Опыт работы по теме: «Взаимодействие воспитателя с родителями направленное на развитие любознательности у детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Векшина Зоя Геннадьевна
Согласно ФГОС ДО Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире. Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности. В ФГОС ДО область «Познавательное развитие» включает в себя: Развитие любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий Развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), О планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относится: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности. Познавательное развитие детей дошкольного возраста становится основной задачей родителей и воспитателей в дошкольных учреждениях. Работая по данному направлению, мной изучались работы таких ученых, как: Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков и др. Важно отметить, что в педагогике особую роль познавательного развития детей признавал еще Я.А. Коменский В целом такие педагоги прошлого, как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательное развитие как естественное стремление детей к познанию. Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. (С.И.Ожегов) Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. Цель – создание условий для совместной деятельности детей, родителей и педагогов, направленной на повышение компетентности родителей в познавательном развитии детей посредствам приобщения детей раннего возраста к познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: 1. Для детей: - Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. Ребенку должны создаваться условия, располагающие к комфортным играм, взаимодействию с членами семьи и сверстниками. - Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Необходимо поощрять ребенка обращать внимание на то, что происходит вокруг, в особенности — делиться с родителями своими впечатлениями. - Развитие у ребенка способностей к активной творческой деятельности, различных операций с предметами. В его распоряжении должны быть материалы для творчества. - Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире. Для этого очень важно общаться с ребенком на простые, доступные его возрасту темы. Желательно также смотреть познавательные передачи и смотреть развивающие телепередачи. - Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов, объясняющих происходящие вокруг события. Этому очень способствуют ответы на всевозможные детские «почему». Важно относиться серьезно к любым вопросам, какими бы нелогичными они не казались. - Создание условий, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности. Лучше разрешить ребенку самостоятельно, пусть не с первого раза и не лучшим образом сделать то или иное действия, чем лишать его возможность проявить инициативу. - Формирование доброжелательного отношения к людям и окружающему миру в целом. Ребенок младшего возраста еще слабо знаком с правилами этикета, но уже важно, чтобы он мог строить элементарные отношения с окружающими, в том числе со сверстниками, овладевал навыками общения и т.д. 2. Для родителей - взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды - повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей - оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми - использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям Предполагаемый результат – мы предположили, что при достижении поставленной цели и решая вышесказанные задачи мы получим: 1. Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени адаптации; 2. Развитие у детей интереса к окружающему миру и предпосылок изучения происходящих событий. 3.Повышение компетентности родителей в вопросах познавательного развития детей в процессе воспитания; 4. Тесный доверительный контакт во взаимоотношениях воспитателя и родителей, активное участие семей воспитанников в жизни группы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 54_ds_vekshina_z.g.2.ppt2.52 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление образования Администрации города Новочеркасска Методический кабинет Городское методическое объединение воспитателей раннего и младшего дошкольного возраста по теме: «Создание условий для познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО И Профессионального стандарта (воспитатель)» Векшина З.Г. – воспитатель МБДОУ д/с № 54 2017-2018 учебный год

Слайд 2

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; 3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550); 4. Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования». 5. ООП МБДОУ д/с № 54. 6. Адаптированная основная образовательная программа оздоровления воспитанников в группах оздоровительной направленности «Здоровые дети». 7. Положение о группе оздоровительной направленности 8. Рабочая программа педагога МБДОУ д/с № 54

Слайд 3

Развитие любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий Развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), О планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относится: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Слайд 4

ЦЕЛЬ Создание условий для совместной деятельности детей, родителей и педагогов, направленной на повышение компетентности родителей в познавательном развитии детей посредствам приобщения детей раннего возраста к познавательно-исследовательской деятельности. ЗАДАЧИ Дети: - Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. - Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям. - Развитие у ребенка способностей к активной творческой деятельности, различных операций с предметами. - Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире. - Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов, объясняющих происходящие вокруг события. - Создание условий, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности. - Формирование доброжелательного отношения к людям и окружающему миру в целом. Родители: - взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды - повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей - оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми - использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям Предполагаемый результат 1. Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени адаптации; 2. Развитие у детей интереса к окружающему миру и предпосылок изучения происходящих событий. 3.Повышение компетентности родителей в вопросах познавательного развития детей в процессе воспитания; 4. Тесный доверительный контакт во взаимоотношениях воспитателя и родителей, активное участие семей воспитанников в жизни группы детского сада.

