мы вместе с вами вдохнём глубоко воздух через нос и выдохнем через рот.

Практическое упражнение: «Вдох – выдох»

Воспитатель: Вокруг нас есть воздух. Лунтик, дай мне шарик, я его надую. (Науваю шар).

Ребята, что появилось внутри шарика, когда я его надула? (Воздух).

Когда я надувала шарик, воздух давил на его стенки, растягивал и он стал воздушным, потому что во всем шарике: и вверху и внизу появился воздух. Лунтик, возьми шарик.

Воспитатель: Ребята, посмотрите Лунтик повеселел. Давайте научим его игре: «Веселые и грустные щечки» Покажем ему, какой становится шарик, когда его надувают (надуть щёчки, бровки приподнять). А теперь покажем какой он становится, когда сдувается (щёчки втянуть).

Лунтик: Шарик надулся, стал большой, а где же прячется воздух? Я его внутри шара не вижу.

Воспитатель: Если мы не видим воздух, значит он какой?

Дети: прозрачный, невидимый….

Воспитатель: Воздух – волшебник. Он играет с нами в прятки и очень хочет, чтобы мы его обнаружили. Давайте подойдем вот к этому столу. (стол №1).

Опыт №1 на ощущение давления воздуха – Возьмите веера, помашите им как я.(обмахивание веером) Что вы чувствуете? (ветерок, прохладу). Воздух движется и получается ветерок.

Воспитатель: А теперь попробуйте поймать воздух. Ловите его ладошками. (Воспитатель вместе с детьми и Лунтиком пытаются поймать воздух ладонями).

Лунтик: А у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?

Воспитатель: Хотите я вас научу ловить воздух?

Опыт№2 с полиэтиленовыми пакетами: Возьмите полиэтиленовый пакет раскройте его и возьмите двумя руками. (Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет). Получилось? Почему пакеты надулись?

Дети: Воздух можно поймать.

Лунтик: Ой! А я вижу свою ладошку через пакет.

Воспитатель: Лунтик увидел свою ладошку, как же это получилось, ведь внутри пакета воздух?

Дети: Воздух прозрачный.

Опыт№3 с ватой.

Воспитатель: Ветерок-невидимка, мы его не видим, но чувствуем.

Давайте сделаем ветерок, подуем на свою ладошку. Для этого нужно вдохнуть, сделать губы трубочкой и подуть ,чувствуете, ветерок на нее полетел. Это воздух. Что это? (спрашивает каждого ребенка).

Ребята, а чтобы нам увидеть, как мы с вами дуем, делаем ветерок, я возьму вату. Посмотрите на меня, вата лежит на ладони. (дую, вата улетает). А теперь вы возьмите кусочек ваты и сами попробуйте сдуть её с ладони. Молодцы научились делать ветерок.

Давайте подарим нашему другу вату, чтобы он мог дома поиграть со своими друзьями.

Воспитатель: А еще ветер любит путешествовать. Он даже прилетел к нам в группу и хочет с нами поиграть.

Музыкально – ритмическая игра «Ветерок» (с султанчиками).

Воспитатель: Ветер обладает огромной силой, он может заставлять плыть даже корабли.

Опыт №4 с бумажными корабликами на воде. (стол №2).

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Тот бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

– А вы хотите попробовать? Тогда ответьте где плавают большие настоящие корабли? А наши кораблики маленькие и наше море будет в тазиках. Опустим кораблики на воду. Почему они не плывут? Нет ветерка, давайте потихоньку подуем. Дуют на кораблики (плывут слабо). Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли быстрее? ( сильно дуют).

Воспитатель: Ребята, Лунтик, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Вдохните воздух носом.

Дети: Нет. Не пахнет. У воздуха нет запаха.

Воспитатель: А если вдохнуть воздух ртом, мы узнаем, какой у него вкус?

Дети: У чистого воздуха нет вкуса.

