Консультация на тему:"Проблемы инклюзивного образования".
консультация (подготовительная группа)
Образование является важной частью жизни для любого ребенка, но для ребенка с ограниченными возможностями здоровья оно оказывается решающим во всей его дальнейшей жизни и полноценном функционировании. Поэтому далее я раскрою свои мысли относительно современных проблем инклюзивного образования с опорой на "Конвенцию ООН о Правах инвалидов" и на основе своих наблюдений и размышлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2001». |
Консультация на тему: Проблемы инклюзивного образования. |
Воспитатель: Игнатова Ольга. |
|
|
2019.г.
Проблемы инклюзивного образования
В современном мире по-прежнему остро стоит вопрос о полноценном включении в общественную жизнь людей с различными физическими, психическими нарушениями и другими ограниченными возможностями здоровья. В России все чаще можно увидеть инвалидов, включенных в обычную повседневную жизнь – они уже могут самостоятельно гулять, работать, словом, реализовывать все те обычные для здорового человека вещи, о которых мы даже не задумываемся. Однако инвалиды до сих пор, на мой взгляд, недостаточно представлены в обществе; очень много людей становится исключенными из общественной жизни и не покидают своих домов, а отношение окружающих к инвалидам вне дома до сих пор оставляет желать лучшего. В настоящее время инвалид – это кто-то, выходящий за рамки привычного, это кто-то, кого могут изучающее рассматривать окружающие или наоборот, отводить взгляд. Поэтому, на мой взгляд, отношение к инвалидам в современном мире не идеально и заслуживает особой работы.
Особая актуальность данной проблемы проявляется в отношении детей. Все то, что сказано мной выше, приобретает особую важность, так как отношение окружающих к ребенку-инвалиду зачастую определяет то, как он будет развиваться психически и физически, как он социализируется, сможет ли в дальнейшем получить какую-либо профессию и т.д. Так, человек, получивший инвалидность в более зрелом возрасте, на мой взгляд, менее уязвим в процессе адаптации, нежели ребенок-инвалид, который только учится воспринимать окружающий мир и ориентироваться в нем.
Образование является важной частью жизни для любого ребенка, но для ребенка с ограниченными возможностями здоровья оно оказывается решающим во всей его дальнейшей жизни и полноценном функционировании. Поэтому далее я раскрою свои мысли относительно современных проблем инклюзивного образования с опорой на Конвенцию ООН о правах инвалидов и на основе своих наблюдений и размышлений. Данная Конвенция направлена на создание такой среды, в которой инвалид является полноценным и равноправным членом общества. В ней отмечается, что человек является инвалидом не только из-за объективных показателей здоровья, но и в том числе из-за барьеров общества, что хорошо иллюстрирует указанное мной выше.
В Конвенции есть отдельная статья, посвященная образованию инвалидов, а также несколько отдельных пунктов, посвященных функционированию детей-инвалидов в обществе. Далее я перечислю основные проблемы инклюзивного образования в настоящее время и отмечу, какие пункты Конвенции о правах инвалидов нарушаются в каждом примере.
Во-первых, хочется отметить, что реализация инклюзивного образования сразу сталкивается с материальными трудностями. Например, создание материально-пространственной развивающей среды в детском саду требует адаптации всего методического наполнения для нужд инвалидов; особенная сложность возникает в том случае, если в детской группе находятся несколько детей-инвалидов с разными особенностями. Таким образом, в условиях инклюзивного образования – а именно, совместного образовательного процесса здоровых детей и детей-инвалидов требует особо тщательно проработанной среды. В Конвенции указано, что дети должны получать образование в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию; обозначенная проблема этого не позволяет.
К материальным трудностям также относится проблема количества детей в образовательных группах и классах. По моим наблюдениям, часто случается ситуация, в которой в уже укомплектованную группу детского сада добавляют еще детей так, что одновременно в группе может находиться около 25 детей. При этом количество детей с ОВЗ может достигать пяти человек (при этом каждый ребенок требует особого внимания, сопровождения, образовательного маршрута, определенной материальной среды). Часто на такую группу приходится один воспитатель без индивидуального для каждого ребенка тьютора и психолога (логопеда, дефектолога и др.) В Конвенции указано, что образование должно способствовать развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме; указанные обстоятельства этому мешают.
