Игротерапия общения дошкольниоков
статья

Богданова Лариса Петровна

Цель игротерапии - не переделывать ребенка, не менять его,  не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собойпомочь осознать самого себя, свои достоинства и недостатки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroterapiya_obshcheniya_doshkolnikov.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Игротерапия общения дошкольников

Общение - это процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином.

Особенно большое значение для психического развития ребёнка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение: дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении первых шести лет оказывают поддержку ребёнку, то он развивается гораздо быстрее. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребёнка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Общение имеет большое значение на всех этапах развития ребенка. Особенно это важно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы личности человека. Игры способствуют развитию общения детей, помогают выработать коммуникативные навыки.

Цель игротерапии - не переделывать ребенка, не менять его,  не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собойпомочь осознать самого себя, свои достоинства и недостатки.

Средствами игротерапии могут выступать подвижные игры, игры с песком, с куклами; а так же лепка, рисование.

Необходимо учить ребенка общаться, развивать коммуникативную деятельность. Главная цель общения - соучастие.

В период раннего детства возникает  коммуникативная деятельность с ровесниками. Она имеет форму эмоционально - практического общения. Дети играют рядом. Они «показывают» себя друг другу.

У детей в 3-5 лет появляется новая форма общения со взрослым, она характеризуется их сотрудничеством в познавательной деятельности. Любознательные малыши задают много вопросов.    

К 4-5 годам формируется новая форма общения со сверстниками - ситуативно-деловая. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в этом периоде. Дети начинают обыгрывать взаимоотношения взрослых, сотрудничают друг с другом, распределяют роли, устанавливают нормы и правила поведения. Но руководит игрой все-таки взрослый (воспитатель). Дети стремятся стать объектом интереса и оценки своих товарищей, ловят в их взглядах и мимике признаки отношения к себе.

В 5-7 лет наблюдается вне ситуативно - личностная форма общения со взрослыми.  Дошкольники стремятся к взаимопониманию и сопереживанию со старшими, им важно знать - «как нужно». Взрослые выступают для них, как образец поведения. Дети усваивают нравственные законы, оценивают свои поступки и поступки окружающих людей.

К 6-7 годам у ребенка возникает потребность в общественно значимой деятельности, в новой жизненной позиции он начинает переживать себя в качестве социального индивида. Наступает кризис семилетнего возраста. У ребенка появляется желание занять значимое в мире «взрослых».

В игротерапии применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые учат предотвращать конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию и контролю своего поведения.

Игры строятся на согласованном участии каждого ребенка в том, что принято со всеми, а не на отношениях соперничества друг с другом, на отношениях игрового партнерства. Они несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Эти игры отвечают потребностям детей в общении и движении.

 

Описание некоторых игр

«Угадай, кто это»

Игра развивает внимание, наблюдательность.
Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок 
(по договорённости) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.

 

«Эхо»

Игра учит детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.
Дети отвечают на звуки ведущего эхом. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определённом ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе 
(4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

«Змея»

Развивает навыки группового взаимодействия.
Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок -  «голова змеи», последний – «хвост змеи». «Голова змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребёнок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину.

«Дрозды»

Развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.
Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд. (Показывают на себя.)

И ты дрозд. (Показывают на своего  партнёра.)

У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)

У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)

У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)

У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)

У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)

У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)

«Пожелание»

Игра воспитывает интерес к партнеру по общению.
Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку»или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас» и т.д.

«Комплименты»

Игра развивает  умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

«Ласковое  имя»

Игра развивает умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»).При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля  и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«Ручеёк»

Помогает детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

«Раздувайся пузырь»

Воспитатель предлагает детям взяться за руки. Если кто-нибудь отказывается играть, не нужно настаивать. Воспитатель говорит: «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился! Как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок». Вместе с воспитателем дети становятся тесным кругом и «раздувают» пузырь: наклонив голову вниз, дети дуют в кулачки, поставленные один под другим, как в трубку и произносят: «ф-ф-ф». При каждом выдохе все делают шаг назад, будто пузырь раздувается, и произносят следующие слова:

Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой...
Оставайся такой,
Да не лопайся!!!

