Проект "Моя семья"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Радуга»
Воспитатель: Семенова А.П.
Учитель-логопед: Черемных Н.С.
Инструктор по ФИЗО: Иванова Е.М. Музыкальный руководитель: Бояринцева Е.М.
Педагог дополнительного образования: Трегубова Г.Ф.
2016 -2017 учебный год
г.Советский
Участники проекта:
дети и родители старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, воспитатели, учитель-логопед, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования.
Направленность развития деятельности:
комплексная (познавательно-речевая, физическая, изобразительная, музыкальная)
Сроки реализации:
4 месяца
Цель:
воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Задачи:
- Дать представление о понятиях «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие».
- Дать понятие о семье (семейных традициях и реликвиях, правах и обязанностях членов семьи).
- Продолжать развивать познавательные способности детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
- Укреплять детско-родительские отношения. повышение психолого-педагогической культуры родителей путём их просвещения.
Актуальность проекта
Зачастую дети с ТНР с трудом усваивают новые знания. Правильно выстроенная мотивация проектной деятельности, практическая направленность, совместная труд со взрослыми, заинтересованность, интересный конечный результат проекта позволяют дать ребенку необходимые знания и умения, которые будут более прочными и востребованными.
Патриотическое воспитание дошкольников — приоритетное направление деятельности нашего педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев — основное содержание нашей проектной деятельности. Чувство любви к Родине зарождается в семье,
Поэтому у нас появилась идея: создать проект «Моя семья». Чтобы систематизировать работу с детьми по теме «Моя семья», мы провели взросло-детский проект «Моя семья». В его реализации принимали участие воспитатели, родители и дети старшей логопедической группы, а также специалисты ДОУ (логопед, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО). Проект осуществлялся в соответствии с разработанной схемой. Все участники проекта с удовольствием и интересом принимали участие в его реализации, творчески подходили к решению поставленных задач.
Основные вопросы проекта.
Проект «Моя семья»: Что такое семья? Что вы знаете о своей семье?
Интеграция НОД патриотическое воспитание; нравственное и эмоционально-личностное развитие; поисково-исследовательская деятельность; изобразительная деятельность; развитие речи; игровая деятельность. Возрастная группа: Дети 5- лет с ТНР.
Оформление результатов проекта:
создание семейных альбомов «Моя семья»,
альбома «Герб моей семьи»
презентация проекта: «Родительское собрание «Моя семья»
План проекта:
диагностика (опрос) детей по данной теме;
беседы, чтение книг, просмотр мультфильмов;
рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин;
занятия логопеда;
интегрированные занятия;
экскурсия в детскую библиотеку;
конкурс чтецов;
спортивный праздник;
игровая деятельность детей;
творческая и поисково-исследовательская деятельность детей (сбор и оформление информации);
детско-родительская гостиная;
презентация проекта.
Время проекта, длительность:
февраль 2015г. – май 2015 г.; долгосрочный.
Техническое обеспечение:
фотоаппарат;
компьютер, принтер;
магнитофон
Форма презентации:
Создание семейных альбомов «Моя семья», «Герб Моей семьи»
Предполагаемые итоги реализации проекта:
укрепление детско-родительских отношений;
применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье;
повышение познавательной активности детей, сплочение детского коллектива.
Структура проекта
Проект состоит из блоков, куда входят виды деятельности, формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи.
Аналитический блок.
Анкетирование.
Информационный блок.
подбор наглядной информации;
оформление стендов, папок-передвижек, фотогазет;
проведение выставок, презентаций;
оформление уголков родителей;
составление памяток, буклетов для родителей.
Практический блок.
Традиционные формы и методы работы.
родительские собрания;
консультации специалистов;
дни открытых дверей;
оформление семейных фотогазет, альбомов;
почтовый ящик «Добро пожаловать».
Нетрадиционные формы и методы работы.
использование арт-терапевтических техник (тематический рисунок, коллаж);
домашние задания для родителей на определённую тему (составление семейного альбома «Моя семья», сочинение «Моя семья»).
Досуговый блок.
досуг «Праздник семьи»;
творческие конкурсы и выставки;
спортивные семейные и интеллектуальные состязания;
утренники.
Блок «Презентация».
создание слайд-шоу.
Оценочный блок.
заполнение книги отзывов и оценочных листов.
Основные направления логопедической работы в рамках проектной деятельности
Словарная работа | Грамматический строй речи | Связная речь |
Виды работ по обогащению словарного запаса: - занятия в библиотеке; - логопедические занятия; - занятия воспитателя. Виды работ по активизации словарного запаса: -занятия учителя-логопеда, воспитателя; - интегрированные занятия; - игровой деятельности; - изодеятельность; - выполнения домашних заданий; - заучивание стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр, физминуток. | Работа осуществлялась: - на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях учителем-логопедом; - воспитателем по заданию учителя-логопеда; - родителями при выполнении домашних задании; -в игровой деятельности. | Виды работ: -пересказ текстов; -составление рассказа по картинкам; -составление рассказов по серии картинок; -составление описательных рассказов по схемам. |
Схема осуществления проекта «Моя семья!»
