Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Газированная вода - вред или польза»
проект (подготовительная группа)

Миракян Елена Николаевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе

«Газированная вода - вред или польза»

                                                                                 Воспитатель: Миракян Е.Н.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В последние годы педиатры и диетологи бьют тревогу.  Количество мальчиков и девочек, страдающих повышенной нервной возбудимостью, проблемой с костной и эндокринной системами, ожирением  с каждым годом неуклонно растет. Одной  из главных причин этой проблемы является неправильное питание.

 Общеизвестно, что наш организм состоит на 80% из воды, запас которой мы пополняем ежедневно. Только вот как мы это делаем? Вернее, «правильную» ли жидкость мы вливаем в себя, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность? Часто, заходя с мамой в магазин, дети просят купить Кока-колу или другую популярную газировку, но слышат в ответ, что они вредны для здоровья. Дети искренне не понимают, как такой вкусный напиток может быть вредным? Ведь с экранов телевизора его рекламируют знаменитые футболисты, мультипликационные герои и даже сам Санта Клаус! Что же все-таки находится внутри красивой баночки?

Чтобы ответить на эти вопросы, можно вместе с детьми провести опытно-экспериментальную деятельность и дать возможность детям самим экспериментировать, наблюдать, размышлять, сравнивать, чтобы ответить на главный вопрос: правда ли, что сладкая газированная вода («Кока-Кола», Спрайт», «Фанта», «Пепси-Кола»)  вредна для здоровья?

Возможно, когда мы поделимся результатами своего исследования, кто-то задумается, стоит ли употреблять газировку так часто, как ему хочется.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проблема: у детей не достаточно знаний о том, что сладкие газированные  напитки отрицательно влияют на здоровье человека.

Цель: Выяснить, как сладкая газированная вода влияет на здоровье человека.

Задачи:

- провести опрос среди детей  группы, какую газированную воду они предпочитают и как часто её употребляют;

- выяснить, что  входят в состав газированных напитков и их влияние на здоровье.

- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;

- провести опыты;

- доказать, что сладкие газированные напитки  вредят здоровью детей.

Предмет исследования:сладкие газированные напитки

Гипотеза исследовательской работы: Дети употребляют сладкие газированные напитки  и не задумываются, какой вред они наносят  своему здоровью. Если в процессе реализации проекта будут использованы различные наглядные доказательства отрицательного воздействия газированных напитков на здоровье детей и проведена опытно – экспериментальная работа, то дети смогут самостоятельно доказать достоверность данного предположения.

Участники проектной деятельности:

  • дети  подготовительной группы:
  • родители подготовительной группы.
  • воспитатели подготовительной группы.

Предполагаемые результаты: формирование собственного жизненного опыта ребенка на основе- метода экспериментирования. Проявление интереса к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, оценка их состояния с позиций хорошо – плохо. На примере эксперимента наглядно убедиться в негативном влиянии сладких газированных напитков  на человека.

Сроки реализации проекта: 2 недели

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; игровая технология; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности. 

Методы исследования: наблюдение, эксперимент, описание.

ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1 этап: организационный 

Обсуждение проблемы: Когда и где появились газированные напитки? Что мы знаем о газированных напитках? Газированные напитки – вред или польза?  (Определение цели и задачи исследования, составление  плана для проведения работы,  выбор  доступных и наиболее приемлемых методов исследования).

   2 этап: поисково-исследовательский 

Изучение литературы. Проведение  социологического исследования (анкетирование детей  и родителей). Поиск интересного материала (из истории газированных напитков; заучивание стихотворений о лимонаде, пословиц и поговорок о витаминах). Игровая деятельность.  Проведение опытов.

  3 этап: предъявление проекта и его продукта   

Обобщение исследовательской работы; презентация (о вреде и пользе газированной воды); альбом с полезными и вредными напитками который в дальнейшем может быть использован для  уголка  здоровья  в группе, для проведения бесед о ЗОЖ.

                                                       

                                                     РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Направления работы

Вид деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Анкетирование детей и родителей.

Беседы «Мой любимый напиток»

Игровая ситуация «Выбираем свои любимые напитки»

Сюжетно – ролевые игры: « Семья», «Магазин». Просмотр видеоролика «Реклама полезного напитка».

