Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в старше - подготовительной группе на 2019-2020 учебный год. (Проводиться 1раз в неделю среда в свободной деятельност
методическая разработка (подготовительная группа)
Перспективный план реализации парциальной программы
О.Л.Князевой, М. Д. Маханевой
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
в старше - подготовительной группе
на 2019-2020 учебный год.
(Проводиться 1раз в неделю среда в свободной деятельности )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_mahaneva_1.docx | 46.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план реализации парциальной программы
О.Л.Князевой, М. Д. Маханевой
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
в старше - подготовительной группе
на 2019-2020 учебный год.
(Проводиться 1раз в неделю среда в свободной деятельности )
Воспитатели: Гнедина Е.В.
№ Тема недели | Совместная деятельность воспитателя и детей | Игровая деятельность | Взаимодействие с родителями | ||
СЕНТЯБРЬ - | |||||
Старшая группа. I.Тема: «Что летом родиться, - зимой пригодиться» с.64 | Беседа о лете. Народные предметы пословицы поговорок и песен о лете. | Считалка: Пчелы в поле полетели, Зажужжали, полетели. Сели пчелы на цветы. Мы играем – водишь ты. Подвижная игра «Капуста» Развивать двигательные способности, быстроту реакции. Формировать умение метать в цель, Дид. Игра «С какого дерева ветка?»(плоды , ветки, листья). Дид. игра «Вершки корешки»Загадывание загадок. Из истории русской кухни.с.130 Пословицы и поговорки о хлебе . | Сбор урожая на огородах, ягод в лесу. Заготовка природного материала для поделок и семян для подкормки птиц зимой. Наглядная информация «Русский фольклор осенью для развития детей 6-7 лет». Участие в выставке «Самая интересная поделка » | ||
Подготовительная группа I.Тема: «Что летом родиться, - зимой пригодиться»с. 86 | Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песен о лете. | ||||
Старшая группа. II.Тема: « Гуляй ,да присматривайся»с.65 | Рассказы о первом осеннем месяце, его приметах. | ||||
Подготовительная группа II.Тема: « Весенушка-осень – сноп последний косим» с.86 Старшая группа. III.Тема: «Вершки корешки »с.66 | Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Заклинка « Восенушка-осень» Знакомство со сказкой «Мужик и медведь» | ||||
Подготовительная группа III.Тема: «Хлеб - всему голова»с.87 | Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. | ||||
Старшая группа. IV.Тема: «Хлеб - всему голова»с.66 | Беседа с детьми «Откуда пришел хлеб на?»Знакомство со старинными орудиями труда- цепом и серпом. | ||||
Подготовительная группа IV.Тема: «К худой голове своего ума не приставишь»с.87 | Беседа об уме и о глупости. | Знакомство со сказкой «Про Филю». c. 233 | |||
ОКТЯБРЬ | |||||
Старшая группа. I.Тема: «Октябрь пахнет капустой» с.67. | Беседа о явлениях природы , народных обычаях и праздниках (Покров , Сергиев день).Знакомство с предметами обихода –деревянным корытцем, тяпкой . | Пословицы и поговорки об октябре .с.67. Закличка : «Восенушка-осень». | |||
Подготовительная группа I.Тема: «Град на усть Оки» | Рассказ об истории родного края . Места проживания наших предков, строительство жилища. Быт и основные занятия.с.104(1) , с.108(1) | Считалка Шла кукушка мимо сети А за нею малы дети. Кукушата просят пить . Выходи- тебе водить. Хороводная игра «У дядюшки Трифона «формировать умения действовать по тексту игры, быстро выполнять определенные движения. Подвижная игра с мячом «Охотники и собаки» закреплять умения ловить и бросать мяч, уходить от попадания. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики». Знакомство с пословицами и поговорками.с.220. Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». с.221. Развлечение «в гости к хозяюшки» | Пополнение фотографиями альбома «Мой город» Выставка рисунков и аппликаций «Природа осенью» «Бабушкин сундук». Пополнение русской «избы» старинными вещами Консультация «Приобретение детьми культурного богатства русского народа» | ||
Старшая группа. II.Тема : «Зайчишка-трусишка».с.68. | Знакомство со сказкой «Заяц –хваста». Разучивание потешки «Зайчишка –трусишка». | ||||
Подготовительная группа II.Тема: «Октябрь – грязик –ни колеса, ни полоза не любит» | Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.с 88. | ||||
Старшая группа. III.Тема: «У страха глаза велики».с.68. | Беседа о страхе. | ||||
Подготовительная группа III.Тема: «Злое истребление» | Рассказ о монголо-татарском нашествии и предании о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием. c.263(1) | ||||
