Проект «Приобщение к здоровому образу жизни воспитанников ДОУ и их родителей через использование квест-технологий»
проект по физкультуре (старшая группа)
Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_igryproekt.docx | 34.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №95» г. Курска
Проект
«Приобщение к здоровому образу жизни воспитанников ДОУ и их родителей через использование квест-технологий»
Автор проекта:
Инструктор по физической культуре
Батищева Н.Н.
Курск 2021
Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не вкратце,
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку раскрыться.
Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться.
Дайте радостно проснуться,
Дайте в ласку окунуться!
Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства.
Образовательная деятельность в формате квест - игры замечательно вписывается в концепцию, заданную Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест–игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.
Что же обозначает собственно слово «квест». Переводится оно с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий. Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины. Кроме того, сценарий такой игры предполагает использование сложных декораций, музыкального сопровождения, а также привлечение аниматоров.
Основная проблема:
Недостаточная разработка механизмов и подходов к формированию образовательной деятельности детей дошкольного возраста. По-прежнему в образовательном процессе преобладают традиционные занятия, построенные в логике учебной модели. Поэтому нужно искать новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, развить творчество.
Актуальность темы:
Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная, изобразительная.
Цели и задачи:
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность инициативность. Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
- образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
- развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
- воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).
Виды квест-технологий.
На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов таких обучающих и воспитательных процессов, ведь в большинстве случаев педагог является не только учителем, преподающим определенный материал, а еще и воспитателем, так сказать, нравственным наставником. В общей классификации выделяют следующие:
- линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
- штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
- кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).
В целом, если посмотреть на такие обучающие процессы, можно отметить, что квест-технологии в начальной школе или другом общеобразовательном заведении имеют ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены. Во-первых, это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений. Во-вторых, это система подсказок (правда, они встречаются не всегда, что усложняет поиск правильного решения). Кстати, нужно отметить, что отсутствие некоего путеводителя по квесту зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. Согласитесь, ведь дети иногда могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав.
Структура квест-технологии.
Теперь несколько слов о том, какова сама структура таких процессов. Рассмотрение ее следует применять не к отдельно взятому ребенку, а наверное, даже к целой команде, ибо на современном этапе развития человечества только совместные действия могут обеспечить наилучший результат.
Итак, все сводится к следующему:
- постановка задачи (введение) и распределение ролей;
- список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);
- порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);
- конечная цель (приз).
Исходя из этого, нетрудно заметить, что квест-технология для дошкольников или точно такой же процесс для детей постарше совершенно совместимы между собой. Разница может быть лишь в сложности поставленных заданий и методике поиска оптимального решения по достижению конечной цели.
Принципы организации квестов.
При разработке и проведении квестов с детьми используются следующие принципы:
- Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
- Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.
- Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
- Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
- Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
- Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:
- Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья.
- Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
- Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен.
- Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Задания для квестов.
Квесты для дошкольников в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений малышей. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия.
Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:
- загадки;
- ребусы;
- игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;
- пазлы;
- творческие задания;
- игры с песком;
- лабиринты;
- спортивные эстафеты.
Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. И одной из важных и сложных задач среди воспитанников является приобщение к здоровому образу жизни. Ведь именно в дошкольном возрасте у детей формируются знания и привычки, которые они применяют в дальнейшей жизни.
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии.
Среди таких технологий можно выделить квест- игру, которая только еще начинает использоваться педагогами. Квест -игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО. А значит использование квест-игры при организации образовательной деятельности дошкольников очень актуально.
«Квест» это приключенческая игра, которая предполагает достижение цели путем поиска каких-либо предметов, преодоления препятствий. Чаще всего это командная игра, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время не навязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.
Квест-игры тем и хороши, что в игре можно познакомить детей с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность. Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи: образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся); развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей); воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, взаимопомощи и другие).
Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий: все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево); задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников, ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка; в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как при выполнение однообразных заданий дети теряют интерес; задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными; игра должна быть эмоционально окрашена с помощью музыкального сопровождения.