Воспитатель: А как же получается, что когда пекут пироги, пользуются духами, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет. Давайте проверим. (дети садятся на стульчики).

Опыт №5 «Угадай какой запах?»

Воспитатель: ( Воспитатель подготавливает пахучие вещества (банан, апельсин, чеснок, лимон, кофе и раскладывает их в разные баночки).Чтобы легче угадать, сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Повторяйте за мной:

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

Вдох-выдох, вдох-выдох.

Чудо-воздух – ох-ох-ох!

Очень весело играем –

Нюхать воздух начинаем.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Лунтик,хочешь поиграть? Давай я тебе завяжу глаза шарфом, а ты по запаху определи, какой предмет я тебе поднесла? Кто хочет ещё поиграть?

Воспитатель: Ребята, мы убедились, что воздух не имеет запаха, но может передавать запахи окружающих предметов, овощей, фруктов, цветов, духов, кремов… .

Лунтик: Как много я с вами сегодня узнал про воздух! Как бы мне это всё не забыть…

Воспитатель: Ребята, давайте напомним Лунтику, что мы сегодня узнали о воздухе?

–Какой он?

– Что передается по воздуху?

– Можем ли мы сами сделать ветерок?

–Как мы это делали?( с показом предметов: веера, ваты, кораблика...)

–Можем его почувствовать?

Воспитатель: Лунтик, чтобы ты ничего не забыл мы подарим тебе эти предметы и ты научишь своих друзей делать ветерок. (дарят Лунтику вату, веера, бумажные кораблики).

Лунтик: Ну, теперь я всё запомнил! Спасибо. Мне пора домой, к моим друзьям Кузе и Миле. А вам я оставлю воздушные шары, с которыми вы можете поиграть. До свидания, ребята!

Познавательно-исследовательская деятельность на тему «Вода» в первой младшей группе «Лучики»

Воспитатель: Савченко Елена Петровна

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности, создание благоприятной атмосферы в процессе совместной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Дать детям представление о том, для чего нам нужна вода, что вода делает предметы мокрыми.

Продолжать формировать представления детей о том, что вода может менять цвет.

Формировать у детей навыки экспериментирования;

Формировать умение делать простейшие выводы.

Развивающие:

Развивать наблюдательность, развивать речевую активность, слуховое восприятие, речь, мышление, активизировать словарь по теме.

Воспитательные:

Воспитывать целеустремленность, самостоятельность в выполнении заданий.

Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, радости, воспитывать аккуратность в работе;

Воспитывать бережное отношение к воде.

Теоретическое обеспечение: Основная образовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.–М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016 год.;

Методическое обеспечение: Ёмкости для воды (тазик, стаканчики), краски (синяя, желтая, зеленая, красная), кисточки, губки, шапочки «капельки».

Ход занятия:

Вводная часть:

Входит «Капелька» (воспитатель, со значком большой капельки воды)

– Здравствуйте, ребята! Я – большая «Капелька воды»! Я пришла с вами познакомиться и рассказать вам все о себе. Хотите отправиться вместе со мной в интересное путешествие? Тогда я попрошу вас подойти ко мне… Я сейчас превращу вас в маленьких «Капелек» и вы мне будете помогать!

Воспитатель одевает детям шапочки

Основная часть:

Воспитатель: – Ребята расскажите, для чего нам нужна вода?

Дети: Пить, мыться, готовить еду, стирать.

Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоит тазик с водой

–А что тут в тазике налито? (водичка)

–Правильно! В тазиках водичка. Ручки у вас сейчас сухие. Опустите ручки в водичку. (Дети опускают)

–Видны наши ручки ? (Да, видны.)

–Пошевелите пальчиками в водичке. Видны пальчики? (Видны)

–Почему пальчики видны? Да потому, что водичка чистая, прозрачная.

–А теперь выньте ручки из водички. Какими стали ручки? (Мокрыми.)

–Ручки стали мокрыми. А были какими? (Сухими.)

–А теперь опустите губки в водичку дети. Какими стали губки? (Мокрыми.)

