Статья "Современные педагогические технологии в ДОУ"
статья

Родионова Елена Витальевна

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

 

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

 

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_v_dou.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии в ДОУ

Деятельность дошкольного учреждения имеет свои особенности, т.к. весь образовательный процесс направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и воспитание детей. Исходя из этого, применительно к дошкольному образованию целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирование у детей знаний, умений, навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать средством развития личностных качеств ребёнка ( активности, инициативности, самостоятельности, креативности и др. ).

        Развитие – это процесс качественного изменения. В ДОУ развитие ребёнка происходит в ходе взаимодействия со взрослым, жизненно важную роль которого в данный период подчёркивали известные учёные ( Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец и др. ). Поэтому целью деятельности взрослого в условиях ДОУ является взаимодействие с ребёнком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его индивидуальности. Условием реализации такой цели является использование педагогических технологий.

        Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

  Основные требования (критерии) педагогической технологии:

·         Концептуальность

·         Системность

·         Управляемость

·         Эффективность

·         Воспроизводимость

  • Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
  •  Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
  •  Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
  •  Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.
  •  Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Структура педагогической технологии:

-концептуальная основа (научная база)

-содержательная часть (цели и содержание обучения и воспитания)

-процессуальная часть (формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса, результаты).

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженные этапы (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают:

1.       конкретность и четкость цели и задач;

2.        наличие этапов:

-  первичной диагностики;

-    отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;

-    использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, оценки.

        Виды технологий:

        1.Технология информационного обучения - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии).

 ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

Компьютер рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как способная интегрировать с различными направлениями воспитательно-образовательного процесса, обогатить  и    изменить   развивающую среду детского сада.

В воспитательно-образовательном процессе используются программы:

- Развитие воображения, мышления, памяти

- Говорящие словари иностранных языков

- Простейшие графические редакторы

- Игры-путешествия

- Обучение чтению, математике

- Использование мультимедийных презентаций

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

 

2. Технология проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Достоинства проблемного обучения:

 1. Высокая самостоятельность детей;

 2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребёнка;

 3. Развитие мыслительных способностей детей.

 

3. Технология проектного обучения — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

 

4. Технология игрового обучения - способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии - это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.)

Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.

 

5. Личностно – ориентированные технологии - ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей; обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты.

 6. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья детей. Понятие «здоровьесберегающая» – это качественная характеристика любой образовательной технологии, когда в ходе получаемого ребенком образования не наносится ущерба их здоровью. Ценность заботы о здоровье большинства педагогических технологий отходит на второй план. На первом месте стоят, как правило, такие категории как обучение, воспитание, личностное развитие, хотя принцип «Не навреди здоровью» присутствует во всех педагогических концепциях, он понимается «по умолчанию». Но в реальной педагогической практике вопросам здоровьясбережения не уделяется должного внимания. Или проводятся разовые, бессистемные мероприятия, не имеющие необходимого научного обоснования.

Здоровьесберегающие технологии являются составной и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, содержание программ, условия организации образовательного процесса – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо увидеть эту связь.

1.Физкультурно-оздоровительные технологии- это технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Реализация этих технологий осуществляется специалистом по физическому воспитанию, отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.

2.Технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

3.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения его со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.

4. Лечебно-профилактические технологии – цель этих технологий направлена на лечение и профилактику заболеваний. С профилактическими целями используется аэроионизатор воздуха: лампа Чижевского. Аэроионизатор улучшает качество воздуха в помещении, приближая его к природному (горному, морскому), снижает вредные факторы окружающей среды. Аэроионизатор способствует общему оздоровлению организма и нормализации физиологических процессов, под его влиянием:

 укрепляется иммунная система;

 улучшается общее самочувствие, аппетит, сон;

 нормализуется обмен веществ;

 улучшается снабжение тканей кислородом;

 повышается работоспособность, стрессоустойчивость;

 снижается утомляемость, раздражительность.

 

Аэроионизатор способствует профилактике возникновения и развития заболеваний:

 сердечно-сосудистой системы;

 органов дыхания;

 нервной системы;

 респиратурно-вирусных инфекций

7. Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Т.е.целью является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить; развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

        В своей работе мы большое значение уделяем здоровьесберегающим технологиям.

В нашей группе задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда была одной из важных. Осуществление данной задачи предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий в соответствии с новым ФГОС ДО.

