Краткосрочный проект в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ по теме «Лето - любимое время года»
проект (старшая группа)
Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения в ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважении к труду взрослых. В основе данного проекта лежит готовность дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность во впечатлениях. Данный проект направлен на расширение знаний о временах года, развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, нравственных ценностей.
Использование ТРИЗ-технологий, в рамках данного проекта, способствует расширению границ детского мышления, формированию у воспитанников интеллектуальной гибкости, желания самостоятельно мыслить, выходить за рамки конкретной практической задачи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_leto_2_-_kopiya.docx | 72.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект
в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ
по теме «Лето - любимое время года»
Разработали проект: Полсычева М.А. воспитатель МКДОУ «Д/с № 23»
Вид проекта: Краткосрочный (2 недели), познавательный, творческий, групповой.
Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители детей.
Срок реализации проекта: август 2019 г.
Актуальность темы: Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения в ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважении к труду взрослых. В основе данного проекта лежит готовность дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность во впечатлениях. Данный проект направлен на расширение знаний о временах года, развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, нравственных ценностей.
Использование ТРИЗ-технологий, в рамках данного проекта, способствует расширению границ детского мышления, формированию у воспитанников интеллектуальной гибкости, желания самостоятельно мыслить, выходить за рамки конкретной практической задачи
Цель проекта: углубление представлений детей о лете, как времени года; развитие художественно-эстетического отношение к окружающей действительности; повышение уровня самостоятельного мышления средствами ТРИЗ.
Задачи проекта:
Обучающие:
- расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.
- формировать представления детей о лете, летних изменениях в природе.
- закрепить представление детей о летнем отдыхе, развлечениях на свежем воздухе, труде в природе.
Развивающие:
- развитие художественно-эстетических способностей, умений и навыков продуктивной деятельности.
- развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования.
-развивать умение мыслить самостоятельно, нестандартно.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
- воспитывать любовь к природе через беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, решение нестандартных задач.
Задачи по работе с родителями:
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
- Провести консультации по темам: «Чем занять ребенка на прогулке», «Закаливание детей летом», «Лето и безопасность наших детей»
Планируемые результаты:
- Дети проявляют любознательность, интерес к сезонным изменениям в природе.
- Дети могут вступить в диалог на летнюю тематику, рассказывают о лете, заучивают стихи.
- Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
- Провести итоговую квест-игру с привлечением к участию родителей воспитанников.
Ресурсы:
Информационные: демонстрационный материал, книги, интернет ресурсы, телевидение, игры, подборка художественной литературы по теме.
Интеллектуальные: знания детей, родителей и педагогов, загадки о временах года.
Материально-технические: компьютер, иллюстрации, книги, тематические альбомы, изобразительный материал для продуктивной деятельности, аудиозаписи.
План реализации проекта:
Деятельность педагога: подводит к теме, принимает участие в распределении обязанностей, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта.
Деятельность детей: анализируют, сравнивают, выбирают, изучают, формулируют, рисуют, создают, контролируют, выполняют, оформляют, участвуют в оценке проекта.
Деятельность родителей: беседы с детьми, помощь в создании выставки «Вот оно какое наше лето», альбомов «Летние виды спорта», «Как я провел лето». Привлечь родителей к совместному составлению творческих рассказов на тему «Замечательное лето».
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
- Информирование родителей о проекте
- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и определение задач.
- Подбор материалов по теме проекта «Лето - любимое время года».
- Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап.
План реализации проекта.
Вовлечение в деятельность:
Понедельник (18 августа):
1. Д/игра по ТРИЗ «Лето – хорошо, лето - плохо». Цель: Формировать основы системного мышления и логического анализа; развивать умение находить положительные и отрицательные стороны, рассматриваемого объекта. Вызвать у детей интерес к познавательной деятельности, желание самостоятельно добывать знания об интересующих явлениях.
2. Словесная игра «Загадай-ка». Цель: Учить придумывать загадки о летних явлениях.
3. Конструирование из бросового материала «Эти забавные насекомые». Цель: развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас детей, воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым.
4. С/р игра «Поездка на море». Цель: продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры. Поощрять желания детей придумывать новые темы для игр. Формировать умения детей развивать сюжет.
5. Выкладывание из мозаики цветочного луга. «Бал цветов». Цель: развитие творческих способностей, фантазии; развитие мелкой моторики руки; сенсорное развитие.
Вторник (19 августа):
- НОД по познавательному развитию с применением морфологического анализа «Времена года». Цель: Обобщить и систематизировать представление о временах года по основным, существенным признакам.
- Составление и запись рассказов «Замечательное лето». Цель: активизировать речь детей, воспитывать желание правильно и красиво говорить, делиться личным опытом.
- Чтение стихотворения В.Воронько «Вот и лето пролетело», Г.Новицкая «Одуванчики», «Ромашки».
- Кукольный театр «Краденое солнце». Цель: порадовать детей, активизировать их речь и эмоции, закрепить знания о значимости солнца для всего живого.
- Эксперимент «Вода в сосуде» - «Теплая или холодная?». Цель: доказать, что лучи солнца нагревают воду.
Среда (20 августа):
1. Занятие по ТРИЗ «Знакомимся с методом маленьких человечков». Цель: закрепить знания детей об элементарных качествах и свойствах льда. Побуждать исследовательский интерес, любознательность.
2. Д/игра по ТРИЗ «Что будет если…» Цель: развивать фантазию детей, побуждая их выражать свои мысли о событии.
3. Слушание и обсуждение музыки «Вальс цветов» П. Чайковского.