Воспитатель рассказывает о свойствах воды, что вода мокрая, делает предметы мокрыми

Физ. Минутка «Капелька»

Солнце стало пригревать, (руки вверх, потянулись.)

Стали капельки стучать.(кулачки стучат)

Капля – раз, капля – два,(руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх)

Капли медленно сперва,(хлопают в ладошки)

А потом быстрей, быстрей

Побежали ручейки.

Их попробуй, догони!(бег на месте)

Воспитатель предлагает приступить к следующему опыту «Цветная вода»

«Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»

Налить в несколько стаканов воду.

– Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная.)

–Воду можно подкрасить, добавив в неё краску (Дети наблюдают за окрашиванием воды.)

–Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная.)

–Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду. Вывод: вода легко окрашивается в любой цвет.

Воспитатель:– А теперь ребята, еще проведем один опыт.

Налить воду в две ёмкости. В первую – холодную, а во вторую – тёплую. Предложить детям потрогать воду руками и определить, где какая вода. Предложить детям понюхать воду.

–Чем пахнет вода? (ответы детей)

–Вывод: вода бывает холодная и тёплая. Чистая вода не имеет запаха.

–Вы ребята, молодцы! А сейчас Капелькам пора превращаться обратно в ребяток.

Воспитатель зачитывает волшебные слова: «Эти капельки играли, много нового узнали, а теперь пора возвращаться и в ребяток превращаться!» Заключительная часть:

– Какие вы молодцы! Капельке понравилось с вами сегодня попутешествовать.

–А вам понравилось ребята? (Ответы детей)

–Капельке пора возвращаться домой, скажем ей, до свидания!

Воспитатель спрашивает у детей, что они делали в ходе эксперимента, что они узнали, о свойствах воды (помогает в подборе слов).

Конспект занятия по сенсорному развитию на тему: «Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей младшей группы»

Цель: Обогатить тактильный (чувственный) опыт детей.

Задачи:

1. Учить выделять свойства предметов: форму, размер, путем осязательного обследования.

2. В ходе дидактических упражнений развивать восприятие, осязание, мелкую моторику рук.

3. Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать его в речи.

Оборудование и материалы: мешочек, блоки Дьениша, тазы с водой, постельное белье, кроватки, куклы.

Ход занятия:

Организационный этап:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними (садимся на стульчики).

Воспитатель: Посмотрите, нас сегодня встречают куклы Саша и Маша. Они сказали мне по секрету, что вечером ждут гостей. Видите, стол накрыли, а угощений для гостей у них нет.

Воспитатель: Подождите ребята, они что-то хотят мне сказать. Оказывается, угощенье у кукол есть вот этом мешочке (показ мешочка). Давайте посмотрим, что за угощенье приготовили куклы своим гостям.

Основная часть:

Воспитатель Что лежит в мешочке?

Дети: Печенье!

Воспитатель: Но вот беда, все печенье куклы   перемешали, а оно всё разное по форме и величине, Саша с Машей просят помочь нам разложить угощенья по тарелочкам. Поможем?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что грязными руками печенье брать нельзя. Утром, когда вы пришли в детский сад, руки мы уже мыли, а сейчас мы их только сполоснем.

Воспитатель: Скажите мне, а какой водой мы моем руки?

Дети: Теплой.

Воспитатель: Смотрите перед нами стоят два тазика с водой. Давайте посмотрим, какая вода у нас в первом тазике

Дети: Холодная.

Воспитатель: а холодной водой мы моем руки?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Можем заболеть (дети отжали ручки)

Воспитатель: Теперь потрогаем воду во втором тазике. Какая вода?

Дети: Теплая, приятная.

Воспитатель: В такой воде мы моем руки?

Дети: Да.

Воспитатель: Ручки мы с вами вымыли. Берем полотенца и вытираем. Ну, а теперь мы готовы помочь Маше и Саше (сели на стульчики).

