Картотека "Моя семья. Семейные традиции"
картотека (старшая группа)
Картотека "Моя семья. Семейные традиции" поможет воспитателям в игровой форме показать детям ценность семьи, объяснить сложные родственные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_semya._semeynye_traditsii.docx | 356.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Физминутка.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Зрительная гимнастика.
5. Сюжетная дыхательная гимнастика.
6. Психогимнастика.
7. Логоритмическое упражнение.
8. Речевое развитие: стихи, загадки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.
9. Речевые игры.
10. Подвижные игры.
ФИЗМИНУТКА
«Кто живёт у нас в квартире? »
Раз, два, три, четыре
(Хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире?
(Шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять
(Прыжки на месте)
Всех могу пересчитать
(Шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра
(Хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка
(Наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я -
(Повороты туловища вправо, влево)
Вот и вся моя семья.
(Хлопаем в ладоши)
«На водопой»
Жарким днём лесной тропой
(Дети идут по кругу друг за другом)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок,
(Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисёнок,
(Идут, крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок,
(Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шёл медвежонок,
(Идут вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата,
(Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой – косые зайчата,
(Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат.
(Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят.
(Останавливаются)
«Семейная зарядка»
Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками)
Мы во двор выходим дружною семьёй. (Маршируют на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку. (Взявшись за руки, образуют круг)
Мама руки поднимает, (руки понять и опустить)
Папа бодро приседает, (присесть и встать)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева. (Руки на пояс, повороты туловища)
А я сам бегу трусцой (бег на месте)
И качаю головой. (Наклоны головы вправо-влево)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Семья»
Папа, мама, брат и я -
(Правой рукой загибают по одному пальчику на левой руке)
Вместе дружная семья.
(Показывают крепко сжатый кулачок левой руки)
Раз, два, три, четыре,
(Левой рукой загибают по одному пальчику на правой руке)
Все живём в одной квартире.
(Показывают крепко сжатый кулачок правой руки)
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
(Левой рукой показывают большой пальчик на правой руке)
Этот пальчик – бабушка,
(Левой рукой показывают указательный пальчик на правой руке)
Этот пальчик – папочка,
(Левой рукой показывают средний пальчик на правой руке)
Этот пальчик – мамочка,
(Левой рукой показывают указательный пальчик на правой руке)
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
(Дети сжимают и разжимают пальцы)
«Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом
(Дети загибают пальцы на обеих руках по одному пальцу на каждое двустишие)
Есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом,
(Поочерёдно хлопают в ладоши и ударяют друг о друга кулачками обеих рук)
Всем тепло, уютно в нём.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Мимические упражнения
Изобразить маму (огорчённую, печальную, радостную).
Изобразить добродушную маму, строго дедушку, рассердившегося папу и провинившегося ребенка.
«Родители ушли в гости, а ребёнка оставили дома одного». Изобразить состояние тоски и одиночества.
Изобразить непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек.
Упражнения для щёк и губ
Малыш отказывается пить горячее молоко. Прижать губы к зубам и деснам верхней и нижней челюсти.
Малыш, захотел кушать. Размыкать губы при закрытом и открытом рте, язык лежит на дне ротовой полости.
Прощание. Мгновенное смыкание губ с разрывом, «поцелуй».
Упражнения для языка
Мама испекла блинчики. Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти-десяти»).
Мама испекла пирожки с разной начинкой. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык – «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами – «пирожок с брусникой».
Дразнилки. Губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя».
«О любимой маме»
Пальчик к носу движется,
А потом обратно,
На него посмотреть
Очень нам приятно!
(Вытянуть вперёд руку. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно)
А теперь глаза закрой
И погладь руками,
Помечтаем мы с тобой
О любимой маме.
(Закрыть глаза, погладить веки)
СЮЖЕТНАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«Пирог именинника»
Представьте, что на руке стоит три маленькие свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.
Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
«Большой и маленький»
И.п. – стоя. Представим, что мы выросли и стали большими-пребольшими. Глубоко вдохнём, а на выдохе встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и произносим: «Какой я большой!» Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какой я маленький!»
Совсем большой
Мой старший брат –
Пойдёт он скоро в школу.
С ним поиграть всегда я рад,
Брат добрый и весёлый!
А я хотя росточком мал,
Но все же очень я удал!
ПСИХОГИМНАСТИКА
«Семья»
Выражение эмоционального и психофизического состояния
Выразите отношения между членами семьи: изобразите ласковую маму, строгого дедушку, рассердившегося папу и провинившегося, непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек. Изобразите состояние тоски и одиночества: родители ушли в гости, а ребенка оставили дома одного.
Образные перевоплощения
Изобразите, как мама собирается на работу: одевается, причесывается, накладывает макияж.
Изобразите, как мама, папа, бабушка, дедушка, сестра или брат выполняют домашние дела.
«Дружная семья»
Дети сидят на стульях в кругу. Каждый, занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует, кто-то шьет или вяжет и т.п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают. Дети должны производить руками манипуляции. Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «Золотой клубочек».
ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ
«К бабушке»
Стучат колеса – тук-тук-тук,
И под весёлый этот стук
Мы едем к бабушке своей,
Везём подарочки мы ей.
Бабуля выйдет на порог
И вкусный вынесет пирог,
Расскажет сказку про зверей.
Мы едем к бабушке своей!
(Дети шагают на месте, скандируя текст)
«Ваня и Таня»
Дверь открыла детям мать.
Ребятишек не узнать!
Два чумазых поросёнка
У дверей стоят в сторонке:
«Где тут Таня? –
Где тут Ваня?
Побегу топить я баню!»
Долго-долго Таню с Ваней
В бане мылили сперва.