4. С/р игра «Цветочный магазин». Цель: Способствовать становлению целенаправленной деятельности ребенка, знакомить с доступными их пониманию профессиями взрослых. Учить целенаправленному игровому действию с игрушками.
5. Д/игры «Найди растение по описанию», «Узнай по части», «Сложи цветок».
Четверг (21 августа):
- Рисование по замыслу «Улетает наше лето». Цель: Создание условий для отражения в рисунке летних впечатлений, учить составлять гармоничную цветовую композицию, передавая красками своё впечатление о лете.
- Решение проблемных ситуаций по правилам безопасного поведения летом. Цель: развивать логическое и творческое мышление, учить проявлять инициативу, использовать активную речь.
- Рассматривание альбомов «Подумай-ка», решение логических заданий. Цель: развивать внимательность, логическое мышление.
- Оформление альбома совместно с родителями «Как я провел лето».
- Чтение А.Майков «Пролетело лето».
Пятница (22 августа):
- Занимательная викторина «Времена года». Цель: Познакомить детей с признаками времен года. Расширить их кругозор, развивать логическое мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Ситуация активизирующего общения «Замечательное лето» - рассматривание фотографий и картинок о летнем отдыхе, летних пейзажей.
- Речевая игра «Кузовок» (летние слова). Цель: развитие связной и грамотной речи.
- Самостоятельная изобразительная деятельность (тема – лето, иллюстрации для книжки-самоделки). Цель: развивать творческую фантазию, желание создавать своими руками, ценить и уважать свой труд.
- Отгадывание загадок о временах года, явлениях природы.
Понедельник (26 августа):
- Беседа – рассматривание «Самые разные цветы». Цель: развивать знания детей, пополнять словарный запас.
- Занятие по ТРИЗ – «Рисование цветов по морфологической таблице». Цель: развитие умения анализировать, совершать осознанный выбор, отход от стереотипности создаваемых образов.
- Оформление фотовыставки «Вот оно какое наше лето».
- Самостоятельное рассматривание книг, фотографий, тематических альбомов, репродукций картин о лете в книжном уголке. Цель: создание ситуаций для содержательного тематического общения.
- Игры с макетами «Морское побережье», «Деревня».
Вторник (27 августа):
- Знакомства и игра с кольцами Луллия. Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей детей, развитие речи и познавательных интересов.
- Аппликация «Собираем урожай». Цель: Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт. Воспитывать эстетический вкус, желание доводить начатое до конца.
- Д/и на логическое мышление: «Катись, шарик!»
- Работа в уголке природы: полить комнатные растения, удалить с их листьев пыль. Цель: воспитывать трудолюбие, умение ухаживать за растениями.
- Работа в книжном уголке: знакомство с выставкой книг «Лето в стихах, рассказах, сказках». Цель: рассматривание иллюстраций, чтение, общение.
Среда (28 августа):
- Д/игра ТРИЗ «Да – нет» с картинками по теме «Лето». Цель: уточнить текущие знания о предметах, научить анализировать и мыслить системно.
- Коллективная лепка «Цветочная полянка». Цель: продолжать формировать знания детей о цветах, формировать умение передавать образ и форму цветка при помощи пластилина, учить передавать особенности внешнего вида цветов в лепке.
- Рассматривание картин о лете.
- Чтение стихотворений о лете. Разучить стихотворение «Ромашки».
- Беседа на тему: «Летние забавы». Цель: расширить представления детей о летних забавах, поговорить о правилах безопасности в летний период.
Четверг (29 августа):
1. Д/игра «Придумай рифму к небылице. Цель: упражнять детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.
2. Предложить альбом для рассматривания «Летние виды спорта».
3. Просмотр мультфильмов о лете.
4. Д/И «Ассоциации». Цель: развивать речь, уметь составлять логические цепочки; учить составлять предложения.
5. Рисование в технике монотипия «Бабочка-красавица». Цель: познакомить с техникой монотипии, учить создавать образ бабочки с помощью гуаши и техники отпечатывания. Развивать чувство гармонии и красоты.
Пятница (30 августа):
- Итоговое мероприятие: квест-игра «По дороге к радуге». Цель: Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, желание стать участником развлечения, возможность получить удовольствие от праздника, яркие неповторимые ощущения. Привлечь родителей к активному участию в квесте, способствовать объединению интересов взрослых и детей.
- С/Р «Детский сад», «В магазине игрушек»
- Настольно – печатные «Лото», Домино».
- Чтение художественной литературы: В.Бояринов «Кончается лето», Бороздин В. «Подсолнухи».
- Изготовление поделок из природного материала «Что нам лето подарило». Цель: развитие познавательного интереса к природе у дошкольников посредством изготовления поделок из природного материала. Обогащение знаний о разнообразии природного материала.
Заключительный этап:
- Обобщение знаний и представлений детей о лете, как о времени года.
- Подведение итогов реализации проекта.
- Оформление проекта.
Оценка результатов проекта: Проект решен полностью, дети с большим интересом участвовали в образовательной деятельности, все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Работа получилась познавательной, в рамках проекта удалось расширить кругозор и представления детей об окружающем мире.
Перспектива дальнейшего развития: На основе полученных знаний в дальнейшем расширить представления детей о других временах года.
Список использованной литературы:
- Коноваленко В. В. Развитие связной речи «Времена года»,
- Громова О. Е. / Соломатина Г. Н. Стихи о временах года.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
- Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ.
- Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. / Главный редактор Н.Б.Крылова.
- Ёлкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Акад. Развития», 1996 г.