Вводились закаливающие процедуры, интегрированные оздоровительные занятия, технология музыкального воздействия, традиционные «дни здоровья, неделя «Зимних игр и забав», сказотерапия, физкультурные досуги с участием родителей, родительские собрания, рассматривающие вопросы формирования здоровья, валеологическое воспитание. 

     Валеология - наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании здоровья, управлении им. Вопросы валеологического воспитания, охраны здоровья детей, формирование культуры ЗОЖ являются важным звеном в моей работе. Считаю, что основой успеха в воспитании является положительный пример авторитетного для ребенка взрослого -  родителя, воспитателя. Поэтому стараюсь установить партнерские отношения в плане «ребенок – родитель», «ребенок – воспитатель», «воспитатель – родитель» через:

  • создание союза заинтересованных в здоровье детей партнеров (фотовыставка «Как лето помогает нам быть здоровым», беседы «Что помогает быть здоровым», «Чистота и здоровье» и др.);
  • мотивацию родителей на совместную оздоровительно – профилактическую работу (опытно – исследовательская деятельность «Овощи и фрукты  - полезные продукты», опыт «Посадка лука на перо»; дидактическая игра «Что полезно для здоровья?»);
  • валеологическое воспитание (сюжетно – ролевая игра «Изучаем свой организм», продуктивная деятельность «Мы занимаемся зарядкой»).

     Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме валеологического просвещения, было определено, что валеологическое просвещение  - это процесс, который направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, родителей, педагогов, его осуществление связано с изменением отношения к здоровью родителей, ребенка, педагогического коллектива; это инновационный процесс, охватывающий весь коллектив,его осуществление связано с перестройкой в сознании всех участников педагогического процесса, то есть «валеологическое просвещение выступает как комплексный педагогический феномен».

         Многолетний опыт работы показал, что недостаточно создать благоприятные условия для развития здорового ребёнка, необходимо ещё и сформировать элементарные знания о своём организме, осознанное ведения здорового образа жизни. На первом этапе работы по валеологическому воспитанию моя задача помочь детям осознать себя как человека. Темы первых занятий: "Я человек", "Мы - семья", "Люди взрослые, и люди маленькие", "Я росту", «Я сам». Валеологическое воспитание осуществляется как во время занятий, так и в свободное время. В планирование данной работы входят не только вопросы физического развития, но и вопросы духовного здоровья. Ребёнок должен не только уметь чистить зубы и делать зарядку, но и уметь любить себя, людей, жизнь.  При составлении занятий обязательно включаю в их состав элементы ОБЖ. Предлагаю детям ситуации (ДТП, пожар, отравление и т. д.), в результате которых, пострадал тот или иной орган. Учимся оказывать первую помощь, обсуждаем, как нужно вести себя, чтобы этого не произошло.

     

       В образовательном процессе использую здоровьесберегающую технологию саморазвития личности по Г.К. Селевко. По его учению, деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

• в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

• в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);

• в защищенности (самоопределение, саморегуляция, коллективная деятельность);

• в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме).

        Также мы используем социально-оздоровительную технологию «Здоровы дошкольник» ( автор Ю. Ф. Змановский ).

        Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» (автор Ю. Ф. Змановский) Одним из пропагандистов здорового образа жизни является Юрий Филиппович Змановский (1929-1995), доктор медицинских наук, профессор, ученик А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурии, прекрасный шахматист, любитель лыжного слалома и тенниса.

Программа «Здоровый дошкольник» посвящена проблемам воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях и принципиально отличается от других программ воспитания в детских садах. Основные отличия заключаются в следующем.

1. Комлексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятие «здоровый образ жизни» ребенка.

 2. Наличие физиологического обоснования в каждом из разделов программы наряду с учетом ряда закономерностей возрастной психологии, педагогической психологии и спортивной медицины.

3. Данная программа может применяться в дошкольном учреждении благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры, необязательности высокого уровня профессиональной подготовки персонала, но при обязательном и добросовестном выполнении рекомендаций.

 4. В ряде разделов программы предусмотрен учет климато-географических и экологических особенностей региона.

 В программе дано совокупное «физиологическое» определение здоровья ребенка как динамического и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям состояния детского организма, что достигается благодаря формированию комплекса функциональных систем, обеспечивающих оптимальный приспособительный эффект.

