Презентация "Организация досугов воспитанников с использованием квестов и викторин"
презентация к уроку (подготовительная группа)
Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой дошкольник восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается и развивается. Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», введением ФГОС в ДОУ, профессиональными стандартами в дошкольном образовании, особенно актуальными становятся вопросы использования и адаптации эффективных технологий, направленных на развитие современного ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Досуг, квест, викторина, дошкольники | 637.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Досуговая деятельность Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой дошкольник восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается и развивается .
Цель организации досуга и развлечений дошкольников - привитие детям нравственно-эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху. Это особая сфера воспитательно -образовательного процесса в детском саду, в которой учитываются потребности и интересы ребят.
Правильно организованная досуговая деятельность способствует формированию у дошкольника таких качеств: инициативность , уверенность в себе, сдержанность , выносливость , настойчивость , искренность , честность и др.
Принципы организации досуга позитивная напряжённость: создание дружеской атмосферы, положительных эмоций, получение радости от общения и коллективной деятельности; самостоятельность: создание условий для саморазвития и раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника; комплексность: учёт всех компонентов здорового образа жизни; целостность: развитие самосознания детей .
Тематические направления досуговой деятельности 1. Спортивное направление: соревнования, весёлые старты, турниры. 2. Музыкальное направление: знакомство с музыкальными произведениями и композиторами, овладение игре на инструментах, хоровое разучивание песен. 3. Литературное направление: прослушивание рассказов и стихотворений, произведений устного народного творчества, рассматривание иллюстраций в книгах, проведение бесед по прослушанным текстам, обучение выразительному чтению стихов. 4. Театральное направление: проведение игр-драматизаций при помощи кукольного театра, постановка сценок, разучивание диалогов, обучение основам актёрского мастерства (мимика, жесты, выразительность речи). 5. Художественное направление: развитие художественного восприятия, рассматривание репродукций и слайдов, проведение бесед, продуктивная изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация). 6. Интеллектуальное направление: проведение викторин, игр на смекалку и дидактических игр ( квесты , КВН, «Хочу всё знать», «Поле чудес»). 6. Экологическое направление: формирование экологического сознания у детей, воспитание любви к природе и родному краю, проведение экскурсий в парк, на ферму, участие в экологических акциях.
Задачи досуговой деятельности дошкольников . 1. Образовательные задачи: - приобщение к различным видам искусства: музыке, танцу, театру, живописи и др .; создание положительной мотивации к активному познанию окружающей действительности. 2. Развивающие задачи: - привлечение детей к подготовке мероприятий ; привлечение дошкольников к участию в играх-драматизациях, спортивных и интеллектуальных соревнованиях ; формирование потребности к творчеству (пению, танцу, изобразительной деятельности). 3. Воспитательные задачи: - создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, чувства защищённости у каждого воспитанника ; воспитание умения коллективной работы, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи ; воспитание патриотических чувств.
Виды досуговой деятельности дошкольников Отдых . После сильного умственного напряжения ребёнку нужно восстановить баланс сил, отдохнуть. Развлечения . Развлечения вызывают чувство радости у детей и неподдельный интерес. Вместе с тем появляется стимул к получению новой информации. По тематике различаются развлечения: театрализованные (спектакли), познавательные (викторины, КВН), спортивные, музыкальные, литературные развлечения, забавы (масленичные и рождественские гуляния, вечера загадок и сюрпризов). Праздники .
Д осуговая деятельность – это целенаправленная активность, отвечающая потребностям и мотивам ребёнка. Досуговая деятельность в ДОУ направлена на формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания дошкольника.
С ледует помнить, что досуг - компенсирующий вид детской деятельности; развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Поэтому мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, у детей должно быть хорошее настроение .
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Игра — отражение жизни. Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива Игра — важное средство умственного воспитания ребенка В игре развиваются творческие способности будущего школьника В игре формируются моральные качества, ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы
Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», введением ФГОС в ДОУ, профессиональными стандартами в дошкольном образовании, особенно актуальными становятся вопросы использования и адаптации эффективных технологий, направленных на развитие современного ребёнка.
Интерактивное обучение дошкольников – это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребёнок чувствует свои успехи и , выполняя определённую интеллектуальную работу, достигает высокой производительности. Интерактивные технологии в обучении дошкольников
«Микрофон» «Дебаты» «Цепочка» «Снежный ком» Дискуссия «Мозговая атака» Беседа, диалог «Перевоплощение» «Воображаемая картина» Викторина Реклама Сказка наоборот Коллаж Квест и др. Интерактивные методы обучения в дошкольном образовании
Квест технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании , которая способствует развитию активной деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.
Принципы организации квестов : Безопасность - все игры и задания должны быть безопасными; Доступность - соответствие возрасту и индивидуальным особенностям участников квеста ; Уважение достоинства ребёнка; Чёткая постановка цели, распределение ролей; Постоянная смена деятельности; Связность, последовательность и логичность заданий; Эмоциональная окраска игры (декорации, музыкальное сопровождение, карты, схемы, костюмы); Продуманность организации игры; Разумность по времени; Педагог направляет игру, наталкивает детей на правильные выводы; Самостоятельность суждений детей; Результаты каждой подгруппы собираются в общий результат
Задачи: Образовательная — вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме. Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, проявление инициативы; расширение кругозора, эрудиции. Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Структура квеста Общая игровая цель – известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы». Этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п. Командный характер действий. Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща. Игроков сопровождает инструктор «Инструктор команды - взрослый». Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.