Виды совместной деятельности | Содержание |
Познавательно — речевое развитие | |
Речь и речевое общение | Творческое рассказывание детей по темам «Моя семья», «Выходной день в моей семье», «Наши любимые питомцы», «Как мы отдыхали летом», «Мир семейных увлечений», «Как я помогаю дома». Словотворчество. Конкурс на создание альбомов «Моя семья» (герб и девиз семьи, родовое древо, рассказ о своей семье, рисунки, фотографии, рассказы и стихи детей). Совместное участие детей и родителей в работе детско-родительской гостиной. Составление словарика имён членов семьи «Что означают имена», составление писем родственникам или друзьям семьи. |
Художественная литература | Пословицы и поговорки о семье. Загадывание загадок о семье (составление альбома). Чтение сказок, просмотр мультфильмов: «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кукушка», «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Трое из Простоквашино»; Выборочное чтение «Малыш и Карлсон», «Приключение Незнайки», Л.Толстой из серии «Рассказов для маленьких», Осеевой «Просто старушка». Заучивание стихотворений о маме, семье. Оформление стихотворений в альбом. Составление рассказа о своей семье. |
Мир, в котором мы живём | Классификации (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания). Географические представления. Составление плана-схемы «Мой дом».Коллажи «Домашние любимцы», составление семейных альбомов: «Комнатные растения», «Что растёт у нас на даче». |
Социально-личностное развитие | |
Социализация | Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка. Отрытое занятие для родителей. Стендовые консультации для родителей. Права и обязанности в семье (беседа, игра). Составление родословной «Моё родовое древо», карты-схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Традиции нашей семьи», «Калейдоскоп дней рождений» (знаки Зодиака детей группы), выпуск семейной газеты «День варенья» (ко дню рождения ребёнка. |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья», «Детский сад», «Мебельный салон» и т д. Игры-драматизации по произведениям: «Заюшкина избушка», «Красная Шапочка», «Гуси-лебеди» и пр. Настольно-печатная игра «Моя квартира». Дидактические игры на расширение области правовых знаний, адаптации детей в социальном мире: «Кто кому приходится», «Круговая беседа», «Я не должен…», «я могу…», «Мои права и обязанности в семье», «Цветик -семицветик» |
Здоровье и физическое развитие | |
Спортивные праздники | Рекомендации по составлению режима дня для каждой семьи, семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур. Спортивные совместные праздники: «Мама, папа, я — вместе дружная семья». Проведение интегрированного занятия по здоровьесберегающим технологиям |
Конструктивно-продуктивная деятельность | |
Конструирование | «Дом моей мечты», «Дачный домик», домашнее задание — составление сюжетов из мозаики на семёйную тематику. |
Рисование Ручной труд | Рисование «Моя семья», « Автопортрет», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя любимая игрушка», «Мой самый счастливый день». Выпуск семейных газет, изготовление коллажей, приглашений, подарков и сувениров для членов семьи. Рисование иллюстраций к сказкам. Выставка «Семейное хобби». |
Художественно-эстетическое развитие | |
Театр, музеи, музыка, художественное творчество | Проведение экскурсий с детьми в музеи, на выставки. Проведение совместных семейных праздников, развлечений. Показ детских спектаклей. Слушание: П.И.Чайковский «Детский альбом»; разучивание песен детских композиторов на семейную тематику. Досуг «Праздник семьи». |
Анализ результатов взаимодействия с семьями воспитанников свидетельствует о необходимости продолжения целенаправленной работы, способствующей развитию и совершенствованию детско-родительских отношений.
При правильной организации проектной деятельности вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов ДОУ создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.
Таким образом, использование проектного метода в системе коррекционной работы с детьми с ТНР способствует успешному формированию личностной готовности детей к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Список используемой литературы:
1.Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (Специальном образовании)» Принят Государственной Думой 2 июня 1999 года.
2.Боровлева А.В. Проектный метод — как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. — 2006. — №7.
3.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.
4.Таранова Т.Н. Современные технологии воспитания. /Учебно-методическое пособие. Ставрополь: СГУ, 2010.
5.Димитрова Т.А. Проектный метод в логопедической группе детского сада / Издательский дом «Первое сентября», 2013.
6. Яктмович О.А. Детско-родительский образовательный проект «Чудесное лукошко». Развитие познавательных и творческих способностей детей /Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников /Учитель, 1905/, стр. 175-197.
7.Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. — 80 с.
8.Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. — М.: Айрис-Пресс, 2008. — 208 с.
9.Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А.Майер. — М.: ТЦ «СФЕРА»,2008. — 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....