Слайд 5

коллективны е – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции индивидуальные –тематические консультации , беседы наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей. Семинары-практикумы Круглый стол, чаепития Мини-собрания Педагогическая гостиная Устные педагогические журналы Педагогическая библиотека для родителей Исследовательско - проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. Общение в группе бесплатных сообщений WhatsApp, Viber , Одноклассники Праздники Тематические дни и недели Совместные проекты Традиционные формы Нетрадиционные формы

Слайд 6

Тематическая неделя по духовно-нравственному воспитанию детей «Масленичные гуляния» Развлечение для семей воспитанников «Вместе с мамой весело», посвященного празднованию Дня матери Тематическая неделя в ДОУ «Неделя здоровья» Участие в мероприятиях проекта сетевого взаимодействия по экологическому воспитанию «Здоровье планеты в наших руках» Театральная постановка для семей воспитанников и детей «Осенняя сказка»

Слайд 7

Создание условий для установления партнерских отношений с родителями воспитанников, повышение их компетентности в вопросах воспитания детей и обеспечение привыкания детей к условиям детского сада ЦЕЛЬ Совместная деятельность с участием родителей в режимном моменте «Солнышко лучистое» Совместное развлечение с участием родителей в режимном моменте «Вместе с мамой поиграю!» ЦЕЛЬ Оказание помощи родителям в установлении эмоционально-тактильного контакта с детьми, в процессе совместной деятельности направленной на познавательное развитие, как ещё один шаг для достижения уровня легкой степени адаптации воспитанников, формирование умения родителей играть в игры с детьми

Слайд 8

Творческий проект в ДОУ «Как мы отдыхали и трудились летом» Срок – сентябрь 2017 г. Цель - создание условий для активизации познавательных и творческих способностей воспитанников в атмосфере продуктивного сотрудничества взрослых и детей направленного на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей. Итоги: - Проявление творческой активности детей и родителей в процессе подготовки и проведении мероприятий; - Проявление воспитанниками познавательно-творческой активности во всех видах деятельности; - Вовлеченность родителей в воспитательно-образовательный процесс реализации ООП ДО. Продукт проектной деятельности: Стен - газеты; Фото-альбомы о лете; Выставки альбомов с рисунками о лете. Педагогический проект в группе «Адаптация воспитанников к условиям детского сада» Срок – сентябрь 2017 – январь 2018 г. Цель – создание условий для обеспечения прохождения легкой степени адаптации детей в группе Итоги: На основании: наблюдений за поведением воспитанников, диагностики уровня адаптации к условиям детского сада, активного участия родителей в жизни группы детского сада, отсутствие тревожности у родителей за своих детей, результаты анкетирования родителей «Какой я родитель», «Уровень адаптации к детскому саду моего ребенка» (56 %) адаптационный период длился допустимое для данного периода времени – 16 дней. – легкая степень адаптации (радостное, устойчивое эмоциональное состояние, хороший аппетит) 44 % детей – 32 дня – средняя степень адаптации (эмоциональное состояние было неустойчивое, безразличное отношение к сверстникам) Тяжелой формы адаптации не выявлено.

Слайд 9

проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе ответы на вопросы родителей ими самими , приведение примеров из собственного опыта увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие любознательности у детей раннего возраста через игры - занятия с элементами экспериментирования».

Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно ...

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ ФИЗ.ДОСУГОВ».

                 Задачи:-помочь родителям и дошкольникам ощутить радость от совместной двигательно-игровой деятельности;-способствовать развитию у р...

Опыт работы по теме: "Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста".

Обобщение опыта работы воспитателя Скобелкиной Н.С. по теме:«Роль дидактической игрыв формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

«Взаимодействие воспитателей с семьёй по преодолению трудностей в адаптации детей раннего возраста».

На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению очень актуальна. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, по...

Взаимодействие воспитателей и родителей по вопросам развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

В дошкольный период детства оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим. Успех социализации ребенка во многом зависит от уровня развития его эмоционально-нравстве...