Особенности проведения дидактических игр с природным материалом
консультация

Консультация

 

Особенности проведения дидактических игр с природным материалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Особенности проведения дидактических игр с природным материалом

Особенности проведения дидактических игр с природным материалом

Дидактическая игра – не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром.

Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображениями растений и животных.

В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке?», «Узнай, что в руках?». Для первой из этих игр воспитатель заранее приготовляет мешочек и кладет его овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу, морковь, огурец, яблоко, грушу, лимон). Дети по очереди опускают руку в мешочек, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают его всей группе.

После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных), в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям).

В подготовительной к школе группе проводят игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения их описать, сделать обобщение.

Словесные дидактические игры организуют на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.

Дидактические игры можно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке.

В ходе дидактической игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, помогает в его отборе и использовании.

Гуляя с детьми в лесу, полезно обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корна, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.

        Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока:

- игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);

- игры для формирования нравственно – оценочного  опыта поведения дошкольников в природе.

        Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы игры желательно проводить в естественной природной среде. Дидактические игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игры для обогащения экологических представлений, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности детей.

        В дидактических играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При общении с природой у ребенка зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие и безразличие, возрастает мыслительная напряженность, степень участия творческого мышления, желание узнать больше нового, следовательно, идет процесс эмоционально – психологической готовности принять информацию о природе.

        В дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам.

        Дидактические игры, используемые для формирования у детей экологических знаний могут быть различными по содержанию. Например, закрепить название растений можно в игре «Наши растения». У детей большие карты, у воспитателя — маленькие. Показывая маленькую карточку, ведущий называет растение и спрашивает: «У кого есть такое растение?» Ребенок смотрит в своей карте и, если есть такое растение, называет его. Правильно назвавший получает карточку. Выигрывает тот, кто первый закроет клетки на своей карте. Игра может быть проведена с целью закрепления названий цветов и уточнения, где они растут, кукую пользу приносят человеку.

        Чтобы формировать у детей «экологически гуманное чувство» – чувство сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля «общим домом»; привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное. Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого можно предложить детям вообразить себя попугайчиком, хомячком и т.д. Человек для них - великан. «Представьте, что человек берет попугайчика Сашу, хомячка Иру в ладонь и начинает дергать их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете?» Дети обычно отвечают так: «Я могу оглохнуть», «Я могу умереть». Так ребенок учится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому – это зло. После этого они начинают бережно относиться к обитателям живой природы.

        Использовать дидактические игры для обогащения экологических представлений следует с учетом представлений о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры с природным материалом.

Природный материал, развитие мышления, сенсорика....

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В дошкольном возрасте  ведущей деятельностью является игра. Непосредственно через игру дети получают необходимые знания, умения и навыки, ведь игра- это не только удовольствие, но и основное сред...

Конспект Дидактической игры с природным материалом « Где же вы живете?»

Инициировать попытки детей  систематизировать природные объекты; соотносить их с соответствующей природной средой. Развивать словарь прилагательных.     Вызывать интерес к предмета...

Методика проведения занятий — игр с природным материалом в старшей дошкольной группе

Беседуя с детьми в ходе игры с природными материалами, педагог должен побуждать их к наблюдениям, развивать образное восприятие, фантазию: в семенах, шишках, корягах дети могут увидеть забавных челове...

Дидактические игры с природным материалом

Здесь вы найдёте разнообразные игры с детьми дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр с природным материалом

Картотека дидактических игр с природным материалом...

Дидактические игры с природным материалом: "С какого дерева детки?" и "Чья это семечка?"

Дидактические игры с природным материалом для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью на уточнение и закрепление пройденного материала. Материал будет полезен педагогам коррекционных дошко...