Буллинг как проблема инклюзивного образования.
статья по коррекционной педагогике по теме
Выступление на пленарном заседании городского круглого стола "Проблемы формирования культуры общения и взаимоотношений у старших дошкольников в целях их подготовки к общению в школе в условиях инклюзивного образования", 26 апреля 2016 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bulling_kak_problema_inklyuzivnogo_obrazovaniya_-_kopiya.docx | 26.34 КБ |
Предварительный просмотр:
БУЛЛИНГ КАК ПРОБЛЕМА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дедова Светлана Михайловна
ГБУ ГППЦ ДОгМ ТО «Переделкино»
педагог-психолог
г. Москва
Дети с особенностями были в классах школ, группах детских садов всегда. С какими особенностями, спросите Вы? С разными! С особенностями в поведении, в общении, с личностными особенностями.… И иногда они были неугодны, мешали педагогам, родителям, детским коллективам. И порой учреждение пыталось избавиться от таких детей всеми возможными способами…
Дети с ограниченными возможностями здоровья - тоже дети с особенностями, тоже другие дети. Но рядом с ними всегда теперь стоит слово «инклюзия», которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды всех детей без исключения, ценить и уважать различия. А готово ли это пространство встретить нужды всех детей без исключения, ценить и уважать различия? А что такое - это пространство? Это дети, мамы, папы, педагоги… Модели поведения две: либо принимают, либо отторгают, как инородное тело. Если принимают - понятно: встречают нужды всех детей без исключения, ценят и уважают различия. А если-нет!?
И здесь должны красной строкой проходить принципы инклюзивного образования, в которых ключевыми являются такие слова, словосочетания, как «имеет право», «нуждается», а так же «принимать», «вовлекать», «включать» … Любой ребёнок уникален и имеет право быть принятым таким, каков он есть.
Практически в каждой школе есть класс, да и в детских садах есть группы с детьми, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим - приходящим: боль и унижения часто продолжаются по несколько лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой, но дети с ОВЗ в этой группе на первом месте.
Буллинг - красиво звучащее иностранное слово, травля – понятнее и ближе нам. Но объединяет эти слова - страх, непонимание, одиночество, непринятие - все то, что мешает полному включению во все аспекты школьной жизни с удовольствием и радостью. И «помехи» эти могут носить разные формы: физические, психологические, вербальные… Любая «белая ворона» в классе или группе может стать жертвой буллинга, а ребенок с ОВЗ может стать «белой вороной» в квадрате. Отчего же эта проблема возникает в образовании и чаще всего в школе?
Дети, как, в прочем, и взрослые, перестают не нормально общаться, а, в принципе, общаться. И это не низкий уровень, а практически, отсутствие коммуникативных навыков. Но в то же время делается акцент на конкуренции, идеях лидерства. А какая конкуренция без навыков общения - конкуренция жесткая, без гибкости с конфликтным межличностным взаимодействием. Плюс ко всему и обострение социального неравенства никто не отменял. Незначительные сбои эмоциональной сферы в виде несдержанности, импульсивности тоже составляю цепочку неблагоприятных факторов. И, на мой взгляд, важнейшим звеном этой цепи является снижение авторитета педагога.
Конечно, риск возникновения этих неблагоприятных факторов повышается в инклюзивных классах, если не все участники образовательного процесса готовы к появлению на пороге ребенка с ОВЗ. Дети могут быть не готовы к наличию специфических физических и психологических особенностей у нового ученика. Родители могут быть не готовы, в связи с отсутствием информации о психологических особенностях нового ученика с ОВЗ. А педагоги, в свою очередь, могут быть не готовы психологически и профессионально и, что особенно важно, потерять чувствительность к психологическим процессам в классе или группе и упустить момент зарождения буллинга.
Я ни в коем случае не хочу переложить всю ответственность за наличие или отсутствие в детских коллективах буллинга на педагогов. Но разглядеть типичных зачинщиков, агрессоров и жертв травли, чаще всего, есть возможность только у педагогов. Педагог знает статус каждого ребенка в классе, группе, особенности детско-родительских отношений в семьях детей, специфику секций и кружков, которые посещают дети, особенности межличностных отношений. Не редкость в моей практике случаи, когда на первичной консультации семья, в которой у ребенка период адаптации в новой группе затянулся. Нет понимания, пропало желание учиться, общаться и вообще ходить в школу. И коррекционная работа психолога, направленная на повышение самооценки ребенка, его стрессоустойчивости даст положительную динамику только в тандеме с работой педагога, который поможет влиться, включиться и стать своим в этом, пока чужом классе или группе.
И, конечно же, нельзя сбрасывать со счетов психологическую неподготовленность общества, в целом, к принятию детей с ОВЗ (низкий уровень осведомленности об особенностях детей с ОВЗ, страхи, негативные социальные установки, отсутствие толерантности). Российская провинция более психологически не готова к внедрению инклюзивного образования — системы, в которой дети-инвалиды учатся в классах вместе со здоровыми детьми, выяснили социологи.
