Сообщение из опыта работы педагога-психолога ДОУ на тему: «Использование семейной игротерапии в программе «Радость общения» по оптимизации детско-родительских отношений.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Оказание помощи семьям воспитанников в детском саду через семейную игротерапию является эффективной формой работы в повышении психолого-педагогической компетентности родителей, укреплении внутрисемейных отношений, и как следствие снижение детской тревожности. Программа «Радость общения» для детей 6-7 летнего возраста и их родителей помогает эффективно решать поставленные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty._maksimova.docx | 44.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование семейной игротерапии в программе «Радость общения» по оптимизации детско-родительских отношений.
Максимова И.В.- педагог-психолог МБДОУ д/с№10 «Теремок».
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, черствым, замкнутым. По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина родительские отношения – это система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
В ходе наблюдений за детьми, диагностики и на индивидуальных консультациях с родителями нашего ДОУ обозначились проблемы во взаимоотношениях между взрослыми и ребенком:
- преобладание в отношениях авторитарного или противоречивого стиля воспитания, гипер- (или гипо-)опеки со стороны родителей;
- высокая тревожность детей вследствие дисгармоничного характера отношений;
- отсутствие взаимного доверия и понимания в семьях, формальность отношений.
Так, на начало 2009-2010 учебного года по результатам теста-опросника родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина из 32 опрошенных родителей высокий тестовый бал набрали по шкалам: «Авторитарная гиперсоциализация» - 18% родителей, «Маленький неудачник» - 34% родителей. Симбиотические отношения наблюдаются у 22% родителей. По шкале «Кооперация» - 17% родителей заинтересованы в ребенке и доверяют ему, и только 9% родителей по шкале «Принятие-отвержение» принимают своего ребенка таким, какой он есть.
Влияние родительских отношений на проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста велико, поэтому провожу обследование детей на уровень тревожности по тесту Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен. По результатам тестирования, из 20 испытуемых детей подготовительной группы у 38% детей отмечался высокий уровень тревожности, у 35% - уровень повышенной тревожности, и лишь у 27% дошкольников уровень тревожности в пределах нормы.
Обработка результатов тестирования подтверждает сделанные мною наблюдения – в большинстве протестированных семей эмоциональный контакт снижен, либо его нет вовсе, значит, в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители.
Т.о. назрела мысль о создании условий, при которых дети и родители будут тесно общаться между собой, что приведет к налаживанию эмоционального контакта между родителями и детьми, к формированию у них доверительных отношений. Групповые формы работы, на мой взгляд, дают уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь (и от взрослых, и от детей) и взглянуть на свой воспитательный опыт с иной точки зрения. Для работы с родителями и детьми я выбрала игровую семейную терапии, которая включает в себя диагностические, терапевтические и обучающие задачи. Все задачи тесно связаны между собой.
Диагностическая задача заключается в раскрытии переживаний ребенка, особенностей его характера и отношений. С помощью разнообразных игр и упражнений выявляю некоторые скрытые симптомы, защитные установки, конфликты и способы их разрешения.
Терапевтическая задача состоит в предоставление ребенку возможности эмоционального и моторного самовыражения, осознания и отреагирования напряжений, страхов, фантазий. Для игр использую куклы, спортивные, игровые атрибуты, ввожу сказочные персонажи, характер ролей которых соответствует общепринятым в сказках: заяц – трусливый, лиса – хитрая, волк - агрессивный и т.п.
Обучающие задачи включают в себя коррекцию неблагоприятных черт характера, перестройку отношений в семье, развитие всех психических процессов, речи, мышления, внимания, памяти, воображения.
А также задачи нравственного воспитания: уважение к взрослым, навыки культурного поведения, ответственного отношения к выполнению поручений. Умение справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Эстетического воспитания: обогащение духовного мира ребенка, развитие воображение, чувств, стремления детей проявить себя в разнообразной деятельности.
Групповые занятия решила проводить в форме игротренинга по составленной мною программе «Радость общения» для детей 6-7 летнего возраста и их родителей. При составлении программы опиралась на материалы программ: «Я и мой ребёнок» (авторы: Е.В.Карпова, Е.К.Лютова), «Осьминоги и осьминожки» (авторы: Ж.В.Лурье, О.Ф.Семёнова), «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» (авторы: Е.К.Лютова, Г.Б.Монина), а также использовала работу «Психогимнастика» М.И. Чистяковой.
Цель программы: установление доверительных отношений между родителями и детьми, налаживание эмоциональных отношений в семье.
