Конспект НОД "Мыло-фокусник"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кузнецова Ольга Сергеевна
НОД  «Мыло-фокусник» (непосредственно-образовательная деятельность в средней группе).
Цель занятия: познакомить детей со свойствами и назначением мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое). 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_mylo-fokusnik.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к НОД.

  •  Тема: «Мыло-фокусник» (непосредственно-образовательная деятельность в средней группе).
  • Цель занятия: познакомить детей со свойствами и назначением мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое). 
  • Задачи занятия:

Обучающие:

  • Уточнить и закрепить знания детей об использовании  мыла в повседневной жизни;
  • Выявить свойства мыла и сравнить качественные характеристики мыла разного вида;
  • Закрепить знания  детей о геометрических формах (овальная, прямоугольная и других);
  • Учить  воспроизводить алгоритм действия эксперимента по опорным картинкам;

Развивающие:

  • Развивать память, внимание, мышление;
  • Побуждать интерес к опытно-экспериментальной деятельности;
  • Развивать познавательный интерес, исследовательские способности дошкольников;
  • Развивать и обогащать речь детей, вводя в активный словарь новые слова

( туалетное, хозяйственное, жидкое, ароматное, душистое и т.д);

  • Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку;
  • Закреплять  правила безопасности при работе с мылом;
  • Развивать коммуникативные навыки;

Воспитательные:

  • Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
  • Формировать представления детей о здоровом образе жизни;
  • Воспитывать чувство коллективизма, социализации.

      Место занятия в изучении темы - Итоговое занятие в проекте «Мыло - наш друг»

Тип занятия: Интегрированное.

  Используемое оборудование, наглядность:

  • посылка с кусками мыла разной формы, цвета и запаха;
  • интерактивная доска, ноутбук, презентация;
  • музыкальное сопровождение во время физкультминутки, экспериментов;
  • баночки с водой, трубочки, камешки, пёрышки, «Мыльные пузыри» по количеству детей;
  • цельное молоко, пищевые красители разных цветов, жидкое мыло, ватные палочки, пипетки и столовая тарелка.

  • Формы и методы  – беседа, фронтальный опрос, экспериментальная деятельность, индивидуальная работа.

Содержательная часть:

2.1. Конспект занятия (в таблице).

Содержание этапа, деятельность воспитателя с указанием номера слайда

Деятельность воспитанника

Этап 1 занятия «Виды и свойства мыла» 10 мин.

Организационный момент

Целеполагание.

Ребята, сегодня утром к нам в сад пришла посылка из страны Чистоты. Как вы думаете, кто бы мог нам ее прислать?

Вот она!

(Прочитать кому и  от кого надпись на  посылке)

Кому: детям группы «Подсолнушки»

От кого: от  Мойдодыра.

Интересно, что в ней? Подумайте, что   мог прислать нам Мойдодыр?

Подскажет вам загадка. Послушайте.

Это наш хороший друг,

Терпеть не может грязных рук.

На грязь оно сердится,

В руках оно вертится.

От страха грязь бледнеть начнёт

И побежит, и потечёт,

Исчезнет без следа.

А руки станут чистыми,

Чистыми, душистыми.

Узнали без труда?

Верно. Это мыло!

Слайд 1

Теперь можно и посмотреть, берите по кусочку – кому какое мыло нравится. Здесь его много, всем хватит. Вот какой сюрприз от Мойдодыра!

Ребята, есть у мыла запах?

Одинаково ли пахнут все кусочки мыла? Понюхайте два разных кусочка.

Да, мыло имеет разный запах. Про него говорят, что оно душистое, ароматное.

Погладьте кусочек мыла. Какое оно на ощупь, гладкое или шероховатое?

Положите на стол все кусочки мыла. Посмотрите и скажите:

«Какой формы эти куски мыла?»

Как вы думаете, если мыло намочить, опустив его в стакан с водой, что с ним произойдет?

Показать, что мыло опустилось на дно тазика с водой, дать потрогать.

Вы правы, молодцы!

Итак, ребята, как называется мыло, которым мы моем руки?

