Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»
С. Михалков
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nravstvennoe_miroshnichenko_e.i.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Е.И.Мирошниченко
г.Гурьевск Кемеровская область
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»
С. Михалков
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно сказать, что дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о своей семье, родном крае, стране, особенностях русских традиций. Не развито у старших дошкольников чувство гордости за достижения своей семьи, родного края, страны. Многим родителям просто неизвестно что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Одной из проблем современного образования является то, что в процессе воспитания утрачена историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей старшего поколения. Воспитание нравственно-патриотической личности показывает, что самым слабым звеном сегодняшней деятельности является семья. Поэтому, необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье нужно сохранять и передавать русские традиции, ценности созданные предками.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Надо, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых дней формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижение страны, любовь и уважение к армии; гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Источником формирования у ребенка любви к родным местам является и участие его в общественно – полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких.
Формирование патриотического воспитания ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие и нравственных чувств. Цель заключается в создании условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности – любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям, населяющим ее;
Исходя из цели, возник целый комплекс задач:
- воспитывать гуманистические чувства у детей; формировать бережного отношения к природе и всему живому;
- знакомить с русскими народными традициями, прививать любовь и уважение к ним;
- развивать коммуникативные и социальные навыки; способствовать овладению элементарными правилами безопасного поведения, в том числе экстренной ситуации;
- знакомить и расширять представления детей о городах России; знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развивать чувства гордости за достижение страны;
- формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, и их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитываются в ребенке не только патриотические чувства, но и формируются его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В работе используются такие формы и методы работы с детьми, как беседы, чтение художественной литературы, составление семейных альбомов, организация выставок, разучивание песен и стихов, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, рассматривание картин, иллюстраций, использование фото-, видео-, аудиоматериалов, экскурсии, рассказы воспитателя из личного опыта, изготовление вместе с детьми необходимых материалов и пособий для занятий, практические действия с каждым ребенком.
Средствами являются обучение, игра, труд, бытовая и повседневная деятельность, восприятие произведений искусства.
Формы реализации: учебная, игровая, трудовая, бытовая, индивидуальная, подгрупповая, коллективная.
Нет сомнений, что уже в детском саду в результате систематической и целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности. Он должен научиться понимать, что такое обязанности (надо) и права (можно).
Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста. Только совместное взаимодействие детского сада и семьи, объединенных в одну образовательную систему, позволит воспитать у ребенка чувство гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к другим нациям и народам.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Все это поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Раскрытие личности ребенка полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знания о культуре, это проживание в ней, и ее традициях.
Литература
1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) [Текст] / Алешина Н.В//. - М.:УЦ «Перспектива», 2011. – 296с.
2. Доможакова, Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.И. Доможакова // Управление ДОУ -2006. - №8-с. 80-85.
3. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005. -144с.
4. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [Текст] / М.Ю. Новицкая. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».
В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...
Педсовет «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Педсовет включает в себя рассмотрение проблем нравственно патриотического воспитания, анализ анкет для педагогов, деловую игру....
Календарно-тематическое планирование (группа детей 5-6 лет) по теме: СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ при воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....