Воспитатель: Ребята, перед вами на столе стоят две тарелки, в центре которых нарисованы геометрические фигуры. На одной тарелке нарисован круг, на другой квадрат. Сюда мы кладем только круглое печенье и большое и маленькое, а в эту тарелку только квадратное печенье и большое и маленькое (дети подходят по одному и достают печенье по просьбе воспитателя)

Воспитатель: Сколько печенья осталось в мешочке.

Дети: Ни одного.

Воспитатель: Пока мы с вами раскладывали угощенье по тарелкам, куклы устали. Давайте мы их уложим спать, пусть отдохнут до прихода гостей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кроватки у них не заправлены. Поможем куклам.

Дети: Да

Воспитатель: Потрогайте кроватки, какие они?

Дети: Жесткие.

Воспитатель: Правда!

Воспитатель: а мы с вами на каких спим?

Дети: На мягких.Воспитатель: Что нужно положить на кровать, чтобы она стала мягкой?

Дети: Матрас (дети выбирают матрас)

Воспитатель: Матрас положили, простынкой застелили. Что нам ещё необходимо положить.

Дети: Подушку.

Воспитатель: Смотрите, у нас много разных подушек. Давайте выберем подходящую, потрогайте. Какую возьмем? Правильно! А почему?

Дети: Потому, что она мягкая.

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, а чтобы нам было тепло во время сна, что ещё необходимо?

Дети: Одеяло.

Воспитатель: Правильно. Потрогайте и выберите подходящее. Каким одеялом мы укрываемся?

Дети: Мягким.

Заключительная часть:

Воспитатель: Теперь давайте положим кукол спать и пожелаем им приятных снов! Ребята, что нового вы сегодня узнали (ответы детей). Вы молодцы, что не бросили кукол в беде и помогли им.

Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе «Свойства песка»

Воспитатель: Савченко Е.П.

Цель занятия: Закрепить знания у детей о свойствах песка. Формировать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений. Активизировать в речи детей слова песок холодный, сыпучий, мокрый и т. д. Воспитывать любознательность, любопытство, эстетическое восприятие.

Форма проведения: Подгрупповая, практическая деятельность.

Оборудование: таз с водой, баночка с пеком, формочка для песка, совочек, доска для лепки, влажные салфетки по количеству детей. Игрушки зайчика и медвежонка.

Ход занятия-экспериментирования:

Мотивация:

В группу приходит зайка. Ребята рассматривают его, у него есть ушки, лапки хвостик, глазки, носик и т.д.

Зайка:– Ребята, сегодня у медвежонка день рождения, а я не знаю что ему подарить. Помогите мне.

Воспитатель:– А давай зайка мы с ребятами слепим ему куличики и ты подаришь их мишке

Зайка: – О, спасибо ребята!

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, что насыпано в баночке? (песок). Давайте высыплем песок на доску. Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Сухой, тёплый, сыпется).

Воспитатель: Этот песок – сухой, сыпучий. (Дети повторяют).

– Насыпьте его себе на ладошку. (Дети выполняют).

– Посмотрите, из чего состоит песок? (Ответы детей.)

– Скажем вместе: из песчинок. Они маленькие. (Дети повторяют.)

– Как трудно держать их в руках. Песчинки сыпется, как струйка. Этот песок сухой. (Сопровождаю свои слова демонстрацией опыта).

Воспитатель: Ребята у нас столе есть формочка. Давайте насыплем песок в формочку посмотрим получится у нас куличик или нет.

Аккуратно насыпаем песок в формочку.

Воспитатель: Получились куличики? (Ответы детей). Почему не получились? (Песок сухой.)

Воспитатель: Ребята, чтобы получились куличи, что нужно сделать с песком?

Дети отвечают: Намочить.

Песок мокрый – он темный, холодный, из него можно лепить куличики. Кто знает, что будет, если в песок налить воду? (Ответы детей.) Давайте проверим.

Воспитатель: Наливаю воду в песок.

