Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в старше - подготовительной группе на 2019-2020 учебный год. (Проводиться 1раз в неделю среда в свободной деятельност
методическая разработка (подготовительная группа)

Гнедина Елена Викторовна

Перспективный план реализации парциальной программы

О.Л.Князевой, М. Д. Маханевой

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

в старше - подготовительной группе

на 2019-2020 учебный год.

(Проводиться 1раз в неделю среда в свободной деятельности )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_mahaneva_1.docx46.46 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план реализации парциальной программы

О.Л.Князевой, М. Д. Маханевой

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

в старше - подготовительной группе

на 2019-2020 учебный год.

(Проводиться 1раз в неделю среда в свободной деятельности )

                                                                                                              Воспитатели: Гнедина Е.В.

                                                                                                                                     

№ Тема недели

Совместная деятельность воспитателя и детей

Игровая деятельность

Взаимодействие с родителями

СЕНТЯБРЬ -

Старшая группа.

I.Тема: «Что летом родиться, - зимой пригодиться» с.64

Беседа о лете. Народные предметы  пословицы  поговорок и песен о лете.

Считалка:

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, полетели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем – водишь ты.

Подвижная игра

«Капуста»

 Развивать двигательные способности, быстроту реакции.

Формировать умение метать в цель,

Дид. Игра «С какого дерева ветка?»(плоды , ветки, листья).

Дид. игра «Вершки корешки»Загадывание загадок.

Из истории русской кухни.с.130

Пословицы и поговорки  о хлебе .

Сбор урожая на огородах, ягод в лесу.

 Заготовка природного материала для поделок и семян для подкормки птиц зимой.

Наглядная информация «Русский фольклор осенью для развития детей 6-7 лет».

 Участие в выставке «Самая интересная поделка »

Подготовительная группа 

I.Тема: «Что летом родиться, - зимой пригодиться»с. 86

Беседа о лете. Повторение   пословиц, поговорок и песен о лете.

Старшая группа.

II.Тема: « Гуляй ,да присматривайся»с.65

Рассказы о первом осеннем месяце, его приметах.

Подготовительная группа 

II.Тема: « Весенушка-осень – сноп последний косим» с.86

Старшая группа. III.Тема: «Вершки корешки »с.66

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Заклинка « Восенушка-осень»

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь»

Подготовительная группа 

III.Тема: «Хлеб - всему голова»с.87

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами  и их использованием.

Старшая группа.

IV.Тема: «Хлеб - всему голова»с.66

Беседа с детьми «Откуда пришел хлеб на?»Знакомство со старинными орудиями труда- цепом и серпом.

Подготовительная группа

 IV.Тема: «К худой голове своего ума не приставишь»с.87

Беседа об уме и о глупости.

Знакомство со сказкой «Про Филю». c. 233

ОКТЯБРЬ

Старшая группа.

I.Тема: «Октябрь пахнет капустой» с.67.

Беседа о явлениях природы , народных обычаях и праздниках (Покров , Сергиев день).Знакомство с предметами обихода –деревянным корытцем, тяпкой .

Пословицы и поговорки  об октябре .с.67.

Закличка : «Восенушка-осень».

Подготовительная группа

I.Тема: «Град на усть Оки»

 Рассказ об истории  родного края .

Места проживания наших предков, строительство жилища. Быт и основные занятия.с.104(1) , с.108(1)

Считалка

Шла кукушка мимо сети

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить .

Выходи- тебе водить.

Хороводная игра

«У дядюшки Трифона «формировать умения действовать по тексту игры, быстро выполнять определенные движения.

Подвижная игра с мячом

«Охотники и собаки»

закреплять умения ловить и

бросать мяч, уходить от попадания.

Знакомство со сказкой «У страха глаза велики».

Знакомство с пословицами и поговорками.с.220.

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». с.221.

Развлечение «в гости к хозяюшки»

Пополнение фотографиями альбома «Мой город»

Выставка рисунков и аппликаций «Природа осенью»

«Бабушкин сундук». Пополнение русской «избы» старинными вещами

Консультация «Приобретение детьми культурного богатства русского народа»

Старшая группа.

II.Тема : «Зайчишка-трусишка».с.68.

Знакомство со сказкой «Заяц –хваста». Разучивание потешки «Зайчишка –трусишка».