Как продемонстрировал опрос, проведенный сотрудниками Сургутского государственного педагогического университета 4 года назад, 35% педагогов, 26% родителей и 32% граждан высказывались против инклюзивного образования. При этом с самим термином «инклюзивное образование» 30% педагогов, 65% родителей и 49% граждан вообще не знакомы. Всего было опрошено более тысячи учителей, школьников, их родителей и случайных прохожих. А пять лет назад московские родители отвечали на вопросы о причинах негативного отношения к инклюзивному образованию так: «Я не хочу, чтобы мой ребенок заразился синдромом Дауна». Кроме того, они подозревали, что дети будут испытывать неловкость при общении с инвалидом, не зная, например, что сказать инвалиду-колясочнику: «пойдем» или «поедем…
В 2015 году кафедра «Истории отечества, истории медицины, политологии и социологии» Пермского государственного медицинского университета имени академика Е.А. Вагнера Минздрава России выступила организатором опроса, который проводился на базе бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Анастасия» города Лангепас». Приняли участие 50 человек: специалисты центра и родители детей с ограниченными возможностями здоровья.
Во-первых, следует отметить высокую степень осведомленности респондентов в вопросах инклюзии. Во- вторых, почти безоговорочное приветствие родителями инклюзии в России.
Для родителей самым важным аспектом инклюзии является возможность социализации их детей: общения со сверстниками-78%, развития адаптивных навыков-68%, самостоятельности, самоопределения-54%, участия в конференциях, олимпиадах и других общешкольных мероприятиях наряду с другими детьми-42%.
Совместное обучение, с точки зрения родителей, позволит их детям избавиться от чувства «ущербности», изолированности-48%. Оно также будет способствовать воспитанию «толерантности, доброты, ответственности»-100%; развитию гуманного отношения здоровых детей к детям с ограниченными возможностями – 58%.
Что же делать, чтобы минимизировать возникновение школьного буллинга? Конечно, работа должна быть только в команде (администрации, педагогов, психологов, родителей, учащихся и всего персонала школы, в целом). Работа систематическая, комплексная и, главное, направленная на предупреждение.
- методы, ориентированные на конкретных детей и подростков;
- методы, ориентированные на мотивационно-образовательную работу с администрацией;
- методы, ориентированные на работу с педагогическими кадрами;
4) методы, ориентированные на семейные отношения;
5) методы, ориентированные на ближайшее окружение ребёнка (микросоциум).
Одной из основных задач социально - педагогической работы по преодолению буллинга является реализация комплексной коррекционной программы развития у детей навыков конструктивного управления агрессией. И работа должна быть направлена не на избавление от агрессивности, а на устранение причин, ведущих к ее проявлению. Также необходимо работать с родителями, обсуждая с ними причины возникновения и преодоления буллинга. Эффективным средством в противостоянии насилию может быть Комитет по предотвращению буллинга, специально созданный, чаще всего, в школе, который может помочь педагогам, персоналу школы и родителям в решении проблемы. А члены комитета могут стать связующим звеном между персоналом и учащимися в работе с полицией по борьбе с буллингом.
Конечно, невозможно добиться того, чтобы никто из детей на протяжении дошкольного, школьного обучения не почувствовал себя притесненным со стороны сверстников. Однако можно существенно снизить проявление агрессивности в школе.
Система инклюзивного образования образует так называемую «вертикаль инклюзии», начиная с учреждений ранней помощи, и последовательно включая в себя затем дошкольные и учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее конечной целью является реализация индивидуальной траектории воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его полноценную и адекватную социальную адаптацию. Инклюзивное образование — не просто новая схема обучения или какой-то проект. Это перестройка сознания каждого участника процесса — учителей, родителей, психологов и психиатров. Одна харизматическая мама ребенка-аутиста может пробивать стены, решать проблемы собственного чада, но не более того. Три такие мамы — это уже сила, которая меняет общество.
Наши воспитанники растут. Поэтому хочется верить, что при правильно выбранных способах и методах работы с особенными детьми, т.е. успешное их прохождение по «вертикали инклюзии» их будущее окажется светлее, а трудности, с которыми они, безусловно, столкнутся, будут для них посильны.
«Список литературы»
- Короткова М.Н., Потапова И.А. Социальная политика государства: к вопросу об инклюзивном образовании в России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2016 – № 1 (53). — С. 59 — 60.
- Матвиенко В. Школа равных возможностей // Российская газета (сайт). URL: http://www.rg.ru/2014/08/14/invalidy.html/
- Горбунова Н.Е., Труфанова Г.К., Хлыстова Е.В. Проблема буллинга в инклюзивных школах // Science Time – 2016 — С. 97 — 100.
- Брызгалова С.О., Зак Г.Г. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование – 2010 – № 3. — С. 14 — 20.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — Эксмо, – 2015 – С. 158.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проблемы инклюзивного образования в ДОУ»
Консультация для педагогов...
«Проблемы инклюзивного образования детей с ОВЗ»
Если я чем-то на тебя не похож,Я этим вовсе не оскорбляю тебя,А, напротив, одаряю.Антуан де Сент-Экзюпери...
Проблема инклюзивного образования
В данной статье рассматриваются общие вопросы инклюзивного образования....
Консультация на тему:"Проблемы инклюзивного образования".
Образование является важной частью жизни для любого ребенка, но для ребенка с ограниченными возможностями здоровья оно оказывается решающим во всей его дальнейшей жизни и полноценном функционировании....
Актуальные проблемы инклюзивного образования
В статье рассматриваются проблемы инклюзивного образования в детском саду....
Статья в журнал образование на Урале "Проблемы инклюзивного образования"
ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ С каждым годом все большее значение в оценке уровней и тенденций изменения здоровья населения приобретает д...
Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.
Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...