К концу текста образуется большой  круг, дети берутся за руки. Воспитатель хлопает в ладоши и говорит: «Лопнул пузырь!». Дети хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и бегут к «середине» круга. После этого игра начинается сначала.

Правила игры.

1. Когда пузырь раздувается - двигаться назад. К концу текста взяться за руки.

2. На слово «Хлоп!» все бегут к центру.

3. Давать руку любому, кто оказался рядом.

При проведении этой игры важно следить за движениями детей, придерживаясь оптимального для них темпа. Следует помнить, что, произнося звук «ф-ф» при раздувании пузыря, дети овладевают правильной артикуляцией. Это хорошее упражнение для развития звукопроизношения. В этой игре воспитатели часто сталкиваются с конфликтными отношениями между детьми: некоторые из них не хотят дать руку соседу, перебегают с одного места на другое и т.д. Могут спорить дети из-за того, что всем хочется стоять рядом с воспитателем. Споры между детьми нужно разрешать быстро и тактично.

«Подарки»

Задача ребёнка в игре - передать движениями изображаемую игрушку, сделать это красиво и выразительно. Решение такой задачи активизирует воображение детей, воспитывает инициативу, подготавливает к принятию роли и воображаемой ситуации.

Описание игры.

Воспитатель: «Вы любите, когда вам дарят игрушки? Вот и мы сейчас и будем делать друг другу подарки. Давайте сделаем большой круг. Кто будет первым выбрать себе подарок?». Выбранный ребёнок выходит на середину круга, а воспитатель вместе с детьми ведет хоровод под следующие слова:

Принесли мы всем подарки, 
Кто захочет, тот возьмёт.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолёт.

С окончанием текста дети останавливаются. Воспитатель, обращаясь к стоящему в кругу, спрашивает: «Какой из подарок ты хотел бы получить?». Если он выбирает коня, все дети изображают, как скачет конь. Если выбирается кукла, все танцуют, как куклы, если волчок - все кружатся, а если выбирается самолет - все подражают полету и приземлению.

Если ребенок выбирает коня, то говорится такой текст:

Конь

Скачет конь наш,
Чок - чок - чок!
Слышен топот быстрых ног,
Хоп-хоп-хоп!.. ТПРРРУУУ!!!

Дети поворачиваются и бегут друг за другом по кругу, высоко поднимая ноги, как лошадки. Руки протянуты вперед, а корпус слегка отклоняется назад. В конце текста «конь» останавливается. Обращаясь к ребенку, стоящему внутри круга, воспитатель предлагает ему посмотреть, какие у нас красивые кони, и выбрать того, который больше всего понравился. Выбирая себя «подарок», ребенок занимает место в хороводе, а тот, кого он выбрал, выходит на середину круга. Все снова берутся за руки и повторяют слова: «Принесли мы всем подарки».  

Кукла

Кукла, кукла попляши,
Яркой лентой помаши.

Кукла, кукла попляши,

Яркой лентой помаши.

Дети свободно пляшут под любую плясовую мелодию, изображая куклу. Воспитатель предлагает ребенку, стоящему в кругу, выбрать, какая кукла ему больше всего понравилась, подойти к ней и занять место в хороводе, вокруг следующего ребенка продолжается движение хоровода.

Волчок

Вот как кружится волчок,
Прожуж-ж-жал - и на бочок.

Вот как кружится волчок,
Прожуж-ж-жал - и на бочок.

С этими словами дети кружатся на месте. После выбора лучшего волчка, игра продолжается.

Самолет

Изображая самолет, дети  «заводят мотор» и под звук «р-р-р-р-р-р-р-р» делают круговые движения руками перед грудью. Затем  раздвигают руки «как крылья», и «летят» - бегут по кругу со звуком «ж-ж-ж-ж-ж-ж!». Сделав полный круг, «самолеты» замедляют движение и медленно приземляются, приседают на корточки.

Правила игры:

1. Каждому разрешается выбрать себе в подарок любой из изображаемых предметов.

2. Выбранный ребенок становится в центр круга взамен получившего подарок.

Когда дети хорошо освоятся с игрой, можно предложить им изображать другие игрушки (автомобиль, мишка, лиса и др.), которые можно легко показать посредством выразительных движений.

