Конспект совместной деятельности с детьми 5 – 6 лет Тема: «Славянские семьи и их ремесла».
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект совместной деятельности
с детьми 5 – 6 лет
Тема: «Славянские семьи и их ремесла».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 34.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Колокольчик», р.п. Башмаково
Конспект совместной деятельности
с детьми 5 – 6 лет
Тема: «Славянские семьи и их ремесла».
Подготовила: Голованова А.В
р.п. Башмаково, 2019 г.
Образовательная область «Речевое развитие»:
Задачи:
Обогащать словарь детей названиями предметов быта наших предков (самовар, ухват, чугун, сарафан, лапти, прялка, сундук), видами ремесел: пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Задачи:
Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха).
Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Задачи: Развивать творчество детей, стремление подражать народным умельцам.
Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»:
Задачи: Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброту в детях по восстановлению утраченных ценностей.
Оборудование: Обстановка славянской избы, домашняя утварь, костюмы.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картин с деревянными постройками (избы)
2. Знакомство с предметами быта, их назначением по картинкам.
3. Изготовление макета – славянская изба с предметами быта.
4. Рассматривание репродукции картин А.Васнецова «На пашне».
5. Разучивание хоровод.
Ход занятия.
Гостей встречает хозяйка избы, одетая в русский национальный костюм.
Хозяйка:- здравствуйте, гости дорогие, желанные!
Рады видеть вас, у себя в гостях, в светлой горнице!
Ведь раньше как на Руси говорили : «Гость на пороге и счастье в дом»
Я, хозяюшка. Малых деток наставляю - труд любить,
Заботливыми быть, мастерить, вязать и шить, умно сказки говорить.
Хозяйка: - Сегодня вы у меня в гостях и мне бы очень хотелось вам о многом рассказать.
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.А еще их называли срубами, потому, что их рубили топорами.
Войдя в избу, на что вы обратили внимание в первую очередь?
Ответы детей. –на печь.
Хозяйка: Правильно, войдя в избу в первую очередь вы на печь обратили сразу внимание, она занимает много места, печь главная в избе.
Хозяйка. А для чего нужна печь?
Ответы детей.Она обогревала избу, на ней грели воду, готовили еду, сушили одежду.
Хозяйка. А кто из вас знает пословицы про печь?Давайте их вспомним.
1.Ребенок «Без печи хата-не хата»
2.Ребенок «Что есть в печи-все на стол мечи»
3.Ребенок «Не красна изба углами, а красна пирогами»
Хозяйка: Печь называли-Матушкой.
Хозяйка. Обратите внимание, что стоит у печи?
Ответы детей. Кочерга, ухват, чугунок.
Хозяйка показывает чугун , как вы думаете, зачем он нужен?
Ответы детей -В чугуне варили щи, кашу и многое другое.
Хозяйка.А как же доставали чугун из печи он же горячий?
Ребенок .Рогат, да не бык, хватает да не ест. (Ухват).
Ответы детей. Ухват .
Хозяйка.Правильно для этого предназначен ухват.
Хозяйка показывает как ухватом ставить и доставать чугун. Ребята, а вы хотите попробовать?
Хозяйка обращает внимание детей на стол, а почему он такой большой?
Дети . Потому что в старину семьи были большие, рассаживались за столом на лавках. На лавках не только сидели, но и спали ночью.
Хозяйка.А что стоит на столе?
Хозяйка.Правильно, самовар в котором кипятили воду и всей семьей пили чай.
Ребёнок
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Хозяйка показывает детям одеяло которое лежит на печи.
Посмотрите, какое лоскутное одеяло сшито своими руками, оно сшито из лоскутов. Это мастерство передавалось от поколения к поколению.
Хозяйка.: Дети, а кто знает что это за предмет?
Ответы детей.Это прялка. На ней пряли пряжу, а пряли с помощью веретена.
Женские руки к ней прикасались,
Пряжу крутили, веретено.
Прабабушки наши пряли, старались,
Чтобы красивым соткать полотно.
Следующий предмет сундук. Кто знает, и расскажет нам о нем.
Ребенок – я загадаю вам загадку.
Прячет бабушка в нем вещи
Сапоги, кафтан,сюртук
Вы мне дружно все скажите,
Этот шкаф зовут.
Ответы детей.Сундук.
Правильно,это сундук.
Вот он.Хозяйка вместе с детьми рассматривают сундук.
Что может лежать в нем?
Ответы детей. Одежда, полотенце(раньше их называли рушники), постельное белье,сарафаны,рубахи,украшения.
Хозяйка открывает сундук и показывает, что в нем лежит.
Смотрите, сколько добра в сундуке, как много разных вещей хранится в нем.
А кто из вас был в деревенской избе и видел сундук?Ребята мы с вами унаследовали не только традиционную одежду, украшения но и традиционные русские народные танцы.
Лирический танец.
Давайте познакомимся с ремеслами наших предков.
Слайд 1. (пахарь).
- « Хлеб всему голова»
- О чем эта пословица?
Дети:- Эта пословица о хлебе………
Хозяюшка: - Чтобы вырастить хлеб нужно сначала вспахать землю.
Кто пахал землю?