Задачами программы являются:
- создание условий для эмоционального сближения членов семьи;
- обучение участников навыкам самовыражения чувств и эмоций, способам снятия эмоционального напряжения, умения находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;
- формирование у каждого из участников тренинга чувства доверия и эмпатии, навыков эмоциональной поддержки у детей и родителей.
Комплектование групп из детско-родительских пар проходит в октябре по результатам диагностики родителей и детей.
В программе предусматривается проведение занятий один раз в неделю продолжительностью 35-40 минут. В группу входят 5-6 детско-родительских пар. Цикл занятий состоит из 10 совместных встреч, которые проходят в форме игры, где родитель и ребенок участвуют на равных, т.е. являются партнерами.
В реализации программы использую следующие техники: игротерапию, арт-терапию, телесную терапию, психогимнастику, релаксационные упражнения и музыку. И дети, и родители учатся избавляться от скованности, напряжения, страхов, разбираться в своих переживаниях, открыто проявлять чувства и эмоции.
Структура детско-родительских занятий.
Раздел занятия | Цели | Виды деятельности |
Организационная часть | Сплочение группы, активизация её членов. Создание положительного настроя на занятие, снятие напряжения. | Игры на приветствие, Игры-разминки, Подвижные игры |
Основная часть | Коррекция эмоционально-волевой и познавательной сферы. Решение проблем общения в детско-родительской паре. | Упражнения на мимику, жесты, пантомимику, Психогимнастика Ролевые игры Игры-импровизации, Игры-драматизации, Игры на развитие психических процессов. Арттерапевтические задания |
Заключительная часть | Подведение итогов занятия. Оценка участниками своего эмоционального состояния. Эмоциональное сплочение группы. | Музыкальные игры, Упражнения на релаксацию, Аутогенная тренировка, Рефлексия |
На своих занятиях активно применяю методы арттерапии. Такие упражнения, как «Совместное рисование», «Рисование одним карандашом», «Рисунки из ладошек», «Рисование имен» помогают осознать родителями возможные, в том числе и собственные, трудности взаимодействия с детьми на демократичном уровне и выработать навыки конструктивного контактирования. Особенно детям нравится игра «Художники-натуралисты», где рисунки выполняются не кисточками, а пальцами, ладонями, локтями, щечками, носиком. Через нее родители работают над своими страхами и предубеждениями, дают возможность себе, и своим детям раскрепоститься, получить ощущение свободы и радости. После выполнения совместного рисунка родители и дети стараются прокомментировать те чувства и эмоции, которые испытывали во время его выполнения: «легко ли было действовать сообща, а может быть напротив, трудно». Также использую интегративные направления– музыкотерапию и танцевальную терапию. Детям и взрослым предлагаю придумать «Танец Бабы Яги», «Буратино», «Бабочки», «Танец робота», а когда нет соответствующего музыкального сопровождения, пары могут придумывать свою музыку: стук по столу, по стакану, на клависах, шуршание фольгой и т.д. Через рисунок и музыку у родителей и детей снимается напряжение, преодолеваются защитные барьеры, возникающие в процессе нашей совместной работы.
Для установления доверительных отношений и налаживания эмоционального контакта между родителями и детьми в каждое занятие включаю набор обязательных игр и упражнений:
- На динамику развития отношений в группе применяю игры на знакомство и приветствие – «Снежный ком», «Клубочек», «Друг к дружке», «Карусель». Упражнения «Доброе животное», «Ладошки», «Улыбка по кругу», «Хвост дракона» - использую для сплочения группы, эмоционального сближения.
- На освоение тактильных способов взаимодействия между участниками тренинга использую игры на тактильный контакт: «Доверительное падение», «Моя и мамина рука», «Театр прикосновений», «Скульптура», «Мы любим друг друга». Благодаря таким играм на телесном уровне прорабатываются существующие в данной паре взаимоотношения.
- Особо ценю подвижные игры, т.к. у детей и взрослых они вызывают активность, инициативу, самостоятельность, развивают умение управлять своими чувствами, эмоциями, принимать решения. «Прятки», «Жмурки», «Сова», «Кот и мыши» и др. снимают напряжение, скованность и страх.
- Особенно яркие ощущения у детей и родителей возникают от упражнений «Жужа», «Уходи, злость, уходи!», «Брыкание», «Сделай наоборот», направленные на работу с эмоционально-волевой сферой. А через «кричалки», «битву подушками» родители и дети, обучаются способам выражения негативных эмоций, отреагирования агрессии.