Речевое развитие

Чтение и заучивание художественной литературы(стихотворения, пословицы и поговорки)

Сказка: «Про витамины и здоровье» автор Ирис Ревио 

Загадки о полезных напитках, фруктах, ягодах.

Рассуждалки «Что такое здоровое питание?», «Для чего мы пьем?», «Полезный  сок из фруктов» 

Познавательно-исследовательское развитие

Просмотр презентации «История возникновения газированных напитков»

ООД «Секреты «Кока-колы», «О чем поспорила Фанта и вода?»

 Беседы: «Происхождение газированных напитков»,

«Из чего состоит газированный напиток». «Чудеса газировки»

Просмотр обучающего видео «Вред или польза газированных напитков»,

 «Как и где изготавливают газировку»

 Дидактические игры: «Из чего состоит «Кока-кола?»,  «Вредно и полезно», «Вершки и корешки», «Свари компот из фруктов»

Опытно – экспериментальная деятельность

Опыт №1 «Газировка и воздушный шарик» 

Опыт №2 «Газировка и пищевая сода»

Опыт № 3  Проверка на красители «Газировка и колбаса» 

Опыт № 4 «Газировка и яйцо» 

Опыт № 5 ««Газировка и ржавые гвозди»

Опыт № 6 «Газировка и конфета-леденец»

Художественно эстетическое

 Создание плаката «Полезно и вредно»

Работа с родителями

Анкетирование

Консультация для родителей: «Напитки вредные для детей».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Практическая часть

Опыт №1

На только что открытую бутылку надели воздушный шарик. Потрясли бутылку. Увидели, что шарик мгновенно надулся.

Вывод: в газировке содержится газ. Сам по себе углекислый газ не вреден, но он вызывает отрыжку, вздутие живота и газы. Особенно это касается людей, имеющих заболевания желудочно-кишечного тракта.

Опыт №2

Проверим, насколько натуральна газировка. (Метод работает только для цветных - коричневых, зеленых, желтых по цвету)

Положили в газировку 1 ложку пищевой соды.

Газировка не изменила цвет – это химия.

Газировка изменила цвет – стала бурой – натуральный продукт.

Вывод: в нашем случае оказалась химия, так как газировка цвет не изменила.

   Опыт №3

В чашку налили кока-колу и положили кусочек колбасы. Через некоторое время колбасу достали, и мы увидели, что продукт поменял цвет; у кока-колы колбаса стала тёмно-коричневая.

Вывод: В газированной воде кока-кола содержится много красителей, которые могут пагубно влиять на наш организм.

Опыт № 4

Мы решили определить влияние газировки на эмаль зубов. Для этого провели следующий опыт:

Положили в газировку яйцо. На следующий день увидели – скорлупа окрасилась, скорлупа стала более хрупкой через три дня.

Вывод: Яйцо окрасили красители, содержащиеся в газировке. В Интернете мы прочитали, что красители часто вызывают аллергию. Может произойти окрашивание эмали зуба. И разрушения эмали вполне вероятны. Ведь это химические вещества.

Опыт № 5

Мы взяли два прозрачных стакана и два гвоздя, покрытых ржавым налетом. В один стакан налили воды, а в другой – газированный напиток кока-колу. В оба стакана поместили по гвоздю. Через некоторое время мы убедились в том, что на гвозде, находившемся в «газировке» ржавчины практически не осталось, а вот на втором гвозде ржавчины меньше не стало.

Вывод: в состав газированной воды входит вещество, способствующее очищению металла от ржавчины.

В газировке повышенная кислотность и вредные вещества, которые растворяют даже ржавчину, а значит, повышается кислотность желудочного сока, из-за чего раздражается слизистая оболочка пищеварительной системы.

      Опыт № 6

 Опустим в стакан с газированной водой мятную конфету-леденец. И увидим, фонтан.

Вывод. Такие же фонтаны происходят в желудке, когда мы пьём газировку, тем самым приносим вред нашему здоровью. Не пейте сладкие газированные напитки! Это вредно! 