Дети: - Землю пахал пахарь (возможно дети скажут человек, тогда хозяюшка сообщает что этого человека называют - пахарь)
Хозяюшка: - Одна большая семья занималась земледелием и выращивала пшеницу, рожь, а потом пекли хлеб.
Кроме хлеба на столе у славян было: мясо, ягоды, грибы. Как же они попадали на стол?
Дети: - Славяне ходили в лес, охотились на зверей…….
Хозяюшка: - Как называли славян, которые охотились на зверей?
Дети: - Их называли охотниками……..
Слайд 2.(охотник.)
Хозяюшка: - У охотника были: острый нож, стрелы с металлическими наконечникам. Были семьи, которые занимались этим ремеслом.
- Кто же ковал охотникам эти металлические предметы?
Дети:- Металлические предметы для охотников ковали кузнецы………
Слайд 3. (кузнец.)
В славянской семье, этим ремеслом занимались только мужчины. Кузнечное ремесло считалось занятием таинственным и даже колдовским. Кузнец должен быть сильным, чтобы держать тяжелый молот, как богатырь.
А вы, хотите быть такими сильными?
Дети: - Да, хотим………….. .
Хозяюшка обращает внимание детей на посуду в избе.
Хозяюшка: - Ребята, а как вы думаете, из чего сделана эта миска?
Дети: - Миска сделана из глины……..
Хозяюшка: А кто ее сделал вы знаете?
Деи: Гончар…..
Хозяюшка: - Правильно, сделал эту миску гончар.
Слайд 4. (гончар.)
- Гончары лепили из глины миски, кувшины, горшки на гончарном круге,
а затем обжигали их в горячей печи. Многие славянские семьи занимались этим ремеслом.
Слайд 5. (ткачиха.)
Хозяюшка:- А были семьи, которые занимались ткачеством. На ткацком станке из нитей ткали холсты, старинный ткацкий станок назывался «кросна».
Посмотрите, какие замечательные коврики в нашей избе.Их соткали ткачихи.
Хозяюшка: Славянский народ – удивительный. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Своими руками творили чудеса: расписывали посуду, игрушки и многие другие предметы.
Существуют различные виды росписи: филимоновская, гжель, городецкая, хохломская. (слайды с видами росписи). Дети читают стихи:
Филимоновская деревушка,
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игруши
И расписывают до сих пор…
Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где – то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Есть в Подмосковье такое местечко
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе,
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель…
Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть ,
Может, где- то бывает красивей,
Но не будет роднее чем здесь.
Возле Вятки самой Дымково –посёлок
Окаймлен лесами уголок веселый…
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась.
А трава как бахрома,
Золотая Хохлома!
Ребята раньше люди не только трудились но и отдыхали пели песни, танцевали. В танцах они не редко использовали ложки расписанные под хохлому. А как это было сейчас мы попробуем изобразить.
Танец с ложками.
Хозяюшка предлагает вспомнить:- Что нового узнали о жизни славян?
Дети: - Славяне жили большими семьями, и каждая семья занималась своим ремеслом……..
Хозяюшка: - Названия каких ремесел вы запомнили?
Дети: - Пахарь, охотник, кузнец, ткачиха, гончар.
Хозяюшка: - Славянские семьи были очень большие и дружные. Мы сегодня вспомнили, где и как они жили и познакомились с их ремеслами.
Песня. Звезда России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки).Тема: "Прогулка по осеннему лесу".
Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки) для детей средней группы....
Конспект совместной деятельности с воспитанниками на тему «День рождения города» с элементами игровых технологий.
Основная цель - воспитание современного культурного маленького человека, жителя нашей великой Родины России, который любит свою страну и город, в котором живет....
Конспект совместной деятельности в средней группе. Тема: "Опыт с водой и мячом".
Цели и задачи: Повторить с детьми цвет, форму предметов, дать понятие, что такое вода; определить, что вода жидкая, течет, льется, журчит, предметы могут в ней плавать и тонуть. Развивать логическое м...
План конспект совместной деятельности педагога и воспитанника. Тема совместной деятельности: «Планета друзей ». Группа: старшая логопедическая. Направление развития: физическое
Конспект итогового занятия для детей 5-7 лет. Дети на протяжении всего занятия закрепляют умения и навыки. легко и точно выполняют движения, ориентируются в пространстве. Развивается мелкая моторика. ...
Конспект совместной деятельности в младшей группе. ТЕМА: "В гостях у Марьюшки"
Цель: эмоционально-речевое развитие на основе фольклора. Задачи: Развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным текстом;Формировать умение детей рассказывать знакомые пот...
Конспект совместной деятельности в средней группе « Где живут семена»
Основная цель этой совместной деятельности - расширять представление детей о разнообразии семян, поддерживать интерес к исследовательской деятельности....
Конспект Совместной деятельности (педагог, дети, родители) Тема: «Утро радостных встреч» Работа с родителями в центрах активности по теме недели: «Животный мир рек, морей и океанов»
Транслировать лучший опыт семейного воспитания: создание «Аквариума», макета «Кто в море живёт», карточки «Геометрические рыбки», книжка-самоделка «Животные м...