Такая ситуация, на мой взгляд, делает инклюзивное образование неосуществимым. Я думаю, что главная цель инклюзивного образования состоит в том, чтобы дети-инвалиды и дети с ОВЗ вписывались в детский коллектив наравне со всеми, чтобы образовательный процесс совершался параллельно без ущерба, как для здоровых детей, так и для детей-инвалидов. В описанной мной ситуации эти цели не достигаются, так как один воспитатель, на мой взгляд, физически не в состоянии одновременно оказывать полноценное внимание и сопровождение даже 25 здоровым детям, не то что в условиях инклюзивного образования.
С этой проблемой связана острая проблема кадров. В образовательных учреждениях не хватает не только специалистов для индивидуального сопровождения инвалидов и детей с ОВЗ, но и высококвалифицированных педагогов. Не секрет, что в условиях нехватки педагогов в некоторых учреждениях принимают на работу воспитателей со средним образованием, но ставят их в условия инклюзивной группы детей, где они должны реализовывать специальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ. На мой взгляд, педагоги в таких группах должны обладать более широким набором компетенций и знаний, нежели в простых группах. Эта цель также не достигается, вероятно, из-за низкой заработной платы педагогов, низкого престижа профессии воспитателя и зачастую отсутствием уважения общества к представителям данных профессий, что несоизмеримо с высокой ответственностью и интенсивностью работы. Молодые высококвалифицированные специалисты, которые имеют степени бакалавра и магистра по выбранной специальности, а, быть может, и степень кандидата наук, с неохотой выбирают профессию воспитателя или педагога, так как материальное вознаграждение за данную работу не компенсирует тех трудностей, с которыми им приходится сталкиваться. В Конвенции указано, что инвалиды должны получать внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения. Кроме этого, должно производиться обучение персонала в вопросах инвалидности и использовании подходящих усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки инвалидам. Все это нереализуемо при указанной мной проблеме.
Уже из этих перечисленных мною трудностей можно сделать вывод о невозможности полноценной реализации инклюзивного образования. На мой взгляд, эти трудности почти полностью могут быть решены увеличением финансирования образовательных учреждений: необходимо постоянное пополнение материальной базы, увеличение числа образовательных учреждений с целью снижения числа детей в учебных группах, а также повышение зарплат педагогов и специалистов, которые работают с детьми-инвалидами и с детьми с ОВЗ. Я думаю, что значительное увеличение зарплаты педагогов помогло бы повысить общий уровень специалистов учреждения, так как высококвалифицированные специалисты стали бы рассматривать образовательные учреждения в качестве основной работы, а также это в итоге бы оказало влияние на престиж профессии: ведь в воспитатели было бы попасть трудно и почетно.
Однако существует еще ряд причин, которые не решаются простым вложением средств, а требуют серьезной психологической и просветительской работы в обществе. Здесь я имею в виду отношение общества к детям-инвалидам в целом.
Наиболее серьезная проблема может возникнуть в том случае, если педагог, под руководством которого находится ребенок-инвалид или ребенок с ОВЗ, не обладает необходимыми психологическими и нравственными качествами для работы с такими детьми. Иногда можно видеть, что воспитатели пренебрежительно относятся и отзываются об этих детях, выражают свое недовольство того, что ребенок с ОВЗ заставляет тратить на себя больше сил и времени; зачастую воспитатели могут вообще открыто не принимать такого ребенка и бессознательно отказывать ему в необходимой помощи и поддержке. Это говорит о полном отсутствии уважения к личности ребенка-инвалида и о невозможности работы данного педагога с данной категорией воспитанников.Что касается Конвенции, то данная проблема делает невозможной реализацию целого ряда пунктов, таких как уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность; в действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание должно отводиться высшим интересам ребенка; образование должно приводить к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия.