Да, верно. Мыло может быть разного цвета, формы и иметь разный запах.

Как вы думаете, почему бывает такое разное мыло?

Из посылки на стол выкладываются несколько кусочков цветного мыла по форме груши, вишенок, яблока, в форме елочки. А еще, ребята, мыло бывает жидким ( показать) и хозяйственным - серое мыло. Оно не такое душистое, но тоже очень нужное.

Ребята, зачем нам  вообще  нужно мыло?

Правильно! Очень часто дома, в детском саду или в гостях мы слышим: "Мойте руки с мылом", а зачем их мыть именно с мылом? Как выдумаете?

А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой? Они тоже станут чистыми.

Мыло бывает

Разным- преразным

Синим, зелёным,

Оранжевым, красным…

Но не пойму,

Отчего же всегда

Чёрной-пречёрной бывает вода?

Оказывается, не так все просто! Вода не растворяет жир, которого так много на нашей коже. Поэтому, мы моемся с мылом. Оно расщепляет на мельчайшие частицы грязь и жир, которые затем смываются водой. От всех растворимых в воде веществ можно избавиться очень просто: поместить их под кран - и всё. А еще, почему мы руки моем с мылом, особенно перед едой? Кто догадался?

Слайд 2

Микробы невидимые, но вездесущие. Простые, но способные принимать самые разные формы. Микроскопические, но иногда смертельные. Микробы — самые настоящие невидимые хозяева Земли.

Слайд 2,3,4

Все микробы и бациллы
Как огня боятся мыла.
Нужно ручки с мылом мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Знают дети все вокруг:
Мыло – наш надёжный друг!

Физкультминутка.

Крутим мельницу вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Наклоняться будем все,

Будто прыгаем в бассейн. (Наклоны вперёд.)

А потом назад прогнёмся,

Хорошенько разомнёмся. (Наклоны назад.)

И попрыгать нам пора,

Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте)

Шаг на месте в заключенье.

Это тоже упражненье. (Ходьба на месте)

Поскакали, потянулись –

Вот и славно отдохнули.

Ребята, вы хотите  поиграть с мылом? А стать волшебниками? Тогда пройдем в нашу лабораторию и будем творить чудеса!

Дети входят в зал под музыкальное сопровождение и рассаживаются на стулья.

Ответы детей

Ответы детей

-Мыло!

Дети подходят к столу, на котором стоит посылка с мылом.

Ответы детей

Дети нюхают несколько разных кусочков мыла. Ответы детей: мыло пахнет по-разному.

Ответы детей

-прямоугольной, овальной и круглой формы.

-утонет, станет скользким

-туалетное

Рассуждения детей.

Дети садятся на стульчики

-умываться, мыть руки

Ответы детей.

-с мылом будут чище

-Чтобы смыть микробы.

Внимание обращено на мультимедийную доску.

Дети выполняют упражнения стоя, встав свободно.

Да! Да!

Этап 2 Экспериментальная деятельность. 10 мин.

Опыт №1

 Нальём в тарелку немного молока. Добавим по капле пищевых красителей различных цветов в центр тарелки.  Один конец ватной палочки  опустим в стаканчик с жидким  мылом, далее опустим его в центр тарелки и подержим  10-15 секунд (можно посчитать) Посмотрите, какой взрыв цветов и красок! Опыт работает очень просто. Молоко – это жидкость, оно течет как вода, но содержит жиры, минералы, витамины и другие вещества. Секрет симфонии цветов заключается в капле мыла. Дело в том, что основное свойство мыла – расщепить  и уничтожить жиры. Когда мыло помещается в молоко, молекулы мыла – это мельчайшие частицы, стараются атаковать молекулы жиров. В  свою очередь, молекулы жиров стараются избежать «нападения».

Именно этот процесс и отражает стремительное движение цветов. Вот  какая красота у нас получилась!

Опыт №2

Для того чтобы продолжить наши эксперименты я приглашаю вас  пройти дальше.

На столах стоят баночки с водой (на каждого ребёнка).