Результат работы, выводы:

1. Сладкие газированные напитки не утоляют жажду, хотя мы покупаем их именно для этого.

2. Химический состав напитков оказывает губительное действие на здоровье: разрушаются зубы, становятся хрупкими кости, может возникнуть ожирение, аллергия, заболевания желудка, кофеиновая зависимость по типу наркотической.

3. Для утоления жажды лучше использовать морсы, минеральную воду, очищенную питьевую воду.

Советы:

Газированные напитки пейте в особых случаях, а не каждый день.

Не держите дома газированные напитки.

Не держать напиток во рту долго.

Пить напитки через соломинку, так как она уменьшает контакт жидкости, портящей эмаль, с передними зубами почти на 70%, а с коренными на 30 – 50%.

Тщательно полоскать во рту после приема газированного напитка и чистить зубы по возможности.

Рекомендации по выбору безопасных напитков:

1. Необходимо внимательно читать этикетку.

2. Лучше выбирать напитки неярких естественных цветов – больше шансов на применение естественного красителя.

3. Напитки, содержащие сахар, безусловно предпочтительнее напитков на подсластителях. Особенно не рекомендуется употребление подсластителей при беременности, повышенном артериальном давлении, фенилкетонурии.

4. Напитки с подсластителями не рекомендуется хранить без холодильника и уж тем более нагревать.

5. Ни в коем случае не следует употреблять напитки с истекшим сроком годности.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГАЗИРОВАННЫХ НАПИТКОВ

Газиро́ванная вода́ (газировка) — прохладительный напиток из минеральной или ароматизированной сладкой воды, насыщенной углекислым газом.

Природная вода с газом известна с древнейших времён и использовалась  исключительно в лечебных целях. Однако она стоила весьма дорого и к тому же быстро выдыхалась. Поэтому позже были предприняты попытки искусственно газировать воду

 Газированную воду в 1767 г. изобрел английский химик Джозеф Пристли. Он проводил различные эксперименты с газом, который выделяется при брожении в чанах пивоваренного завода. Он разработал аппарат, который при помощи насоса давал возможность насыщать воду углекислыми пузырьками. Этот аппарат был назван «сатуратор» от лат. saturo — насыщать.

 В 1783 г. промышленное производство начал   Якоб Швепп, который и создал торговую марку Schweppes.

В дальнейшем в дело включились изобретатели: они усовершенствовали процесс смешивания сиропа и газированной воды, наладили контроль  за качеством продукции, а также создали фирменные упаковки. Так появились самые популярные марки.

Первыми марками газировки, выпущенной в Америке, стали:

  • Кока-кола
  • Фанта
  • Спрайт  
  • Пепси-кола

В  России первыми стали:

  • Байкал
  • Буратино
  • Тархун.

Напиток «Кока-кола» был придуман в США в1886 году. Его автор — фармацевт Джон Стит Пембертон. Основные ингредиенты «Кока-Колы» были таковы: три части листьев коки на одну часть орехов тропического дерева колы. Получившийся напиток был запатентован как лекарственное средство «от любых нервных расстройств» и начал продаваться через автомат в крупнейшей городской аптеке. В 1902 году  «Кока-Кола» стала самым известным напитком в США. И уже через пятьдесят лет после изобретения «Кока-Кола» стала для американцев чем-то вроде национального символа.

Напитки компании «Кока-Кола» впервые появились в СССР в 1979 году в ходе подготовки летних Олимпийских игр в Москве.

 «Фанта» была создана в Германии во время Второй мировой войны. Основными компонентами нового напитка стал яблочный жмых (отходы производства сидра) и молочная сыворотка (побочный продукт сыроваренного производства). Получившийся напиток был желтого цвета и сильно отличался по вкусу.

« Спрайт»— газированный безалкогольный напиток  был выпущен в  США в 40-е  годы XX столетия с лимонным вкусом и вкусом лайма.

 «Пепси-Кола» или просто «Пепси» — безалкогольный прохладительный напиток продается  по всему миру и является основным конкурентом «Кока-колы». 

