Конспект совместной деятельности с детьми 5 – 6 лет Тема: «Славянские семьи и их ремесла».
план-конспект занятия (старшая группа)

Голованова Анна Васильевна

Конспект совместной деятельности

 с детьми  5 – 6 лет

 

 Тема: «Славянские семьи и их ремесла».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Колокольчик», р.п. Башмаково

Конспект совместной деятельности

 с детьми  5 – 6 лет

 Тема: «Славянские семьи и их ремесла».

Подготовила: Голованова А.В

р.п. Башмаково, 2019 г.

Образовательная область «Речевое развитие»:

Задачи:

 Обогащать словарь детей названиями предметов быта наших предков (самовар, ухват, чугун, сарафан, лапти, прялка, сундук), видами ремесел: пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха.  

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Задачи: 

Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха).

Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Задачи: Развивать творчество детей, стремление подражать народным умельцам.

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»:

Задачи: Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброту в детях по восстановлению утраченных ценностей.

Оборудование: Обстановка  славянской избы, домашняя утварь, костюмы.

Предварительная работа:

1. Рассматривание картин с деревянными постройками (избы)

2. Знакомство с предметами быта, их назначением по картинкам.

3. Изготовление макета – славянская изба с предметами быта.

4. Рассматривание репродукции картин А.Васнецова «На пашне».

5. Разучивание хоровод.

Ход   занятия.

Гостей встречает хозяйка избы, одетая в русский национальный костюм.

Хозяйка:- здравствуйте, гости дорогие, желанные!

Рады видеть вас, у себя в гостях, в светлой горнице!

Ведь раньше как на Руси  говорили : «Гость на пороге и счастье в дом»

Я, хозяюшка. Малых деток наставляю - труд любить,

Заботливыми быть, мастерить, вязать и шить, умно сказки говорить.

Хозяйка: - Сегодня вы у меня в гостях и мне бы очень хотелось  вам о многом рассказать.

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.А еще их называли  срубами, потому, что их рубили топорами.

Войдя в избу, на что вы обратили внимание в первую очередь?

Ответы детей. –на  печь.

Хозяйка: Правильно, войдя в избу в первую очередь вы на печь обратили сразу внимание, она занимает много места,  печь главная в избе.

Хозяйка. А для чего нужна печь?

Ответы детей.Она обогревала избу, на ней грели воду, готовили еду, сушили одежду.

Хозяйка. А кто из вас знает пословицы про печь?Давайте их вспомним.

1.Ребенок «Без печи хата-не хата»

2.Ребенок «Что есть в печи-все на стол мечи»

3.Ребенок «Не красна изба углами, а красна пирогами»

Хозяйка: Печь называли-Матушкой.

Хозяйка. Обратите внимание, что стоит у печи?

Ответы детей. Кочерга, ухват, чугунок.

Хозяйка  показывает чугун , как вы думаете, зачем он нужен?

Ответы детей -В чугуне варили щи, кашу и многое другое.

Хозяйка.А как же доставали чугун из печи он же горячий?

Ребенок .Рогат, да не бык, хватает да не ест. (Ухват).

Ответы детей. Ухват .

Хозяйка.Правильно для этого предназначен ухват.

Хозяйка  показывает как ухватом ставить и доставать чугун. Ребята, а вы хотите попробовать?

Хозяйка обращает внимание детей на стол, а почему он такой большой?

Дети . Потому что в старину семьи были большие, рассаживались за столом на лавках. На лавках не только сидели, но и спали ночью.

Хозяйка.А что стоит на столе?  

Хозяйка.Правильно, самовар в котором кипятили воду и всей семьей пили чай.

Ребёнок

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поет-гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Хозяйка  показывает детям одеяло которое лежит на печи.

Посмотрите, какое лоскутное одеяло сшито своими руками, оно сшито из лоскутов. Это мастерство передавалось от поколения к поколению.

Хозяйка.: Дети, а кто знает что это за предмет?

Ответы детей.Это прялка. На ней пряли пряжу, а пряли с помощью веретена.

Женские руки к ней прикасались,

Пряжу крутили, веретено.

Прабабушки наши пряли, старались,

Чтобы  красивым  соткать полотно.

Следующий предмет сундук. Кто знает, и расскажет нам о нем.

Ребенок – я загадаю вам загадку.

Прячет бабушка в нем вещи

             Сапоги, кафтан,сюртук

             Вы мне дружно все скажите,

             Этот шкаф зовут.

Ответы детей.Сундук.

Правильно,это сундук.

Вот он.Хозяйка  вместе с детьми рассматривают сундук.

Что может лежать в нем?

Ответы детей. Одежда, полотенце(раньше их называли рушники), постельное белье,сарафаны,рубахи,украшения.

Хозяйка открывает сундук и показывает, что в нем лежит.

Смотрите, сколько добра в сундуке, как много разных вещей хранится в нем.

А кто из вас был в деревенской избе и  видел сундук?Ребята мы с вами унаследовали не только традиционную одежду, украшения но и традиционные русские народные танцы.

Лирический танец.

Давайте познакомимся с ремеслами наших предков.

Слайд 1. (пахарь).

- « Хлеб всему голова»

- О чем эта пословица?

Дети:- Эта пословица о хлебе………

Хозяюшка: - Чтобы вырастить хлеб нужно сначала вспахать землю.