А затем мочалкой колкой
Тёрли, тёрли добела.
Вот – Ванюшка!
Вот – Танюшка!
А не две смешные хрюшки...
(Дети шагают на месте, скандируя текст)
СТИХОТВОРЕНИЯ
«Это всё – моя семья!»
Кто домой приходит поздно,
Кто на вещи смотрит грозно?
Кто меняет лампочки?
– Ну, конечно – папочка!
Кто с утра до ночи белкой,
Моет, варит, режет мелко?
Кто летает ласточкой?
– Ну, конечно – мамочка!
Кто готов построить дом,
Бегать, прыгать, ржать конем?
Кто наш непоседушка?
– Ну, конечно – дедушка!
Кто расскажет на ночь сказку
Про Принцессу-Златовласку,
Испечет оладушки? –
Ну, конечно – бабушка!
Кто сломает, что построил,
Кто поможет мне с сестрою?
Кто шалун – мальчишка?
– Вот и он – братишка!
Кто вся в бантиках и куклах,
Вся в эмоциях и чувствах?
Кто поёт, как птичка?
– Это же – сестричка!
Кто, вы спросите меня,
Эти милые друзья?
Я отвечу, не тая,
– Это всё – моя семья!
ЗАГАДКИ
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я».
Что получится? (Семья)
Днём работает она,
Вечером она – жена,
Если праздник, она – дама,
Кто же это? Моя... (мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам?
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед –
Мой родной, любимый... (дед)
Кто веселый карапузик –
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка –
Это младший мой... (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка –
Моя старшая... (сестрёнка)
Мамы старшая сестра –
С виду вовсе нестара,
С улыбкой спросит: «Как живёте?»
Кто в гости к нам приехал? (Тётя)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» - говорит мне… (дядя)
СЧИТАЛКИ
«Раз, два, три, четыре»
Раз, два, три, четыре,
Кто у нас живёт в квартире?
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, сверчок и я –
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех начну считать опять.
ПОСЛОВИЦЫ
Дерево держится корнями, а человек – семьёй.
В прилежном доме густо, а в ленивом пусто.
Мать кормит детей, как земля людей.
Отца с матерью почитать – горя не знать.
Только трудом держится дом.
Согласие да лад – в семье клад.
Намёки да попрёки – семейные пороки.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
«Назови ласково» Мама - мамочка папа - папочка
Сестра – сестрёнка, брат - братишка
И имена свои близких, например, Таня – Танечка и др.
«Скажи наоборот» (формирование слов-антонимов)
Взрослый – ребёнок, молодой – старый.
Старший – младший, высокий – низкий.
Большой - маленький и т. д.
«Отгадай, кто это?» (отгадывание членов семьи по заданным признакам):
Заботливая, трудолюбивая, самая красивая – (мама)
Сильный, строгий, большой – (папа)
Добрая, ласковая, заботливая – (бабушка)
Мудрый, серьезный, добрый – (дедушка).
Предложите ребёнку, рассказать о семье опираясь на вопросы:
1) Как тебя зовут?
2) С кем ты живёшь?
3) Как зовут членов твоей семьи?
4) Кто самый старший, младший?
5) Как ты помогаешь взрослым, младшим?
6) Ты любишь свою семью?
«Чей? Чья? Чьё?»
Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)
Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)
У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)
Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)
Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)
Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)
Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)
Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)
«Кто кем приходится?»
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)
«Договори предложение»
Я ем и папа ... (ест).
Я пою и мама … (поёт),
Я шью и бабушка ... (шьёт).
Я готовлю и сестра ...(готовит).
Я играю и брат ...(играет).
Я пилю и папа ...(пилит).
Я вяжу и мама ...(вяжет).
Я строгаю и дедушка ... (строгает).
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Дедушка сапожник»
Цель: развивать внимание.
(Дети стоят в кругу, в центре – «дедушка сапожник». После каждого слова дети на шаг подходят к водящему).
Дети: Дедушка сапожник, сшей нам сапоги.
Дед: Подождите, дети, потерял очки!
Дети: Дедушка сапожник, сколько с нас возьмешь?
Дед: Два рубля с полтиной, пятачок и грош.
Дети: Дедушка сапожник, ты с ума сошёл?
Дед: Подождите, дети, я очки нашёл!
(Дед догоняет детей, кого поймает, то и водит).
«Бабушка, распутай нас!»
Все становятся в круг, взявшись за руки, и пока судья (в игре – бабушка) отворачивается, все участники должны переплестись между собой так, чтобы их сложно было распутать, но по правилам руки расцеплять нельзя. Если бабушке удается распутать всех детей так, чтобы вновь образовался круг в первозданном своем виде, то игра считается завершенной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно - практико - ориентированный проект в старшей группе "Моя семья. Семейные традиции"
В ходе реализации проекта у детей углубляется представление о семье, о членах семьи, о семейных традициях....
Семья. Семейные традиции.
Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он ...
Проект взаимодействия с родителями «Семья. Семейные традиции»
Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он ...
"Моя семья. Семейные традиции."
Календарно-тематическое планирование работы по теме на неделю....
Проект "Семья. Семейные традиции"
Методическая разработка проекта "Семья.Семейные традиции" (формы взаимодействия с родителями)...
Проект "Семья. Семейные традиции"
Методическая разработка проекта "Семья.Семейные традиции" (формы взаимодействия с родителями)...
Сценарий праздника «Вместе дружная семья», посвященного семье, семейным традициям, отношениям в семье.
Сегодня наша встреча посвящена семье, семейным традициям, отношениям в семье.Что такое семья – понятно всем. Слово семья состоит из 2 слов – это «семь» и «я&r...
- Мне нравится (4)