Проблема инклюзивного образования
статья по коррекционной педагогике

Манзадей Елена Фёдоровна

В данной статье рассматриваются общие вопросы инклюзивного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

E. Ф. Манзадей, г. Инта, Республика Коми

Проблема инклюзивного образования

        Как показывает опыт внедрения совместного обучения и воспитания детей с нарушением слуха и нормально слышащих учеников, ребята с ограниченными возможностями развиваются гораздо активнее, если они учатся в общеобразовательной школе. Самое главное то, что такие дети не замыкаются в стенах коррекционного учреждения, живут дома вместе с родителями. В данной статье рассматриваются общие вопросы инклюзивного образования.

        Инклюзивное (франц. inclusive – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю), или включенное, образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основе инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Основная задача инклюзивного образования – создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей [1].

        Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает, как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, нацеленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

        В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей. Основное «плюсы» инклюзивного образования [3]:

        -инклюзивное образование – гарантированный индивидуальный подход к каждому ребенку;

        -ребенок с инвалидностью получает навыки социализации и самостоятельной жизни;

        -возможность у всех детей развивать умение превращать свои недостатки в достоинства;

        -ученики инклюзивной школы не боятся общаться с людьми, которые от них отличаются;

        -ребенок с особыми образовательными потребностями принимает участие во всех сферах жизни общества, тем самим переставая быть обузой для государства, семьи и общества;

        -ребенок с ограниченными возможностями здоровья приобретает новых друзей и так же, как все дети, будут с радостью вспоминать школьные годы;

        -«обычные» ученики, помогая с детства тем, кому нужна помощь, научатся чувствовать и ценить любовь и поддержку, а это, наверно, самое человечное в человеке.

        Инклюзивное образование не предполагает полное уничтожение интегрированного и коррекционного образования.

        Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990-х гг. В Москве в 1991 г. по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родителей общественной организации открылась школа инклюзивного образования «Ковчег».

        С осени 1992 г. в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в результате которой в одиннадцати регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей инвалидов. Также были разработаны учебные планы курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья» для использованья их в педагогических вузах.

        На сегодняшний  день внедрение инклюзивного образования на территории РФ происходит в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами «Об образовании», «О  социальной защите инвалидов в РФ», а также регламентируется Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Ведется активная работа по реализации Государственной программы «Доступная среда». Согласно Программе школы оснащают специальным оборудованием, а для учителей организуют курсы и семинары по работе с особенными детьми.

        Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления. Перемены пугают всех. Так устроен наш организм. Но в данном случае речь идет о правах человека, и идти навстречу переменам мы обязаны.

        Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задержать развитие их собственного ребенка. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения специалистов показывают, что те, кто до школы посещал сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.

        Совместное проживание школьной жизни формирует терпение, доброжелательные отношения учеников друг к другу. Развивает в детях чувство взаимопомощи, убивает барьеры в общении, формирует  активную гражданскую позицию. Таким образом, в процессе инклюзивного образованияо ребенок с инвалидностью перестает быть обузой для государства, а становится активным полноценным членом общества.

Список использованной литературы:

  1. Материалы Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России». Москва, 23-24 июня 2004 г. М., 2004.
  2. Шварц С. Пересматривая наше понимание инклюзии и определяя ее значение для детей // Материалы Национальной Недели инклюзивного образования США 2001. http // gigabaza.ru/doc/93832.html
  3. Битова А. Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. М.: правда, 2000.С. 254.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблемы инклюзивного образования в ДОУ»

Консультация для педагогов...

Буллинг как проблема инклюзивного образования.

Выступление на пленарном заседании городского круглого стола "Проблемы формирования культуры общения и взаимоотношений у старших дошкольников в целях их подготовки к общению в школе в условиях инклюзи...

«Проблемы инклюзивного образования детей с ОВЗ»

Если я чем-то на тебя не похож,Я этим вовсе не оскорбляю тебя,А, напротив, одаряю.Антуан де Сент-Экзюпери...

Консультация на тему:"Проблемы инклюзивного образования".

Образование является важной частью жизни для любого ребенка, но для ребенка с ограниченными возможностями здоровья оно оказывается решающим во всей его дальнейшей жизни и полноценном функционировании....

Актуальные проблемы инклюзивного образования

В статье рассматриваются проблемы инклюзивного образования в детском саду....

Статья в журнал образование на Урале "Проблемы инклюзивного образования"

ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ        С каждым годом все большее значение в оценке уровней и тенденций изменения здоровья  населения приобретает д...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...