- Важным блоком в своей программе считаю игры совместно с родителями, направленные на развитие познавательной сферы: «Я вижу», «Загадочные картинки», «Разноцветный мир», «Менялки игрушек», «Игры - головоломки», которые несут в себе функцию подготовки детей к школьному обучению.
Каждое занятие заканчиваю ритуалом прощания «Свеча по кругу», где детско-родительские пары совещаются и, передавая свечу, отвечают на вопросы: «Что понравилось и запомнилось больше всего? Какие испытываете сейчас чувства? Как они изменялись на протяжении занятии?» Высказывают свои пожелания. Этот ритуал придает занятию ощущение таинственности, окутывает его атмосферой любви, теплоты, доверия; вызывает взрослых и детей на откровенный разговор.
Т.о. с помощью специально подобранных упражнений, игровых ситуаций на развитие эмоционально-волевой сферы, мимики, пантомимики участники группы учатся адекватно оценивать ситуацию; невербальными способами, на языке тела демонстрируют движения, открыто выражают чувства. Понимают настроение собеседника и отображают чувства в рисунках. Дети обучаются выражать чувства словами.
В завершение каждого занятия родителям предлагаю рекомендации и памятки по данной теме занятия, а также задаю домашние задания, цель которых - применение приобретённых на занятиях навыков в общении в повседневных ситуациях. На каждом последующем занятии, дети и родители делятся впечатлениями и результатами о проделанной совместной работе.
В процессе тренинга наблюдаю за тем, как между родителями и ребенком устанавливается все более близкий контакт через совместные увлечения, совместную деятельность. Родители все лучше и лучше понимают своего ребенка: становятся терпимее к его ошибкам, не раздражаются, чаще приходят к единому мнению; и могут выразить свою любовь к нему через ласковое обращение, доброжелательный тон, желание прикоснуться, обнять, погладить его, через формирование Я-позиции. А ребенок, под родительским вниманием растет и развивается, быстро обучается новым навыкам, становится активным и жизнерадостным. Улучшается его общение в детском коллективе и в семье, повышается самооценка ребенка.
По окончании совместных занятий, по результатам анкетирования родителей отмечается следующая статистика:
- у 75% опрошенных возросло чувство уверенности при выполнении воспитательных обязанностей;
- у 85% - «появилось ощущение внутреннего спокойствия и комфорта».
- у 100% - возникло желание общаться со своими детьми за рамками собственных стереотипов.
Если на начальном этапе не все родители с желанием откликались на участие в тренинге, то благодаря доброжелательной атмосфере на занятиях, доступной информации и такой форме работы, как семейная игротерапия, родители раскрепощались, становились более сензитивными, открытыми к общению и продолжали посещать занятия уже с большим интересом и удовольствием.
В результате внедрения программы по оптимизации детско-родительских отношений «Радость общения» с 10.2009г. по 04.2010г. я получила результаты, которые отражают динамику родительского отношения. Так по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» высокий бал показали лишь 6% опрошенных родителей, по шкале «Маленький неудачник» - 20% опрошенных, «Симбиоз» у 19% родителей. Высокие значения по шкалам «Кооперация» - 32% и «Принятие отвержение» - 23% говорят о достаточной выраженности такого типа родительского отношения. Т.е больше родителей стало доверять своим детям, уважать их индивидуальность, поощрять в них инициативу и самостоятельность. Принимать своих детей такими, какие они есть.
Уровень тревожности снизился у 42 % детей (5 человек из 13). Дети стали более уверенными в себе, значительно улучшились их коммуникативные навыки. В рисунках детей стали преобладать позитивные цвета и тематика.
Положительные изменения в эмоциональном развитии в результате проведенной работы:
У детей | У родителей |
- снижение тревожности | - увеличилась частота тактильных контактов |
- повышение самооценки | - усилилось чувство принятия ребенка |
- развитие произвольности поведения | - улучшилось понимание мотивов поведения и эмоций детей |
- развитие способов эмоционально-художественного самовыражения | - снизилось число конфликтов между родителями и детьми |
Т.о. оказание помощи семьям через семейную игротерапию является эффективной формой работы в повышении психолого-педагогической компетентности родителей.
Список литературы:
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольников.: Учеб. Пособие/ Я.Л. Коменский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.: под ред. Я.Л. Коменского. – МН: 1997г.-237с.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1996.-208с., ил.
- Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль: Академия развития, 1996 -204с., ил.
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки.-М.: Генезис, 2—3 -176с.: ил.
- Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации.- Волгоград: Учитель, 2009.-191 с.
Приложение.
Конспекты занятий из программы «Радость общения» по оптимизации детско-родительских отношений для родителей и детей 6-7 лет.
Занятие №1 «Мы радуемся!»
Задачи:
1.Создание эмоционально комфортных условий для сплочения членов семьи.
2. Тренировка навыков конструктивного поведения, развитие двигательных навыков, снятие мышечных зажимов.
3.Совершенствование умений и навыков родителей в формировании у детей мотивации успеха, познавательной активности и социальной уверенности, коммуникативных навыков.
4. Развитие навыков невербального общения, развитие доверительных отношений в детско-родительской паре.
5. Развитие эмоциональной устойчивости, коммуникативности, социальной уверенности, креативности.
Оборудование: Музыкальное сопровождение, игрушки, цветные карандаши, листы ватмана.
Ход занятия.
1.Приветствие – «Карусель» Укрепление сплоченности группы, создание эмоционально комфортной обстановки.
Тренер: Для того чтобы поздороваться, поиграем в игру «Карусель». Образуем два круга, левым плечом друг к другу. По сигналу бубна оба круга начинают движение в противоположные стороны. По следующему сигналу участники останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу, образуя пары. Протягивают друг другу правую руку, пожимают ее и называют свое имя. Затем задают друг другу по одному вопросу и отвечают на него. После этого вы снова поворачиваетесь левым плечом и продолжаете движение. И так несколько раз , чтобы поздороваться со всеми участниками.
2.Упражнение «Хвасталки» - «Я…, мой ребенок…»(для родителей); «Я…, моя мама…» (для детей). Эмоциональное сближение родителей и детей.
Тренер: «Поиграем в «хвасталки». Каждый участник должен охарактеризовать себя и своего ребенка или маму тремя добрыми, красивыми прилагательными.
А группа будет отвечать каждому из вас: «Мы рады за тебя!»
3.Игра-разминка «Раз-два-три!» Тренировка навыков конструктивного поведения, развитие двигательных навыков.
Тренер: «Следующая игра –разминка называется «Раз,два,три – ну-ка повтори…» Я буду говорить считалку и на каком участнике она закончится, тот становится ведущим. Он придумывает любое движение под музыку, а остальные участники за ним повторяют».
4. Упражнение «Скульптура». Снижение мышечного напряжения. Развитие навыков невербального общения, развитие доверительных отношений в детско-родительской паре. Тактильный контакт.
Тренер: Сейчас вы разбиваетесь на пары (ребенок-мама). Один из вас будет скульптор, другой – скульптура. По-моему заданию скульптор лепит из «глины» скульптуру. Первыми скульпторами будут мамы, а «глиной» будут ваши дети. Итак,
1 скульптура: «ребенок, который ничего не боится»;
2 скульптура: «ребенок, который всем доволен»;
3 скульптура: «ребенок, который выполнил сложное задание»
Теперь вы меняетесь местами. Ребенок-скульптура, мама – «глина».
1 скульптура: «моя мама самая красивая»;
2 скульптура: «мама – сердится»;
3 скульптура: «мама меня всегда любит».
Рефлексия: «Что чувствовали в роли скульптора (скульптуры)? Какую фигуру приятно было изображать, какую нет? Какие возникали затруднения? Смогли вы полностью доверится скульптору или хотелось что-то свое добавить? В какой роли было легче?
Вывод: Дети с рождения нам доверяют, а мы – скульпторы их судеб.
5.Игра «Менялки игрушек». Развитие памяти, внимания, навыков сотрудничества.
Тренер: Для следующей игры вам понадобятся игрушки. Выберете любые в этой комнате. Но сначала мы выберем водящих, им не понадобятся игрушки (мама и ребенок-родитель выбираются по считалке). Все участники с игрушками садятся по кругу, водящие стараются запомнить в теч.10 секунд игрушки у всех участников. Далее они отворачиваются и считают по очереди до 5. В это время остальные должны поменяться игрушками. Задача водящих определить, кто с кем поменялся».
6.Игра «Карандашный мостик». Развитие тонкой моторики, навыков продуктивной коммуникации между детьми и родителями; сплочение группы.