Для малышей подойдут игры на основе сказочного сюжета. Например, можно составить сценарий квеста для детей младшей группы детского сада на основе сказки «Колобок». К малышам неожиданно в гости приходит этот сказочный персонаж и просит ребят о помощи — он заблудился в лесу, и ему нужно найти дорогу домой к бабушке и дедушке. Дети вместе с Колобком отправляются в путешествие, где их ожидают разные преграды в виде спортивных и интеллектуальных заданий. Можно внедрить в сценарий и других персонажей: Волка, Медведя, Лису. Для дошкольников средней и старшей группы лучше выбрать персонажей из популярных мультфильмов — знакомство с любимым героем повысит образовательный интерес, активизирует познавательные процессы и просто оставит незабываемые положительные впечатления у малышей.
Квесты для дошкольников в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. В то же время задания и подсказки, которые педагог подбирает для игры, должны также активизировать мыслительную активность, познавательную инициативу детей, двигательный опыт детей.
Задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений малышей. Чтобы написать сценарий квеста воспитателю необходимо: выбрать тему, определить название и сюжет; подобрать систему загадок (заданий, прописать схему прохождения квеста, систему подсказок игрокам; подобрать реквизит; привлечь родителей к помощи в подготовке к игре или к участию в ней; продумать сюрприз в конце игры. Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными: загадки; ребусы; игры «Найди отличия», «Что лишнее?»; пазлы; творческие задания; игры с песком; лабиринты; спортивные эстафеты.
Работа выстраивается в три этапа:
Организационный этап (погружение в проект, планирование деятельности)
Основной этап - осуществление деятельности по решению проблемы
Заключительный этап – оформление и оценка результатов
Организационный этап
• отработка схемы последовательных действий совместно с детьми;
• организация деятельности детей, организация деятельности родителей;
• анализ научной и методической литературы;
• разработка план проекта по развитию субъектной позиции детей дошкольного возраста.
Родительское участие в реализации поставленных задач:
• помощь в оснащении группы игровым материалом;
• ознакомление с материалами информационного стенда для родителей «Давайте поиграем», «Формирование социально-коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста», «Квест-игры».
Основной этап - осуществление деятельности по решению проблемы
• реализация проекта в группе с использованием инновационных технологий;
• работа по обогащению жизненного и игрового опыта ребёнка;
• обогащение предметно - развивающей среды.
Месяц | Название мероприятия | цель | |
Подготовительный этап | |||
сентябрь | 1.Обогащение предметно - развивающей среды | Познакомить родителей с целями и задачами проекта, убедить в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к заданиям и играм детей | |
2.Разработка плана проекта по развитию социально - коммуникативных навыков у старших дошкольников. | |||
3.Оформление стендовой информации для родителей: «Играть невредно или игра-терапия для детей» | |||
Основной этап – осуществление деятельности по решению проблемы | |||
Средняя группа | Квест-игры | Задачи | |
«В поисках Колобка» | Создание благоприятного эмоционального климата в группе сверстников и развития познавательных способностей, формирование и закрепление положительных установок в сознании детей и использование их в практической жизни. | ||
«Путешествие к таинственным островам» | Вызвать интерес к квест-играм, учить в них играть | ||
«Переполох в городе Мастеров» | Развитие самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности; логическое мышление, любознательности, умение общаться со сверстниками | ||
«По страницам затерянной книги» | Быть вежливыми | ||
Старшая группа | «Слет Лаборантов» | Развивать умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) и подчиняться правилам | |
«Путешествие в мир сказок» | Формировать знания об адекватных, социально - приемлемых способах выхода из конфликтных ситуаций, о дружеских взаимоотношениях, умение использовать их в жизни. | ||
«Путешествие к королю Математики» | Развивать отношения, построенные на равноправии и способности решать проблему, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими. | ||
«День Защитника Отечества» | Формирование способности к сотрудничеству и навыков позитивной коммуникации; снятие психоэмоционального напряжения, сплочение детей, создание атмосферы доверия. | ||
«Семейные вытворяшки» | Установление дружеских отношений между детьми и взрослых | ||
«В поисках прав детей» |
| ||
Подготовительная группа | «Старичек-годовичек» | Приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать её. Способствовать становлению условности роли, относительно независимости реальных интересов детей. Ориентировать детей на роль партнёра (реального или | |
воображаемого), на предугадывание его чувств и стратегий его поведения. | |||
«По следам Деда Мороза» | Переориентация поведения с помощью игр, формирование форм адекватного поведения, снятия напряжения у детей, обучение приёмам релаксации | ||