Подготовительная группа

II.Тема: «Октябрь – грязик –ни колеса, ни полоза не любит»

 Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.с 88.

Старшая группа.

III.Тема: «У страха глаза велики».с.68.

       Беседа о страхе.

Подготовительная группа

III.Тема: «Злое истребление»

Рассказ о монголо-татарском нашествии и предании о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием.

c.263(1)

Старшая группа.

IV.Тема: «Друг за дружку держаться –ничего не бояться».с.68-69.

Беседа о взаимовыручке и поддержке.

Подготовительная группа

IV.Тема: «Камень-град» с.89.

Продолжение темы приобщения детей к истории родного края с показом иллюстраций. Загадывание загадок  об избе и предметах быта.

НОЯБРЬ

Старшая группа.

I.Тема: «Знаешь ли ты сказки?»с.69

Литературная викторина по сказкам  «Заяц - хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый лохматый да масленый»

Считалочка

Косой , косой,

Не ходи босой.

А ходи обутый,

Лапочку закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдет тебя медв

Консультация для родителей:

«Сказка - как средство развития речи дошкольников»

Подготовительная группа

I.Тема: « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»с.89

Презентация Нижегородский кремль .

едь,

Выходи – тебе гореть.

Хороводная игра

« Золотые ворота»

 Развивать умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения; ориентироваться в пространстве; закреплять умение совместных действий; упражнять в ходьбе цепочкой.

Подвижные игры

«Совушка»

Развитие у  детей двигательной активности, внимательности, быстроты реакции, координации движений, умениесоотносить движения с текстом,

Знакомство со сказкой «Лиса и рак».с.224Приложение 2

Песенки, загадки, пословицы  Приложение с.180-182

Предложить родителям свозить детей на экскурсию в Нижегородский кремль.

 

Участие в празднике осени

.

Выставка изделий Хохломской росписи.

Старшая группа.

II.Тема: «Гончарные мастеровые» с.69

Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» с.69

Подготовительная группа

II.Тема: «Синичкин день» с.90

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и  Кузьминки.

Старшая группа.

III Тема: «Дикие животные»с.70

Разучивание песенки- потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них с.70

 Подготовительная группа

III.Тема: « Где живет перо Жар-птицы? ».

Старшая группа.

IV.Тема: «Что нам осень принесла?» с.71

 Знакомство детей с хохломской росписью Рисование декоративной посуды по мотивам хохломской росписи.с.163(1) «Хохлома»

.

Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет,

Подготовительная группа

IV.Тема: «Чудо 

-чудное, диво-дивное – Золотая Хохлома»

Рассказ о традициях Хохломской росписи («Кудрина», «травка» и т.п.) с.90

ДЕКАБРЬ

Старшая группа.

I.Тема: «Здравствуй,
зимушка-зима» с.71

Беседа о характерных особенностях декабря с
использованием соответствующих пословиц и поговорок.

Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз» с.279

Участие в конкурсе детских поделок «Мастерская Деда Мороза».

Подготовительная группа

I.Тема: «Зима - не лето,- в шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение рус нар песенки «Как на тоненький ледок»

Считалочка

На златом крыльце сидели

Царь , Царевич,

Король, Королевич,

Сапожник, портной

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей ,

Не задерживай добрых

и честных людей.

Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы»

Подвижные игры «Жмурки»

Развитие двигательных способностей с закрытыми глазами; формирование умений вести диалог.

 «Баба Яга»

Выполнение правил игры, умение бегать не наталкиваясь друг на друга Повторение песенки «Как на тоненький ледок

Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»(в грамзаписи).

Помощь в организации праздника Нового года.

Наглядная информация «Русский фольклор зимой»

Просмотр мультфильма по сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Старшая группа.

II.Тема: «Проказы старухи  зимы» с.72

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».

Подготовительная группа

II.Тема: «Светит, а не греет».

Беседа о разных источниках освещения.

Старшая группа.

III.Тема: «Лиса-обманщица» с.72

Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Подготовительная группа

III.Тема: «Пришел мороз- береги нос»

Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» загадывание загадок о морозе.

Старшая группа.

IV.Тема «Пришла коляда –
отворяй ворота»с.73

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки

                ЯНВАРЬ

Старшая группа.