Слово "лимонад" пришло в русский язык в 17 веке из французского, где этим словом обозначался напиток, одним из основных компонентов которого являлся лимонный сок или лимонная настойка. Со временем для приготовления лимонадов стали использовать не только лимонные, но и различные плодово-ягодные соки и настойки, экстракты и т.д. Сегодня ассортимент газированных напитков огромен.

Газированная вода — напиток насыщенный газом. Стремясь предложить покупателям как можно больше напитков на любой вкус, в газированную воду добавляют фруктовые, травяные экстракты: груши — знаменитый «дюшес», лимона — «лимонад» (лимонными были первые газированные воды), колы (это орех), тархуна (эта трава дала название еще одной знаменитой российской марке), апельсина, мандарина, клубники…

Химики тем временем изобретают искусственные вкусовые добавки, которые могут придавать соответствующий вкус воде вместо натуральных фруктов, и, главное, стоят значительно дешевле. А значит, можно делать «фруктовую газировку», в которой настоящих фруктов нет! Искусственные добавки объединяет одно — полезных нашему организму витаминов в таких веществах нет! К сожалению, только в самых лучших марках газировки добавки натуральные. Для того чтобы газированные напитки были ароматными, в них добавляют специальные ароматизаторы. Газированный напиток с лимонным вкусом и ароматом называется лимонад. В каждой газированной воде имеются консерванты, внесенные для увеличения срока годности продуктов.

Каждый напиток должен обладать соответствующим запахом и цветом — яблока, лимона, клубники.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ГАЗИРОВАННЫЙ НАПИТОК?

Стандартные компоненты, входящие в состав сладкой газированной воды: 

  • Бензонат натрия
  • Сахар
  • Аспартам
  • Кислоты – ортофосфорная и лимонная
  • Кофеин
  • Углекислый газ
  • Ароматизаторы, красители
  • Вода

ВЛИЯНИЕ ГАЗИРОВАННОЙ ВОДЫ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Углекислый газ. Хорошо растворим в воде. Используется в качестве консерванта. На упаковке продукта он обозначается Е 290. Сам по себе он безвреден. Но его присутствие в воде возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность желудочного сока и провоцирует метеоризм – обильное выделение газов.

Сахар. Содержится почти во всех газированных водах, в очень больших количествах. От 3,5 до 6 кусочков сахара на стакан. Утоляя жажду на несколько минут, такая очень сладкая вода заставляет человека пить гораздо больше, чем нужно. Поэтому такой водой напиться невозможно. И еще, сахар, содержащийся в воде может разрушать зубы.

Аспартам. Подсластитель Е-951 – аспартам - генетически модифицированный нейротоксин, применяется как искусственный заменитель сахара. Аспартам примерно в 200 раз слаще сахара, но по сравнению с ним не содержит углеводов и калорий. Некоторые исследователи отмечают химическую нестабильность аспартама. По их словам, после нескольких недель в жарком климате или при нагреве до 300С основное количество аспартама в газированной воде распадается на формальдегид, метанол, фенилаланин и другие вещества. Ученые заявили, что аспартам может вызывать рак почек и периферических нервов. Безусловным признаком наличия аспартама является предупреждение: «Содержит фенилаланин» или если на упаковке упоминается фенилкетонурия – врожденное нарушение обмена фенилаланина в организме, приводящее к умственной отсталости.

Бензоат натрия. Консервант Е-211 бензоат натрия, бензойную кислоту Е-210 и бензоат калия Е-212 вводят в напитки в качестве бактерицидного и противогрибкового средств, что позволяет увеличить срок хранения пищевых продуктов в несколько раз. Продукты, содержащие бензоаты натрия и кальция, не рекомендуется употреблять астматикам и людям, чувствительным к аспирину. В сочетании с витамином С он выделяет бензол, который является канцерогеном.

Лимонная кислота Е-330– добавляется чаще всего в газированные напитки, приводит к раздражению слизистой оболочки желудка, это может привести к развитию гастрита.

Ортофосфорная кислота Е-338 способствует вымыванию кальция из костей, недостаток кальция может стать причиной развития остеопороза. . Если напиток прошел все уровни сертификации, то, скорее всего уровень содержания кислоты не превышает допустимого и не представляет опасности.