Потрогайте его и скажите – сухой он или мокрый'? (ответы детей)

Тёплый или холодный? (ответы детей).

Воспитатель: Если в песок налить воду, он станет мокрым, холодным.

– Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям.)

Вывод. Мокрый песок не сыпучий.

Воспитатель: Из мокрого, сырого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмем формочку и аккуратно наложим в нее мокрый песок. Вот так постучим по песку совочком, утрамбуем его. Осторожно перевернем формочку с песком. Постучим по донышку еще раз совочком. Снимем формочку. Что получилось? (Куличик.)

– Вот какой красивый куличик мы с вами сделали, молодцы. Дети, протрите руки салфеткой.

Воспитатель: Подвожу итог. Сухой песок сыпется, а мокрый лепется. Из сухого песка нельзя делать куличики, а из мокрого можно.

Рефлексия:

Воспитатель: – Ребята, а кому мы лепили эти куличики? (зайке, чтобы он подарил их мишке) Из чего мы лепили куличики? (из песка). Какой песок должен быть? (мокрый)

Зайка благодарит детей и дарит куличики мишке. Дети поздравляют мишку с днем рождения.

Конспект  по познавательно-исследовательской деятельности. Вторая младшая группа. Тема: «Снег. Свойства снега»

Задачи:

Обучающая:

1. Учить понимать и выделять основные свойства снега.

2. Учить строить мнемодорожку – по основным признакам снега; понимать условные обозначения мнемодорожки.

Развивающая:

1. Развивать наблюдательность, любознательность.

2. Активизировать словарь детей прилагательными определяющие свойства снега.

Воспитательная:

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения в группе.

2. Воспитывать желание помочь ближнему.

Оборудование: игрушка мишка, мнемотаблица; условные обозначения к мнемотаблице (белый прямоугольник, мороженое, солнце, перечёркнутый нос, снежинка, капелька воды, язык перечёркнутый); бумажные снежинки; лёд; ёмкость со снегом; по 2 стакана с холодной и горячей водой, ложка, салфетка (на каждого ребёнка); конвертик для письма; султанчики; воронка – фильтр; мандарины.

Ход занятия:

1.        Организационный момент:

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).

– Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).

– Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам)

– Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).

– Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).

– Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед).

– Здравствуйте!

Воспитатель. Дети, у меня есть для вас загадка. Послушайте и отгадайте ее.

Наступили холода,

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети. Зимой!

Воспитатель. Молодцы! Правильно! А какое сейчас время года?

Дети. Сейчас зима.

Воспитатель. Что бывает зимой?

Дети. Зимой бывает снег, мороз, лед. Дети катаются на санках, лыжах, лепят снеговиков.

Воспитатель: Ребята, кто то к нам стучится. Да это мишка, какой он?

Дети: мягкий, большой, у него есть уши, глаза, нос, лапы.

Мишка: здравствуйте, ребята. Малыши, а что такое снег? Помогите мне, пожалуйста, это узнать!». Я всю зиму сплю в берлоге и ни разу не видел снег.

Воспитатель: Ребята, хотите помочь медвежонку? Тогда пойдемте к столу.

2. Основная часть:

Мы идём, идём, идём

Много снега мы найдём.

Подходят к первому столу. На столе лежит разноцветная ткань (голубого, белого, красного, зелёного цвета) и вата.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что это?

Дети: Ткань

Воспитатель: Какого она цвета?

Дети: Голубого.

Воспитатель: Как снег?

Дети: Нет, снег белого цвета.

Воспитатель: Маша, найди, пожалуйста, что здесь на столе ткань белого цвета (Находит)

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, что здесь лежит (показывая на вату). Может это снег?

Дети: Нет, это вата.

Воспитатель: Ребята она такого же цвета как снег?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята мы узнали, что снег белого цвета. (Поставить на мнемотаблицу условное обозначение – белый цвет).

Ну, что ж давайте встанем в круг и продолжим наше путешествие под весёлую песенку.