Такие педагоги, возможно, сами того не замечая, взращивают нетерпимость к ребенку с особенностями здоровья у его сверстников. Иногда при наблюдении за группой детей младшего возраста можно заметить, что они очень спокойно относятся к сверстникам, которые отличаются от других. Они могут проявить интерес относительно особенностей внешности, но самостоятельно дети никогда не начнут обзывать или ограничивать игру с ребенком на основе его отличия от остальных. На самых ранних этапах этому способствуют взрослые: вот воспитатель снисходительно назвал ребенка «дурачок наш», вот ребенка отсаживают от других детей, его обсуждают воспитатели в присутствии других детей, думая, что это останется без последствий. Воспитатели считают возможным обсуждать поведение ребенка-инвалида с другими родителями. Позже можно заметить, как дети повторяют за воспитателями и родителями оскорбления, как они сторонятся непохожего на них ребенка, как их родители убеждают своего ребенка не подходить к «не такому». В итоге получается так, что ребенок-инвалид получает образование вместе со здоровыми детьми, но ни о каком уважении и принятии его личности наравне с другими говорить не приходится. Эта проблема препятствует реализации пункта Конвенции о воспитании у всех детей, начиная с раннего возраста, уважительного отношения к правам инвалидов.
И именно эти проблемы человеческого отношения требуют особой психологической, просветительской и социальной работы. Получение образования высокого уровня не гарантирует того, что у педагога исчезнут все его предубеждения и установки по отношению к инвалидам. И наоборот, воспитатели со средним образованием могут проявлять огромное принятие, сопереживание и доброту к «особому» ребенку, даже не зная новейших достижений педагогической науки.
Это говорит о том, что еще один пункт Конвенции не соблюдается в достаточной мере: борьба со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе на почве половой принадлежности и возраста, во всех сферах жизни, ведется недостаточно.
Как взрастить доброту и принятие в рамках целого общества? Как научить людей состраданию, сочувствию, терпимости? К сожалению, у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Наверно, в любом, даже очень развитом обществе будут люди, которые проявляют нетерпимость к другим в отношении каких-либо отличительных особенностей; и если бы не было нетерпимости и предрассудков, то не потребовалось бы никаких конвенций, которые защищают права определенной категории людей. Однако я думаю, что все же стоит вести работу в направлении уменьшения числа таких людей; работу по снижению числа стереотипов, коррекции неверных установок и т.д. Я думаю, несмотря на неидеальность инклюзивного образования и наличие серьезных проблем сейчас, в будущем их разрешение возможно. И возможно в будущем в обществе действительно будут преобладать позитивные, созидающие и принимающие установки по отношению к людям, имеющим ограниченные возможности здоровья.
Подводя итого, хочется отметить, что в Конвенции указано, что государство должно обеспечивать, повсеместный доступ к образованию без дискриминации и наравне с другими. Однако на данный момент приходится заключить, что реализация принципов, указанных в Конвенции, в сфере инклюзивного образования происходит довольно медленно и имеет ряд препятствий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проблемы инклюзивного образования в ДОУ»
Консультация для педагогов...
Буллинг как проблема инклюзивного образования.
Выступление на пленарном заседании городского круглого стола "Проблемы формирования культуры общения и взаимоотношений у старших дошкольников в целях их подготовки к общению в школе в условиях инклюзи...
«Проблемы инклюзивного образования детей с ОВЗ»
Если я чем-то на тебя не похож,Я этим вовсе не оскорбляю тебя,А, напротив, одаряю.Антуан де Сент-Экзюпери...
Проблема инклюзивного образования
В данной статье рассматриваются общие вопросы инклюзивного образования....
Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»
Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...
Статья в журнал образование на Урале "Проблемы инклюзивного образования"
ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ С каждым годом все большее значение в оценке уровней и тенденций изменения здоровья населения приобретает д...
Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.
Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...