 - Ребята, как вы думаете, что в баночках?

  - А как вы это определили?

 Правильно, чистая вода не имеет цвета и запаха

- А если мы нальём в банку жидкого мыла, что произойдёт с водой?

- Я наливаю немного мыла в каждую баночку, а вы внимательно посмотрите и скажите, пожалуйста, что произошло с мылом?

- Мойдодыр  предлагает провести опыт «У кого пена выше и пышнее? »

 Для проведения этого опыта мы должны потренироваться, как правильно дуть в трубочку.

Дыхательная гимнастика

Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот.

Провести упражнение 2-3 раза. Потом дети 2-3 раза выдыхают воздух в трубочку.

- А теперь опустите конец трубочки в банку с водой и дуйте в мыльную воду.

 Что произошло с водой?

Откуда появились пузырьки?

Какой мы можем сделать вывод?

Правильно, молодцы!

Опыт №3

«Подушка из пены».

- Вы взбили хорошую пену. Эта пена может быть пышной, как  подушка, на которую можно что-то положить. Хотите проверить?

Положим сначала на пену перо. Что произошло с пёрышком?

 - А теперь положим камешек. Что произошло с ним?

 - Почему?

- Значит, какие по весу предметы могут лежать на подушке из пены?

Мыльная пена может быть очень высокой и плотной  и удерживать  лёгкие предметы.

Я прошу вас подойти к мольберту. Перед вами на столе лежат картинки с изображениями. Посмотрите.

  • Стакан с водой;
  • Стакан с водой и мыльной пеной;
  • Стакан с пеной и пёрышком;
  • Стакан с пеной и камнем.

Пожалуйста, расположите эти картинки в  той последовательности, в которой у нас проходил опыт

- Понравились вам, ребята, пузыри, которые вы выдували?

Вот какое мыло: и микробы убивает, и опыты с ним можно проводить. А ещё оно может всех нас повеселить. Представьте, что мы с вами – фокусники, выступаем в цирке.

Детям раздаются баночки с «Мыльными пузырями».

-Я предлагаю вам сказать волшебные слова:

 «Пузыри, чтоб получить,

Надо чудо совершить:

Взять простой кусочек мыла

И водичкой намочить.

Все размылить, размешать

И немного подождать!

Полетели пузырьки

Легкие, как мотыльки,

С ними можно поиграть,

Половить и полетать».

 «Раз, два, три – появитесь, разноцветные пузыри! ».

Ребята, что вам больше всего понравилось из того чем мы занимались? О чём мы беседовали и какие опыты проводили?

 

Дети встают вокруг стола с заранее приготовленными материалами.

Дети встают рядом со столами, на которых индивидуально на каждого ребёнка подготовлены баночки с водой, камушки и пёрышки.

 - Вода

 - Посмотрели, понюхали. Не пахнет ничем.

 - Появится пена

Дети наблюдают, как мыло растворяется в воде.

 - Растворяется

Дети выполняют

-Появились пузырьки, пена

-Мы выдули их из мыльной воды

-Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

 -Да!

 

- Оно держится на пене

-Он провалился, утонул

-Перо лёгкое, а камень тяжелый

-Лёгкие

Дети по одному подходят к мольбертам. Восстанавливают по памяти алгоритм опытов (2-3 человека). Оставшиеся у столов внимательно следят за их действиями. Исправляют ошибки, помогают в случае затруднения.

 - Да!

-Ура!

Дети встают свободно, в руках мыльные пузыри.

Дети выдувают мыльные пузыри, ловят их, соревнуются, у кого больше пузырей получилось, чей пузырь самый большой.

Дети возвращаются на стульчики.

Ответы детей.

2.2. Информационные ресурсы.

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/27/integrirovannoe-zanyatie-mylo-fokusnik

http://infourok.ru/konspekt_zanyatiya_dlya_sredney_gruppy_-_volshebnoe_mylo-504512.htm

К. И. Чуковского «Мойдодыр»,  «Федорино горе»;

В. Бредихина «Мочалка молчала»

Л. Гуляева «Если дунуть посильней»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....