Старшая группа. IV.Тема: «Друг за дружку держаться –ничего не бояться».с.68-69. | Беседа о взаимовыручке и поддержке. | ||||
Подготовительная группа IV.Тема: «Камень-град» с.89. | Продолжение темы приобщения детей к истории родного края с показом иллюстраций. Загадывание загадок об избе и предметах быта. | ||||
НОЯБРЬ | |||||
Старшая группа. I.Тема: «Знаешь ли ты сказки?»с.69 | Литературная викторина по сказкам «Заяц - хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый лохматый да масленый» | Считалочка Косой , косой, Не ходи босой. А ходи обутый, Лапочку закутай. Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут, Не найдет тебя медв | Консультация для родителей: «Сказка - как средство развития речи дошкольников» | ||
Подготовительная группа I.Тема: « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»с.89 | Презентация Нижегородский кремль . | едь, Выходи – тебе гореть. Хороводная игра « Золотые ворота» Развивать умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения; ориентироваться в пространстве; закреплять умение совместных действий; упражнять в ходьбе цепочкой. Подвижные игры «Совушка» Развитие у детей двигательной активности, внимательности, быстроты реакции, координации движений, умениесоотносить движения с текстом, Знакомство со сказкой «Лиса и рак».с.224Приложение 2 Песенки, загадки, пословицы Приложение с.180-182 | Предложить родителям свозить детей на экскурсию в Нижегородский кремль.
Участие в празднике осени . Выставка изделий Хохломской росписи. | ||
Старшая группа. II.Тема: «Гончарные мастеровые» с.69 | Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» с.69 | ||||
Подготовительная группа II.Тема: «Синичкин день» с.90 | Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки. | ||||
Старшая группа. III Тема: «Дикие животные»с.70 | Разучивание песенки- потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них с.70 | ||||
Подготовительная группа III.Тема: « Где живет перо Жар-птицы? ». Старшая группа. IV.Тема: «Что нам осень принесла?» с.71 | Знакомство детей с хохломской росписью Рисование декоративной посуды по мотивам хохломской росписи.с.163(1) «Хохлома» . Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, | ||||
Подготовительная группа IV.Тема: «Чудо -чудное, диво-дивное – Золотая Хохлома» | Рассказ о традициях Хохломской росписи («Кудрина», «травка» и т.п.) с.90 | ||||
ДЕКАБРЬ | |||||
Старшая группа. I.Тема: «Здравствуй, | Беседа о характерных особенностях декабря с | Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз» с.279 | Участие в конкурсе детских поделок «Мастерская Деда Мороза». | ||
Подготовительная группа I.Тема: «Зима - не лето,- в шубу одето» | Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение рус нар песенки «Как на тоненький ледок» | Считалочка На златом крыльце сидели Царь , Царевич, Король, Королевич, Сапожник, портной Кто ты будешь такой? Говори поскорей , Не задерживай добрых и честных людей. Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы» Подвижные игры «Жмурки» Развитие двигательных способностей с закрытыми глазами; формирование умений вести диалог. «Баба Яга» Выполнение правил игры, умение бегать не наталкиваясь друг на друга Повторение песенки «Как на тоненький ледок Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»(в грамзаписи). | Помощь в организации праздника Нового года. Наглядная информация «Русский фольклор зимой» Просмотр мультфильма по сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». | ||
Старшая группа. II.Тема: «Проказы старухи зимы» с.72 | Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». | ||||
Подготовительная группа II.Тема: «Светит, а не греет». | Беседа о разных источниках освещения. | ||||
Старшая группа. III.Тема: «Лиса-обманщица» с.72 | Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» | ||||
Подготовительная группа III.Тема: «Пришел мороз- береги нос» | Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» загадывание загадок о морозе. | ||||
Старшая группа. IV.Тема «Пришла коляда – | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки | ||||
ЯНВАРЬ | |||||
Старшая группа. I.Тема: «С Новым годом со всем родом!» с.73 | Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок | Загадывание загадок .с.73. Подвижные игры « Два Мороза» Развивать быстроту и ловкость, координацию, равновесие, память, умение ориентировать впространстве. Воспитывать стремление к победе, честность, смелость, чувство товарищества. | |||