Такое определение здорового ребенка дошкольного возраста включает большой набор характеристик – жизнерадостность, устойчивость к неблагоприятным внешне средовым факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности.

Первый раздел программы – определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей.

 Второй раздел – рациональная организация двигательной активности детей.

 Третий раздел – система эффективного закаливания детей.

В программе закаливание рассматривается как система оздоровительно-профилактических воздействий, реализуемая таким образом, чтобы каждый момент пребывания ребенка в детском саду (и желательно – в домашней обстановке) характеризовался как благоприятный для становления аппарата физической терморегуляции (терморецепторы и сосуды кожи и подкожной клетчатки), плохо функционирующей в периодах раннего и дошкольного детства.

В программе описываются два основных метода контрастного закаливания, которые могут использоваться как в дошкольных учреждениях, так и в домашних условиях.

Четвертый раздел – комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, используемых в дошкольных учреждениях.

В программе указываются основные задачи и обязанности педагогов-психогиенистов:

 - выявлять факторы, способствующие возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей;

- применять психолого-педагогические приемы, направленные на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений, прежде всего у гиперактивных детей;

- обеспечить условия для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня детей;

 - создавать благоприятный психологический климат в ДОУ и по возможности в семье;

 - организовывать специальные игровые комнаты в ДОУ для проведения индивидуально-подгрупповой психо-коррекционной работы.

Пятый раздел – обеспечение рационального питания детей.

Шестой раздел – создание условий для оздоровительных режимов детей.

Теоретическим обоснованием необходимости выполнения определенного распорядка для ребенка является биоритмология, предмет которой составляет изучение циклических процессов в живых организмах.

Выделены важнейшие условия:

- комплекс внешне-средовых факторов: воздух, почва. вода, питание, тепло, свет, одежда, жилище, шум, радиация и т.д.;

- психолого-педагогические аспекты сексуального развития и здоровья детей.

Эффективная реализация программы возможна при добросовестном выполнении своих обязанностей персоналом дошкольных учреждений в постоянном взаимодействии с родителями.

 Основной задачей своей работы, считаю, научить детей самосовершенствоваться, значит, реализовать все свои таланты в полной мере. Работу с детьми стараюсь строить в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делаю акцент на поисковую активность самих детей, побуждаю их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения, сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

      Основным результатом работы по воспитанию потребности к здоровому образу жизни у детей является то, что к концу дошкольного возраста дети способны понимать здоровье значительно, широко, как красоту, счастье, успешность, а также осознают, что здоровье находится в их руках.

Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. По-настоящему в ребенке может укорениться лишь то, что воспитано в семье. Значит, реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно не только через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, но и через пропаганду и внедрение ЗОЖ среди родителей воспитанников.

 

                                        


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012
  2. Деркунская В.А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ. – Управление ДОУ, 2005, №3
  3. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях. – Методист, 2007 , №2
  4. Сивцова А.М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного – младшего школьного возраста. Автореферат кандидата педагогических наук. – Санкт-Петербург, 2008
  5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 Государственный Гуманитарно–Технологический Университет

(ГГТУ)

РЕФЕРАТ

«Педагогические технологии в ДОУ»

Реферат по педагогическим технологиям

студентки III курса заочного отделения (ДО)

Родионовой Е.В.

Проверил: к.п.н., доцент Гришина Г.Н.

Орехово-Зуево, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Махмутова Е.А. ФГБОУ ВПО « Набережночелнинский педагогический институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г.Набережные Челны

Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он имеет примеры для своего будущего опыта, и  здесь же  происходит социальное рождение его как личности....

"Физкультура вдвоем" (сборник «Педагогическое мастерство и педагогические технологии» VI Международной научно- практической конференции)

В содержание физкультурного занятия «Физкультура вдвоем» построенного на основе игровых упражнений, включаются: двигательные задания для детей и родителей, медитации, релаксации, дыхательн...

Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...

Конспект занятия для детей подготовительной группы, с использованием педагогических технологий на основе активизации деятельности учащихся (активные методы обучения – игровые технологии, здоровьесберегающие технологии). Тема: «Дифференциация звуков Г – К

Цель: формировать навык сложного фонематического анализа и синтеза с использованием звуков Г – К (Кь - Гь). Задачи:Коррекционно - образовательные:1. закрепить умение дифференцировать звуки ...