Тренер: «Играем в игру «Карандашный мостик». Сейчас вы в паре должны подойти к столу и без слов выбрать карандаш понравившегося цвета. Договориться нужно молча, а затем вдвоем взять лежащий карандаш, поддерживая его лишь с двух концов. При этом каждый из вас может пользоваться только одним пальцем. Затем вы двигаетесь по комнате, стараясь не уронить карандаш (походить, сесть на пол, попрыгать, присесть, потанцевать). Далее задание усложняется: удерживая «первый мостик», пальцами свободной руки вы берете со стола второй карандаш и проделываете те же самые движения. Начинаем!»
Рефлексия: Какие чувства испытывали во время упражнения? Какие способы взаимодействия вы придумали? Какие возникали трудности? Что получилось без проблем, легко?
7. «Рисунки из ладошек». Создание творческой атмосферы в группе. Закрепление навыков совместного конструктивного контактирования.
Тренер: «Сейчас эти и другие карандаши вам понадобятся для дальнейшего совместного рисования. Вы должны обвести любую руку друг у друга и придумать из получившейся ладошки рисунок». Каждая пара проходит за стол и выполняет рисунки из ладошек. По окончании рисования демонстрация рисунков с комментариями участников.
Рефлексия: Легко ли было придумать рисунок? Эти рисунки появились в совместном творчестве и независимо друг от друга? Что вызвало затруднения? Хотелось просить помощи, подсказки у мамы (ребенка)?
Рефлексия по окончании занятия и ритуал прощания «Свеча по кругу» Обратная связь.
- Что понравилось и запомнилось больше всего? Какие испытываете сейчас чувства? Как они изменялись на протяжении занятия? Что-то новое сможете открывать в вашем ребенке, в себе? Ваши пожелания.
Прощание. Тренер: «Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и хором скажем «До скорой встречи!»
Занятие №2 « Мы вместе!»
Задачи занятия:
- Создание эмоционально непринужденной обстановки в группе, атмосферы поддержки, единства.
- Развитие доверительных отношений в детско-родительской паре.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Выработка навыков совместного конструктивного сотрудничества в детско-родительских парах, сплочение членов семьи.
Оборудование. Музыкальное сопровождение, мяч, стулья по количеству участников, разноцветные карточки, свеча.
Ход занятия.
1.Приветствие - упражнение «Друг к дружке». Снятие эмоционального напряжения, создание позитивного настроения. Сплочение группы.
Тренер: «Сегодня мы будем здороваться друг с другом без слов. Таким способом, который я вам назову, вы должны поздороваться со своими соседями справа и слева. Начинаем: ладошка к ладошке; спинка к спинке; коленка к коленке; лобик к лобику; плечо к плечу; носик к носику; локоть к локтю; пальчик к пальчику; пятка к пятке; кулак к кулаку и т.д.»
2. Упражнение «Снежный ком». Знакомство с новыми участниками, представление себя, запоминание имен других участников, развитие памяти.
Тренер: «Следующая игра поможет нам вспомнить имена участников сегодняшней группы и узнать новые. Сейчас мы будем называть свои имена с передачей мяча вправо; каждый следующий участник называет последовательно все имена, названные до него, и в конце – свое имя». Повторение игры в обратную сторону.
3. Игра «Мы любим друг друга» Установление доверительного контакта.
Тренер: «Следующим упражнением мы будем признаваться друг другу в любви, называется оно «Мы любим друг друга». Сначала разучим слова:
Я – дрозд, и ты – дрозд, У меня губки алые,
У меня нос, и у тебя нос. И у тебя губки алые.
У меня щечки красные, Я друг, и ты – друг.
И у тебя щечки красные. Мы любим друг друга!
Теперь образуем 2 круга: взрослые внешний круг, дети – внутренний, все смотрим друг другу в глаза и говорим эти слова друг другу.
4.Игра «Перебежки». Развитие коммуникативных способностей.
Тренер: Сейчас в парах вы должны сесть на стулья так, чтобы один участник – ребенок сидел на стуле, а другой стоял у него за спиной, опустив руки по швам. Т.о., у нас получится два круга. Игра называется «Перебежки». Сидящие во внутреннем кругу дети, ни говоря ни слова, делают друг другу определенные знаки (подмигнуть, махнуть головой), что будет служить командой для обмена местами друг с другом. Задача стоящих родителей – удержать за плечи сидящих детей, если тот вдруг решится поменяться местом с другим игроком. Начинаем!»
5. Игра «Разноцветный мир» Развитие памяти, концентрации внимания, установление поддерживающих эмоциональных контактов родителей и детей.