Приложения
Приложение 1
Д/игра по ТРИЗ «Лето – хорошо, лето - плохо».
Цель: Формировать основы системного мышления и логического анализа; развивать умение находить положительные и отрицательные стороны, рассматриваемого объекта. Вызвать у детей интерес к познавательной деятельности, желание самостоятельно добывать знания об интересующих явлениях.
Для вовлечения детей в проектную деятельность проводится игра «Лето – хорошо, лето – плохо».
Воспитатель: Ребята, какое у нас сейчас время года?
Дети: Лето.
В.: Вы любите лето?
Д. Да! Очень!
В. А как вы думаете, лето – это хорошо или плохо?
Д.: Хорошо! Летом тепло.
В.: Но, ведь летом бывает слишком жарко. Это хорошо?
Д.: Нет, плохо. Можно получить солнечный удар.
В. Зато летом можно загорать. Это ведь хорошо?
Д. Да, хорошо. Но можно обгореть на солнце.
В. Действительно, и это уже плохо. А что еще хорошего в лете?
Д.: . Можно купаться в реке.
В.: Да, главное соблюдать правила безопасности на воде. Чтобы это не закончилось плохо.
Д. Еще летом много фруктов и ягод.
В. Да, это очень хорошо. Ведь они такие вкусные и в них много витаминов. А если мы будем кушать фрукты прямо с деревьев, а ягоды прямо с грядки. Что тогда может случиться.
Д. К нам в организм попадут микробы и мы можем отравиться.
В. Это хорошо?
Д. Нет, плохо.
В. Значит, наверное, лето – это плохо?
Д. Нет, хорошо! Летом можно кататься на роликах, велосипедах и самокатах.
В. Зато можно упасть и пораниться.
Д. Летом красиво, вокруг все зеленое и растет много цветов.
В. Да, это хорошо.
Д. А еще летом много комаров и это плохо, потому что они кусаются и потом все чешется.
Дети: Так, все-таки, лето – это хорошо или плохо?
Воспитатель: Для этого нам нужно узнать побольше о лете. Вы хотите узнать?
Дети: Да! Хотим!
В.: Тогда я предлагаю вам поучаствовать в проекте «Лето – наше любимое время года». Благодаря этому проекту, вы сможете получить много новых знаний о лете, запечатлеть свои воспоминания в рисунках и поделках и вдоволь насладиться последними днями этого солнечного времени года. Ну и конечно же узнать, лето – это хорошо или лето – это плохо.
Приложение 2
Конспект занятия в рамках ТРИЗ «Знакомимся с методом маленьких человечков».
Цель: закрепить знания детей об элементарных качествах и свойствах льда. Побуждать исследовательский интерес, любознательность.
Задачи:
- Познакомить детей с методом маленьких человечков (ММЧ, дать представление о том, что в разных веществах, человечки ведут себя по-разному)
- Продолжать формировать умение опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ.
- Развивать познавательный интерес.
- Воспитывать внимательность.
Материалы к занятию:
- плоскостные изображения моделей «маленькие человечки», характеризующие такие вещества как: вода, лед, газ.
- пластиковые стаканчики, кусочки льда.
Ход занятия:
- Организационный момент: Игра «Что бывает летом, что бывает зимой» (2 мин.)
Воспитатель: Ребята, сможете ответить, чем зима отличается от лета?
Сейчас мы поиграем с вами. Я буду говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой.
Воспитатель: Летом – жарко, а зимой
Дети: – холодно.
Воспитатель: Летом на деревьях листья, а зимой –
Дети: листьев нет (или лежит снег).
Воспитатель: Летом день длинный, а зимой –
Дети: короткий.
Воспитатель: Зимой солнце низко, а летом –
Дети: высоко.
Воспитатель: Летом гуляют на улице много, а зимой –
Дети: мало.
Воспитатель: Зимой рябина сладкая, а летом –
Дети: кислая.
Воспитатель: Зимой птицам голодно, а летом –
Дети: сытно.
Воспитатель: Зимой земля покрыта снегом, а летом –
Дети: песком, травой.
- Основная часть: „Сказка про маленьких человечков» (чтение сказки сопровождается показом схем)
Жили-были маленькие человечки, и отправились они гулять по белу свету. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил: „ Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает». Так они и сделали.
Но тут вот что случилось. Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. Посмотрите, какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево»,- говорили все вокруг. Что это с нами случилось,- удивились человечки, мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем». Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали держаться за руки, с гор побежала вода.
Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если будем просто стоять рядом, то будем жидкостями»,- сказали человечки.
А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, дым над костром и в запах маминых духов.
Так теперь и живут маленькие человечки.
В твердых веществах они крепко держатся за руки, и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие.
В жидкостях они стоят рядом друг с другом. Эта связь непрочная, их можно разъединить (например, перелить воду)
В газообразных веществах они бегают и прыгают. Они могут жить в различных запахах, пузырьках.
Воспитатель: «Ребята, а в каких состояниях можно увидеть воду зимой? (снег, лёд, лужа, дождь, пар, …) Мы уже знакомы с маленькими человечками (ММЧ) и знаем, что они находятся во всём, что нас окружает. Какие человечки образуют лёд? (Правильно, твёрдые). А какие человечки живут в воде? (жидкие) А в паре? (газообразные) Дети, называя, показывают маленьких человечков.
- Проведение опыта:
Воспитатель: Я приготовила для вас лед (воспитатель выкладывает на тарелку льдинки) возьмите на ладошку и сожмите его.
Дети: (дети берут в руки кусочек льда, сжимают его в ладошке)
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что мы взяли в руки?
Дети: лёд
Воспитатель: Каким веществом является лед?
Дети: твёрдым.
Воспитатель: Что происходит с льдом, когда мы разогреваем его своими руками или дыханием?
Дети: он начинает таять.
Воспитатель: Что получилось, когда лед растаял?
Дети: вода.
Воспитатель: Молодцы, ребята возьмите салфетки, вытрите руки.
- Заключительная часть.
Воспитатель: Какие человечки были во льде – твердые, дружные; а потом под воздействием тепла какие человечки стали – жидкие. А если воду нагреть в чайнике, то наши человечки станут газообразными и превратятся в пар. Делаем вывод: что вещество может переходить из одного состояния в другое под воздействием температуры.
Приложение 3
Тема «Улетает наше лето»
Цель: Создание условий для отражения в рисунке летних впечатлений, учить составлять гармоничную цветовую композицию, передавая своё впечатление о лете.
Оборудование:
- у воспитанников: белые листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков «Улетает наше лето»; цветные карандаши и восковые мелки; простые карандаши, ластики.
- у воспитателя: основа для будущего альбома «Улетает наше лето», плакаты («Лето», «Времена года», «Цветные пейзажи»).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Перед непосредственно образовательной деятельностью воспитатель читает детям стихотворение Е. Трутневой «Улетает лето»:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах, -
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето!
1. Основная часть:
Педагог предлагает детям составить на память о лете альбом «фотографий» - только не настоящих, а нарисованных.
Спрашивает детей: «Как отдыхали вы летом? С кем? Что делали? Где были? Какие интересные случаи произошли?» (Свободные высказывания детей.)
- Хорошо летом, весело, много разных интересных дел. Давайте мы с вами нарисуем, как мы отдыхали летом, чем занимались, во что играли. Каждый нарисует свою картинку о себе и своей семье.
IV. Физминутка «Хома, хома, хомячок»
Хома, хома, хомячок (хлопаем в ладоши)
Хома – серенький бочок (трем бока)
Хома рано встает (потягиваемся, ручки вверх)
Щечки моет, (трем щечки кулачками)
Лапки трет (трем шею кулачками)
Подметает хома хатку (делаем движения руками как будто подметаем пол)
И выходит на зарядку (идем на месте, маршируя)
Раз! (руки в стороны)
Два! (руки в исходное положение, к груди)
Три! (ручки в стороны)
Четыре! (ручки в исходное положение)
Пять! (ручки в стороны)
Хома сильным хочет стать (ручки согнуты к плечам, кулачки сжаты, мускулы рук напрягаем, как у силачей)
Воспитатель показывает детям будущую обложку альбома и предлагает договориться, как будут размещены листы в альбоме (горизонтально или вертикально). Показывает, как будет выглядеть альбом в случае, если каждый сделает по-своему, не договорившись.
Дети выбирают материал для рисования по своему желанию – цветные карандаши, восковые мелки. Воспитатель тихо спрашивает, кто из детей какой сюжет выбрал для своего рисунка. Помогает определиться с выбором.
Дети обдумывают свои замыслы, обсуждают сюжеты (события) с товарищами или воспитателем и начинают рисовать. Воспитатель в это время оформляет обложку (пишет название «Улетает наше лето») и хорошо рисующим детям, быстро справившимся со своим заданием, предлагает помочь оформить обложку: раскрасить и дописать недостающие буквы, нарисовать летние картинки-символы.
IV. Рефлексия
Рисунки, выполненные сухими материалами, дети складывают в альбом под обложку. Рисунки, выполненные красками, вкладывают туда же после просушки.
После занятия.
Рассматривание коллективного альбома «Улетает наше лето».
Приложение 4
Занимательная викторина «Времена года»
Цель: Познакомить детей с признаками времен года. Расширить их кругозор, развивать логическое мышление.
Задачи: учить различать времена года по характерным особенностям называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года; воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.
Ход викторины: Дети делятся на 2 команды, выбирают капитанов и придумывают название команд.
1. Разминка: «Зима-лето». Воспитатель называет понятия, которые относятся к тому или другому сезону, а дети показывают (присесть, похлопать себя по плечам – зима, обмахиваться – лето). Примерный список: снег, гроза, жара, капель, лужи, гололёд, тепло, лёд, метель, зной, засуха и т.д.
2. Брейн-ринг:
Вопросы звучат для всех команд по очереди. Другие команды имеют право ответить на тот же вопрос, если те, кому задавали – ошиблись. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Что наступает после зимы? (Весна)
2. Когда с деревьев облетают листья? (Осенью)
3. Самое жаркое время года. (Лето)
4. Самый короткий месяц в году. (Февраль)
5. Снежное время года. (Зима)
6. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)
7. Когда возвращаются птицы с юга? (Весной)
8. Когда листья на деревьях меняют свой цвет? (Осенью)
9. Кто всю зиму спит? (Медведь)
10. В какое время года заяц бывает серым? (Летом)
11. Когда вода в реках становится твердой? (Зимой)
12. Самый первый месяц года. (Январь)
13. В какое время птицы вьют гнезда (весной)
14. Сколько месяцев в году? (12)
15. Назвать летние месяцы (июнь, июль, август)
16. Зимой и летом одним цветом? (елка)
17. В какое время года появляются подснежники? (весной).