Кто пахал землю?

Дети: - Землю пахал пахарь (возможно дети скажут человек, тогда хозяюшка сообщает что этого человека называют - пахарь)

Хозяюшка: - Одна большая семья занималась земледелием и выращивала пшеницу, рожь, а потом пекли хлеб.

Кроме хлеба на столе у славян было: мясо, ягоды, грибы. Как же они попадали на стол?

Дети: - Славяне ходили в лес, охотились на зверей…….

Хозяюшка: - Как называли славян, которые охотились на зверей?

Дети: - Их называли охотниками……..

Слайд 2.(охотник.)

Хозяюшка: - У охотника были: острый нож, стрелы с металлическими наконечникам. Были семьи, которые занимались этим ремеслом.

- Кто же ковал охотникам эти металлические предметы?

Дети:- Металлические предметы для охотников ковали кузнецы………

Слайд 3. (кузнец.)

 В славянской семье, этим ремеслом занимались только мужчины. Кузнечное ремесло считалось занятием таинственным и даже колдовским. Кузнец должен быть сильным, чтобы держать тяжелый молот, как богатырь.

А вы, хотите быть такими сильными?

Дети: - Да, хотим…………..  .

Хозяюшка обращает внимание детей на посуду  в избе.

Хозяюшка: - Ребята, а как вы думаете, из чего сделана эта миска?

Дети: - Миска сделана из глины……..

Хозяюшка: А кто ее сделал вы знаете?

Деи: Гончар…..

Хозяюшка: - Правильно, сделал эту миску гончар.

Слайд 4. (гончар.)

- Гончары лепили из глины миски, кувшины, горшки на гончарном круге,

а затем обжигали их в горячей печи. Многие славянские семьи занимались этим ремеслом.

Слайд 5. (ткачиха.)

Хозяюшка:- А были семьи, которые занимались ткачеством. На ткацком станке из нитей ткали холсты, старинный ткацкий станок назывался «кросна».

Посмотрите, какие замечательные коврики в нашей избе.Их соткали ткачихи.

Хозяюшка: Славянский народ – удивительный. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Своими руками творили чудеса: расписывали  посуду, игрушки и многие  другие предметы.

Существуют различные виды росписи:  филимоновская,  гжель, городецкая, хохломская. (слайды с видами росписи). Дети читают стихи:

Филимоновская деревушка,

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игруши

И расписывают до сих пор…

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где – то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Есть в Подмосковье такое местечко

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе,

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель…

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть ,

Может, где- то бывает красивей,

Но не будет роднее чем здесь.

Возле Вятки самой Дымково –посёлок

Окаймлен лесами уголок веселый…

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась

Сладким соком налилась.

А трава как бахрома,

Золотая Хохлома!

Ребята раньше люди не только трудились но и отдыхали пели песни, танцевали. В танцах они не редко использовали ложки расписанные под хохлому.  А  как это было сейчас мы попробуем изобразить.

Танец с ложками.

Хозяюшка предлагает вспомнить:- Что нового узнали о жизни славян?

Дети: - Славяне жили большими семьями, и каждая семья занималась своим ремеслом……..

Хозяюшка: - Названия каких ремесел вы запомнили?

Дети: - Пахарь, охотник, кузнец, ткачиха, гончар.

Хозяюшка: - Славянские семьи были очень большие и дружные. Мы сегодня вспомнили, где и как они жили и познакомились с их ремеслами.

Песня. Звезда России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки).Тема: "Прогулка по осеннему лесу".

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки) для детей средней группы....

Конспект совместной деятельности с воспитанниками на тему «День рождения города» с элементами игровых технологий.

Основная цель - воспитание современного культурного маленького человека, жителя нашей великой Родины России, который любит свою страну и город, в котором живет....

Конспект совместной деятельности в средней группе. Тема: "Опыт с водой и мячом".

Цели и задачи: Повторить с детьми цвет, форму предметов, дать понятие, что такое вода; определить, что вода жидкая, течет, льется, журчит, предметы могут в ней плавать и тонуть. Развивать логическое м...

План конспект совместной деятельности педагога и воспитанника. Тема совместной деятельности: «Планета друзей ». Группа: старшая логопедическая. Направление развития: физическое

Конспект итогового занятия для детей 5-7 лет. Дети на протяжении всего занятия закрепляют умения и навыки. легко и точно выполняют движения, ориентируются в пространстве. Развивается мелкая моторика. ...

Конспект совместной деятельности в младшей группе. ТЕМА: "В гостях у Марьюшки"

Цель: эмоционально-речевое развитие на основе фольклора. Задачи: Развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным текстом;Формировать умение детей рассказывать знакомые пот...

Конспект совместной деятельности в средней группе « Где живут семена»

Основная цель этой совместной деятельности - расширять представление детей о разнообразии семян, поддерживать интерес к исследовательской деятельности....

Конспект Совместной деятельности (педагог, дети, родители) Тема: «Утро радостных встреч» Работа с родителями в центрах активности по теме недели: «Животный мир рек, морей и океанов»

Транслировать лучший опыт семейного воспитания: создание «Аквариума», макета «Кто в море живёт», карточки «Геометрические рыбки», книжка-самоделка «Животные м...