Тренер: «Следующая наша игра называется «Разноцветный мир». Сейчас дети по очереди будут называть предметы определенного цвета. Если ребенок не справляется, то на помощь ему должен прийти родитель. Но побеждает тот ребенок, который назовет последнее слов. Делимся на 2 команды: детей и родителей и начинаем». Тренер показывает карточку определенного цвета, дети по очереди называют предметы, имеющие такой цвет.
6. Игра «Моя и мамина рука» Закрепление представления о схеме тела – правая и левая рука, пальцевый гнозис; отреагирование и прорабатывание на телесном уровне существующих в данной паре взаимоотношений; осознание родителями данного опыта.
Тренер: «А сейчас я предлагаю вам встать напротив друг друга и выполнять то, о чем я вас попрошу». Тренер последовательно предлагает:
- «Поздороваться» друг с другом указательными пальцами.
- Погладить своим мизинчиком партнера.
- Померяться силами (перетянуть) с помощью средних пальчиков.
- Одному из партнеров ладонью обхватить большой палец второго участника и стараться его удержать. Задача второго – вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.
- Попрощаться с партнером безымянными пальцами.
На занятии упражнение выполняется только левой рукой. В качестве домашнего задания участникам предлагается сделать то же самое с противоположной рукой (правой).
7.Заключительная игра «Дракон». Развитие навыков взаимодействия, сплочение группы
Тренер: «Сейчас вы должны построиться в линию, держась за талию. Играем в игру «Дракон кусает свой хвост». Первый участник – это «голова» дракона, последний – его «хвост». «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона не должно разорваться. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях. Начинаем!»
8. Рефлексия занятия и ритуал прощания «Свеча по кругу» Обратная связь.
Тренер: «Давайте вспомним, что сегодня делали и, что понравилось больше всего. Какие эмоции и чувства сейчас испытываете? С каким настроением пришли и с каким уходите? Какие пожелания хотите высказать?
Прощание. Тренер: «Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и хором скажем «До скорой встречи!»
Занятие №3 «Мы чувствуем!»
Задачи:
1.Создание условий для развитие партнерских отношений между детьми и родителями, возможность отреагирования эмоционального дискомфорта между детьми и родителями, сплочение группы.
2.Развитие внимания, наблюдательности, повышение скорости реакции, предоставление детям возможности побывать в активной лидерской позиции.
3. Развитие эмоциональной устойчивости, коммуникативности, социальной уверенности, креативности.
Оборудование. Музыкальное сопровождение, правила на ватмане, стулья, платок, карандаши, свеча.
Ход занятия:
1.Упражнение «Ладошки». Снятие эмоционального напряжения, создание позитивного настроения. Сплочение группы.
Все участники стоят в кругу. Тренер: «Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые взрослые. Я очень рада вас всех видеть, давайте начнем наше занятие. Сейчас каждый будет называть своё имя, для того, чтобы мы все его
вспомнили. А помогут нам в этом наши ладошки. Располагаем руки таким образом, чтобы правая рука лежала на левой руке соседа, ладошками вверх. Начинаем с меня, Инна Валериевна». Все участники по очереди хлопают правой ладошкой по левой ладошке соседа, называя свое имя.
Тренер: «Следующий круг, наши ладошки помогут нам поздороваться. Прикоснувшись, будем говорить «Привет! «Здравствуйте! Или «Доброе утро! Все участники здороваются по своему.
2. Игра – приветствие «Европейский город». Развитие партнерских отношений между детьми и родителями, возможность отреагирования эмоционального дискомфорта между детьми и родителями, сплочение группы.
Тренер: «Представьте себе, что вы оказались на площади одного из европейских городов, имеющих прочные традиции. Жители этого города каждый день в определенное время собираются на центральной площади и здороваются друг с другом в соответствии с количеством ударов колокола. Так, если колокол прозвенел один раз, жители здороваются друг с другом ладонями, дважды – спинами, а трижды – поглаживают друг друга по плечам. Также важно, чтобы каждое действие вы выполняли с новым партнером».
3. Закрепление правил. Тренер напоминает: «Хочу обратить внимание на правила, которые продолжают действовать и на сегодняшнем занятии».
Закрепление правил работы в группе.
4. Игра «Менялки». Создание эмоционально непринужденной обстановки в группе; укрепление ее сплоченности, развитие внимания, наблюдательности, повышение скорости реакции, предоставление детям возможности побывать в активной лидерской позиции.
Тренер: «Играем в игру «Менялки». Игра проводится сидя на стулья в кругу. Ведущий, которого мы выберем, убирает свой стул и говорит слова: «Меняются те у кого…»(светлые волосы, часы и т.д.) После этого те участники, кто имеют названный признак, должны быстро встать и поменяться местами. В то же время, водящий старается занять свободный стул. Тот, кто остался без стула, становится водящим».