Кофеин. Он относиться к мягким стимуляторам нервной системы. Дети, потребляющие много кофеина, более беспокойны, плохо засыпают, часто страдают от головных болей. У них может нарушаться способность концентрировать внимание. Кофеин вызывает зависимость.

Красители используют с тем, чтобы вид напитка был более красив и вызывал желание его купить и выпить. Красители, используемые в напитках, бывают натуральными и искусственными. Наиболее распространенным из натуральных красителей является сахарный колер E-150, то есть жженый сахар. Искусственные красители – это химические вещества с определенными, далеко не полезными свойствами. С особой осторожностью нужно относиться к тем красителям, которые содержат азот (Е-102, Е-110, Е-123, Е-124, Е-133, Е-151).

Ароматизаторы. Это то самое, что заставляет нас поверить в то, что мы пьем что-то апельсиновое, яблочное, вишневое, грушевое. В большинстве своем ароматизаторы являются искусственными химическими веществами, хотя выпускаются напитки и на растительном сырье. Красители и ароматизаторы дают нагрузку на печень, приводят к различным аллергическим реакциям – от насморка и сыпи до бронхиальной астмы, разрушают эмаль зубов, что приводит к кариесу. Кроме того, большинство фирм-импортеров поставляют газированные напитки с добавлением пищевых добавок, запрещённых к употреблению отечественной промышленностью, и скрывают их в рецептуре.

Доказано, что газировка плохо утоляет жажду и вызывает привыкание. Это приводит к потреблению большего количества жидкости, что нарушает водно-солевой баланс в организме. При этом происходит одновременное изменение жирового обмена и увеличение количества холестерина в крови. А это приводит к проблемам с сердечно - сосудистой системой. Стоматологи также призывают пить меньше газировки. Это связано с тем, что она может приводить к возникновению кариеса. Газированные напитки содержат различные кислоты, которые оказывают негативное воздействие на эмаль зубов. Особенно это опасно для детских зубов, эмаль которых еще не достаточно устойчива и легко может подвергнуться разрушению.

Как видим, все компоненты, содержащиеся в газированной воде, влияют на организм человека. Они могут придавать напиткам различные вкусы, но настоящих фруктов в этой воде нет, а значит, нет и полезных нашему организму витаминов. Детям младше 3 лет лучше сладкие газированные напитки не давать. В настоящее время подростки пьют газированную воду в два раза чаще, чем молоко, а это приводит к недостатку кальция в организме. Кальций крайне важен для развития человека вплоть до 18 лет.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместно - познавательно исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы «Секрет воды» (изучение свойств воды) (используемая технология: Моделирование

Формирование интегративных качеств любознательности, активности, способности решать интелектуальные задачи путем включения детей в опытно-эксперементальную деятельность....

Детско – исследовательский проект «Газированная вода – вред или польза»

«Человек рождается здоровым, а многие болезни к нему приходят через рот с пищей»Гиппократ   В настоящее время так часто говорят о здоровом образе жизни, о правильном питании, введение в раци...

Детско – исследовательский проект «Газированная вода – вред или польза»

 Очень часто от родителей  мы слышим такие слова: «Газировка вредна, пить ее нельзя». Почему же в магазинах продают газированную воду? Все ли люди думают так же, как наши родители? А ...

Детско – исследовательский проект «Газированная вода – вред или польза»

 Очень часто от родителей  мы слышим такие слова: «Газировка вредна, пить ее нельзя». Почему же в магазинах продают газированную воду? Все ли люди думают так же, как наши родители? А ...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Свойства воды»

Интеграция  образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Цель: Совершенствовать представления детей о разнооб...

Познавательно-исследовательский творческий проект в средней группе "Солнышко" "Вода нужна всему живому"

Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческийПродолжительность: средней длительности (два месяца)Актуальность темы: в любое время года детей интересует, что происходит с водой в природе, ...

Познавательно-исследовательский, творческий проект в подготовительной группе «Почему глобус разноцветный».

Технологическая карта проектаСодержаниеПояснениеНазвание проекта«Почему глобус разноцветный».Типпознавательно-исследовательский, творческийВидгрупповой.Основное направлениеПознавательно ...