3. Проблемная ситуация: Воспитатель достает конверт с письмом из Солнечного города от Знайки. Зачитывает письмо:
«Моя бабушка живет далеко на юге и никогда не видела снега, а дедушка живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Чтобы мне придумать, чтобы бабушка смогла потрогать снег, а дедушка – траву и деревья. Только переезжать никуда они не хотят».
Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма». Сначала высказываются различные варианты (без критики), которые затем анализируется, и выбираются наиболее удачные.
- Игра" Бывает – не бывает"
Командам зачитываются предложения. Если участники с ним согласны, то отвечают: "бывает". Если не согласны, то отвечают: "не бывает". За правильный ответ 1 балл.
1. Выпал снег и зацвели подснежники.
2. Мальчик поехал на лыжах собирать землянику.
3. Выпал снег, и дети строят ледяную горку.
4. На деревьях появились первые листья, а в школе начинается учебный год.
5. На поле тает снег, а на реке начался ледоход.
6. Зацвели подснежники, а птицы улетают в тёплые края.
7. На дворе звенит капель, а медведь залёг в спячку.
5. Подведение итогов, награждение команд грамотами и медалями, обмен впечатлениями.
Приложение 5
Занятие по ТРИЗ «Рисование цветов по морфологической таблице».
Цель: развитие умения анализировать, совершать осознанный выбор, отход от стереотипности создаваемых образов.
Задачи:
- закрепить знакомство с морфологической таблицей.
- воспитывать качества творческой личности
- формировать оригинальность мышления, находчивость и внимательность.
Ход НОД:
1.Организационный момент. Через короткую беседу о лете создать у детей радостный, положительный настрой на предстоящее занятие рисованием.
- Ребята, какого цвета лето? (Дети перечисляют яркие краски, присущие теплому солнечном лету)
- А какие вы знаете цветы? (Ромашка, петуния, розы и т. Д.)
- Я вам сегодня предлагаю нарисовать необычные цветы, такие, которые вы придумаете сами. Но для начала, ответьте мне на такой вопрос: а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой).
- Правильно! Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.
Пальчиковая игра “Пять и пять”.
Пять и пять пошли гулять,
Вместе весело играть,
Повернулись,
Улыбнулись,
В кулачок вот так свернулись.
Вот такие молодцы!
(Руки перед собой, ладошки широко раскрыты. Затем пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются.
Вращение кистей рук.
Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук “растягиваются в улыбке”, показывая ее.
Пальцы рук сжаты несильно в кулачки.
Стучат кулачок о кулачок.)
Упражнение повторить 2 раза.
- Основная часть.
- Вот мы и подготовили наши пальчики к рисованию. А поможет вам в создании красивого цветка моя таблица. Таблица состоит из двух осей координат: горизонтальной и вертикальной. Сейчас мы поочередно будем выбирать из каждой оси, каким мы создадим наш цветок. В первую очередь, каждый из вас должен выбрать цвет для своего цветочка. Затем, форму цветка и форму листьев.
После того как каждый ребенок совершил свой выбор и придумал образ своего цветка, дети приступают к творческой работе.
Самостоятельная деятельность детей.
3. Анализ работ.
- Ребята, вы все очень старались. Я предлагаю вам игру «Добавь словечко». Давайте расскажем про свои замечательные рисунки. Я начинаю: «Вы нарисовали красивые … цветы»(Дети продолжают).
Приложение 6
Аппликация «Собираем урожай»
Цель: Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт. Воспитывать эстетический вкус, желание доводить начатое до конца.
Задачи:
- развивать тонкие движения пальцев рук при получении круга из квадрата, овала из прямоугольника, путём обрезания углов;
- развивать сенсорные способности восприятия цвета при назывании овощей, их характерных особенностей (формы и цвета);
- воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.
Оборудование:
- геометрические фигуры из цветной бумаги: квадраты, прямоугольники, трапеции (на каждого ребенка);
- тарелки из бумаги (на каждого ребенка);
- клей, салфетки, клеёнки (на каждого ребенка);
- иллюстрации овощей.
Ход занятия:
– Сейчас у нас с вами будет занятие по аппликации, а чтобы узнать, что мы будем с вами сегодня делать, вам нужно отгадать загадки. Загадки слушаем внимательно, кто ответ знает, поднимает руку.
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(Огурец)
Вывешиваю картинку огурца.
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидор)
Вывешиваю картинку с помидором.
Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.
(Морковка)
Вывешиваю картинку с морковкой.
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Вывешиваю картинку с луком.
– Молодцы, все загадки отгадали. И сегодня мы с вами будем делать аппликацию «Овощи на тарелке»
– Посмотрите на картинки и назовите овощи круглой формы.
– Назовите овощи овальной формы.
– Скажите, какого цвета овощи.
– Ребята, посмотрите у вас на столах тарелочки с геометрическими фигурами. Посмотрите и скажите, какие геометрические фигуры у вас там лежат.
– А из какой фигуры можно вырезать помидор?
– А из какой фигуры мы будем вырезать огурец?
- А как же нам сделать морковку?
Физкультминутка «Собираем урожай»:
– Ребята, посмотри у вас на столах лежат тарелочки, сначала вы вырежете все овощи, а затем наклеите их на тарелочки. Можете приступать к работе, если кому-то понадобится моя помощь, поднимите руку, и я подойду. (Советую, напоминаю детям приёмы вырезывания, последовательность работы, иногда помогаю подсказом на своём листе - заготовке).
Анализ работ.
– Вы сегодня все молодцы: аккуратно вырезали и наклеили овощи.
– А теперь покажите свои работы друг другу и расскажите о них.
Приложение 7
Коллективная лепка «Цветочная полянка»
Цель: продолжать формировать знания детей о цветах, формировать умение передавать образ и форму цветка при помощи пластилина, учить передавать особенности внешнего вида цветов в лепке.
Задачи:
- учить лепить бутон цветка из шара способом сплющивания, лепестки – способом вытягивания, прищипывания.
- развивать у детей чувство формы, наблюдательность.
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением цветов, пластилин, стеки, картон, салфетки, клеенки.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Очень рада видеть я,
Всех вас милые друзья!
Выходите, встаньте в круг (дети встают в круг)
Слева – друг, и справа – друг (дети улыбаются соседу справа и слева).
Друга ласково коснись (выбирают себе пару и берутся за руки)
Вместе с ним ты покружись (кружатся)
К другу щечкой прикоснись (касаются щечками друг друга).
Подмигни и обнимись! (обнимают друг друга)
- Беседа о цветах, бережном отношении к ним.
В: Ребята, как называют цветы, которые растут в поле?
Д: Полевые цветы.
В: Правильно. Ребята, а кто сажает цветы в поле?
Д: Природа.
В: Верно, в поле цветы растут сами по себе и не нуждаются в заботе человека. Не человек их поливает, а природа. Не человек их удобряет, а все полезные вещества они получают из почвы поля.
В: А какие вы знаете полевые цветы?
Ответы детей (василек, клевер, ромашка)
В: А зачем нужны цветы?
Д: Для красоты.
В: Верно. Цветы приносят нам эстетическое удовольствие, они радуют наш глаз и украшают свой красотой наш мир. Ребята, а цветы можно рвать?
Д: Нет!
В: Почему?
Д: Они умрут.
В: Правильно, без земли растения погибнут.
- Продуктивная деятельность детей (лепка):
Воспитатель показывает детям заранее приготовленную "полянку".
В: Ребята, давайте украсим наше с вами поле цветами?
Д: Да!
Воспитатель вместе с детьми уточняет строение цветка и предлагает подумать, как лепить цветок.
Практическая работа детей. Индивидуальная помощь. Звучит спокойная музыка. Дети самостоятельно лепят цветы и листья.
- Подведение итогов.
Все вместе украшаем цветочную поляну готовыми цветами. Закончив работу, ребята прикрепляют с помощью зеленого пластилина на «поле» свои цветы. В завершении воспитатель с детьми любуются «поляной цветов».
Приложение 8
Рисование в технике монотипия «Бабочка-красавица».
Цель: познакомить с техникой монотипии, учить создавать образ бабочки с помощью гуаши и техники отпечатывания. Развивать чувство гармонии и красоты.
Оборудование: мультимедийная система, слайды с изображением разных видов бабочек, листы бумаги по количеству детей, толстые и тонкие кисти по количеству детей, салфетки, краски гуашь, стаканы для воды
Ход деятельности:
Дети сидят на ковре перед экраном.
Воспитатель: Ребята я вам хочу загадать загадку. Вот послушайте:
В ярком платье модница —
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится — отдыхает.
(Бабочка)
О ком идет речь? Что это за модница?
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Правильно. Это бабочка. (Включаю мультимедийную систему. Идет показ слайдов с изображением бабочек)
- Катя, расскажи, из каких частей состоит бабочка? Что у нее есть? (Ответ Кати)
- Молодец, ты хорошо все описала. У бабочки два крыла слева и два крыла справа. Давайте посмотрим, какие разнообразные бабочки бывают. (Идет показ слайдов с изображение разных видов бабочек. Следующий кадр. Дети рассматривают бабочку.)
- Ребята, красивые крылья у этой бабочке? Сережа, что тебе нравится в этой бабочке? (Ответ ребенка)
- Посмотрите рисунок на крыльях симметричный. Если на крыле два крупных разноцветных круга, то и на другом крыле точно такой же рисунок.
Следующий слайд.
- Дашуля, что нравится тебе в этой бабочке? (Ответ Даши)
Следующий слайд.
- Саша, что необычного в рисунке крыльев этой бабочки? (Ответ Саши)
Следующий слайд.
- Сегодня вы научитесь рисовать бабочку необычным способом - монотипия. Посмотрите у меня лист, сложенный пополам. На одной половине я нарисую верхнее и нижнее крыло бабочки толстой кистью. Рисую.
- А теперь, Денис, разукрась верхнее крыло бабочки. (Денис рисует узор)
-А кто разукрасит нижнее крыло? Пожалуйста, Влад.
-Ребята, у нас нарисована половина бабочки, а теперь я аккуратно сложу лист пополам. Вот так и раскрою его. Посмотрите, что получилось?
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Да, у нас получилась бабочка. Как вы думаете, чего ей не хватает? (Ответы детей: туловище и усики)
- Саша, дорисуй, пожалуйста, бабочке туловище и усики. (Саша рисует)
-Спасибо! Красивая бабочка у нас получилась? (Ответы детей)
- А теперь предлагаю поиграть. Дети встаю врассыпную на ковре. Раз, два, три вокруг себя обернись и в бабочку превратись…
Физкультминутка:
Спал цветок Дети сидят на корточках, голова опущена
И вдруг проснулся, Дети поднимают голову
Больше спать не захотел. Повороты головы влево и право
Встрепенулся, потянулся, Дети поднимаются, потягиваются
Взвился вверх и полетел. Взмахи руками и кружимся вокруг себя.
Воспитатель: Ребята, раз, два, три в человека превратись. Теперь садитесь за столы. И так давайте вспомним, что вначале мы будем рисовать?
Дети: Мы нарисуем два крыла бабочки верхнее и нижнее.
Воспитатель: Задает вопросы детям, носящие описательный характер.
-Какой рисунок можно придумать для крыльев бабочке?
(Дети отвечают на вопросы воспитателя)
- Маша, какие цвета ты будешь использовать для своей бабочки? (Ответ Маши)
- Кирилл, а ты какие по цвету нарисуешь крылья своей бабочки? (Ответ Кирилла)
Воспитатель: Как называется способ рисования, которым мы сегодня рисуем бабочку?
Дети: Монотипия.
Воспитатель: Приступайте к рисованию.
Дети рисуют, после складывают лист пополам и дорисовывают туловище и усики.
- Молодцы, ваши бабочки очень красивые и нет ни одной похожей. Я предлагаю каждому сказать, какая из бабочек ему нравится и почему. (Дети выбирают понравившуюся бабочку и рассказывают, чем она им понравилась).
Приложение 9
Итоговое мероприятие: квест-игра «По дороге к радуге»
Цель: Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, желание стать участником развлечения, возможность получить удовольствие от праздника, яркие неповторимые ощущения. Привлечь родителей к активному участию в квесте, способствовать объединению интересов взрослых и детей.
Участники: дети, родители, воспитатель.
Герои: «Лето –Разноцветка», инструктор «Спортландии», «Бабушка – Загадушка», «Незнайка», «Житель муз полянки», «Карлсон». (все роли исполняют родители).
Оборудование:
1 станция («Лето–Разноцветка») - разноцветные шары для украшения веранд, цветы и бабочки разных размеров и оттенков по количеству детей, пособие для игры «Поймай бабочку» (бабочка на палочке с веревкой)
2 станция («Спортландия») - 2 круга, лучики солнца (игра «Чья команды быстрее соберет солнышко»)
3 станция («Бабушка –Загадушка») - книга загадок, 1 корзина с овощами и фруктами , 2 свободные корзины
4 станция («Планета Незнайки») - флажки 3 цветов (зеленый, желтый, красный), пешеходный переход – зебра, светофор
5 станция («Музыкальная поляна») – муз. центр, фонограммы
6 станция («Карлсон») - 2 мольберта, 2 банки вырезанные из ватмана с нарисованными на них вишнями, 2 карандаша красного цвета.
7 полосок для радуги, картон, карта-путеводитель.
Ход развлечения:
1 станция:
Лето-Разноцветка: Здравствуйте, ребята! Какие вы все красивые, яркие, нарядные, разноцветные! А кто из вас знает, какое сейчас время года? (лето). Правильно, молодцы. А вы догадались, кто я?
- Я, Лето-Разноцветка. Скажите, а почему лето, называют разноцветкой? (ответы детей: много разных цветов, оттенков, все вокруг цветет, радует своей красотой и т.д.)
- Ребята, помогите мне, пожалуйста украсить мой дом цветами и бабочками, чтобы он стал еще красивей и ярче (дети вместе с воспитателем и Летом украшают плоскостными цветами и бабочками веранду)
Спасибо, как красиво стало в моем доме !!!
- Я очень рада, что вы сегодня пришли ко мне в гости и хочу с вами поиграть.
В какие игры вы любите играть? (ответы детей).
Игра «Поймай бабочку»
- Ребята, лето - это ни только игры, это еще сюрпризы и приключения. Вот и я для вас тоже сегодня приготовила сюрприз. Но сюрприз этот вы найдете, если отправитесь в интересное путешествие и справитесь со всеми заданиями, которые повстречаются вам на пути. Хотите отправиться в путешествие? Тогда вот вам первый ключик к разгадке. («Лето» дает детям красную полоску и карту - путеводитель)
- Идите по этой карте, и вы не собьетесь с пути.
Дети переходят на 2 станцию
2. Площадка «Спортландия».
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, вы оказались в волшебной стране «Спортландии». Куда путь держите? (дети рассказывают, что идут в поисках сюрприза).
- Хорошо, я вам помогу, но если вы выполните все мои задания. Как вы думаете, какие люди живут в стране «Спортландии»? (спортивные, сильные и смелые). Правильно. И мы для начала сделаем с вами разминку.
Разминка под музыку «Солнышко лучистое любит скакать»
Ничего дороже нет,
Чем Его волшебный свет!
Всех Своим теплом согреет!
Света людям не жалеет!
Утром, в каждое оконце,
Входит ласковое …вместе (Солнце)
Для следующего задания нам нужно разделиться на 2 команды.
Эстафета «Чья команда быстрее соберет солнышко»
- Молодцы, вы справились с моими заданиями. Отправляйтесь дальше на поиски сюрприза. (Дает детям оранжевую полоску. Желает счастливого пути)
Дети переходят на 3 станцию.
Уровень 3 «В гостях у Бабушки –Загадушки».
- Здравствуйте, мои хорошие. Добро пожаловать ко мне в гости. Я Бабушка – Загадушка. Как я рада гостям, давно никто не заглядывал ко мне. А я так люблю, когда ко мне приходят гости. Ну, расскажите, куда и зачем вы путь держите? (ответы детей)
- Хорошо, я вам помогу. Отгадайте только мои загадки:
Очень легкий, как былинка,
Сам зеленый как травинка,
На лугах, в лесах, у речек
В травах прячется … (кузнечик)
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
И поделится медком. (пчела)
Стоят в поле сестрички,
Желтый глазок, белые реснички (ромашка)
Очень маленький жучок,
В черных крапинках бочок (божья коровка)
- Молодцы, ребята. Все загадки мои разгадали. А теперь вам задание посложнее.