5.Упражнение «Узнай руку мамы» Контактирование родителей и детей между собой на телесном уровне. Отреагирование и прорабатывание на телесном уровне существующих в данной паре взаимоотношений; осознание родителями данного опыта.
Тренер: Следующие игры будут проходить в парах. Игра называется «Узнай руку мамы». Ребенку завязываются платком глаза. Далее он берет мамину руку и старается запомнить ее на ощупь. Мамы участницы садятся на стулья в ряд. Ребенок, постепенно обходя ряд, на ощупь должен узнать мамину руку. И так каждый ребенок».
6. Разминка «Гномики - великаны» Развитие внимания, отдых.
Тренер: «Давайте мы с вами немножко отдохнем! Условие игры очень простые – если я называю слово «гномики», вы опускаете руки и приседаете; соответственно, если называю слово «великаны», вы встаете и поднимаете руки вверх». Участники проделывают несколько серий движений по заданной инструкции, затем задание видоизменяется: «А теперь я вас буду обманывать. Вы же должны показывать то, что я буду называть». (Вед. Называет «гномики», а сам стоит – участники должны присесть).
7.Игра «Найди ребенка». Развитие навыков невербального общения, закрепление тактильных ощущений, установление поддерживающих эмоциональных контактов родителей и детей.
Тренер: «Теперь предлагаю мамам—с закрытыми глазами отыскать своего ребенка. Дети встанут в ряд, а мама на ощупь будет искать своего сына или дочку».
Рефлексия. Какое упражнение из 2-х понравилось больше, чем? В какой роли было труднее, в какой легче? Какие чувства испытывали?
8. Совместное рисование одним карандашом. Выработка (закрепление)навыков совместного конструктивного контактирования, осознание родителями возможных в т.ч. и собственных, трудностей взаимодействия с детьми на демократичном уровне.
Тренер: «Сейчас вы будете рисовать вдвоем на листе бумаги. Проходите за столы и слушайте дальнейшую инструкцию. Будете рисовать одним карандашом, но двумя руками: ребенок берет карандаш в руку, а мама берет руку ребенка. Сначала решите в паре, кто из вас будет главным, кто будет принимать решение, что рисовать и какими карандашами. Рисунок выполняется молча» По окончании рисования демонстрация рисунков с комментариями участников.
Рефлексия: «Легко ли было рисовать?» «Что было самым трудным?» «Что понравилось в совместном рисовании?» «Кто был инициатором идей?»
9. Рефлексия занятия и ритуал прощания «Свеча по кругу»
Тренер: «Давайте вспомним, что сегодня делали и, что понравилось больше всего. Какие эмоции и чувства сейчас испытываете? С каким настроением пришли и с каким уходите? Какие пожелания хотите высказать?
Прощание.
Тренер: «Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и хором скажем «До скорой встречи!»
Занятие №4 «Мы переживаем и общаемся!»
Задачи:
1. Создание условий для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формирование мотивации к их изменению, апробирование новых способов поведения. между детьми и родителями,
2. Проработка родителями личных страхов и переживаний, отреагирование эмоционального дискомфорта.
3.Выработка навыков совместного конструктивного сотрудничества в детско-родительских парах, сплочение членов семьи.
Оборудование: карточки из плотной бумаги, булавки, фломастеры, скотч, краски, блюдца для размешивания красок, листы бумаги формата А3, старые газеты, клеенка, салфетки влажные и сухие, мыло, вода.
Ход занятия:
1.Тренер предлагает всем участникам выбрать себе новое игровое имя. Причем дети делают имена родителям, а родители – детям. Затем каждый представляет себя.
2. Упражнение «Давайте поздороваемся» Снятие эмоционального напряжения, создание позитивного настроения. Сплочение группы.
Всем участникам встать в круг. Предлагается выбрать способ поздороваться как можно с большим количеством участников разными способами: словами, улыбкой, локтем, коленом, спиной, бедром, лбом”.
3. Упражнение «Коробка переживаний» Проработка родителями своих страхов и переживаний.
Тренер: Я сегодня принесла небольшую коробку. Предлагаю отправить её по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания.
4. Упражнение «Постукивающий массаж». Снижение мышечного напряжения. Развитие навыков невербального общения, развитие доверительных отношений в д-р паре. Тактильный контакт.