«Пять драгоценностей» |
| ||
Работа с педагогами | |||
Знакомство с перспективным планированием по теме; Презентация «Физкультура в ДОУ»; Презентация проекта и создание методических рекомендаций для педагогов; Консультация «Квест-игры в жизни ребенка» | Семинар- практикум | Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи. | |
«Формирование коммуникативных качеств у детей» | |||
Памятка «Диалогическое общение» | |||
Рекомендации «Формирование коммуникативных умений» | |||
Мастер- класс «Квест игры в работе с детьми» | |||
Участие педагогов в квест- играх | |||
Работа с родителями | |||
Знакомство с проектом «Квест-игра в жизни ребенка» Беседы, консультации, анкеты Практические задания | Показ презентации «Квест-игры» | Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности. Конкурс фотографий «Здоровая семья – счастливый ребенок» Мастер-класс для родителей Фоторепортажи «Семейные спортивные традиции. | |
Участие родителей в квест-играх | |||
Консультация «Как организовать квест-игру дома» | |||
Беседы «Спорт в жизни людей» Консультация «Роль семьи в физическом воспитании ребенка» Анкетирование родителей. Наглядная агитация, тематические выставки «Спорт и здоровый образ жизни», «Игры в жизни детей» Систематизация стихов и загадок о спорте; Оформление дидактических игр; Проведение совместных спортивных праздников, развлечений, досугов. | |||
Обобщающий этап (итог) | |||
май | Итоговое мероприятие | Создание атмосферы праздника, условий для развития творческого потенциала педагогов, родителей и детей. Укрепление связей детского сада и семьи | |
«Цветок дружбы» | Обобщение опыта работы | ||
Создание презентации по данной теме |
| ||
Обобщение опыта работы на семинарах практикумах, в печатных изданиях |
|
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Повышение уровня физического развития и укрепления здоровья детей;
Повышение интереса детей, их родителей к физическим упражнениям, спорту и здоровому образу жизни;
Вовлечение детей и родителей, педагогов в систематические занятия спортом, воспитание устойчивого интереса к ним;
Воспитание целеустремленности, организованности, инициативности, трудолюбия.
Для педагогов:
Привлечение родительской общественности и социума для реализации физкультурно-спортивного направления ДОУ;
Повышение профессионального мастерства педагогов ДО в процессе сохранения здоровья;
Выполнение всеми желающими участниками образовательного процесса;
Пополнение знаний о квест-играх;
Сформировать осознанное отношение к своему собственному здоровью.
Для родителей:
Информировать о значимости квест-игр;
Проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом совместно детьми;
Методическое обеспечение;
Активное участие родителей в детсадовских спортивных мероприятиях;
Соблюдение единства требований воспитателей и родителей в воспитании здорового подрастающего поколения;
Приобщение к спорту и физической культуре через семью.
Используемая литература:
Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез
Москва, 2010, стр.144
Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», Линка-Пресс Москва, 2015, стр.208.
Колесникова И.В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ»
«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2-15, стр.48-59.
Каравка А.А. «Урок-квест, как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определенными компетенциями», Мир науки,2015, №3, стр.20
Ошкина А.А. «Квест-игра – культурная практика детей дошкольного возраста». 2018, стр.279-282
Сокол И.Н. «Классификация квестов», 2014, вып. №6, стр. 138-140
Шеина Л.И. «Квесты – новая форма взаимодействия взрослых и детей», Научно-методический журнал «Концепт», 2016, Т.46, стр.439-441
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Плавание как средство приобщения к здоровому образу жизни воспитанников ДОО.
Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и...
Проект по формированию здорового образа жизни воспитанников" Малыши-крепыши"
Начальное формирование основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста....
Проект по формированию здорового образа жизни воспитанников "Путешествие в страну здоровья"
quot;Забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадости, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы." ...
План работы по самообразованию тема: «Привитие здорового образа жизни у воспитанников ДОУ и их родителей через использование квест-технологию»
Цель: повышение своего профессионального уровня в привитие здорового образа жизни у воспитанников ДОУ и их родителей через использование квест-технологию Задачи:Изучение методической литературы по тем...
Проект "Приобщение к здоровому образу жизни детей младшего дошкольного возраста"
Проект младшего дошкольного возраста...
Проект "Приобщение к здоровому образу жизни детей младшего дошкольного возраста"
Проект способствует формированию привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно-гигиенических навыков...
Проект по формированию здорового образа жизни воспитанников в процессе образовательной деятельности.
laquo; Здоровье впорядке спасибо зарядке»!...