Музыкальная игра «Снежинки»

На столе бумажные снежинки

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Снежинки. Воспитатель: Давайте рассмотрим их (дети берут в руки и рассматривают).

Какие они?

Дети: Белые, бумажные, лёгкие.

Давайте с ними поиграем.

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Мы снежинок наберём

Затем, глубоко вдохнём,

Чтоб снежинки полетели

Надо выдохнуть сильнее (2 раза)

Воспитатель: Итак, мы уже знаем, что снег белого цвета, лёгкий, состоит он из снежинок (поставить на мнемотаблицу условное обозначение – снежинки). Значит, мы нашли настоящий снег?

Дети: Нет.

Ну, что ж пойдём дальше путешествовать.

Мы идём, идём, идём

Много снега мы найдём.

Подходят к следующему стол, на котором стоит поддон со снегом, накрытый салфеткой.

Воспитатель: Ребята, каким бывает снег на ощупь тёплый или холодный?

Дети: Холодный

Воспитатель: Давайте потрогаем, может это снег.

(щупают, не снимая салфетки) Что чувствуете?

Воспитатель: (снять салфетку) Что же это?

Дети: Снег.

Воспитатель: Что бывает таким же холодным, как снег?

Дети: Мороженое

(ставить на мнемотаблицу условное обозначение – мороженое)

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю провести несколько опытов, но перед этим поиграть.

Пальчиковая игра " Снежок "

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий.

Раз подбросим,

Два поймаем,

Три уроним

И сломаем.

Опыт № 1. «Определение запаха».

Воспитатель: Ребята, а как узнать, снег имеет запах? Что надо сделать?

Дети: Надо понюхать

Воспитатель: Понюхаем сначала мандарины, они имеют запах?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь понюхаем снег. Имеет запах?

Дети: Нет запаха.

(ставить на мнемотаблицу условное обозначение – нос, перечеркнутый красной линией).

Опыт №2. «Воздействие температур».

Воспитатель:

• Потрогайте, какая вода налита в стаканчиках? (Теплая, холодная)

• Как вы думаете, в какой воде снег быстрее растает?

• Положите снег в стаканчики. В какой воде снег уже растаял?

• Так чего больше боится снег: тепла или холода?

• Посмотрите, что у вас на тарелочках, в которых был снег?

• Значит, из чего образуется снег? (из воды)

(ставить на мнемотаблицу условное обозначение – капелька).

• Посмотрите, какая вода на тарелочках? ( Грязная). Давайте её пропустим, через фильтр и ещё раз убедимся в этом (процедить через воронку с ватными дисками)

• Можно ли есть снег? Почему?

(ставить на мнемотаблицу условное обозначение – рот, перечёркнутый красной линией).

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, давайте мишке расскажем, что мы знаем о снеге еще раз

 Дети: Снег белый, состоит из снежинок, очень холодный и в тепле он тает, превращаясь в воду. Снег кушать нельзя, потому что он грязный, а ещё можно заболеть.

Мишка: Спасибо вам ребята, если бы не вы я никогда бы не узнал что такое снег. Вот вам подарок от меня, чупа чупс. А мне пора. До свидания.

Воспитатель: Понравилось путешествие? Что мы делали? Кому помогали? Что нового и интересного узнали?

Вот занятие прошло,

До скорого свидания.

Всем друзьям и взрослым скажем

Дружно: «До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-сценарий совместной игровой деятельности с детьми раннего возраста "В гостях у бабушки Забавушки ".

·      Познакомить детей с русским народным творчеством, вызвать интерес к слушанию русских народных мелодий, рассказыванию потешек.·      Расширять а...

Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста по художественно-эстетическому развитию (лепка) "Украсим чашечку".

Конспект занятия для детей младшей группы по чудожественно-эстетическому развитию (лепка) "Украсим чашечку"....

Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста на тему: «Украсим домик для зайчика»

В материале указан конспект совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста...