Работа с родителями детей с ОВЗ в ДОУ.
статья

Степанова Ксения Борисовна

Работе с родителями детей с ОВЗ уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_s_ovz.odt26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями детей с ОВЗ в ДОУ.

        Работе с родителями детей с ОВЗ уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

        Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.

        Для успешного обучения малыша с ограниченными возможностями здоровья необходима совместная помощь следующих специалистов: воспитателей; дефектологов; логопедов; психологов; и др.

        Но важно помнить, что именно родители являются для ребёнка с ОВЗ экспертами и главными педагогами. От их правильных действий будет зависеть очень многое.  

        Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях. Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром.

        Родители детей с ОВЗ могут испытывать следующие психологические трудности при воспитании:

- нарушение взаимоотношений в семье;

- неприятие личности малыша;

- страх ответственности за ребенка с отклонениями;

- неправильные формы общения с чадом;

- отказ от признания проблемы со здоровьем у крохи;

- ограничение круга общения семьи.

        Поэтому в образовательном учреждении педагоги работе с родителями уделяют достаточно большое внимание. В ходе взаимодействия с родителями, педагоги должны выявить данные проблемы и направить все усилия для их разрешения. Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).

        Цель взаимодействия ДОУ с семьями с детьми с ОВЗ является повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в обществе.

        Направления воспитательной работы осуществляются в следующем направлении:  

1.Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ.  

2.Поддержка и повышение социального статуса семей.  

3.Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

4.Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

        Для установления контакта воспитателей с близкими людьми малышей проводятся беседы, анкетирование, опросы, родительские собрания, дни открытых дверей, детские праздники и развлечения с участием родственников, родительские часы, открытые занятия, оформляются стенды с информацией и тематические выставки с детскими работами. Наиболее эффективными являются индивидуальные консультации.                                Формирование правильной оценки физического и психического состояния, а также повышение просвещенности родителей в области воспитания ребенка с ОВЗ помогает детям лучше усваивать полученный на занятиях материал, проявлять заинтересованность к новым знаниям, а близким людям принимать более активное участие в обучающем процессе.

        Участие родителей в образовательной деятельности ребенка стимулирует и вдохновляет близких, помогает осваивать новые методы общения в семье, приводит в соответствие возможности малыша и требования родителей к нему, при этом формируется активная позиция и адекватная самооценка крохи.

        В результате такой работы родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы. Убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху. Формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.                                                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».      Нарушения речи – распрос...

Программа работы клуба родителей детей раннего дошкольного возраста по адаптации "Счастливые дети-счастливые родители"

         Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления пост...