Преимущества квест-игры является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес, инициативность самостоятельность в ходе выполнения заданий; формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания и проявления инициативы; формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе; обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения; создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей и направлена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности; создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность; в ходе реализации можно комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого; возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач.
Классификация квестов
Методика проведения квест-игры для дошкольников Определить тему Определить цели и задачи, подобрать задания и методику проведения Определить место проведения Составить карту маршрута Подготовить музыкальное сопровождение Подготовить необходимый реквизит Написать конспект (сценарий) Определить дату проведения Проанализировать проведённую игру с целью определения сильных и слабых сторон
Викторина Викторина представляет собой игру, в которой главная опора делается на память. Викторина основывается на опыте, знаниях ребёнка. Умение мыслить, проявлять остроумие, тренировать память и расширить свой кругозор – всё это можно реализовать в викторине. В образовательном процессе викторина может стать частью занятия для повторения, обобщения или закрепления пройденного материала. Викторина может быть как тематической, так и комплексной. В викторине участвуют все обучающиеся, присутствует элемент соревнования. Викторина лежит в основе таких популярных телевизионных игр как «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Умники и умники».
Подготовка к викторине: выбор темы; подборка литературы для домашнего ознакомления (работа родителей с детьми); беседы в группе, просмотр иллюстраций, видео по теме; изготовление эмблем, значков, создание ЭОР, наглядности, призов.
Алгоритм проведения викторины: вопросы зачитываются один-два раза; даётся время на обдумывание; отвечает тот, кто первым поднял руку; правильный ответ отмечается жетоном (фишкой, баллы, очки), который вручается правильно ответившему; в случае неправильного ответа, право ответа передается следующему, кто первым среагировал на ошибку отвечавшего; по окончании викторины подсчитывается количество жетонов (фишек, баллов, очков); принимается решение о победителе; поощрение В викторину достаточно включить 10 -15 вопросов .
Требования к вопросам: Вопросы должны отвечать теме викторины и базироваться на тех знаниях и представлениях, которые получили дети в процессе работы над темой; вопрос предполагает, сжатый, короткий ответ. вопросы должны предполагать единственно правильный ответ (не должно быть перечисления); вопросы должны быть конкретными; вопросы должны быть умными, грамотно сформулированными, соответствующими возрасту .
Проведения викторины Поскольку викторина – это игра, то она имеет: игровую задачу игровые действия игровые правила содержит в себе элементы занимательности. Воспитатель является ведущим викторины, все дети являются участниками. Перед началом игры нацеливаю детей на игру, подчёркиваю как игровую, так и дидактическую задачу, определяем участников команды или личное участие каждого ребёнка. Команды на занятиях, на прогулках выбираем по рядам или считалкой, или это команда девочек – мальчиков, иногда обсуждаем состав команд, при этом учитываю мнение и симпатии детей, и предлагаю сама состав команд, ориентируясь на уровень развития детей, степень их активности и некоторые личностные качества. Начинается викторина как правило с какого-то организующего момента, например, с речёвки , загадок, художественного слова. Вспоминаем правила игры. За каждый правильный ответ команда или игрок получает поощрение очко, у нас это или фишка, или мелкие игрушки, или баллы в цифрах. На занятиях делаю это или сама или мои помощники –игрушки, на праздниках и развлечениях — настоящее жюри. Всё это очень стимулирует детей, делает игру интересной, вызывает желание дать как можно больше правильных ответов и победить.
Вывод Важнейшее условие успешного взаимодействия воспитателя с детьми при организации досуга — умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт, понимать замыслы детей, их переживания, снятие эмоционального напряжения. Использование квестов и викторин позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест- занятие "Викторина "Лабиринт"".
Занятие проходит в форме- "Квест"- путешествие к замку злого волшебника Кар-Кариеса.Во время путешествия в игровой форме дети средней группы закрепляют знания геометрических фигур, знания о внешних ор...
План работы по самообразованию тема: «Привитие здорового образа жизни у воспитанников ДОУ и их родителей через использование квест-технологию»
Цель: повышение своего профессионального уровня в привитие здорового образа жизни у воспитанников ДОУ и их родителей через использование квест-технологию Задачи:Изучение методической литературы по тем...
Квест «Космическая викторина»
Для детей старших и подготовительных групп, на улице....
Квест-игра "Викторина по сказкам"
Разработана для подготовительной группы для детей и родителей, как нестандартная форма работы...
Квест «Космическая викторина»
для детей старшего дошкольного возраста...
Сценарий конспекта для детей подготовительной группы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием родителей воспитанников с элементами квест игры «В поисках Царя дорожных знаков»
Цели:. разнообразить образовательный процесс, сделать его содержательно насыщенным и веселым посредствам использования инновационной педагогической технологии – КВЕСТ• обучающая: формироват...
Воспитанники детского сада – победители международной викторины (фотоотчёт)
3 октября портал для целеустремленных натур «Совушка» организовал международную викторину для детей дошкольного возраста (в режиме онлайн) «День музыки». ...