Подготовительная группа. I.Тема: «Пришла Коляда накануне Рождества»с.93. | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок. «Пришла Коляда накануне Рождества». Развлечение с.151(1), с.115-122(2), 148(2) | « В углы» Формирование умения двигаться с угла на угол. «Льдинки, ветер и мороз» Формирование умения быстро менять действия: становиться вкруг, образовывать пары и хлопать в ладоши, бегать в рассыпную. Хороводная игра «Кружева» Дразнилки. Знакомство с пословицами и поговорками с.75. Частушки с.75. Лепка посуды из глины. __________________________ | . Краткосрочный проект «Рождественские колядки» Подготовка атрибутов к развлечению «Колядки» 1 неделя января «Бабушкин сундук». Пополнение русской «избы» изделиями из кружев. _____________________________ | ||
Старшая группа. II.Тема: «Гуляй, да присматривайся». с.74. | Беседа о характерных особенностях января . Знакомство со сказкой «Морозко».с74. | ||||
Подготовительная группа. II.Тема: «Зимние узоры».с .93. Старшая группа. III.Тема: «Хороший город Городец».с.74. | Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.с.93. Рассказ о городе Городце и городецкой росписи .Пение частушек .с.74. | ||||
Подготовительная группа. III.Тема: « Гжель прекрасная».с.94. Старшая группа. IV Тема: «Городецкая роспись» с.75. | Знакомство с гжельским художественным промыслом .с.94. Знакомство с народными играми и забавами . | ||||
Подготовительная группа. IV Тема: «Гжель прекрасная» | Самостоятельное рисование гжельских узоров. | ||||
ФЕВРАЛЬ | |||||
Старшая группа. I.Тема: «Гуляй, да присматривайся»с.75 | Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со «Два Мороза» | ||||
Подготовительная группа. I.Тема: «Дело мастера боится»с.94 | Знакомство со сказкой « Семь Симонов | ». Дид. игра «Кому что для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.с.238(1) Подвижные игры «Горелки» « Взятие снежной крепости» Развивать ловкость, увёртливость, умение действовать по сигналу приобщать детей к русской культуре. | «Удивительное рядом». Конкурс поделок своими руками | ||
Старшая группа. II.Тема: Сказка для Кузи.с.76 | Самостоятельное рассказывание детыми сказок. | Словесная игра «Аюшки» | Участие в подготовке праздника «Ух ты, Масленица!». | ||
Подготовительная группа. II.Тема: «Живет в народе песня».с.96 Старшая группа. III.Тема: Письмо Нафанес.76 | Беседа о русской народной песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я радешенько» с. 180(1) Составление детьми письма Нафане- другу домовенка Кузи. | Дидактическая игра «Молчанка» Умение изображать слово мимикой и действиями. | Фотовыставка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». | ||
Подготовительная группа. III.Тема: «На героя и слава бежит»с.95 | Рассказ о русских богатырях. Чтение былин и преданий. с 264(1) | ||||
Старшая группа. IV.Тема: «Ой ты, Масленица»с.77 | Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен. | ||||
Подготовительная группа. IV.Тема: «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько» с.95 | Беседа о Масленице, пение частушек с.155(1), с. 124(2) | ||||
МАРТ | |||||
Старшая группа. I.Тема: «Нет милее дружка, чем родимая матушка»с.77 | Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме | Подвижные игры «Скакалка» Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе. | |||
Подготовительная группа. I.Тема: «Сердце матери лучше солнца греет»с.96 | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. | «Дедушка –рожок» «Горячее место» Развивать двигательную активность. | Участие в организации международного женского дня Испечь пряники, бублики. «За самоваром». Чаепитие по русским народным традициям. Наглядная информация «Русский народный фольклор весной». | ||
Старшая группа. II.Тема: «Мудреному и счастье к лицу»с.78 | Знакомство со сказкой «Семилетка».Загадывание загадок. | ||||
Подготовительная группа. II.Тема: «Русская матрешка».с.96 | Рассказ о матрешке, разучивание частушек, рисование.с.172(1) | ||||
Старшая группа. III.Тема: Гуляй да присматривайся» с. 78 | Беседа о характерных признаках начало весны. Разучивание зсакличек о весне «Жаворонки,прилетите» | ||||
Подготовительная группа. III.Тема: «Поэзия народного костюма»с.97 | Рассказ о народном костюме, слушание грамзаписи песен «Валенки», «Красный сарафан» с.117-126(1) | ||||
Старшая группа. IV.Тема: «Весна, весна, поди сюда!»с.79 | Пение закличек о весне .Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне» | ||||