Тренер: Я предлагаю вам веселую игру-разминку. Разбейтесь на пары и выберите, кто будет первым номером, а кто вторым.
Первые номера должны встать на колени, наклониться вперед и положить голову на ладони перед собой. А вторые номера должны встать сбоку от первых на колени и начать мягко постукивать пальцами по спине своего партнера. Это постукивание на слух должно быть похожим на легкий цокот копыт лошади, бегущей трусцой. Начинайте такое постукивание от плеч и постепенно переходите по всей спине до пояса. Постукивать нужно поочередно то правой, то левой рукой (2 минуты).
А теперь поменяйтесь ролями.
5. Упражнение «Круг общения»
Участники делятся считалкой: “Мамочки – детки” на два круга. Внутренний круг - “мамочки” - закрывают глаза, встают лицом к внешнему кругу – “детки”. “Детки” двигаются по часовой стрелке вокруг “Мамочек” и на сигнал останавливаются. Упражнение выполняется молча.
Задание:
1. Пообщайтесь друг с другом руками:
- поздоровайтесь;
- потанцуйте;
- поборитесь;
- помиритесь;
- попрощайтесь.
2. Перед вами маленький, плачущий ребёнок, который чем-то расстроен. Пожалейте его.
3. Вы встретили хорошего друга, которого давно не видели. Покажите, как вы рады его видеть.
6. Упражнение «Художники-натуралисты» Проработка родителями своих страхов и предубеждений. Физическое и эмоциональное раскрепощение и ощущение свободы и радости.
Тренер: Возьмите большой лист бумаги, либо кусок старых обоев, и положите на клеенку или газеты. Перед играющими поставить блюдца с жидкими красками. Разрешите себе и ребенку рисовать не кисточками, а пальцами, кулачками, ладошками, локтями, ногами, щечками, носиком. Сюжет рисунка можно выбрать любой: “Падают листья”, “Следы невиданных зверей”, “Фантастическая планета”, “Разноцветная мозаика”.
Примечание: после упражнения желательно хорошо отмыться, вспоминая то раскрепощение и ощущение свободы и радости, которое все почувствовали.
7. Упражнение «Пирамида». Эмоциональное сближение родителей и детей.
Все садятся в круг. Тренер говорит: “Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем нашу любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свою работу. Расскажите и вы, кого и что вы любите (следуют рассказы).
А теперь давайте построим “пирамиду любви” из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку поверх моей. (все участники выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая пирамида получилась у нас. А все потому, что мы любимы и умеем любить сами”.
8. Упражнение «Ромашка из ладошек».
Обведите свою ладонь на ватмане и напишите в центре свое имя (детям помогают писать родители). Располагайте ладони на ватмане таким образом, чтобы из них получилась ромашка. В центре ладони напишите пожелание кому-либо из присутствующих.
Рефлексия
Тренер предлагает группе поделиться опытом, который они получили за 4 дня тренинга.
Обязательное условие: обсуждение проходит за общим чаепитием.
Участникам тренинга вручаются символические Благодарности.
Вопросы для рефлексии:
- что вы приобрели нового?
- как вы собираетесь претворить в жизнь свои достижения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционных мероприятий по оптимизации детско-родительских отношений
Направления коррекционной работыСоздание отношений эмпатии и взаимного принятия в семье, по средствам совместного участие в специально организованных играх;Дать со...
Обобщение передового опыта работы педагога-психолога "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр"
Цель работы — выявление эффективности дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, развитие свойств и произвольности внимания старших дошкольников через использование...
Презентация Обобщение передового опыта работы педагога-психолога "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр"
«Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр»...
Сообщение из опыта работы педагога-психолога на тему: «Развитие навыков саморегуляции у детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием кинезиологических упражнений»
Актуальность. Формирование регулятивной функции поведения в процессе осуществления познавательного развития детей с ОВЗ в настоящее время определяется тем, что с каждым годом увеличивается ...
Из опыта работы педагога-психолога Советы педагога психолога в ДОУ для родителей. Когда можно требовать послушания?
Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит?...
Сообщение из опыта работы «Речевая деятельность старших дошкольников, как проявление субъектной позиции ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками».
Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой, ре...
Сообщение из опыта работы «Создание условий для вовлечения родителей в образовательное пространство детского сада через разработку и внедрение детско-родительского проекта «Путешествие в страну конструирования»
1-Слайд. Сложно ли педагогу развивать техническое творчество в детском саду? Да, сложно. Но благодаря внутренним убеждениям, желанию развиваться самому и учить новому детей, педагог всегда...