Игра «Разбери продукты по корзинам»
Дети делятся на 2 команды. В одной большой корзине перемешаны фрукты и овощи, дети подбегают к корзине и выбирают: 1 команда -фрукты, 2 команда – овощи.
Бабушка благодарит детей за помощь и дает детям желтую полоску от радуги.
Дети переходят на 4 станцию.
Уровень 4 - «Планета Незнайки»
- Здравствуйте, это кто ко мне пожаловал? А вы меня узнали? Верно, меня зовут Незнайка. Только я теперь совсем уж ни такой и Незнайка. Я много умею и знаю, потому, что записался в автошколу и изучаю правила дорожного движения. Хорошо, что вы меня вообще застали, я только что вернулся из школы. Я теперь и вас могу многому научить. Вот! А вы знаете все правила безопасного движения? А вот мы сейчас и проверим.
Что бы было всё в порядке,
Действуйте все без оглядки.
Если вы со мной согласны,
Громко крикнете в ответ
«Это я, это я, это все мои друзья».
Если нет, тогда молчите.
- Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?
- Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?
- Кто из вас в вагоне тесном уступает старшим место?
-Чтоб проветрится в автобусе немножко, кто высовывает и голову, и туловище в окошко?
- Знает кто, что красный свет, это значит, хода нет.
- Знает кто, что свет зелёный - означает, по дороге каждый смело пусть шагает.
- Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора.
Проверим ваше внимание. Игра «Три огонька у светофора».
Условия игры:
зелёный флажок – шагаете на месте;
красный – замерли;
жёлтый – хлопаете в ладоши.
- Молодцы! За это, вот, держите! (дает зеленую полоску). Вы еще на один шаг ближе к разгадке. Счастливого пути! (машет рукой)
Дети переходят на 5 станцию
Уровень 5 - «Музыкальная полянка»
Звонче, музыка, играй!
Танцевать нас приглашай!
Вы сюда ко мне спешите
И плясать скорей идите!
Здравствуйте, дорогие друзья. Вы оказались на музыкальной полянке, и здесь вас ждут веселые игры и хороводы.
Хоровод «По малинку в сад пойдем»
Координационные игры: «Роботы и звезды»
(Даю детям голубую полоску и провожаю дальше)
Дети переходят на 6 станцию
Уровень 6 - «В гостях у Карлсона».
- Добрый день, друзья, здесь живет Карлсон, самый обаятельный и самый привлекательный на белом свете, мужчина в самом расцвете сил. Чем могу быть полезен? (ответы детей)
- Хорошо. Выручу вас. Только вы, наверно знаете, что я люблю больше всего на свете? (варенье, конфеты, сладости и т.д.) Помогите мне наполнить банки вишневым вареньем, и тогда …я вам помогу.
Эстафета «Чья команды быстрее заполнит банку вишнями». (На мольбертах прикреплены банки с нарисованными вишнями, дети поочередно подбегают и закрашивают одну ягодку).
- Молодцы, спасибо! У меня теперь целых две банки с вишневым вареньем. (Дает синюю и фиолетовую полоски, желает счастливого пути.)
Дети возвращаются к Лету-Разноцветке.
Разноцветка:
- Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и собрали семицветную радугу. А знаете ли вы, в какой последовательности располагаются цвета в радуге? Запомнить это поможет такая подсказка: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Давайте повторим ее вместе. (Дети повторяют).
Разноцветка: - а теперь давайте закрепим нашу радугу на листе бумаги в нужной последовательности. (приклеивают полоски разноцветной бумаги на картон)
Воспитатель: Вот и подошло к концу ваше удивительное путешествие! Вам понравилось идти по дороге за радугой? Что больше всего вам понравилось? (ответы детей). Раз вы справились с заданием и нашли радугу, то пришла пора получить обещанный сюрприз.
Дети получают от Лета-Разноцветки сладкие подарки.
Подведение итогов:
Воспитатель: Наше развлечение закончилось. И лето подходит к концу. За две недели мы узнали много нового об этом времени года. Что теперь вы мне скажете лето – это хорошо или плохо?
Дети: И хорошо! И плохо!
В.: Правильно, ребята! Молодцы! Всегда и во всем есть хорошее и плохое. Не забывайте об этом! Но старайтесь видеть больше хорошего и положительного, чтобы всегда быть веселыми и радостными!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето»
Конспект НОДпо развитию речи в старшей группес использованием элементов ТРИЗ.Тема: «Зима – Лето» Программное содержание:Создать условия для психологического и эмоцио...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ по теме: «Зима – Лето»
Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе. ...
Непосредственная образовательная деятельность в рамках ОО «Коммуникация» в средней группе с использованием элементов ТРИЗ технологии. Тема: «Зима – Лето»
Задачи:1. Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.2....
Изучение темы в старшей группе (с использованием элементов ТРИЗ) «Путешествие в страну эмоций» в помощь воспитателю
Изучение темы в старшей группе (с использованием элементов ТРИЗ)«Путешествие в страну эмоций» в помощь воспитателю...
Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»
Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей разновозрастной группе с использованием элементов ТРИЗ по теме: «Зима – Лето»
Образовательная область: развитие речи.Вид деятельности: непосредственно-образовательная.Возрастная группа: старшая разновозрастная.Тема: «Зима-Лето».Цель. Систематизировать знания детей о...
Краткосрочный проект в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ по теме «Лето - любимое время года»
Краткосрочный проектв старшей группе с использованием элементов ТРИЗпо теме «Лето - любимое время года» ...