I.Тема: «С Новым годом со всем родом!» с.73

Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок

Загадывание загадок .с.73. Подвижные  игры

« Два Мороза»

Развивать быстроту и ловкость, координацию, равновесие, память, умение ориентировать впространстве. Воспитывать стремление к победе, честность, смелость, чувство товарищества.

Подготовительная группа.

I.Тема: «Пришла Коляда накануне Рождества»с.93.

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок. «Пришла Коляда накануне Рождества». Развлечение с.151(1), с.115-122(2), 148(2)

« В углы»

Формирование умения двигаться с угла на угол.

«Льдинки, ветер и мороз»

Формирование умения быстро менять действия: становиться вкруг, образовывать пары и хлопать в ладоши, бегать в рассыпную.

Хороводная игра «Кружева»

Дразнилки.

Знакомство с пословицами и поговорками с.75.

Частушки с.75.

Лепка посуды из глины.

__________________________

.

Краткосрочный проект «Рождественские колядки» Подготовка атрибутов к развлечению «Колядки»

1 неделя января

«Бабушкин сундук». Пополнение русской «избы» изделиями из кружев.

_____________________________

Старшая группа.

II.Тема: «Гуляй, да присматривайся». с.74.

Беседа о характерных особенностях января . Знакомство со сказкой «Морозко».с74.

Подготовительная группа.

II.Тема: «Зимние узоры».с .93.

Старшая группа.

III.Тема: «Хороший город Городец».с.74.

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.с.93.

Рассказ о городе Городце и городецкой росписи .Пение частушек .с.74.

Подготовительная группа.

III.Тема: « Гжель прекрасная».с.94.

Старшая группа.

 IV Тема: «Городецкая роспись» с.75.

Знакомство с гжельским художественным промыслом .с.94.

Знакомство с народными играми и забавами .

Подготовительная группа.

IV Тема: «Гжель прекрасная»

Самостоятельное рисование гжельских узоров.

ФЕВРАЛЬ

Старшая группа.

I.Тема: «Гуляй, да присматривайся»с.75

Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со

 «Два Мороза»

Подготовительная группа.

I.Тема: «Дело мастера боится»с.94

Знакомство со сказкой « Семь Симонов

». Дид. игра «Кому что для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.с.238(1)

Подвижные игры

«Горелки»

« Взятие снежной крепости»

Развивать ловкость, увёртливость, умение действовать по сигналу приобщать детей к русской культуре.

«Удивительное рядом». Конкурс поделок своими руками

Старшая группа.

II.Тема: Сказка для Кузи.с.76

Самостоятельное рассказывание детыми сказок.

Словесная игра «Аюшки»

Участие в подготовке праздника «Ух ты, Масленица!».

Подготовительная группа.

II.Тема: «Живет в народе песня».с.96

Старшая группа.

III.Тема: Письмо Нафанес.76

Беседа о русской народной песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я радешенько» с. 180(1)

Составление детьми письма Нафане- другу домовенка Кузи.

Дидактическая игра «Молчанка»

Умение изображать слово мимикой и действиями.

Фотовыставка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Подготовительная группа.

III.Тема: «На героя и слава бежит»с.95

Рассказ о русских богатырях. Чтение былин и преданий. с 264(1)

Старшая группа.

IV.Тема: «Ой ты, Масленица»с.77

Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен.

Подготовительная группа.

IV.Тема: «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько» с.95

Беседа о Масленице, пение частушек с.155(1), с. 124(2)

МАРТ

Старшая группа. I.Тема: «Нет  милее дружка, чем родимая матушка»с.77

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме

Подвижные игры

«Скакалка»

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе.

Подготовительная группа.

I.Тема: «Сердце матери лучше солнца греет»с.96

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.

«Дедушка –рожок»

«Горячее место»

Развивать двигательную активность.

Участие в организации международного женского дня

Испечь пряники, бублики.

 «За самоваром». Чаепитие по русским народным традициям.

Наглядная информация «Русский народный фольклор весной».

Старшая группа. II.Тема: «Мудреному и счастье к лицу»с.78

Знакомство со сказкой «Семилетка».Загадывание загадок.

Подготовительная группа.

II.Тема: «Русская матрешка».с.96

 Рассказ о матрешке, разучивание частушек, рисование.с.172(1)

Старшая группа. III.Тема: Гуляй да присматривайся» с. 78

Беседа о характерных признаках начало весны. Разучивание зсакличек о весне «Жаворонки,прилетите»

Подготовительная группа.