Подготовительная группа. IV.Тема: «Грач на горе -весна на дворе»с.97 | Беседа о русских традициях встречи весны. Пение закличек о весне. Заучивание с детьми пословиц, закличек о весне. Приготовление булочек «жаворонок» с 134(1), с 278(1) | ||||
АПРЕЛЬ | |||||
Старшая группа. I.Тема: «Шутку шутить –людей насмешить».с.80 | Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. | Загадывание загадок о весенних явлениях. | Участие в конкурсе «Огород на окне». | ||
Подготовительная группа. I.Тема: «Шутки шутить- людей насмешить»с.98 | Беседа о народном юморе.(докучные сказки, скороговорки, дразнилки) с.285(1), 242(1) | Словесная игра «Путаница» Формировать умение выполнять правила игры, задавать вопросы , предполагающие действия, развивать эмоциональность, чувство юмора. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки» Подвижная игра «Гуси-гуси» познакомить детей с народным фольклором, развить у них двигательную активность, речь, быстроту реакции и ловкость. Презентация Весенние работы. | |||
Старшая группа. II.Тема: «Небылица в лицах ,небывальщина» с.81 | Знакомство с русскими народными небылицами. | ||||
Подготовительная группа. II.Тема: Наши земляки | Рассказ о М.Горьком. Сказка М. Горького «Про Иванушку- дурачка» | ||||
Старшая группа. III. Тема: «Красная горка»с.82 | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. | ||||
Подготовительная группа. III.Тема: «Красная горка»с.98 | Рассказ о Пасхе.с.148(1) | ||||
Старшая группа. IV.Тема: «Апрель ленивого не любит, проводного голубит» с.82 | Рассказ о весенних полевых работах. | ||||
Подготовительная группа. IV.Тема: «Путешествие на златогривой чудо- тройке» с.99 | Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха.с.176(1), с.166(1) | ||||
МАЙ | |||||
Старшая группа. I.Тема: «Весна красна цветами».с.83. | Повторение закличек , песенок , пословиц о весне . Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом». | ||||
Подготовительная группа. I.Тема: «Человек без Родины, что соловей без песни»с.99. | Заключительная беседа о прошлом родного края и героях –земляках. Просмотр презентации | Подвижные игры «Ворон» Умение выполнять правила игры. Хороводная игра « Плетень» « Дружба» | Консультация «Особенности организации предметно – пространственной» Прогулка в центральный парк города Коллективное изготовление панно из лоскутков «Русская кухня Помощь в оформлении цветочных клумб. Экскурсия в музей. | ||
Старшая группа. II.Тема: «Победа в воздухе не вьется , а руками достается».с.83. | Рассказ о воинах –защитниках Отечества . Знакомство со сказкой «Каша из топора».с.232. | ||||
Подготовительная группа. II.Тема: « Литературная викторина ».с.99. | Литературная викторина по русским народным сказкам. Игра-драматизация. | ||||
Старшая группа. III.Тема: « А за ним такая гладь –ни морщинки не видать».с.84. | Знакомство детей с различными способами глажения белья .Загадывание загадок о предметах о предметах обихода .с.84-85. | ||||
Подготовительная группа. III.Тема: « Край родной , навек любимый ».с.100. | Экскурсия .Русские подвижные игры на открытом воздухе. | ||||
Старшая группа IV.Тема: «Прощание с избой»с.85. | Словесные народные игры . Рассказывание докучных сказок .Пение частушек. | Прощальные посиделки с угощением (чай из самовара с баранками , бубликами ). | |||
Подготовительная группа. IV.Тема: «Прощание с избой».с.100. | Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Коллективное изготовление панно из лоскутков .с .100. | Коллективное изготовление панно из лоскутков. |
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
перспективное планирование на год со списком используемой литеоатуры....
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»...
Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в подготовительной к школе группе
перспективное планирование деятельности по неделям с учетом различных видов деятельности...
Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в старше - подготовительной группе на 2019-2020 учебный год.
Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М...
Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе
Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в старшей группе...
Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в подготовительной к школе группе
Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в подготовительной к школе группе...
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе №8 по теме: «Как жили люди на Руси»
Конспект НОДпо приобщению детей к истокам русской народной культурыпо теме: «Как жили люди на Руси»...