Испорченный телефон

Дети садятся в одну линию. Ведущий шепотом спрашивает первого ребенка, как он провел выходные дни, а после этого громко говорит всем детям: «Как интересно рассказал мне Вова про свои выходные дни! Хотите узнать, что он делал и что он мне рассказал? Тогда Вова шепотом на ушко расскажет об этом своему соседу, а сосед тоже шепотом, чтобы никто другой не услышал, расскажет тоже самое своему соседу. И так по цепочке мы все узнаем, что делал Вова». Воспитатель советует детям, как лучше понять и передать, что говорит сверстник: «Нужно сесть поближе, смотреть ему в глаза и не отвлекаться на посторонние звуки». Когда все дети передадут свои сообщения соседям, последний громко объявит, что ему сказали, и как он понял, что Вова делал в выходные. Все дети сравнивают, насколько изменился смысл передаваемой информации.

Если первому ребенку трудно сформулировать четкое сообщение начать может взрослый. Начинать игру можно с любой фразы, лучше, если она будет необычная и смешная. (Например: когда птицы зевают, они рот не открывают).

Иногда дети специально, ради шутки, искажают содержание полученной информации, и тогда можно говорить о том, что телефон испорчен и нуждается в починке. Нужно выбрать мастера, который найдет поломку и сможет ее устранить. Мастер понарошку чинит телефон, и после следующего круга все оценивают, стал ли телефон работать лучше.

С детьми младшего дошкольного возраста эту игру можно проводить, говоря на ушко соседа не фразы, а слова.

Заключение.

 Предложенные игры способствуют развитию общения детей, делают общение более содержательным, вырабатывают коммуникативные навыки. Такие занятия способствуют развитию нормальных межличностных отношений между детьми, которые не зависят от конкретной ситуации, содержания разговора, совместной деятельности. Они во многом определяют нравственную ценность личности.

Список использованной литературы

1.         Бугуславская З.М, Смирнова Е.О. «Развивающие игры для младших дошкольников»; Москва, 1992 год.

2.         Бютнер К. «Жить с агрессивными детьми»; Москва, «Педагогика», 1991 год.

3.         Вирджиния экслайн «Игровая терапия» Нью-Йорк, «Апрель Пресс-эксмо», 2000 год

4.         Гамнузова Л.Л., Смирнова Е.О. «Ступени общения»; Москва, 1996 год

5.         Ермолаева М.В. «Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками»; Москва, 1998 год.

6.         Карабанова О.А. «Игра в коррекции психического развития ребенка»; Москва, 1997 год.

7.         Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»; Ярославль, 1996 год.

8.         Кларк Мустакас «Игровая терапия», Нью-Йорк, «Речь»,  2000 год.

9.         Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребенка», Москва, 1997 год.

10.    Мухина В.С. «Психология дошкольника», Москва, 1975 год.

11.    Субботский Е.В. «Ребенок открывает мир»; Москва, 1991год.

12.    Панфилова М.А. «Игротерапия общения»; Москва, 2000 год.

13.    Элконин Д.Б. «Психология игры»; Москва, 1978 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игротерапия общения"

Игротерапия которая помогает налаживать отношения ребенка с окружающим миром и людьми....

«Игротерапия общения»

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ  И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА...

Сообщение из опыта работы педагога-психолога ДОУ на тему: «Использование семейной игротерапии в программе «Радость общения» по оптимизации детско-родительских отношений.

Оказание помощи семьям воспитанников в детском саду через семейную игротерапию является эффективной формой работы в повышении психолого-педагогической компетентности родителей, укреплении внутрисемейн...

Развитие у детей навыков межличностного общения с помощью песочной игротерапии

Существует немало методов, направленных на формирование навыков взаимодействия дошкольников. Один из них – песочная игротерапия – система занятий «Радуемся, общаясь», которая н...

Методическая разработка по использованию игротерапии в адаптационный период «Волшебное путешествие» (практикум по игротерапии)

Адаптация, к новому детскому коллективу и учреждению, протекает с массой негативных сдвигов в поведении детей. Преобладают отрицательные эмоции и страх перед всем новым, с чем сталкивается ребёнок. Не...

Презентация. Игротерапия как инструмент коррекции общения дошкольников.

Игротерапиякак инструмент коррекции общения дошкольников....