III.Тема: «Поэзия народного костюма»с.97

Рассказ о народном костюме, слушание грамзаписи песен «Валенки», «Красный сарафан» с.117-126(1)

Старшая группа. IV.Тема: «Весна, весна, поди сюда!»с.79

Пение закличек о весне .Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне»

Подготовительная группа.

IV.Тема: «Грач на горе -весна на дворе»с.97

Беседа о русских традициях встречи весны. Пение закличек о весне. Заучивание с детьми пословиц, закличек о весне. Приготовление булочек «жаворонок» с 134(1), с 278(1)

АПРЕЛЬ

Старшая группа. I.Тема: «Шутку шутить –людей насмешить».с.80

Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа.

Загадывание загадок о весенних явлениях.

Участие в конкурсе «Огород на окне».

Подготовительная группа.

I.Тема: «Шутки шутить- людей насмешить»с.98

Беседа о народном юморе.(докучные сказки, скороговорки, дразнилки) с.285(1), 242(1)

Словесная   игра «Путаница»

 Формировать умение выполнять правила игры,  задавать вопросы , предполагающие действия, развивать  эмоциональность, чувство юмора.

Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки» Подвижная игра

«Гуси-гуси»

познакомить детей с народным фольклором,  развить у них двигательную активность, речь, быстроту реакции и ловкость.

Презентация Весенние работы.

Старшая группа. II.Тема: «Небылица в лицах ,небывальщина» с.81

Знакомство с русскими народными небылицами.

Подготовительная группа.

II.Тема: Наши земляки

Рассказ о М.Горьком. Сказка М. Горького

 «Про Иванушку- дурачка»

Старшая группа.

III. Тема: «Красная горка»с.82

Знакомство с традициями народных гуляний   на Пасхальной неделе.

Подготовительная группа.

III.Тема:  «Красная горка»с.98

Рассказ о Пасхе.с.148(1)

Старшая группа. IV.Тема: «Апрель ленивого не любит, проводного голубит» с.82

Рассказ  о весенних полевых работах.

Подготовительная группа.

IV.Тема: «Путешествие на златогривой чудо- тройке» с.99

Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха.с.176(1), с.166(1)

МАЙ

Старшая группа. I.Тема: «Весна красна цветами».с.83.

Повторение закличек , песенок , пословиц о весне . Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом».

Подготовительная группа.

I.Тема: «Человек без Родины, что соловей без песни»с.99.

Заключительная беседа о прошлом родного края и героях –земляках. Просмотр презентации

Подвижные игры

«Ворон»

Умение выполнять правила игры.

Хороводная игра

« Плетень»

« Дружба»

Консультация «Особенности организации предметно – пространственной»

Прогулка в центральный парк города

Коллективное изготовление панно из лоскутков «Русская кухня

 Помощь в оформлении цветочных клумб.

Экскурсия в музей.

Старшая группа. II.Тема: «Победа в воздухе не вьется , а руками достается».с.83.

Рассказ о воинах –защитниках Отечества . Знакомство со сказкой «Каша из топора».с.232.

Подготовительная группа.

II.Тема: « Литературная викторина ».с.99.

Литературная викторина по русским народным сказкам.

Игра-драматизация.  

Старшая группа. III.Тема: « А за ним такая гладь –ни морщинки не видать».с.84.

Знакомство детей с различными способами глажения белья .Загадывание загадок о предметах о предметах обихода .с.84-85.

Подготовительная группа.

III.Тема: « Край родной , навек любимый ».с.100.

Экскурсия .Русские подвижные игры на открытом воздухе.

Старшая группа IV.Тема: «Прощание с избой»с.85.

Словесные народные игры . Рассказывание докучных сказок .Пение частушек.

Прощальные посиделки с угощением (чай из самовара с баранками , бубликами ).

Подготовительная группа.

IV.Тема: «Прощание с избой».с.100.

Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Коллективное изготовление панно из лоскутков .с .100.

Коллективное изготовление панно из лоскутков.

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

перспективное планирование на год со  списком  используемой литеоатуры....

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»...

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе

Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в старшей группе...

Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в подготовительной к школе группе

Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в подготовительной к школе группе...

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе №8 по теме: «Как жили люди на Руси»

Конспект НОДпо приобщению детей к истокам русской народной культурыпо теме: «Как жили люди на Руси»...